Бедная невеста (пьеса)
| Бедная невеста | |
|---|---|
| Бедная невеста | |
| Жанр | Комедия |
| Автор | Александр Николаевич Островский |
| Язык оригинала | русский |
| Дата написания | 1850-1851 |
| Дата первой публикации | 1852 |
Бе́дная неве́ста — пьеса русского театрального деятеля Александра Островского завершённая в 1851 году, состоящая из пяти действий[1].
История создания
Работа над комедией «Бедная невеста» началась Александром Островским летом 1850 года, 31 октября он читал куски пьесы Михаилу Погодину, а в феврале 1851 года один из фрагментов был опубликован в сборнике «Раут». С первого этапа остались два плана и незавершённая черновая версия текста.
При написании второго акта Островский изменил свой первоначальный замысел. Он прервал работу, разработал новый план и, переработав написанное, завершил пьесу. Однако и после этого работа продолжалась. Автор составил новый план для всего первого действия и восьми сцен второго, что также потребовало доработки текста.
В мае 1851 года были готовы два первых акта, а летом в Щелыкове завершилась первая редакция, которую Островский предложил журналу «Москвитянин» в сентябре. В ноябре он прочитал пьесу Погодину, который сделал замечания, после чего драматург внести изменения.
До публикации «Бедной невесты» Александр читал её в московских домах, и первое чтение состоялось в декабре 1851 года, произведя приятное впечатление на слушателей. Премьера пьесы состоялась в 1852 году, и впервые она была напечатана отдельным изданием.
Александр Островский учёл критику в новой редакции для первого собрания свои произведений в 1859 году, которая затем была воспроизведена в последующих изданиях[2].
Тематика и идейный замысел
Тематика пьесы «Бедная невеста» заключается в безвыходном положении бедной девушки в условиях тогдашней русской жизни. Главная героиня, Марья Андреевна, вынуждена угождать матери, знакомиться с потенциальными женихами, испытывать отчаяние и чувство безысходности.
Идейный замысел пьесы может быть связан с поводом задуматься над серьёзными вопросами. Николай Добролюбов отмечал, что в «Бедной невесте» автор находит «категорический ответ» на злободневный вопрос современной действительности — «почему у нас женщина в семье находится в таком рабском положении и почему самодурство тяготеет над ней с особенной силой»[3].
Сюжет и композиция
Марья является дочерью Анны Петровны, овдовевшей жены чиновника. Каждая мать стремится к тому, чтобы её дочь удачно вышла замуж, и Анна Петровна не исключение. Давний знакомый её покойного мужа, Платон Добротворский, пытается помочь женщине найти подходящего кандидата для её повзрослевшей дочери.
У Марьи сразу есть три претендента: Хорьков, Милашин и Мерич. Мать Хорькова одобряет выбор сына, желая, чтобы он женился на Марье. Однако сама девушка откровенно признаётся Хорькову, что у неё более тёплые чувства к Меричу.
Добротворский полагает, что Марье лучше всего подойдёт чиновник Береволенский, которого он знакомит с девушкой. Первое общение оставляет хорошее впечатление, и Береволенский делает ей предложение. Анна Петровна согласна на брак, но Марья решает высказать свои истинные чувства к Меричу[4].
Структура пьесы Александра Островского «Бедная невеста» сложна и включает в себя переплетение четырёх интриг и драматургических линий:
Маша и Мерич. Главная героиня испытывает чувства к Меричу, который безжалостно развлекается на стороне с молодой дамой.
Маша и Хорьков. Искренне любящий Машу, Хорьков, который оказался под давлением обывательского окружения, является добрым, умным и образованным, но не производит впечатления на героиню.
Маша и Милашин. Милашин, влюблённый в Машу, сосредоточен на своей борьбе за её внимание и конкуренции с Меричем, не задумываясь о том, как это влияет на её чувства.
Маша и жених — Беневоленский. Беневоленский, влюблённый в Машу, делает ей предложение стать его женой.
В финале пьесы два кратких эпизода вводят новую драматическую ноту с появлением Дунечки, мещанки, в течение нескольких лет бывшей гражданской супругой Беневоленского, который оставил её ради брака с «образованной» дамой[5].
Персонажи
- Анна Незабудкина — вдова небогатого чиновника, слабая по своему характеру, но любит свою дочь и заботится о ней.
- Михайло Хорьков — сын Арины Егоровны, образованный человек. Он не имеет состояния, но готов пожертвовать собой ради счастья любимой.
- Марья Андреевна — красивая девушка, мечтающая о любви и настоящих чувствах. Умна и старается быть сильной перед трудностями.
- Иван Милашин — знакомый Незабудкиных, соперник Мерича за руку Маши.
- Платон Добротворский — старый адвокат, добрый и понимающий человек.
- Максим Беневоленский — чиновник с состоянием, который претендует на руку Марьи Андреевны.
- Владимир Мерич — молодой человек из состоятельной семьи.
- Арина Хорькова — мещанка, заинтересована в браке между Михайло Иванычем и Марьей Андреевой.
- Карповна и Панкратьевна — свахи, которые помогают в поисках жениха для Марьи Андреевны.
- Дуня — мещанская девушка, невенчанная жена Беневоленского.
- Дарья — горничная Незабудкиных, которая участвует в разговорах и помогает героине подготовиться к свадьбе[6].
Художественные средства
- Эпитеты: «бедная невеста», «тоскливый вечер», «грустные глаза».
- Сравнения: «как птица в клетке», «жизнь, как река», «она была как цветок, который не распустился».
- Олицетворения: «время уходит», «судьба смеётся над ней», «ночь шепчет тайны».
- Антропоморфизм: «ветер завывал от тоски», «дождь плакал над её судьбой», «улицы встречали её молчанием».
- Метафоры: «жизнь — это игра», «сердце разрывается на части», «дорога жизни».
- Инверсия: «Не верю я в счастье!», «Светит мне звезда одна!», «Словно мечта, уходит всё!».
- Фразеологизмы: «упасть духом», «на краю пропасти», «свет в конце туннеля»[7].
Проблематика
Главная героиня оказывается в безысходной ситуации. Марья Андреевна лишена возможности выбора, и ей остаётся либо ждать, либо искать подходящего жениха. Для неё замужество является не только жизненной целью, но и работой, карьерой, её назначением.
Люди вокруг проявляют жестокость и равнодушие к её чувствам. Девушка с отвращением относится ко всем тем женихам, которых ей хотят подсунуть.
Влияние внешних обстоятельств на судьбу героини становится очевидным: она становится марионеткой в руках как жестоких людей, так и факторов, которые не может изменить.
Кроме того, в пьесе поднимается проблема роли женщины в семье, анализируется, почему она оказывается в таком зависимом положении и почему самодурство окружающих особенно тяжело давит на неё[5].
Экранизации
- «Бедная невеста», 2008 год, режиссёр Александр Галко[8].
- «Бедная невеста», 2016 год, режиссёр Александр Сучков[9].
- «Бедная невеста», 2024 год, режиссёр Юлия Авшарова[10].
Примечания
- ↑ «Бедная невеста». ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Бедная невеста. ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 13 февраля 2025.
- ↑ «Бедная невеста». ostrovskiy.lit-info.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Бедная невеста. prochtem.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Бедная невеста. Электронная публикация. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Читательский дневник Бедная невеста Островского. Читательский дневник. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Островский Александр Николаевич Бедная невеста. lib.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ БЕДНАЯ НЕВЕСТА. Театральный институт. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Бедная невеста. ctm-nn.ru. Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Бедная невеста. uchebnyy-teatr. Дата обращения: 16 февраля 2025.
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |