Трудовой хлеб

Эта статья прошла проверку экспертом
Трудовой хлеб
Трудовой хлеб
Жанр комедия
Автор Островский, Александр Николаевич
Язык оригинала русский
Дата написания 1874
Дата первой публикации 1874, «Отечественные записки», № 11

«Трудово́й хле́б» — комедия Александра Островского, «сцены из жизни захолустья, в четырёх действиях». Написана в 1874 году, примерно в середине творческого пути. Действие происходит в буржуазной среде русского города. Местные жители предаются праздности, злоупотребляют алкогольными напитками, ведут распутный образ жизни, занимаются воровством и попрошайничают. Единственный персонаж, который трудится, наделён мышлением примитивного торговца[1].

История создания

Работа над комедией велась с начала марта и до двадцатых чисел сентября 1874 года. В марте месяце Алесандр Островский отправил Николаю Некрасову часть ещё не завершенной пьесы для публикации в сборнике «Складчина», который издавался с целью оказания помощи голодающим в Самарской губернии[2].

Впервые произведение было опубликовано в журнале «Отечественные записки», в ноябрьском номере. Разрешение на постановку пьесы было получено 15 октября, а 12 ноября она получила одобрение театрально-литературного комитета[2].

Содержание

Пьеса «Трудовой хлеб» изображает судьбы нескольких персонажей, которые сталкиваются с разнообразными трудностями и испытаниями в своей жизни. В центре повествования находятся учитель Иоасаф Наумыч Корпелов, его племянница Наталья Петровна Сизакова, а также её друзья: Евгения Львовна, Павел Сергеич Грунцов и Иван Федулыч Чепурин[3].

Наташа с нетерпением ожидает возвращения своего жениха Егора Николаевича Копрова, который пообещал ей вступить в брак. Однако вскоре она обнаруживает, что он обманывает её ради выгоды и намеревается жениться на другой девушке. Узнав правду, Наташа испытывает горечь от предательства Копрова[3].

Тем временем Корпелов пытается найти средства, чтобы поддержать свою племянницу. Ему удаётся найти старую ключницу, которая передаёт ему пакет с документами и коробочку, оставленные матерью Натальи Петровны перед её смертью. В этих документах содержится завещание и некоторая сумма денег, которые Корпелов передаёт своей племяннице[3].

Наташа решает, что будет продолжать упорно трудиться и принимает решение жить трудной, но честной жизнью. Грунцов отправляется в Уфу, где ему обещано место учителя, а Чепурин становится счастливым обладателем средств, оставленных матерью Натальи Петровны. Пьеса завершает свою историю на оптимистичной ноте: герои обретает уверенность в своих силах и готовы двигаться дальше, несмотря на испытания и предательства[3].

Действующие лица

  • Иоасаф Наумыч Корпелов — лысый, преждевременно состарившийся и сгорбившийся, но всегда улыбающийся человек. Одет в чёрное длинное сак-пальто, застёгнутое сверху донизу. Тон, движения, манеры педантские, с примесью шутовства. По занятию — учитель, промышляющий дешёвыми частными уроками.
  • Наталья Петровна Сизакова — сирота, красивая девушка, лет 25, племянница Корпелова по матери.
  • Евгения Львовна — бедная девушка, дальняя родня Наташи, одних с ней лет.
  • Павел Сергеич Грунцов — молодой человек, кончивший курс в университете, ищущий места; недурён собой, с бородкой; одет прилично; короткий пиджак, красивые, хорошо вычищенные сапоги по колена, фуражка всегда немного на затылке, в руках толстая палка. Шагает широко, в жестах развязен.
  • Иван Федулыч Чепурин — лавочник, хозяин дома, в котором живёт Корпелов. Молодой человек, косоват, рябой; рыжеватая неподстриженная борода клином. Одет щеголевато в серенькую одноцветную пару. Держит себя скромно и сосредоточенно. Взгляд, речь и движения энергичны.
  • Маланья — кухарка, лет за 50, одета по-русски. (Корпелов зовёт её Аглаей).
  • Матвей Петрович Потрохов — разбогатевший чиновник, пятидесяти лет; высокий, очень полный мужчина, с круглым лицом, которому он старается придавать, смотря по обстоятельствам, различные выражения, но которое ничего не выражает.
  • Поликсена Григорьевна — его жена, высокая, худощавая женщина, сорока лет с небольшим. Часто вздыхает и поднимает глаза к небу, стараясь изобразить страдание и покорность судьбе. Выражение лица злое.
  • Егор Николаевич Копров — молодой человек; очень приличен и красив, одет безукоризненно, манеры изящны.
  • Сакердон — лакей Потрохова, важен.
  • Ариша — горничная, молодая девица, ни хороша, ни дурна.
  • Старая ключница — тоненькая старуха в чёрном, со сгорбленной спиной[4].

Проблематика

Стремление к богатству на фоне нищеты. Все персонажи пьесы испытывают финансовые трудности и жаждут обогащения, однако избегают трудовой деятельности. Иллюзии роскошной жизни. Наташа, незрелая и наивная, грезит о выгодном браке и беззаботной жизни. В конечном счёте, её собственные амбиции приводят к потере сбережений[5].

Выбор между трудолюбием и «лёгкой наживой». Жорж, главный подстрекатель, утверждает, что стремление к роскоши требует больших денег, оправдывая тем самым нечестные способы обогащения[5].

Изоляция и пагубная привычка. Иоасаф Наумыч и Матвей Петрович, каждый по-своему, одиноки: один фактически, другой — душевно. Пьеса также затрагивает тему превосходства малых проявлений доброты над крупными злодеяниями[5].

Художественные средства

Экранизация

«Трудовой хлеб» (1999 год). Режиссёр: Александр Коршунов. Спектакль Малого театра[6].

Примечания

  1. Виноградова И. Для кого ж тогда будут расти ананасы. smotr.ru (13 июня 2022). Дата обращения: 21 января 2025.
  2. 2,0 2,1 Радзиевская Н.А. Творческий период 1868-1878 гг.. octrovskii.tilda.ws. Дата обращения: 1 июня 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Погосова К. Трудовой хлеб слаще, или Постижение через Островск. proza.ru (2022 год). Дата обращения: 10 марта 2025.
  4. 4,0 4,1 Островский А. Н. Трудовой хлеб. az.lib.ru. Дата обращения: 21 января 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 Наша бедность - гордость наша?. livelib.ru (23 декабря 2021). Дата обращения: 21 марта 2025.
  6. Трудовой хлеб (1999). kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 марта 2025.

Ссылки