Красавец мужчина

Красавец-мужчина | |
---|---|
Красавец мужчина | |
Жанр | пьеса |
Автор | Александр Николаевич Островский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1882 |
Краса́вец мужчи́на — комедия (пьеса), написанная русским писателем Александром Островским в конце 1882 года. Премьера комедии состоялась 26 декабря 1882 года (7 января 1883 года) в Малом театре, а 6 января 1883 года — в Александринском театре. Комедия состоит из четырёх действий[1]. За пьесу «Красавец-мужчина» в 1883 году Александр Островский удостоен Грибоедовской премии[2].
Сюжет
Аполлон Окоёмов, известный своей привлекательной внешностью, женится на богатой и покорной Зое. Однако вскоре он растрачивает её состояние и решает исправить свои финансовые дела, планируя новый выгодный брак. Окоёмов предлагает Зое развод, пытаясь выставить её виновной в измене. Зоя, преданная своему мужу, долго страдает, но в конце концов соглашается на его условия. Однако, когда Окоёмов требует от неё согласия на содержание у другого богатого человека, кроткая женщина возмущается[3].
Лотохин, занимающийся скупкой имений своих родственниц, решает разобраться в ситуации, когда его племянница Сусанна, влюблённая в Окоёмова, собирается продать своё имущество. Благодаря вмешательству Сосипатры планы Окоёмова рушатся. Его намерение жениться на купчихе-миллионерше Сусанне Сергеевне Лундышевой также терпит крах. Честь и репутация Зои восстанавливаются. Несмотря на мольбы Окоёмова, Зоя не может простить его предательство и вернуться к нему. Примирение возможно лишь в том случае, если он найдёт в себе «хоть что-нибудь доброе и честное»[3].
Конфликт
В пьесе противостоят два стереотипа брака: «красота и любящее сердце», которые отстаивают Зоя и Аполлинария Антоновна, и «денежная теория», пропагандируемая Лупачевым. Персонажи, на стороне которых автор явно выражает симпатию, — Сосипатра и Лотохин. Они не выдвигают собственных теорий; по замыслу автора, они «не знают, как должно быть, но точно понимают, как не следует поступать»[4].
Персонажи
- Апполинария Антоновна (пожилая женщина) — тётя Зои, которая уверена в том, что женщине необходимо обращать внимание не на душевные качества, а на внешность мужчины.
- Зоя Васильевна Окоёмова (племянница Аполинарии Антоновны. На которой женился Аполон Окоёмов) — верная, искренняя и поначалу наивная жена, гордившаяся красотой мужа. Предательство и разорение открывают ей глаза, заставляя переосмыслить ценности и понять, что любовь не должна основываться только на внешности. Зоя способна на преданность и бескорыстна, но в итоге развивается и меняет свои взгляды на жизнь.
- Аполлон Евгеньич Окоёмов (муж Зои Окоёмовой) — главный герой комедии, представляющий собой тип «красавца-мужчины». Его привлекательность подчёркивается именем, ассоциирующимся с древнегреческим богом Аполлоном. Однако между его внешностью и внутренними качествами существует явное противоречие: он не заботится о чувствах своей жены Зои и использует людей ради своих корыстных целей, превращая жизнь в театр, а людей — в марионеток.
- Наум Федотыч Лотохин (богатый барин, дальний родственник Окоёмовой) — буфетчик Василий описывает его как «настоящего, природного» человека, который не сравнится с современными. Лотохин проявляет стремление помочь своим родственницам: он пытается сохранить состояние Сусанны, желающей продать имение для развода, и Зои, чье имущество муж продаёт за бесценок. Он обладает чувством юмора и иронично относится к восторгам женщин по поводу красивых мужчин.
- Фёдор Петрович Олешунин (молодой парень, владелец земельного надела, с достатком среднего уровня) — Фёдор Петрович — молодой землевладелец среднего состояния, который воспринимается Окоёмовой как серьёзный человек, занимающийся важными вопросами и возмущающийся мелочностью окружающих. Олешунин не считает себя выдающейся личностью, но уверен в своей ценности. Он привязан к Зое Васильевне и её семье, готов жертвовать собой ради них и активно общается с окружающими, не скупясь на красноречие.
- Никандр Семёныч Лупачёв (пожилой помещик, ведущий роскошный образ жизни и щедро раздающий деньги) — известный своим широким образом жизни и расточительностью. Его репутация оставляет желать лучшего, и он не принят в хорошем обществе.
- Сосипатра Семёновна (сестра Никадра Лупачёва) — пожилая дама, которая богато одевается и живёт свободно, не стесняясь приличий.
- Пьер, Жорж (товарищи Лупачёва) — молодые люди, которые не имеют определённого занятия. Внешне схожи, они одинаково одеты и причесаны. Ведут себя молчаливо, скромно и прилично.
- Василий (Человек в вокзале).
- Сусанна Сергеевна Лундышева (молодая вдова) — племянница Наума Лотохина[3][5].
Экранизация и постановки
- В 1978 году по мотивам пьесы Александра Островского вышел советский художественный музыкальный двухсерийный телефильм «Красавец-мужчина» .
- В 1940 году пьеса поставлена на сцене Иркутского театра.
- В 1946 году в Театре им. Моссовета.
- В 1999 году в Рязанском театре драмы .
- В 2006 году в МХАТ им. М. Горького.
- 29 октября 2011 года в Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
- В 2018 году в Рыбинском драматическом театре.
- В 2022 году в Театре на Литейном.
Примечания
- ↑ Значение словосочетания «красавец мужчина» . Картаслов. Дата обращения: 18 февраля 2025.
- ↑ Островский Александр Николаевич . znanierussia. Дата обращения: 31 января 2025.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Александр Николаевич Островский. Красавец мужчина . Lib.ru/Классика.
- ↑ Романов Д. А. Комедия коммуникативных шаблонов: А.Н. Островский «Красавец-мужчина» // Теория языка и межкультурная коммуникация : Журнал. — № 2 (49). — С. 299.
- ↑ Онлайн чтение книги Красавец-мужчина . librebook. Дата обращения: 23 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |