Светит, да не греет

Эта статья прошла проверку экспертом
Светит, да не греет
Светит, да не греет
Жанр пьеса
Автор Александр Николаевич Островский и Николай Яковлевич Соловьёв
Язык оригинала русский
Дата написания 1880
Дата первой публикации 1881
Электронная версия

«Светит, да не греет» — пьеса в пяти действиях Александра Островского и Николая Соловьёва. Написана в 1880 году. Одно из последних произведений Александра Островского. Впервые пьеса поставлена в 1880 году в Малом театре, а позже — в Александринском театре, однако в обеих столицах спектакли приняты довольно холодно[1].

История создания

В начале мая 1880 года Николай Соловьёв в Москве изложил Александру Островскому сюжет новой пьесы — драмы «Разбитое счастье», который подвергнут ими обсуждению. А 24 июня 1880 года Александр Островский извещал Николая Соловьёва[2]:

«Я много думал о вашей пьесе; вот два главные замечания: надо стараться, чтобы она не походила на „Дикарку“, — садовник напоминает то же лицо в моей комедииПравда хорошо, а счастье лучше“. Жду с нетерпеньем известий о вашей работе».

2 июля 1880 года Николай Соловьёв сообщил Александру Островскому о завершении чернового варианта новой пьесы, выразив необходимость в её доработке. В начале августа того же года, находясь в Щелыкове, Николай Соловьёв представил Александру Островскому текст произведения. К 26 августа Александр Островский уже завершил первый акт, подчёркивая важность тщательной работы над пьесой после успеха «Белугина» и «Дикарки»[2]. Отвергнув первоначальное заглавие «Разбитое счастье» и другое — «На родине», Александр Островский 2 октября 1880 года написал Николаю Соловьёву[2]:

«Мы не подберём названия, — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещён как следует, что в нем трудно разобраться; что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор?.. Озерской — человек с горячей головой и горячим сердцем, но неразвитой и не очень умный, — любовь его к Оле простое чувственное побуждение. В минуту просветления, в 4-м акте, у него мелькнуло в голове, что жизнь его с Олей будет таким же болотом, как жизнь Завалишина с женой. Вот драматизм его положения: он между двух женщин, одной выше, другой ниже; он отталкивает ту, которая ниже его, а которая выше, сама отталкивает его… Пьесу надо назвать: „Светит, да не греет“. — Ренёва освещает им их болото, но сама ничего не даёт… При таком плане является контраст, который художественно проводится в пьесе. Завалишин и Озерской, — обоих Ренёва осветила, но не согрела; один, как вялый человек, погрязает в болоте, а другой, как горячий, бросается в омут. Напишите, нравится ли вам мой план?»

К 9 октября Александр Островский сообщил Николаю Соловьёву о процессе переписывания пьесы. Несмотря на первоначальный «план» существенного изменения характеров Озерского и Оли, драматург, занятый работой над «Невольницами», не реализовал его. Персонажи Озерского и Оли остались неизменными по сравнению с «Разбитое счастьем», как и образы Ренёвой и других героев[2]. Относительно названия «Светит, да не греет», Островский пояснял, что оно отражает не сюжет, а суть характера Реневой. Среди изменений в пьесе он отмечал[2]:

«Я изменил фамилии: Реева теперь Ренёва; Завалкшин на Залешин. Озерского я изменил в Рабачёва, Худосоков — Худобаев. — Рабачёв медлит свадьбой с Олей, потому что находит в таких отношениях больше поэзии».

В рукописи пьесы «Светит, да не греет», состоящей из 182 листов, где начиная с 50-го листа текст написан рукой Николая Соловьёва, Александр Островский внёс множество правок. Он тщательно работал над языком персонажей, стремясь к большей жизненности. Драматург уделил особое внимание ключевым моментам, важным для развития сюжета и характеров. В рассказе Ренёвой Залешину о своём недавнем «герое» Александр Островский к скупым словам Ренёой[2]:

«Было много и ещё поклонников» — добавил слова, полные сарказма и презрения: «обожателей, которые готовы были целовать мои ноги… Нет! Даже следы моих ног, в надежде, что княгиня даст мне богатое приданое, и которые всё потом, под более или менее благовидными предлогами, сначала сконфузились, а потом удалились».

В реплики Дерюгина, беседующего с Худобаевым, Александр Островский добавил комический рассказ о «декохте». Реплику Дерюгина дополнил словами, раскрывающими его алчность. Александр Островский усилил впечатление от приезда Ренёвой. Образ Ренёвой обогащён психологической чертой: она боится силы чувства Рабачёва и, однако, заинтересована в информации о нём от Залешина[2].

Александр Островский углубил драматизм отношений. Ему принадлежит явление 4-е 3-го действия. В 4-м действии вставкой является изумление Ренёвой красотой лунной ночи. Вставки Александра Островского имеются и в 5-м действии. Александр Островский написал финал 1-го действия; явление 11-е 2-го действия. Более сложной являлась работа над второй половиной 4-го действия. В 5-м действии Александру Островскому принадлежат явления 9, 10 и 11-е[2].

Идейный замысел

«Светит, да не греет» Александра Островского — гениальное произведение, " — заметил Владимир Михайлович. «В пьесе чувствуется жгучая правда жизни, она затрагивает глубинные человеческие чувства, любовь и измену. Герои многогранны: мы видим искренних, любящих людей и тех, кто подменяет настоящее чувство мимолётной страстью, что приводит к трагическому финалу. Хотя в финале и происходит две смерти, это скорее драма, чем трагедия. Язык пьесы великолепен, он сразу захватывает. Малый театр всегда был известен своими спектаклями о человеческой душе и страданиях, и мы стремимся продолжать эту традицию»[3].

Дмитрий Кривошеев признался: «Прочитав пьесу, я был поражён. Она нетипична для Островского, я привык к другим темам и персонажам. Здесь же — психологическое, романтичное произведение с жестким концом, с неожиданными событиями и поступками. Некоторые сцены вызывали у меня страх, ведь всегда ищешь что-то в себе, и не всегда это находится. Но этот страх, как ни странно, вдохновляет и заставляет работать честно. Пьеса перекликается с произведениями Тургенева и Чехова. Видно, что она оказала влияние на других драматургов, не просто так возникают эти совпадения»[3].

Сюжет

Оставшись без состояния и перспектив замужества после неожиданной смерти своей богатой тётки, тридцатилетняя светская львица Анна Ренёва покидает Париж и прибывает в своё родовое имение с намерением его продать. Влекомая желанием найти себе кавалера для развлечений, она стремится завоевать внимание видного соседа — молодого и энергичного землевладельца Бориса Рабачёва. Однако, Борис не сразу поддаётся её обаянию, поскольку он искренне любит свою невесту Ольгу и дорожит своей честью[4].

В дальнейшем события разворачиваются таким образом, что любовная интрига, затеянная Анной Ренёвой, оборачивается настоящей трагедией. Разогревая из праздного интереса пылкие чувства, она в то же время испытывает страх перед мощью вспыхнувшей страсти Бориса и отвергает его ухаживания. В свою очередь, обманутая Ольга, осознав предательство любимого, в отчаянии бросается в реку и погибает. Узнав о смерти Ольги, Борис винит в случившемся Анну, но она резко отвечает ему упрёком, указывая на то, что это был его осознанный выбор — предать невесту. Осознавая свою долю вины, Борис произносит пламенную покаянную речь, а затем вслед за Ольгой прыгает с обрыва. Прекрасная пара влюблённых находит свою гибель в бурных водоворотах страстей, вызванных появлением циничной красавицы[4].

Конфликт

Главный конфликт пьесы «Светит, да не греет» Александра Островского и Николая Соловьёва заключается в том, что главная героиня Анна Ренёва, будучи неспособной на глубокие чувства, из зависти к чужому счастью разрушает жизнь влюблённых. Ренёва становится свидетельницей свидания Рабачёва с юной Олей Васильковой и решает разбить чужое счастье[4].

Действующие лица

  • Анна Владимировна Ренёва, землевладелица, девица под 30 лет.
  • Семён Семёныч Залешин, сосед Анны Ренёвой, средних лет.
  • Авдотья Васильевна, жена Семёна Залешина.
  • Денис Иваныч Дерюгин, зажиточный крестьянин.
  • Даша, горничная Ренёвой.
  • Ильич, старик, дворовый человек из крепостных Ренёвой.
  • Степанида, жена Ильича, старуха.
  • Борис Борисыч Рабачёв, молодой человек, небогатый землевладелец, ближайший сосед Ренёвой.
  • Оля Василькова, молоденькая девушка, дочь бывшего управляющего имением Ренёвой[5].

Позиция автора

Александр Островский подчёркивал двоякую и главную роль Ренёвой в драме, её психологическую сложность. Знакомый мир обернулся для героини холодно и неприязненно, она стала отчасти его жертвой[6].

Островский провёл большую стилистическую правку пьесы. Много лишних слов, слов-паразитов внёс он в речь Дерюгина, особенно в начале, когда тот ещё не знает, как его примут у Ренёвой: «[А что так] Нам собственно барышню нашу, Анну Владимировну. А что ежели повидать их можно» (д. I, явл. 2). Ильич ругает Степаниду «мужичка», а не «деревня», что для него грубее, не употребляет украинизм «хаты», говорит — «избы» (д. I, явл. 1)[6].

Больше вульгарных просторечий у Авдотьи Васильевны, что выражает суть её характера. «А как в девушках, так я была даже очень тонкая и кашляла, даже боялись, что у меня чахотка», — было у Николая Соловьева. У Александра Островского она говорит: «тонкого сложения», а «чахотка» убрана. Вместо: «Милый мой и похудел как!» Авдотья Васильевна в окончательной редакции заявляет резко: «Потому что кому вы нужны?»[6].

Критика

Практически все критики указывают на Антона Чехова, безусловно, знавшего произведение Александра Островского и Николая Соловьёва, поскольку сюжетная линия произведения «Вишнёвый сад» имеет поразительное сходство с пьесой «Светит, да не греет». Постановка Центра вполне способна послужить своего рода отправной точкой для сопоставления и анализа этих двух драматических произведений[7].

В 1996 году в газете «Моя Газета» писали, что в критике на премьеру спектакля «Светит, да не греет» в Театральном Центре им. Ермоловой имелось много однообразия оценок. При этом отмечали, что главное отличие постановки — подлинно трагедийный финал, который редко встречается в современном русском театре. Отмечали, что ритм спектакля во втором акте давал сбои: мгновенно ослабевало напряжение между актёрами и внимание зрительного зала[7].

В 2024 году на официальном сайте Малого театра зрители оставляли отзывы о спектакле «Светит, да не греет». Среди положительных моментов отмечали игру актёров, костюмы, музыку, декорации и режиссуру Владимира Бейлиса. Зрители отмечали, что постановка поднимает злободневную проблему: что лучше — содержательное одиночество или рутинная семейная жизнь[8].

Экранизации и постановки

Примечания

  1. Штраус О. Вы этого достойны: В Малом театре поставили малоизвестную пьесу Островского // Российская газета : сайт. — 2024. — 26 марта.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Светит, да не греет (Пьеса написана совместно с Н. Я. Соловьевым). ostrovskiy.lit-info. Дата обращения: 14 июня 2025.
  3. 3,0 3,1 «Светит, да не греет» - это не о месяце сказано. Государственный академический Малый театр. Дата обращения: 14 июня 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Визит нестарой дамы. «Литературная газета» (7 марта 2024). Дата обращения: 14 июня 2025.
  5. Светит, да не греет. ostrovskiy.lit-info. Дата обращения: 14 июня 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Данилова Л. С. Островский и Н. Я. Соловьёв в работе над пьесой «Светит, да не греет» // Разыскания и сообщения. — С. 500.
  7. 7,0 7,1 Бурыкин А. От «Тьмы» до «Светит...» // Моя Газета : газета. — 1996. — 3 апреля (№ 12).
  8. Отзывы. Государственный академический Малый театр. Дата обращения: 14 июня 2025.
  9. Светит, да не греет (1911). Кино-театр. Дата обращения: 14 июня 2025.
  10. Светит, да не греет (1972). Кино-театр. Дата обращения: 14 июня 2025.
  11. Бруданова Д. Малоизвестную пьесу Александра Островского поставили в столичном театре // «Global City» : Интернет-журнал. — 2024. — 26 марта.
  12. Спектакль «Светит, да не греет». Культура.РФ. Дата обращения: 14 июня 2025.