Женитьба Бальзаминова (пьеса)
Женитьба Бальзаминова | |
---|---|
Женитьба Бальзаминова | |
Жанр | комедия |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1861 |
Дата первой публикации | 1861[1] |
Предыдущее | Свои собаки грызутся, чужая не приставай |
«Жени́тьба Бальзами́нова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь») — пьеса второго периода (1860—1875) творчества Александра Николаевича Островского, написанная и опубликованная в 1861 году. Это последняя пьеса трилогии о молодом чиновнике Бальзаминове вместе с пьесами «Праздничный сон — до обеда» (1857) и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)[2]. 1 января 1863 года состоялась премьера комедии на сцене Александринского театра, а 25 марта 1965 года на экраны РСФСР вышел фильм «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова.
История создания
Комедия вышла в свет в сентябрьском номере журнала «Время» под названием «За чем пойдешь, то и найдёшь. Женитьба Бальзаминова. Картины московской жизни». Постоянным сотрудником «Времени» А. Н. Островский не был. Этот ежемесячный литературный и политический журнал издавался в Петербурге с 1861 по 1863 год братьями Достоевскими. Драматург писал[3]:
«Милостивый государь, Фёдор Михайлович. Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил её позже, чем желал бы. Когда прочтёте эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса: по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете свое мнение совершенно искренно и бесцеремонно».
Великий русский писатель и литературный деятель Фёдор Михайлович Достоевский назвал пьесу «прелестью»:
Вашего несравненного «Бальзаминова» я имел удовольствие получить третьего дня… Что сказать Вам о Ваших «сценах»? Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме.
Ф. М. Достоевский организовал у себя чтение пьесы и об интересных для автора впечатлениях слушателей также сообщал в письме: «…Некоторые из слушателей и из слушательниц вашей комедии уже ввели Белотелову в нарицательное имя. Уже указывают на Белотелову и отыскивают в своей памяти девиц Пеженовых»[4].
Сюжет
Бедное, но не нищенствующее семейство Бальзаминовых (Павла Петровна (мать) и её сын Михаил Дмитриевич), живёт в поисках более выгодной жизни. Их единственным способом обогатиться является брак с богатой женщиной. Для этого Бальзаминов нанимает сваху Акулину Гавриловну Красавину и одновременно предпринимает действия, чтобы познакомиться с наследницами. Однако все его попытки оказываются безуспешными: «невеста» смеётся над ним, а его «друг и помощник» обманывает его. Бальзаминов оказывается в отчаянии.
Мудрая сваха Красавина находит будущую жену для Бальзаминова в лице вдовы с крупным состоянием, магазинами в Китай-городе, домом и садом. Невеста является «очень полной» (по словам Бальзаминова), чрезвычайно глупой, ленивой и не молодой. Однако все эти факторы не имеют значения, ведь будущий муж счастлив[5].
Темы и идея
В данной пьесе обсуждается тема маленького человека, который вынужден существовать в обществе Москвы. Бальзаминов, несчастный и необразованный, вынужден выживать в этой среде. Единственный способ быть признанным — быть богатым, вот почему он ищет себе богатую невесту. Недостаток образования приводит к формированию неправильной системы ценностей у главного героя. Вместо того чтобы работать или учиться, он просто бездельничает[2].
Писатель затрагивает тему выживания в обществе, где каждый стремится обеспечить себя как может: Бальзаминова усиленно старается женить своего сына, Красавина прилагает усилия, чтобы устроить сватовство с Белотеловой, Чебаков разрабатывает планы по похищению богатой наследницы, а Пеженовы грезят об осуществлении побега из своего дома.
Действующие лица
Бедный чиновник, Михаил Бальзаминов, неприспособленный к жизни, уповает на счастливое стечение обстоятельств. Островский создал пародийный образ «маленького человека», используя приёмы водевиля и народного балаганного представления[6].
В Замоскворечье, закрытом и почти выдуманном драматургом месте, обитает главный герой. Это глухая сторона, населённая богатыми невестами-купчихами, грубыми купцами и их глупыми дочерьми, которые не признают «образованность». Поиски богатой невесты стали регулярными приключениями Бальзаминова, которые всегда заканчиваются для него неудачей. Его постоянно оскорбляют, конфузят и выгоняют. Но он не теряет надежды и снова встаёт на ноги, готовый к очередному поползновению[2].
- Павла Петровна Бальзаминова, мать главного героя, вдова, не проявляет особых интересов в своей жизни. Она главным образом заботится о том, чтобы удачно устроить своего сына. Материнское сердце испытывает тревогу: Бальзаминова осознает, что её сын не обладает острым умом.
- Михайло Дмитрич Бальзаминов, её сын. Желание молодого служащего с скромным чином и небольшим жалованьем — найти богатую жену. Однако он не слишком умён, имеет слабый характер и проявляет жадность к деньгам. В своей наивности он надеется на исполнение этой мечты.
- Акулина Гавриловна Красавина, профессиональная сваха, умеющая легко справляться с любым деликатным делом, тучная женщина в возрасте, которая обладает сообразительностью и ловкостью.
- Лукьян Лукьяныч Чебаков, офицер в отставке. Очень приличный господин средних лет, с усами, лысоват, сюртук застёгнут на все пуговицы. Выражение лица насмешливо. Способен на любой обман ради своей выгоды.
