Эта статья входит в число готовых статей

Василиса Мелентьева (пьеса)

[править]
Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Василиса Малентьева»
рус.
Издание
Жанр пьеса
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1868

Васили́са Меле́нтьева — пьеса, драма в пяти действиях, написанная Александром Островским в 1868 году и впервые опубликованная в журнале «Вестник Европы» № 2 на страницах 431—521, в журнале пьеса была подписана «А. Островский и Г-в»[1]. Произведение основано на незавершённой пьесе Степана Гедеонова[2], Островский встретился с ним в 1867 году, получил его рукопись, которая содержала первые три действия и сцену вторую четвёртого действия пьесы, заглавия пьеса не имела. В октябре 1867 года Островский переработал первые три действия, а затем работал над созданием 4-го и 5-го действия[1].

История создания[править]

Согласно воспоминаниям Александра Островского, который встретился с Степаном Гедеоновым в 1867 году:

Генерал написал хронику "Василиса Мелентьева" и пригласил меня, чтобы я переработал сюжет и оформил пьесу в литературном плане.

Рукопись Гедеонова включала три первых действия и вторую сцену четвёртого, при этом она не имела названия. В октябре 1867 года Островский активно работал над текстом «Василисы Мелентьевой», сосредоточившись сначала на переработке первых трёх действий драмы, а затем на написании четвёртого и пятого действий.

В результате изначальный концепт романтической мелодрамы с условными театральными персонажами и положительными героями трансформировался в высокохудожественную историческую драму с реалистично изображёнными персонажами[3].

Сюжет[править]

Вдова Василиса Мелентьева из терема царицы Анны Васильчиковой намеревается стать новой царицей, строя козни против Анны и других приближённых царя Ивана Грозного.

Василиса объединяется со злым бояриным Малютой Скуратовым, который порочит князя Воротынского, обвиняя его в измене и колдовстве, чтобы устранить его как потенциального конкурента за трон.

Царь Иван Васильевич оказывается в плену своей власти, не в силах различить своих союзников и врагов, попадая под влияние хитроумных советов бояр. Василиса Мелентьева, пытается отравить царицу, чтобы достичь своей цели. План терпит неудачу, и сама Василиса вскоре оказывается жертвой своих замыслов. Она погибает от рук сообщников, возглавляемых Малютой Скуратовым[4].

Персонажи[править]

  • Григорий Лукьяныч — жестокий боярин, исполняющий волю царя в его борьбе с заговорщиками и изменниками
  • Василиса Мелентьева — хитрая и амбициозная вдова, стремящаяся занять трон новой царицы, используя интриги против Анны Васильчиковой.
  • Михаил Иванович Воротынский — князь, воевода, обвиняемый в измене и колдовстве по доносу Малюты Скуратова.
  • Иван Васильевич Грозный — царь, который страдает от недоверия к своим соратникам и боится заговоров против своей власти.
  • Анна Васильчикова — молодая правительница, преданная своему супругу, однако испытывающая страх перед его гневом.
  • Марья — девица из терема царицы[5].

Художественные средства[править]

  • Эпитеты: «красивое лицо», «душевная радость», «грустные глаза».
  • Сравнения: «как звезда на небе», «так же, как цветок распускается», «как волна на море».
  • Олицетворения: «светит солнце», «словно сердце природы стучит», «ветер шепчет».
  • Антропоморфизм: «луна смотрела на землю», «снег танцевал под ногами», «деревья шептали друг с другом».
  • Метафоры: «время — это река», «сердце стучит в унисон», «жизнь — это театр».
  • Инверсия: «не тоска мне, а радость», «не в деньгах счастье, а в любви», «не для себя живу, а для других».
  • Фразеологизмы: «на все руки мастер», «горькая правда», «сквозь тернии к звёздам»[6].

Критика[править]

Иван Гончаров в своём цензорском отзыве писал:

Островский, как талант первого разряда… создал произведение, которое, без сомнения, произведёт заслуженный успех.

В «Отечественных записках» была дана положительная оценка пьесы: «Мы не возьмёмся решить: точно ли „Василиса Мелентьева“ лучшее из исторических сочинений автора „Свои люди — сочтёмся“ и „Грозы“. Мы вообще более расположены к его неисторическим, бытовым драмам но, кажется, можно сказать безошибочно, что для сцены — это лучшая из исторических его драм. Притом она уже действительно драма, а не хроника: развитию страстей души человеческой уступлено в ней главное место, а история служит более средством, нежели целью»[7].

В «Петербургских ведомостях» и «Вести» были опубликованы отрицательные отзывы на пьесу.

Экранизации[править]

Примечания[править]

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Островский А., Гедеонов С. - Василиса Мелентьева - (исп.: В. Андреев, Н. Потапова, И. Соловьёв, С. Головина, В. Ерёмичев, Ю. Волков, А. Калашников, В. Балагуров, и др.). Старое радио. Дата обращения: 3 марта 2025.
  2. Тихомиров Владимир Васильевич. Пьеса А. Н. Островского "Василиса Мелентьева" как историческая драма // cyberleninka.ru : журнал. — С. 92.
  3. Василиса Мелентьева (Пьеса написана при участии С. А. Гедеонова). Примечания. kostromka.ru. Дата обращения: 12 февраля 2025.
  4. Читательский дневник Василиса Мелентьева Островского. Читательский дневник. Дата обращения: 12 февраля 2025.
  5. Василиса мелентьева островский краткое содержание. megavtogal.com. Дата обращения: 12 февраля 2025.
  6. Василиса Мелентьева. А. Н. Островский. Онлайн-Читать.РФ. Дата обращения: 12 февраля 2025.
  7. Мнение по поводу драмы А. Н. Островского «Василиса Мелентьева». lib.ru. Дата обращения: 12 февраля 2025.
  8. Василиса Мелентьева (ТВ, 1982). Кинопоиск. Дата обращения: 12 февраля 2025.
  9. Василиса Мелентьева и царь Иван Васильевич Грозный (1911). kino-teatr.ru. Дата обращения: 12 февраля 2025.
  10. На бойком месте (1916). Кинопоиск. Дата обращения: 12 февраля 2025.