Василиса Мелентьева (пьеса)
«Василиса Малентьева» | |
---|---|
рус. | |
![]() | |
Жанр | пьеса |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1868 |
Васили́са Меле́нтьева — пьеса, драма в пяти действиях, написанная Александром Островским в 1868 году и впервые опубликованная в журнале «Вестник Европы» № 2 на страницах 431—521, в журнале пьеса была подписана «А. Островский и Г-в»[1]. Произведение основано на незавершённой пьесе Степана Гедеонова[2], Островский встретился с ним в 1867 году, получил его рукопись, которая содержала первые три действия и сцену вторую четвёртого действия пьесы, заглавия пьеса не имела. В октябре 1867 года Островский переработал первые три действия, а затем работал над созданием 4-го и 5-го действия[1].
История создания[править]
Согласно воспоминаниям Александра Островского, который встретился с Степаном Гедеоновым в 1867 году:
Генерал написал хронику "Василиса Мелентьева" и пригласил меня, чтобы я переработал сюжет и оформил пьесу в литературном плане.
Рукопись Гедеонова включала три первых действия и вторую сцену четвёртого, при этом она не имела названия. В октябре 1867 года Островский активно работал над текстом «Василисы Мелентьевой», сосредоточившись сначала на переработке первых трёх действий драмы, а затем на написании четвёртого и пятого действий.
В результате изначальный концепт романтической мелодрамы с условными театральными персонажами и положительными героями трансформировался в высокохудожественную историческую драму с реалистично изображёнными персонажами[3].
Сюжет[править]
Вдова Василиса Мелентьева из терема царицы Анны Васильчиковой намеревается стать новой царицей, строя козни против Анны и других приближённых царя Ивана Грозного.
Василиса объединяется со злым бояриным Малютой Скуратовым, который порочит князя Воротынского, обвиняя его в измене и колдовстве, чтобы устранить его как потенциального конкурента за трон.
Царь Иван Васильевич оказывается в плену своей власти, не в силах различить своих союзников и врагов, попадая под влияние хитроумных советов бояр. Василиса Мелентьева, пытается отравить царицу, чтобы достичь своей цели. План терпит неудачу, и сама Василиса вскоре оказывается жертвой своих замыслов. Она погибает от рук сообщников, возглавляемых Малютой Скуратовым[4].
Персонажи[править]
- Григорий Лукьяныч — жестокий боярин, исполняющий волю царя в его борьбе с заговорщиками и изменниками
- Василиса Мелентьева — хитрая и амбициозная вдова, стремящаяся занять трон новой царицы, используя интриги против Анны Васильчиковой.
- Михаил Иванович Воротынский — князь, воевода, обвиняемый в измене и колдовстве по доносу Малюты Скуратова.
- Иван Васильевич Грозный — царь, который страдает от недоверия к своим соратникам и боится заговоров против своей власти.
- Анна Васильчикова — молодая правительница, преданная своему супругу, однако испытывающая страх перед его гневом.
- Марья — девица из терема царицы[5].
Художественные средства[править]
- Эпитеты: «красивое лицо», «душевная радость», «грустные глаза».
- Сравнения: «как звезда на небе», «так же, как цветок распускается», «как волна на море».
- Олицетворения: «светит солнце», «словно сердце природы стучит», «ветер шепчет».
- Антропоморфизм: «луна смотрела на землю», «снег танцевал под ногами», «деревья шептали друг с другом».
- Метафоры: «время — это река», «сердце стучит в унисон», «жизнь — это театр».
- Инверсия: «не тоска мне, а радость», «не в деньгах счастье, а в любви», «не для себя живу, а для других».
- Фразеологизмы: «на все руки мастер», «горькая правда», «сквозь тернии к звёздам»[6].
Критика[править]
Иван Гончаров в своём цензорском отзыве писал:
Островский, как талант первого разряда… создал произведение, которое, без сомнения, произведёт заслуженный успех.
В «Отечественных записках» была дана положительная оценка пьесы: «Мы не возьмёмся решить: точно ли „Василиса Мелентьева“ лучшее из исторических сочинений автора „Свои люди — сочтёмся“ и „Грозы“. Мы вообще более расположены к его неисторическим, бытовым драмам но, кажется, можно сказать безошибочно, что для сцены — это лучшая из исторических его драм. Притом она уже действительно драма, а не хроника: развитию страстей души человеческой уступлено в ней главное место, а история служит более средством, нежели целью»[7].
В «Петербургских ведомостях» и «Вести» были опубликованы отрицательные отзывы на пьесу.
Экранизации[править]
- «Василиса Мелентьева», 1982 год, фильм-спектакль, режиссёр Владимир Андреев и Александр Воропаев[8].
- «Василиса Мелентьева», 1911 год, короткометражный фильм, режиссёр Пётр Чардынин[9].
- «На бойком месте», 1916 год, фильм, режиссёр Чеслав Сабинский[10].
Примечания[править]
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Островский А., Гедеонов С. - Василиса Мелентьева - (исп.: В. Андреев, Н. Потапова, И. Соловьёв, С. Головина, В. Ерёмичев, Ю. Волков, А. Калашников, В. Балагуров, и др.) . Старое радио. Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ Тихомиров Владимир Васильевич. Пьеса А. Н. Островского "Василиса Мелентьева" как историческая драма // cyberleninka.ru : журнал. — С. 92.
- ↑ Василиса Мелентьева (Пьеса написана при участии С. А. Гедеонова). Примечания . kostromka.ru. Дата обращения: 12 февраля 2025.
- ↑ Читательский дневник Василиса Мелентьева Островского . Читательский дневник. Дата обращения: 12 февраля 2025.
- ↑ Василиса мелентьева островский краткое содержание . megavtogal.com. Дата обращения: 12 февраля 2025.
- ↑ Василиса Мелентьева. А. Н. Островский . Онлайн-Читать.РФ. Дата обращения: 12 февраля 2025.
- ↑ Мнение по поводу драмы А. Н. Островского «Василиса Мелентьева» . lib.ru. Дата обращения: 12 февраля 2025.
- ↑ Василиса Мелентьева (ТВ, 1982) . Кинопоиск. Дата обращения: 12 февраля 2025.
- ↑ Василиса Мелентьева и царь Иван Васильевич Грозный (1911) . kino-teatr.ru. Дата обращения: 12 февраля 2025.
- ↑ На бойком месте (1916) . Кинопоиск. Дата обращения: 12 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |