Бедная невеста (пьеса)

(перенаправлено с «Бедная невеста»)
Бедная невеста
Бедная невеста
Жанр Комедия
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1850-1851
Дата первой публикации 1852

Бе́дная неве́ста — пьеса русского театрального деятеля Александра Островского завершённая в 1851 году, состоящая из пяти действий[1].

История создания

Работа над комедией «Бедная невеста» началась Александром Островским летом 1850 года, 31 октября он читал куски пьесы Михаилу Погодину, а в феврале 1851 года один из фрагментов был опубликован в сборнике «Раут». С первого этапа остались два плана и незавершённая черновая версия текста.

При написании второго акта Островский изменил свой первоначальный замысел. Он прервал работу, разработал новый план и, переработав написанное, завершил пьесу. Однако и после этого работа продолжалась. Автор составил новый план для всего первого действия и восьми сцен второго, что также потребовало доработки текста.

В мае 1851 года были готовы два первых акта, а летом в Щелыкове завершилась первая редакция, которую Островский предложил журналу «Москвитянин» в сентябре. В ноябре он прочитал пьесу Погодину, который сделал замечания, после чего драматург внести изменения.

До публикации «Бедной невесты» Александр читал её в московских домах, и первое чтение состоялось в декабре 1851 года, произведя приятное впечатление на слушателей. Премьера пьесы состоялась в 1852 году, и впервые она была напечатана отдельным изданием.

Александр Островский учёл критику в новой редакции для первого собрания свои произведений в 1859 году, которая затем была воспроизведена в последующих изданиях[2].

Тематика и идейный замысел

Тематика пьесы «Бедная невеста» заключается в безвыходном положении бедной девушки в условиях тогдашней русской жизни. Главная героиня, Марья Андреевна, вынуждена угождать матери, знакомиться с потенциальными женихами, испытывать отчаяние и чувство безысходности.

Идейный замысел пьесы может быть связан с поводом задуматься над серьёзными вопросами. Николай Добролюбов отмечал, что в «Бедной невесте» автор находит «категорический ответ» на злободневный вопрос современной действительности — «почему у нас женщина в семье находится в таком рабском положении и почему самодурство тяготеет над ней с особенной силой»[3].

Сюжет и композиция

Марья является дочерью Анны Петровны, овдовевшей жены чиновника. Каждая мать стремится к тому, чтобы её дочь удачно вышла замуж, и Анна Петровна не исключение. Давний знакомый её покойного мужа, Платон Добротворский, пытается помочь женщине найти подходящего кандидата для её повзрослевшей дочери.

У Марьи сразу есть три претендента: Хорьков, Милашин и Мерич. Мать Хорькова одобряет выбор сына, желая, чтобы он женился на Марье. Однако сама девушка откровенно признаётся Хорькову, что у неё более тёплые чувства к Меричу.

Добротворский полагает, что Марье лучше всего подойдёт чиновник Береволенский, которого он знакомит с девушкой. Первое общение оставляет хорошее впечатление, и Береволенский делает ей предложение. Анна Петровна согласна на брак, но Марья решает высказать свои истинные чувства к Меричу[4].

Структура пьесы Александра Островского «Бедная невеста» сложна и включает в себя переплетение четырёх интриг и драматургических линий:

Маша и Мерич. Главная героиня испытывает чувства к Меричу, который безжалостно развлекается на стороне с молодой дамой.

Маша и Хорьков. Искренне любящий Машу, Хорьков, который оказался под давлением обывательского окружения, является добрым, умным и образованным, но не производит впечатления на героиню.

Маша и Милашин. Милашин, влюблённый в Машу, сосредоточен на своей борьбе за её внимание и конкуренции с Меричем, не задумываясь о том, как это влияет на её чувства.

Маша и жених — Беневоленский. Беневоленский, влюблённый в Машу, делает ей предложение стать его женой.

В финале пьесы два кратких эпизода вводят новую драматическую ноту с появлением Дунечки, мещанки, в течение нескольких лет бывшей гражданской супругой Беневоленского, который оставил её ради брака с «образованной» дамой[5].

Персонажи

  • Анна Незабудкина — вдова небогатого чиновника, слабая по своему характеру, но любит свою дочь и заботится о ней.
  • Михайло Хорьков — сын Арины Егоровны, образованный человек. Он не имеет состояния, но готов пожертвовать собой ради счастья любимой.
  • Марья Андреевна — красивая девушка, мечтающая о любви и настоящих чувствах. Умна и старается быть сильной перед трудностями.
  • Иван Милашин — знакомый Незабудкиных, соперник Мерича за руку Маши.
  • Платон Добротворский — старый адвокат, добрый и понимающий человек.
  • Максим Беневоленский — чиновник с состоянием, который претендует на руку Марьи Андреевны.
  • Владимир Мерич — молодой человек из состоятельной семьи.
  • Арина Хорькова — мещанка, заинтересована в браке между Михайло Иванычем и Марьей Андреевой.
  • Карповна и Панкратьевна — свахи, которые помогают в поисках жениха для Марьи Андреевны.
  • Дуня — мещанская девушка, невенчанная жена Беневоленского.
  • Дарья — горничная Незабудкиных, которая участвует в разговорах и помогает героине подготовиться к свадьбе[6].

Художественные средства

  • Эпитеты: «бедная невеста», «тоскливый вечер», «грустные глаза».
  • Сравнения: «как птица в клетке», «жизнь, как река», «она была как цветок, который не распустился».
  • Олицетворения: «время уходит», «судьба смеётся над ней», «ночь шепчет тайны».
  • Антропоморфизм: «ветер завывал от тоски», «дождь плакал над её судьбой», «улицы встречали её молчанием».
  • Метафоры: «жизнь — это игра», «сердце разрывается на части», «дорога жизни».
  • Инверсия: «Не верю я в счастье!», «Светит мне звезда одна!», «Словно мечта, уходит всё!».
  • Фразеологизмы: «упасть духом», «на краю пропасти», «свет в конце туннеля»[7].

Проблематика

Главная героиня оказывается в безысходной ситуации. Марья Андреевна лишена возможности выбора, и ей остаётся либо ждать, либо искать подходящего жениха. Для неё замужество является не только жизненной целью, но и работой, карьерой, её назначением.

Люди вокруг проявляют жестокость и равнодушие к её чувствам. Девушка с отвращением относится ко всем тем женихам, которых ей хотят подсунуть.

Влияние внешних обстоятельств на судьбу героини становится очевидным: она становится марионеткой в руках как жестоких людей, так и факторов, которые не может изменить.

Кроме того, в пьесе поднимается проблема роли женщины в семье, анализируется, почему она оказывается в таком зависимом положении и почему самодурство окружающих особенно тяжело давит на неё[5].

Экранизации

Примечания

  1. «Бедная невеста». ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  2. Бедная невеста. ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 13 февраля 2025.
  3. «Бедная невеста». ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  4. Бедная невеста. prochtem.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  5. 5,0 5,1 Бедная невеста. Электронная публикация. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  6. Читательский дневник Бедная невеста Островского. Читательский дневник. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  7. Островский Александр Николаевич Бедная невеста. lib.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  8. БЕДНАЯ НЕВЕСТА. Театральный институт. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  9. Бедная невеста. ctm-nn.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
  10. Бедная невеста. uchebnyy-teatr. Дата обращения: 16 февраля 2025.