Женитьба Бальзаминова (пьеса)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Женитьба Бальзаминова
Женитьба Бальзаминова
Афиша спектакля «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А. Островского
Афиша спектакля «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А. Островского
Жанр комедия
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1861
Дата первой публикации 1861[1]
Предыдущее Свои собаки грызутся, чужая не приставай

«Жени́тьба Бальзами́нова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь») — пьеса второго периода (18601875) творчества Александра Николаевича Островского, написанная и опубликованная в 1861 году. Это последняя пьеса трилогии о молодом чиновнике Бальзаминове вместе с пьесами «Праздничный сон — до обеда» (1857) и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)[2]. 1 января 1863 года состоялась премьера комедии на сцене Александринского театра, а 25 марта 1965 года на экраны РСФСР вышел фильм «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова.

История создания

Комедия вышла в свет в сентябрьском номере журнала «Время» под названием «За чем пойдешь, то и найдёшь. Женитьба Бальзаминова. Картины московской жизни». Постоянным сотрудником «Времени» А. Н. Островский не был. Этот ежемесячный литературный и политический журнал издавался в Петербурге с 1861 по 1863 год братьями Достоевскими. Драматург писал[3]:

«Милостивый государь, Фёдор Михайлович. Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил её позже, чем желал бы. Когда прочтёте эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса: по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете свое мнение совершенно искренно и бесцеремонно».

Великий русский писатель и литературный деятель Фёдор Михайлович Достоевский назвал пьесу «прелестью»:

Вашего несравненного «Бальзаминова» я имел удовольствие получить третьего дня… Что сказать Вам о Ваших «сценах»? Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме.

Ф. М. Достоевский организовал у себя чтение пьесы и об интересных для автора впечатлениях слушателей также сообщал в письме: «…Некоторые из слушателей и из слушательниц вашей комедии уже ввели Белотелову в нарицательное имя. Уже указывают на Белотелову и отыскивают в своей памяти девиц Пеженовых»[4].

Сюжет

Бедное, но не нищенствующее семейство Бальзаминовых (Павла Петровна (мать) и её сын Михаил Дмитриевич), живёт в поисках более выгодной жизни. Их единственным способом обогатиться является брак с богатой женщиной. Для этого Бальзаминов нанимает сваху Акулину Гавриловну Красавину и одновременно предпринимает действия, чтобы познакомиться с наследницами. Однако все его попытки оказываются безуспешными: «невеста» смеётся над ним, а его «друг и помощник» обманывает его. Бальзаминов оказывается в отчаянии.

Мудрая сваха Красавина находит будущую жену для Бальзаминова в лице вдовы с крупным состоянием, магазинами в Китай-городе, домом и садом. Невеста является «очень полной» (по словам Бальзаминова), чрезвычайно глупой, ленивой и не молодой. Однако все эти факторы не имеют значения, ведь будущий муж счастлив[5].

Темы и идея

В данной пьесе обсуждается тема маленького человека, который вынужден существовать в обществе Москвы. Бальзаминов, несчастный и необразованный, вынужден выживать в этой среде. Единственный способ быть признанным — быть богатым, вот почему он ищет себе богатую невесту. Недостаток образования приводит к формированию неправильной системы ценностей у главного героя. Вместо того чтобы работать или учиться, он просто бездельничает[2].

Писатель затрагивает тему выживания в обществе, где каждый стремится обеспечить себя как может: Бальзаминова усиленно старается женить своего сына, Красавина прилагает усилия, чтобы устроить сватовство с Белотеловой, Чебаков разрабатывает планы по похищению богатой наследницы, а Пеженовы грезят об осуществлении побега из своего дома.

Действующие лица

Бедный чиновник, Михаил Бальзаминов, неприспособленный к жизни, уповает на счастливое стечение обстоятельств. Островский создал пародийный образ «маленького человека», используя приёмы водевиля и народного балаганного представления[6].

В Замоскворечье, закрытом и почти выдуманном драматургом месте, обитает главный герой. Это глухая сторона, населённая богатыми невестами-купчихами, грубыми купцами и их глупыми дочерьми, которые не признают «образованность». Поиски богатой невесты стали регулярными приключениями Бальзаминова, которые всегда заканчиваются для него неудачей. Его постоянно оскорбляют, конфузят и выгоняют. Но он не теряет надежды и снова встаёт на ноги, готовый к очередному поползновению[2].

  • Павла Петровна Бальзаминова, мать главного героя, вдова, не проявляет особых интересов в своей жизни. Она главным образом заботится о том, чтобы удачно устроить своего сына. Материнское сердце испытывает тревогу: Бальзаминова осознает, что её сын не обладает острым умом.
  • Михайло Дмитрич Бальзаминов, её сын. Желание молодого служащего с скромным чином и небольшим жалованьем — найти богатую жену. Однако он не слишком умён, имеет слабый характер и проявляет жадность к деньгам. В своей наивности он надеется на исполнение этой мечты.
  • Акулина Гавриловна Красавина, профессиональная сваха, умеющая легко справляться с любым деликатным делом, тучная женщина в возрасте, которая обладает сообразительностью и ловкостью.
  • Лукьян Лукьяныч Чебаков, офицер в отставке. Очень приличный господин средних лет, с усами, лысоват, сюртук застёгнут на все пуговицы. Выражение лица насмешливо. Способен на любой обман ради своей выгоды.
  • Домна Евстигнеевна Белотелова, вдова лет тридцати шести, очень полная женщина, приятного лица, говорит лениво, с расстановкой. Мечты этой 36-летней женщины, с приятным лицом и полными формами, ничем не ограничены. Её флегматичный характер и скучная повседневность никак не ограничивают её в поисках развлечений. Главным увлечением героини является наслаждение едой. Она мечтает о том, чтобы выйти замуж, ведь это, по её мнению, сможет сделать её жизнь более интересной и разнообразной.
  • Анфиса Панфиловна Пеженова, старшая из сестёр Пеженовых, принадлежит к купеческому семейству; её мечта — выйти замуж и таким образом освободиться из унылой тюрьмы, где ей приходится скучать; ей около 30 лет, она среднего телосложения, с тоской проживает свои дни.
  • Раиса Панфиловна Пеженова, младшая из сестёр Пеженовых, лет под 30; она не слишком толстая и не слишком худая. Как и её старшая сестра, она испытывает грусть, но у неё нет никакой надежды на то, чтобы выйти замуж, поскольку нет никакого кавалера. Она носит простую блузу и огромный кринолин.
  • Химка (Афимка), горничная девочка Пеженовых, запуганная, шустрая, но глуповатая.
  • Матрёна, кухарка. Не очень разговорчива. Когда хозяйка приглашает её, она любит выпить чаю. Она непочтительна к Бальзаминову-младшему и в целом считает его малахольным и простоватым[7].

Художественные особенности

Судьбе главного героя в пьесе противостоит скрытая полемика афоризмов, которые выражают различное отношение персонажей. Драматург особенно акцентирует внимание на использовании пословиц как народной мудрости. Персонажи постоянно общаются, выражая свои мысли и чувства с помощью пословиц. В самом начале пьесы мать Миши размышляет: «Говорят: за чем пойдёшь, то и найдёшь! Видно, не всегда так бывает»[5].

Из уст свахи Красавиной пословицы буквально бьют фонтаном, раскрывается её представление о жизни и оценка характера Бальзаминова: «По Сеньке шапка, а по Ерёмке кафтан». А то вот тебе ещё другая пословица: «Видит собака молоко, да рыло коротко»[5]. Кухарка Матрёна придерживается того же мнения, однако она не отвергает возможность внезапного поворота в судьбе Миши: «Что говорить! Всяко случается. На грех-то, говорят, и из палки выстрелишь». В финале сваха Красавина подводит итог жениховским перипетиям Миши: «А вот ещё есть пословица. Ты долго за невестами ходил? Бальзаминов: Долго. Красавина: А пословица-то говорит: «За чем пойдёшь, то и найдёшь»[5]. В первой сцене первого акта Бальзаминова-мать произносит эту пословицу, выражая свои горести по поводу того, что её сын ищет невесту, но не может найти. В конце пьесы эта же пословица произносится свахой, поставившей точку в этой истории: Бальзаминов искал богатую невесту, и нашел её.

Адаптации

Примечания

  1. Островский А. Н. За чем пойдёшь, то и найдёшь. Женитьба Бальзаминова // Время. — 1861. — Т. V, № 9. — С. 5—49. Подзаголовок — «Картины из московской жизни».
  2. 2,0 2,1 2,2 Никольский С. А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40—60-х годов XIX столетия. — М.: Прогресс- Традиция, 2012. — С. — М.: Прогресс- Традиция, 2012. — 624 с.: ил.. — 624 с.
  3. За чем пойдешь, то и найдешь. Женитьба Бальзаминова. Картины московской жизни. Artefact. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  4. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Примечания. Островский Александр Николаевич. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Островский А. Н. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Библиотека онлайн. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  6. Овчинина И. А. Островский Александр Николаевич. Большая Российская энциклопедия. БРЭ (14 сентября 2022). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  7. Островский А. Н. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)*. — М.: Гослитиздат, 1950. — Т. 2.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!