- Домна Евстигнеевна Белотелова, вдова лет тридцати шести, очень полная женщина, приятного лица, говорит лениво, с расстановкой. Мечты этой 36-летней женщины, с приятным лицом и полными формами, ничем не ограничены. Её флегматичный характер и скучная повседневность никак не ограничивают её в поисках развлечений. Главным увлечением героини является наслаждение едой. Она мечтает о том, чтобы выйти замуж, ведь это, по её мнению, сможет сделать её жизнь более интересной и разнообразной.
- Анфиса Панфиловна Пеженова, старшая из сестёр Пеженовых, принадлежит к купеческому семейству; её мечта — выйти замуж и таким образом освободиться из унылой тюрьмы, где ей приходится скучать; ей около 30 лет, она среднего телосложения, с тоской проживает свои дни.
- Раиса Панфиловна Пеженова, младшая из сестёр Пеженовых, лет под 30; она не слишком толстая и не слишком худая. Как и её старшая сестра, она испытывает грусть, но у неё нет никакой надежды на то, чтобы выйти замуж, поскольку нет никакого кавалера. Она носит простую блузу и огромный кринолин.
- Химка (Афимка), горничная девочка Пеженовых, запуганная, шустрая, но глуповатая.
- Матрёна, кухарка. Не очень разговорчива. Когда хозяйка приглашает её, она любит выпить чаю. Она непочтительна к Бальзаминову-младшему и в целом считает его малахольным и простоватым[7].
Художественные особенности
Судьбе главного героя в пьесе противостоит скрытая полемика афоризмов, которые выражают различное отношение персонажей. Драматург особенно акцентирует внимание на использовании пословиц как народной мудрости. Персонажи постоянно общаются, выражая свои мысли и чувства с помощью пословиц. В самом начале пьесы мать Миши размышляет: «Говорят: за чем пойдёшь, то и найдёшь! Видно, не всегда так бывает»[5].
Из уст свахи Красавиной пословицы буквально бьют фонтаном, раскрывается её представление о жизни и оценка характера Бальзаминова: «По Сеньке шапка, а по Ерёмке кафтан». А то вот тебе ещё другая пословица: «Видит собака молоко, да рыло коротко»[5]. Кухарка Матрёна придерживается того же мнения, однако она не отвергает возможность внезапного поворота в судьбе Миши: «Что говорить! Всяко случается. На грех-то, говорят, и из палки выстрелишь». В финале сваха Красавина подводит итог жениховским перипетиям Миши: «А вот ещё есть пословица. Ты долго за невестами ходил? Бальзаминов: Долго. Красавина: А пословица-то говорит: «За чем пойдёшь, то и найдёшь»[5]. В первой сцене первого акта Бальзаминова-мать произносит эту пословицу, выражая свои горести по поводу того, что её сын ищет невесту, но не может найти. В конце пьесы эта же пословица произносится свахой, поставившей точку в этой истории: Бальзаминов искал богатую невесту, и нашел её.
Адаптации
- 1 января 1863 года петербургский Александринский театр показал премьеру под названием «За чем пойдёшь, то и найдёшь».
- 14 января 1863 года спектакль был показан в Москве на сцене Малого театра.
- В 1964 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Константином Воиновым была поставлена экранизация пьесы — фильм «Женитьба Бальзаминова».
- В 1989 году режиссёр-постановщик Александр Белинский снял телевизионный фильм-балет по мотивам трилогии Александра Островского о персонаже Михаиле Бальзаминове.
- В 2001 году пьеса была поставлена в Новосибирском театре музыкальной комедии.
- В 2010 году в Димитровградском драматическом театре им. А. Н. Островского зрители познакомились с пьесой А. Островского.
- В 2013 году повторно пьеса была поставлена в Новосибирском театре музыкальной комедии.
- В 2015 году пьесу показали в камерном театре города Чебоксары.
- В 2016 году Серпуховской музыкально-драматический театр представил на суд зрителей пьесу «Женитьба Бальзаминова».
- В 2020 году спектакль «Игра разума» по мотивам пьесы А. Н. Островского поставлен на сцене Дома музея Владимира Высоцкого в Москве.
- В 2020 году композитор Владимир Баскин и драматург Евгений Муравьёв написали мюзикл «Женитьба Бальзаминова», в который вошли все части трилогии А. Н. Островского. Мюзикл также был поставлен в Волгоградском музыкальном театре (2020) и в Магнитогорском драматическом театре (2020).
Примечания
- ↑ Островский А. Н. За чем пойдёшь, то и найдёшь. Женитьба Бальзаминова // Время. — 1861. — Т. V, № 9. — С. 5—49. Подзаголовок — «Картины из московской жизни».
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Никольский С. А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40—60-х годов XIX столетия. — М.: Прогресс- Традиция, 2012. — С. — М.: Прогресс- Традиция, 2012. — 624 с.: ил.. — 624 с.
- ↑ За чем пойдешь, то и найдешь. Женитьба Бальзаминова. Картины московской жизни . Artefact. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Примечания . Островский Александр Николаевич. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Островский А. Н. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова) . Библиотека онлайн. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Овчинина И. А. Островский Александр Николаевич . Большая Российская энциклопедия. БРЭ (14 сентября 2022). Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Островский А. Н. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)*. — М.: Гослитиздат, 1950. — Т. 2.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |