Бесприданница

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Бесприданница
Бесприданница
Издание
Первая публикация в журнале «Отечественные записки» (1879, № 1)
Жанр драма
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1874-1878
Дата первой публикации 1879

Бесприда́нница — пьеса Александра Николаевича Островского, работа над которой проводилась в 1874-1878 годах[1]. События развиваются вокруг личной драмы молодой женщины по имени Лариса. Она обладает красотой и талантом, великолепно поёт и танцует. Однако отсутствие приданого ставит её в непривлекательное положение в обществе. Лариса мечтает о искренней любви, но наивно считает идеалом человека, который на самом деле таковым не является. Жанр — социально-психологическая драма[2].

История создания

Островский задумал свою пьесу в 1870-х годах, когда занимал пост почётного мирового судьи в Костромской губернии. В тот период произошло резонансное преступление — муж в приступе ревности застрелил свою молодую супругу. Это происшествие и стало основой для будущей пьесы.

Работа над «Бесприданницей» началась в осенние месяцы 1874 года и продолжалась четыре года. Причиной такого длительного процесса стало то, что автор параллельно создавал несколько других произведений.

Сначала пьеса была тепло принята. Она успешно преодолела цензурную проверку, а первые читатели, знакомые с автором, выразили восторженные отзывы. Литературный журнал «Отечественные записки» согласился её опубликовать, а театры Малого и Александринского начали репетиции незамедлительно. Премьеры, состоявшиеся в конце 1878 года, оказались катастрофически провальными. Публика и критики негативно отреагировали на публикацию пьесы в начале 1879 года[3].

Идейный замысел

Идея пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» заключается в критике чрезмерной важности богатства и финансов в обществе. В материальном мире благополучие играет центральную роль, и человек, не обладающий достатком, становится игрушкой для состоятельного, не имея возможности на искренние эмоции. Автор демонстрирует, как искажаются общественные отношения в среде, где доминирует принцип «покупки-продажи». Человек и его действия могут быть куплены — вопрос лишь в стоимости.

На примере главной героини Ларисы Огудаловой писатель раскрывает, как страдает душа женщины, не обладая богатством. Лариса теряет веру в людей и свои идеалы, переживая множество предательств и унижений[4].

Композиция и сюжет

Сюжет пьесы имеет классическую композицию и состоит из четырёх актов. Первый акт — вводный, знакомящий с главными персонажами и их биографиями. Во втором акте происходит развитие сюжета: Лариса встречает Паратова и осознаёт свою любовь к нему. Третий акт достигает кульминации, когда героиня покидает жениха ради возлюбленного. В финале, в четвёртом акте, раскрывается развязка: Лариса умирает, прощая своих обидчиков. Действие происходит всего за сутки, что придаёт сюжету ещё большую напряжённость[5].

Лариса Дмитриевна Огудалова пользовалась вниманием поклонников, однако никто не желал жениться на ней из-за отсутствия приданого. Она была молодой, привлекательной и восприимчивой девушкой, талантливо игравшей на музыкальных инструментах и прекрасно поющей. Мать Ларисы всячески старалась устроить её судьбу, открыв двери дома для гостей в поисках подходящей пары. Однако Лариса устала от такого существования и согласилась стать женой некрупного чиновника, надеясь на быстрое спасение от рутинной жизни.

Тем не менее, её жених задержался в городе, устраивая обеды для светских гостей. В то время в город прибыл Сергей Сергеич Паратов, обеспеченный судовладелец, который ранее с лёгкостью распугал всех потенциальных женихов Ларисы, и она не могла не влюбиться в него. Он также был среди приглашённых на обед, где после злоумышленных действий гостей он отправился в поисках невесты. Паратов признался Ларисе в своей помолвке и оставил её одну. Жених, разъярённый, выстрелил в неё, что она восприняла как освобождение[6].

Главные и второстепенные герои

Главные и второстепенные герои произведения «Бесприданница»:

  • Лариса Огудалова — главная героиня, молодая девушка, не имеющая приданого. Лариса — красивая и талантливая, прекрасно поёт и танцует.
  • Харита Игнатьевна — мать Ларисы, которая происходит из обедневшего дворянства. Её единственная цель — выгодно выдать замуж младшую дочь, не обладающую приданым.
  • Сергей Сергеевич Паратов — состоятельный дворянин, владелец судов. Привык к роскошной жизни и не знает в ней ограничений. Кавалер на зависть многим, стремится быть в центре внимания и поразить окружающих.
  • Юлий Карандышев — небогатый чиновник, рассматривающий Ларису в качестве потенциальной жены. Злобный и недалёкий человек, высокомерно воспринимающий Ларису как недостойную себя.
  • Василий Вожеватов — друг Ларисы с детства, купец, добившийся успеха благодаря собственным усилиям. Лицемер и циник с отсутствием моральных ценностей.
  • Мокий Кнуров — один из самых богатых жителей города, прагматичный и честный человек. Он прямо предлагает Ларисе стать его любовницей.
  • Аркадий Счастливцев (Робинзон) — актёр, который приехал с Паратовым. Экс-актёр, ставший алкоголиком, теряет чувство достоинства из-за своей страсти к выпивке[7].

Художественные приёмы и средства

  • Эпитеты: «блестящий», «страшный след», «речам обидным», «заброшенный», «спутник бедный», «бесславный и безвредный», «мерный звук могучих слов», «мыслей благородных», «осмеянный пророк», «клинок надёжный», «таинственный закал», «гордый язык».
  • Метафоры: «праздник», «базар», «век изнеженный», «покрытый ржавчиной презренья», «ветхий мир привык», «морщины прятать под румяны», «ветхая краса».
  • Сравнения: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», «паратый зверь», «хрупкая, как цветок».
  • Олицетворения: «Цыганский табор», «берег Волги», «цветок», «ласточка».
  • Использование «говорящих» имён и фамилий: Лариса, Огудалова, Паратов, Кнуров[8].

Экранизации

Примечания

  1. А. Н. Островский Бесприданница драма в 4 действиях. Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека. Дата обращения: 16 января 2025.
  2. Анализ пьесы «Бесприданница» (А.Н. Островский). Литрекон. Дата обращения: 16 января 2026.
  3. История создания пьесы «Бесприданница» Островского. Мир русской литературы. Дата обращения: 16 января 2025.
  4. Guru. Анализ пьесы Островского «Бесприданница». Литерагуру (11 августа 2017). Дата обращения: 16 января 2025.
  5. Бесприданница - краткое содержание пьесы Островского. Фригато. Дата обращения: 8 февраля 2025.
  6. Краткое содержание повести Бесприданница. Литературный портал «РидКафе». Дата обращения: 8 февраля 2025.
  7. А.Н. Островский «Бесприданница»: описание, герои, анализ произведения. Общеобразовательный журнал «Сезоны года». Дата обращения: 8 февраля 2025.
  8. А. Н. Островский. Бесприданница. Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 16 января 2025.
  9. Бесприданница (1912). kino-teatr.ru. Дата обращения: 16 января 2025.
  10. Бесприданница (1936). kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2025.
  11. Бесприданница (ТВ, 1974). kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2025.
  12. Жестокий романс (1984). kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2026.
  13. Бесприданница (ТВ, 2011). kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2025.