Бесприданница

Бесприданница | |
---|---|
Бесприданница | |
Первая публикация в журнале «Отечественные записки» (1879, № 1) | |
Жанр | драма |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1874-1878 |
Дата первой публикации | 1879 |
Бесприда́нница — пьеса Александра Николаевича Островского, работа над которой проводилась в 1874-1878 годах[1]. События развиваются вокруг личной драмы молодой женщины по имени Лариса. Она обладает красотой и талантом, великолепно поёт и танцует. Однако отсутствие приданого ставит её в непривлекательное положение в обществе. Лариса мечтает о искренней любви, но наивно считает идеалом человека, который на самом деле таковым не является. Жанр — социально-психологическая драма[2].
История создания
Островский задумал свою пьесу в 1870-х годах, когда занимал пост почётного мирового судьи в Костромской губернии. В тот период произошло резонансное преступление — муж в приступе ревности застрелил свою молодую супругу. Это происшествие и стало основой для будущей пьесы.
Работа над «Бесприданницей» началась в осенние месяцы 1874 года и продолжалась четыре года. Причиной такого длительного процесса стало то, что автор параллельно создавал несколько других произведений.
Сначала пьеса была тепло принята. Она успешно преодолела цензурную проверку, а первые читатели, знакомые с автором, выразили восторженные отзывы. Литературный журнал «Отечественные записки» согласился её опубликовать, а театры Малого и Александринского начали репетиции незамедлительно. Премьеры, состоявшиеся в конце 1878 года, оказались катастрофически провальными. Публика и критики негативно отреагировали на публикацию пьесы в начале 1879 года[3].
Идейный замысел
Идея пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» заключается в критике чрезмерной важности богатства и финансов в обществе. В материальном мире благополучие играет центральную роль, и человек, не обладающий достатком, становится игрушкой для состоятельного, не имея возможности на искренние эмоции. Автор демонстрирует, как искажаются общественные отношения в среде, где доминирует принцип «покупки-продажи». Человек и его действия могут быть куплены — вопрос лишь в стоимости.
На примере главной героини Ларисы Огудаловой писатель раскрывает, как страдает душа женщины, не обладая богатством. Лариса теряет веру в людей и свои идеалы, переживая множество предательств и унижений[4].
Композиция и сюжет
Сюжет пьесы имеет классическую композицию и состоит из четырёх актов. Первый акт — вводный, знакомящий с главными персонажами и их биографиями. Во втором акте происходит развитие сюжета: Лариса встречает Паратова и осознаёт свою любовь к нему. Третий акт достигает кульминации, когда героиня покидает жениха ради возлюбленного. В финале, в четвёртом акте, раскрывается развязка: Лариса умирает, прощая своих обидчиков. Действие происходит всего за сутки, что придаёт сюжету ещё большую напряжённость[5].
Лариса Дмитриевна Огудалова пользовалась вниманием поклонников, однако никто не желал жениться на ней из-за отсутствия приданого. Она была молодой, привлекательной и восприимчивой девушкой, талантливо игравшей на музыкальных инструментах и прекрасно поющей. Мать Ларисы всячески старалась устроить её судьбу, открыв двери дома для гостей в поисках подходящей пары. Однако Лариса устала от такого существования и согласилась стать женой некрупного чиновника, надеясь на быстрое спасение от рутинной жизни.
Тем не менее, её жених задержался в городе, устраивая обеды для светских гостей. В то время в город прибыл Сергей Сергеич Паратов, обеспеченный судовладелец, который ранее с лёгкостью распугал всех потенциальных женихов Ларисы, и она не могла не влюбиться в него. Он также был среди приглашённых на обед, где после злоумышленных действий гостей он отправился в поисках невесты. Паратов признался Ларисе в своей помолвке и оставил её одну. Жених, разъярённый, выстрелил в неё, что она восприняла как освобождение[6].
Главные и второстепенные герои
Главные и второстепенные герои произведения «Бесприданница»:
- Лариса Огудалова — главная героиня, молодая девушка, не имеющая приданого. Лариса — красивая и талантливая, прекрасно поёт и танцует.
- Харита Игнатьевна — мать Ларисы, которая происходит из обедневшего дворянства. Её единственная цель — выгодно выдать замуж младшую дочь, не обладающую приданым.
- Сергей Сергеевич Паратов — состоятельный дворянин, владелец судов. Привык к роскошной жизни и не знает в ней ограничений. Кавалер на зависть многим, стремится быть в центре внимания и поразить окружающих.
- Юлий Карандышев — небогатый чиновник, рассматривающий Ларису в качестве потенциальной жены. Злобный и недалёкий человек, высокомерно воспринимающий Ларису как недостойную себя.
- Василий Вожеватов — друг Ларисы с детства, купец, добившийся успеха благодаря собственным усилиям. Лицемер и циник с отсутствием моральных ценностей.
- Мокий Кнуров — один из самых богатых жителей города, прагматичный и честный человек. Он прямо предлагает Ларисе стать его любовницей.
- Аркадий Счастливцев (Робинзон) — актёр, который приехал с Паратовым. Экс-актёр, ставший алкоголиком, теряет чувство достоинства из-за своей страсти к выпивке[7].
Художественные приёмы и средства
- Эпитеты: «блестящий», «страшный след», «речам обидным», «заброшенный», «спутник бедный», «бесславный и безвредный», «мерный звук могучих слов», «мыслей благородных», «осмеянный пророк», «клинок надёжный», «таинственный закал», «гордый язык».
- Метафоры: «праздник», «базар», «век изнеженный», «покрытый ржавчиной презренья», «ветхий мир привык», «морщины прятать под румяны», «ветхая краса».
- Сравнения: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», «паратый зверь», «хрупкая, как цветок».
- Олицетворения: «Цыганский табор», «берег Волги», «цветок», «ласточка».
- Использование «говорящих» имён и фамилий: Лариса, Огудалова, Паратов, Кнуров[8].
Экранизации
- «Бесприданница» (1912 год) режиссёр Кай Ганзен[9].
- «Бесприданница» (1936 год) режиссёр Яков Протазанов[10].
- «Бесприданница» (1974 год) режиссёр Константин Худяков[11].
- «Жестокий романс» (1984 год) режиссёр Эльдар Рязанов[12].
- «Бесприданница» (2011 год) режиссёр Андрес Пуустусмаа[13].
Примечания
- ↑ А. Н. Островский Бесприданница драма в 4 действиях . Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека. Дата обращения: 16 января 2025.
- ↑ Анализ пьесы «Бесприданница» (А.Н. Островский) . Литрекон. Дата обращения: 16 января 2026.
- ↑ История создания пьесы «Бесприданница» Островского . Мир русской литературы. Дата обращения: 16 января 2025.
- ↑ Guru. Анализ пьесы Островского «Бесприданница» . Литерагуру (11 августа 2017). Дата обращения: 16 января 2025.
- ↑ Бесприданница - краткое содержание пьесы Островского . Фригато. Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Краткое содержание повести Бесприданница . Литературный портал «РидКафе». Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ А.Н. Островский «Бесприданница»: описание, герои, анализ произведения . Общеобразовательный журнал «Сезоны года». Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ А. Н. Островский. Бесприданница . Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 16 января 2025.
- ↑ Бесприданница (1912) . kino-teatr.ru. Дата обращения: 16 января 2025.
- ↑ Бесприданница (1936) . kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2025.
- ↑ Бесприданница (ТВ, 1974) . kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2025.
- ↑ Жестокий романс (1984) . kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2026.
- ↑ Бесприданница (ТВ, 2011) . kinopoisk.ru. Дата обращения: 16 января 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |