Богомолов, Константин Юрьевич

Материал из «Знание.Вики»
Константин Богомолов
Константин Богомолов, 2014
Константин Богомолов, 2014
Имя при рождении Константин Юрьевич Богомолов
Место рождения Москва, СССР
Гражданство Флаг России Россия
Профессия театральный режиссёр, поэт, актёр, клипмейкер
Годы активности с 2002 года
Театр Московский театр Олега Табакова;
МХТ имени А. П. Чехова;
«Ленком»;
Театр на Малой Бронной
Награды Золотая маска — 2014

Константин Юрьевич Богомолов (род. 23 июля 1975 года, Москва) — российский театральный деятель, актёр, театральный режиссёр, кинорежиссёр, поэт.

Биография

Константин Богомолов родился 23 июля 1975 года в Москве в семье кинокритиков Юрия Александровича Богомолова[1] (9 марта 1937 года — 14 апреля 2023) и Ольги Георгиевны Ульяновой.

Был участником литературной мастерской Ольги Татариновой «Кипарисовый ларец».

В 1990 году стихотворения Богомолова были опубликованы в литературном журнале «Мы» и поэтическом сборнике «Семнадцатое Эхо», в 1995 — в альманахе «Вавилон».

В 1992 году Константин Богомолов окончил Гимназию № 1520 имени Капцовых (бывшая школа № 31).

В 1997 году окончил отделение русской филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, тема дипломного исследования: «Мотивы волшебной сказки в „Капитанской дочке“».

Богомолов год обучался в аспирантуре (изучал русское масонство XVIII века). После поступает на курс Андрея Гончарова в ГИТИС, который успешно заканчивает в 2003.

В 2019 году отмечен в шорт-листе Премии Андрея Белого в номинации «Поэзия» с книгой «Так говорил Богомолов» (издательство АСТ)[2].

В 2017 году Константин Богомолов стал председателем жюри литературной премии «Нос».

Театральный режиссер

В 2002 году Константин Богомолов поставил спектакль «Лекция о пользе убийств, или Шесть трупов в поисках действия» в ГИТИСе.

После окончания режиссерского курса ставит в качестве режиссера спектакль «Много шума из ничего» в театре на Бронной[3].

В период с 2007 по 2012 год служил в Московском театре Олега Табакова, выступив режиссёром спектаклей «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Старший сын» Вампилова, «Процесс» Кафки, «Волки и овцы» Островского, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Год, когда я не родился» Розова, Wonderland-80 по Довлатову и Л. Кэрроллу, а также двух версий чеховской «Чайки»[4].

С 2012 по 2018 год Константин Богомолов работал помощником художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова. В 2014 году стал штатным режиссёром московского театра «Ленком» и выпустил два спектакля: «Борис Годунов» по А. С. Пушкину (2014) и «Князь» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (2016).

В 2017 году ставит спектакль «Волшебная гора» в Электротеатре Станиславского, вызываю неоднозначные критические высказывания[5][6]. Режиссер создает особую атмосферу сценической тишины и использует молчание как средство художественной выразительности режиссера и актеров. Данный спектакль — это социально-театральный эксперимент, расширяющий границы зрительского присутствия в театре.

Константин Богомолов является соавтором и соведущим московской театральной премии «Гвоздь сезона».

С 2019 года — художественный руководитель Театра на Бронной[7].

Поставил более пятидесяти спектаклей в различных театрах России и за рубежом.

Спектакль «Преступление и наказание», поставленный Константином Богомоловым, был награждён «Золотой маской» в номинации «Лучший спектакль малой формы». Театральная критика отмечает, что режиссер прочитывает литературное произведение как идеологический роман, сфокусированный на проблеме права на преступление; иронически переосмысляет текст, играя с его привычными смыслами. При этом спектакль, исследует вопрос о праве человека на преступление, включают этическую концепцию Достоевского в мировоззренческий контекст нашего времени[8].

В апреле 2021 году ставит оперу «Кармен» Ж. Бизе на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского[9] методом реинтерпретации: первоначальный текст утратил свою целостность, становясь частью нового художественного целого.

Кинорежиссер

В 2018 году Константин Богомолов дебютировал в жанре многосерийного кино с драматическим сериалом «Содержанки», рассказывающем о светской жизни в Москве.

В 2019 году он подписал двухлетний контракт на съемки кино- и телепроектов для видеосервиса Start, по условиям которого Богомолов в некоторых проектах будет дебютировать как режиссёр, а в некоторых как продюсер.

С 26 апреля по 20 мая 2020 года на видеосервисе Start выходил новый сериал Константина Богомолова «Безопасные связи», а 20 августа того же года вышел первый эпизод ещё одного сериала «Хороший человек».

Педагогическая деятельность

В 2012 году стал педагогом Московской школы нового кино, в 2013 — руководителем Актёрской школы # 24, созданной на базе МШНК[10].

Критика

Театральная критика отмечает эстетику перформативности как отличительную особенность авторского стиля режиссера.

Имея дело с продукцией, выпускаемой Константином Богомоловым, надо учитывать, что режиссёр ни в коей мере не озабочен осмыслением какой-либо жизненной или эстетической реальности (например, художественный мир романов Достоевского, подвергаемый им на редкость легкомысленной травестии, интересует постановщика так же мало, как реальность, этим миром отражаемая). Он работает не с ней, а с разного рода формами её восприятия. — Андрей Юрьев[11]

Награды

Константин Богомолов обладатель ряда театральных наград: театральной премии «Чайка» (2007), зрительской премии «ЖЖивой театр» (2011), премии имени Олега Янковского «Творческое открытие» (2013). Многократный лауреат премии Благотворительного фонда Олега Табакова (2009, 2012, 2013, 2016).

Спектакль «Карамазовы» 2013 год

Неоднократный номинант на премию «Золотая маска». В 2014 году получил «Приз критики» фестиваля «Золотая маска» за спектакль «Идеальный муж. Комедия»[12]. В 2020 году спектакль «Преступление и наказание», поставленный Константином Богомоловым в театре «Приют комедианта», был признан лучшим драматическим спектаклем малой формы и также удостоен «Золотой маски».

  • Лауреат театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего» в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения (2007 год);
  • Премия Благотворительного фонда Олега Табакова (за создание спектакля «Старший сын») (2009);
  • Зрительская премия «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссёр года: Новая волна» за спектакли «WONDERLAND-80» и «Турандот» (2011);
  • Премия Олега Табакова за «оригинальное прочтение отечественной классики» (2012 год);
  • Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за спектакли «Год, когда я не родился» и «Идеальный муж. Комедия» (2013 год);
  • Премия Олега Янковского «Творческое открытие» (2013 год);
  • «Приз критики» премии «Золотая маска» получил спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж. Комедия» (2014).
  • Премия журнала ОК! в номинации «Театр 21 века» (2016 год).
  • Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за спектакль «Юбилей ювелира» (2016 год).
  • Лауреат премии Москвы за спектакль «Театральный роман» в Театре имени Гоголя.

Личная жизнь

2010—2018 — женат на Дарье Мороз.

— дочь Анна (5 сентября 2010 года).

13 сентября 2019 года — по настоящее время — женат на Ксении Собчак.

Старшая сестра — Ольга Богомолова (род. 13 февраля 1971) — критик, сценарист и редактор, кандидат искусствоведения (1997)

Литература

Юрьев Андрей. Растревоженные "славой", или проповедь "монстризма" на голубом глазу // Вопросы театра. — 2019. — № 1—2. — doi:10.24411/0507-3952-2019-00002.

Рыжанкова О.В., Хуан Цзэхуань, Акоева Н.Б. Традиции и новации в современной интерпретации классического искусства // Культурная жизнь Юга России. — 2021. — № 2 (81). — doi:10.24412/2070-075X-2021-2-62-68.

Примечания

  1. Не стало смелого критика и человека Юрия Богомолова. Московский комсомолец (14.04.2023).
  2. Мария Францева. Константин Богомолов и Дмитрий Данилов вошли в шорт-лист премии Андрея Белого. Журнал Театр (26 октября 2019).
  3. Даниил Поляков. «В театре необходим добровольный тоталитаризм» Режиссер Константин Богомолов — о задачах худрука, работе с корифеями и своем прозвище. Известия (13 июня 2019).
  4. Заславский Григорий. Где родился, там и пригодился. Еще один спектакль Константина Богомолова в афише театра Табакова // Вопросы театра.. — 2012. — № 3—4. — С. 77.
  5. Татьяна Филиппова. Без движения: «Волшебная гора» не Манна, но Богомолова. РБК СТИЛЬ (04 ОКТЯБРЯ 2017).
  6. Деменцова Эмилия Викторовна. "красноречивое молчание": сценическая тишина как средство художественной выразительности в спектакле "Волшебная гора" Константина Богомолова // Манускрипт. 2018.. — 2018. — № 2 (88).
  7. Константин Богомолов. Театр на Бронной.
  8. Отева К.Н. (дата обращения: 24.04.2023). Отева К.Н. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"В СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ АДАПТАЦИЯХ // Культура и текст.. — 2020. — № 3 (42). — С. 78.
  9. Рыжанкова О.В., Хуан Цзэхуань, Акоева Н.Б. (дата обращения: 24.04.2023). Традиции и новации в современной интерпретации классического искусства // Культурная жизнь Юга России.. — 2021. — № 2(81). — С. 62.
  10. «Я люблю балдеть в театре» Константин Райкин и Константин Богомолов открывают новые театральные школы. АФИША DAILY (18 июня 2013).
  11. Юрьев Андрей. Растревоженные "славой", или проповедь "монстризма" на голубом глазу // Вопросы театра. : журнал. — 2019. — Январь.
  12. Михалева Элла Евгеньевна. "Идеальный муж" в формате соцсети // Вопросы театра.. — 2013. — № 1—2. — С. 143.