Масонство
Масонство, или франкмасонство (от франц. franc — вольный, свободный и maçon — каменщик) — одно из крупнейших в мире транснациональных общественных движений, которое выступает за «нравственное самосовершенствование для мирного объединения людей в братский союз». Простыми словами, это закрытое общество со своими правилами, ритуалами и таинствами, куда допускаются лишь посвященные лица.
По самой известной легенде, масонство берет истоки от гильдий каменщиков, которые 2500 лет назад под руководством мастера Хирама построили Храм Соломона. После этого архитекторы объединились, чтобы передавать знания об уникальной инженерной методике ученикам. Тогда же появились первые тайные знаки, по которым строители подтверждали свой статус и получали оплату труда.
Ложи являются основной организационной единицей масонства. В Средние века под масонской ложей (ложей каменщиков) обычно подразумевался навес над строительной площадкой, где работали, отдыхали и обсуждали свою дальнейшую деятельность ремесленники. Сегодня ложа обычно объединяет от 10 до 300 и более масонов, собирающихся в среднем 1-2 раза в месяц, хотя могут существовать и ложи с иной частотой встреч (раз в квартал и т. д.).
Масонские ложи обычно объединяются в масонские территориальные организации, или послушания, обычно называемые «Великие ложи» или «Великие Востоки». Современные масонские ложи обычно управляются на региональном уровне (определяемым национальными границами или границей штата или провинции) Великой Ложей или Великим Востоком. Помимо этого, в масонстве существуют дополнительные степени, которые различаются в зависимости от местности и юрисдикции и обладают собственными независимыми органами управления.
Типы и структура масонства
Современное масонство состоит из трех основных групп:
- регулярное масонство, считает, что следует правилам («древним ландмаркам Братства») масонства, которые были заложены в конце XVII — начале XVIII века и установлены Объединённой Великой Ложей Англии («12 пунктов признания регулярных великих лож»). В частности, они гласят, что при работе в ложах должна быть обязательно открыта Книга Священного Закона (любой конфессии), каждый масон обязан исповедовать веру в Высшую Сущность, в масоны принимаются только мужчины, а в ложах должны быть запрещены политические и религиозные дискуссии. Кроме того, в каждой стране должна быть только одна Великая Ложа. К регулярным относятся масонские организации под покровительством Объединённой Великой Ложей Англии и Конференции Великих Мастеров Северной Америки. Регулярное масонство является крупнейшим по количеству членов и влиянию в мире объединением.
- традиционное масонство — великие ложи, соблюдающие принципы регулярности, но, по тем или иным причинам, не признаваемые ОВЛА.
- иррегулярное (адогматическое) масонство, или либеральное масонство, в которое входят масонские ложи, не признающие те или иные из упомянутых выше ограничений.
Согласно масонским правилам, для того чтобы стать масоном, кандидату необходимо быть совершеннолетним, свободным и «добрых нравов», то есть безупречной репутации. Под «свободой» обычно подразумевается свобода от всех предрассудков.
Масонство на протяжении многих лет было предметом многочисленных теорий заговора, однако, на самом деле, не существует какой-либо «всемирной Великой Ложи», которая бы контролировала все масонство; каждая Великая Ложа независима, и они не обязательно признают друг друга законными.
Происхождение масонства
У исследователей франкмасонства нет единого мнения о его происхождении. Очевидно, идея происхождения масонства от строительных гильдий казалась неприемлемой многим масонам-аристократам, и уже 26 декабря 1736 года в Ложе Святого Иоанна в Париже писатель и масон Эндрю Майкл Рамзей выступил с речью, в которой вывел происхождение братства масонов из времен Крестовых походов и связал его с рыцарским Орденом Святого Иоанна (Мальтийским).
Уже в середине XVIII века, на основе «высших» (дополнительных) степеней масонства возник ряд орденов, последовательно отстаивавших версии о происхождении масонства от рыцарей-тамплиеров, розенкрейцеров, египетских и античных мистерий.
В 1782 года был созван специальный масонский конгресс, проходивший с 15 июля по 1 сентября 1782 года на курорте Вильгельмсбад в княжестве Гессен-Кассель, одной из главных тем которого было обсуждение вопроса о происхождении масонства. Отвергнув ряд версий (например, версию тамплиерского происхождения масонства), конвент не смог выработать единого мнения об исторических корнях масонства, которое бы устроило всех масонов.
В разные века наибольшей популярностью пользовались три главных версии легендарного происхождения масонства:
- Масонство возникло в Древнем Египте, во времена строительства пирамид.
- Современное франкмасонство происходит от ордена рыцарей-храмовников (тамплиеров), бежавших в XIV веке Шотландию из Франции, чтобы избежать преследований. Многие масонские ритуалы и степени связаны с тамплиерами и их обрядами.
- Современное спекулятивное масонство отделилось или получило развитие под влиянием действовавшей в Средние века ремесленной гильдии строителей и каменщиков. В окончательном виде эту версию сформулировал в середине XIX века немецкий врач и исследователь масонства Георг Франц Буркгард Клосс. В настоящее время именно эта версия является наиболее распространенной и аргументированной.
Без привязки к какому-то определённому времени очевидно, что масонство связано со строительством. Архитекторы и строители традиционно занимали почетные места в обществах, относящихся к временам, когда были воздвигнуты пирамиды Египта, храмы и памятники Древней Греции и Древнего Рима. Сооружение зданий символизировало сотворение и прославление богов. Для строителей древности Храм царя Соломона служил примером, демонстрирующим, какие возможности и мудрость заключает в себе их ремесло. Легенды о строительстве Храма и его пропорциях составляют краеугольный камень мифологемы масонства, однако в ней предпочитают избегать любого сугубо религиозного иудейского или христианского подтекста — речь идет преимущественно о легендарном строителе-архитекторе Хираме Абиффе.
В Третьей книге Царств (7:13-45) Библия сообщает, что царь Хирам Тирский послал человека по имени Хирам, который владел искусством работы с бронзой, изготовить все столбы, сосуды и декоративные предметы для Храма. Эта история повторяется во Второй книге Паралипоменон (2:13), но здесь таланты Хирама описываются шире — дополнительно упоминается работа с золотом, серебром, железом, деревом, гравировкой и тканями. Библейские источники этим ограничиваются, но в масонстве история завершается убийством Хирама Абиффа троими работниками, которым он отказался открыть тайное имя Бога, скрытое внутри Храма. По ритуалу, кандидаты на посвящение в Мастера «умирают» аналогично тому, как Хирам умер и был рожден заново в масонстве.
Философ и масон Мэнли Палмер Холл сравнил легенду о смерти Хирама с расчленением Осириса Сетом, а возрождение Осириса Исидой — с поиском утраченного имени Бога. Секреты египетских мистических школ послужили основой масонства и розенкрейцерства.
Ни одна из приведенных концепций не может быть ни доказана, ни опровергнута. Не вызывает сомнения лишь то, что странствующие строители и каменщики путешествовали в Средние века по всей Европе в поисках работы. Эти ремесленники нанимали местных рабочих и давали им необходимые указания посредством рисунков и повсеместно принятых пропорций, таким образом гарантируя, что высота и длина стен и крыш будут исполнены в соответствии с планом. Такие знания были особенно важны в строительстве соборов, которые в XII веке представляли собой воздвигнутые во имя Бога устремленные ввысь монументы со стрельчатыми сводами, высокими окнами, башенками и другими деталями, характерными для готической архитектуры.
Чтобы сохранить от посторонних знания о строительном деле, ремесленные гильдии формировались по строгим правилам, предусматривающим договоры, справедливую оплату, поддержку со стороны заказчиков, продвижение в должности и обучение, оговаривающим продолжительность и сезоны работы. Кроме того, требовалось, чтобы члены гильдии были верующими людьми. Зачастую тайная мудрость строителей передавалась следующему поколению изустно. Как членами ремесленных гильдий становились непричастные к строительству люди, остается тайной, но в конце концов тех, кто больше интересовался тайнами, чем строительством зданий, оказалось большинство. Для них гильдии в большей степени служили прикрытием от преследований, которым подвергались люди с альтернативными общепринятым религиозными взглядами.
История масонства
Цеховые строительные гильдии (братства вольных каменщиков) существовали в Англии с эпохи Средних веков, образуя так называемое «оперативное масонство». Термин «франкмасон» впервые появляется в английских документах в конце XIV в. В XVII веке строительные гильдии приходят в упадок, и в них начинают принимать людей, никак не связанных со строительным искусством. Таким образом начинает образовываться «спекулятивное», то есть умозрительное масонство. Историки считают, что основоположником английского масонства был Элиас Эшмол, астролог, антиквар и судебный чиновник времен Реставрации (при Карле II). Эшмол изучал алхимию, розенкрейцерскую философию и каббалу; он проводил научные эксперименты, дружил с сэром Фрэнсисом Бэконом и другими основателями Королевского научного общества. В дневнике Эшмола имеется запись о его инициации в 1646 г. в одной из лож в Уоррингтоне, Ланкашир. Немногим ранее, в 1641 году масоны Эдинбурга приняли в состав своей ложи Роберта Морэя, британского военного и государственного деятеля, естествоиспытателя. И Эшмол, и Морэй входили в число основателей Королевского научного общества. С их приемом в братство ассоциируется тот исторический период, когда оперативное и спекулятивное масонство приступили к размежеванию, и с тех пор существовали раздельно. Оперативное братство испытало небывалый расцвет после знаменитого Лондонского пожара 1666 г. и последующего восстановления и обновления каменных строений всего города под руководством Королевского архитектора сэра Кристофера Рена, когда в Лондон съехались по королевскому подряду гильдии каменщиков со всей Европы. До наших дней оперативные каменщики существуют в Великобритании, Шотландии, Франции и ряде других стран в форме «ливрейных компаний», профессиональных компаньонажей и т. д. Спекулятивные же «каменщики» объединялись в т. н. «ложи джентльменов» и не пересекались с оперативными каменщиками в своей деятельности.
К XVIII веку во многих пабах и тавернах в Англии и Шотландии уже были свои масонские ложи. Чтобы стандартизировать ритуал и заявить о своих административных претензиях на управление всеми масонами страны, четыре лондонские ложи в 1717 г. в день святого Иоанна Крестителя (24 июня), встретившись в таверне «Гусь и решетка» на подворье Собора святого Павла в Лондоне, объединились в «Великую ложу Вольных и Принятых Каменщиков Лондона и Вестминстера и их окрестностей», которая стала первой в мире масонской организацией нового типа, с определёнными должностями, стандартизированными степенями (с 1723 г.), разработанными ритуалами и символикой, а также легендарной историей. Во главе её встал Энтони Сэйер (1672 — 1741) — первый Великий Мастер. Большой вклад в развитие масонства внес третий Великий Мастер Великой ложи (1719-1720) — натурфилософ и священнослужитель Джон Теофил Дезагюлье, который привлек в ложи многих аристократов и представителей интеллектуальной элиты.
В 1723 году был издан «Гравированный список лож», в котором условными обозначениями были указаны места, где проходили собрания каждой, ложи и даты их собраний. Предполагалось, что каждая новая ложа должна была отправить свой патент Великому Секретарю Великой Ложи, чтобы её включили в следующий Гравированный список. Ложи, которые не сделали этого, считались «иррегулярными» и их членам не разрешалось посещать собрания «регулярных» лож.
К 1730 году юрисдикция Великой Ложи Англии распространилась на многие провинции по всей Англии. Также Великая Ложа принялась учреждать ложи за рубежом. Первые из них были созданы в Гибралтаре (Испания) и в Индии. В 1730 году была учреждена Великая Ложа Ирландии, а в 1736 году — Великая Ложа Шотландии. С 1717 по 1740 гг. масонские ложи были созданы во многих странах Европы: в Бельгии (1721 г.), Испании (1728 г.), Италии (1733 г.), Германии (1736 г.).
Однако многие шотландские и ирландские вольные каменщики, отказывались повиноваться Великой Ложе Англии. Время от времени предпринимались попытки создать альтернативную организацию спекулятивных масонов. К 1750 г. в Англии и Шотландии было уже около 20 оппозиционно настроенных по отношению к Лондону лож. В июне 1751 г. пять наиболее влиятельных из них объявили о создании «Великой английской Йоркской ложи согласно древним уложениям» («Ложа Древних»). Они обвинили «новых» масонов (так они назвали представителей Первой Великой ложи) в узурпации власти, дехристианизации обрядов, упрощении ритуалов, а также ввели новую масонскую ступень — Мастер Королевской Арки. Впоследствии именно в Великой ложе Древних возникли большинство дополнительных («высших») масонских степеней. По мнению ряда исследователей, это было связано с тем, что в Ложу Древних входили многие аристократы, которые не принимали идею равенства всех членов братства между собой. А в 1756 г. «Ложа Древних» приняла свои конституцию и общий регламент «Ахиман Резон» («Помощь Брату»), автором которого стал видный деятель «древнего» масонства Лоуренс Дермотт. Среди представителей «древнего» масонства было много сторонников свергнутой династии Стюартов, также они имели хорошие отношения с французскими ложами, в которые входили католики.
Обе ложи снова соединились в 1813 г., заключив Акт Союза и совместно образовав «Объединенную Великую ложу Англии», которая продолжает существовать до сих пор. В Акте Союза утверждалось, что «чистое древнее масонство» состоит из трех степеней — Ученика, Подмастерья и Мастера, но вместе с ними признается «высокий орден Священной Королевской Арки», а также допускается прием братьев в рыцарские степени.
Масонство распространилось в большинстве стран мира и привлекло к себе как лиц королевской крови, так и людей из народа. На родине масонства, в Англии, масонам покровительствовали многие монархи. Вольфганг Амадей Моцарт был масоном и автором многочисленных произведений для исполнения в ложах. Почти вся европейская интеллигенция XVIII века, в том числе граф Сен-Жермен, Калиостро, Франц Месмер, Луи Клод де Сен-Мартен входила в ложи, часто стремясь к более высоким эзотерическим степеням. Джордж Вашингтон присоединился к братству в 1752 году, но, не желая, чтобы его каким-либо образом сравнивали с английским монархом, отклонил предложение стать единоличным руководителем масонства в США.
Философия масонов
Главная идея масонского общества — дух братства, подразумевающий поддержку членами друг друга в трудной ситуации. Масоны состоят в Ложах по всему миру, которые контролируются Великой ложей или Великим востоком. Они хранят вековые традиции вольных каменщиков и их тайные знания, заключенные в разных символах и аллегориях. Самые известные из них — циркуль и наугольник, которые использовались строителями-основателями. Братьев объединяет вера в бога, которого ещё называют Архитектором или Строителем вселенной, и стремление к светлому будущему. Кроме милосердия и общего равенства, все члены ложи стремятся быть честными и порядочными.
Принципы и символы
Спекулятивное масонство унаследовало от средневековых ремесленных гильдий семь фундаментальных принципов:
- наличие системы трех степеней: ученик, подмастерье и мастер;
- подразделение братства на ложи;
- соблюдение строгих правил секретности;
- существование секретных средств идентификации члена братства;
- истории братства, содержащиеся приблизительно в 100 рукописях, называемых Древними заповедями, в частности, В «Манускрипте из Эдинбургской регистрационной палаты» (1390);
- соблюдение традиции братских и доброжелательных отношений между членами;
- основа философии — в христианской нравственности.
К 1723 г. все упоминания христианства — или любой другой официальной религии — из масонских ритуалов были удалены. Считалось, что члены братства верят в Высшее Существо, которое именуется «Великий Архитектор Вселенной». Предполагалось, что три начальные степени масонства символизируют мысль, желание и действие. Масоны стремятся преобразовать эти общие понятия в духовную мысль, конструктивные эмоции и труд. Того, кто просил принять его в братство, обычно отождествляли с грубым или неотесанным камнем. Соответственно, инструментами масона были наугольник, циркуль, отвес и уровень. Священное писание, наугольник и циркуль считаются тремя «Великими светочами» масонства.
Ложей управляют «пять светочей», то есть пять старших офицеров ложи: Досточтимый Мастер, первый и второй Надзиратели или Блюстители, Оратор и Секретарь.
В первых трех степенях члены братства носят белые кожаные запоны (фартуки) и перчатки. Офицерам ложи также выдаются символические предметы (молоток, меч и т. д.). Цвета ордена — голубой и золотой, а заглавная буква «G», расположенная над престолом Мастера, обычно трактуется как Геометрия или Гнозис. Полы в местах, где встречаются члены лож, как в католических и протестантских церквах, выложены чёрной и белой плиткой в шахматном порядке, что символизирует двойственную природу человека и всего сотворенного мира.
Деятельность масонов в настоящее время
В мире насчитывается около 6 млн масонов. В закрытое общество вступают мужчины преимущественно среднего или пожилого возраста, несмотря на усилия по привлечению молодых людей. За три века существования масонов сформировалось немало женских лож, также соблюдающих традиции таинства (но классические «вольные каменщики» их до сих пор не признают). Представителей других рас и вероисповедания тоже принимают не особо активно.
Современные масоны как минимум ежемесячно проводят общие встречи, чтобы обсудить свои дела. Если другие члены давно не посещают собрания, то другие участники их проведывают. Масоны отрицают, что занимаются политикой и даже обсуждают её. То же самое касается и религии, за исключением духовной жизни и философии. Масоны активно ведут социальные сети — например, в Twitter новости о них можно найти под хэштегом #ASK12B1.
В Великой ложе России, которая существует 22 года, состоит около 1,2 тыс. человек, средний возраст которых 35 лет (в то время как в западных ложах — 65 лет). В российский орден обычно вступают люди из бизнеса, силовых и политических структур, люди искусства и образованный средний класс. В Москве действует 12 масонских лож, в Санкт-Петербурге и других крупных городах — по две-три ложи. В России и странах СНГ масонские ложи зарегистрированы как НКО.
Российские масоны нередко заводят в ордене новые бизнес-связи и влиятельных знакомых. Но чаще всего они занимаются благотворительностью: помогают фондам и детским домам. Пожертвования члены общества складывают после встреч в специальный мешок. Собираются члены лож в арендованных залах при отелях, потому что собственных резиденций у них нет.
Масонство в современной России
Началом современного российского масонства можно считать 9 марта 1990 года, когда во французской ложе «L’Ouevre Fraternel» (входившей в иррегулярный Великий Восток Франции, являющийся крупнейшим масонским послушанием Франции) в масоны (сразу в три первые степени) был посвящен российский гражданин, преподаватель философии в Российском институте театрального искусства Георгий Дергачев. В апреле 1991 года Россию посетила делегация Великого Востока Франции. Результатом этой поездки было посвящение в масонство ещё 5 россиян и открытие первой ложи «Северная Звезда», мастером которой стал Дергачев. В ближайшие годы в Москве и других городах по инициативе Великого Востока Франции и Великой Ложи Франции были открыты новые масонские ложи. Впоследствии Георгий Дергачев перешел в Великую Национальную Ложу Франции, относившуюся к регулярному масонству и в России также начали создаваться регулярные масонские ложи. Рост числа «регулярных» масонов в России происходил благодаря посвящению новых членов и регуляризации масонов из союзов Великого Востока Франции и Великой Ложи Франции
В настоящее время в России существуют и ведут масонскую работу целый ряд независимых организационных структур. Четыре крупнейшие их них образуют национально-территориальные юрисдикции:
- Великая Ложа России: основана 24 июня 1995 г. при помощи Великой Национальной Ложи Франции. В 2001 году в ВЛР произошел первый раскол, в результате которого из неё вышли 6 лож, которые образовали Русскую регулярную великую ложу, безуспешно претендовавшую на признание мировыми масонскими регулярными организациями. В 2006 году Великую Ложу России постиг ещё один раскол, после которого из неё также вышло 6 лож. Эти отколовшиеся ложи впоследствии образовали Объединённую Великую Ложу России. ВЛР является традиционной, в союзе под патронажем Объединённой Великой Ложи Англии и Конференции Великих Мастеров Северной Америки, предусматривает членство верующих мужчин. Согласно официальным данным, на 2 июля 2018 года численность ВЛР составляет около 700 масонов. В настоящее время на сайте ВЛР в реестре лож указаны 45 действующих лож. С 2006 года Великим мастером ВЛР является Андрей Богданов.
- Объединённая Великая Ложа России: её история начинается в марте 2001 года, когда из Великой ложи России вышло около 100 человек. Причиной выхода стало: несогласие братьев с внутренней политикой проводимой тогдашним руководством Ложи. 16 апреля 2001 года, вышедшие провели свою первую ассамблею, после которой было объявлено о появлении «Русской регулярной великой ложи» (РРВЛ). В 2005 году, в Санкт-Петербурге, под юрисдикцией РРВЛ, была создана «Великая провинциальная ложа Санкт-Петербурга». В 2007 году, в ходе проведения ассамблеи ВЛР, из неё вновь вышла группа масонов, членов лож «Гармония», «Лотос», «Феникс» и «А. С. Пушкин», численностью в 30 человек. В течении нескольких дней прошло объединение вышедших из ВЛР с членами Русской регулярной великой ложи. Новое объединение решило использовать название Великая ложа России. 11 октября 2008 года, на своей торжественной ассамблее, под патронажем Великой ложи Франции была учреждена Объединённая великая ложа России. В настоящее время объединяет несколько лож в Москве и Санкт-Петербурге. Решением федерального Совета Великой Ложи Франции 23 июля 2020 года был принят Декрет, объявляющий прямую линию происхождения Объединённой Великой Ложи России от русскоязычных лож Великой Ложи Франции и право преемственности с предоставлением титула — «Объединенная Великая Ложа России 1921». Согласно официальным данным, на сегодняшний день в Объединённой Великой Ложе России работает 28 лож. В ОВЛР предусмотрено членство верующих мужчин;
- Великий Восток Народов России: в 1999 году в Москве двадцать Братьев из различных послушаний приняли решение возродить Великий Восток Народов России (существовавший с 1912 по 1917 гг.) и организовали его первую ложу «Пифагор». Поскольку большинство основателей прошли посвящение в ложах Великого Востока Франции, в основу возрождаемого ВВНР были заложены принципы либерального масонства. Официальной датой основания ВВНР считается 2011 г., когда несколько масонских мастеров, вышедших в разное время из Великого Востока Франции и Великой Ложи России, основали Великий Восток Народов России. ВВНР является либеральным послушанием, членом международной масонской организации C.L.I.P.S.A.S. (Le Centre de liaison et d’information des puissances maçonniques signataires de l’appel de Strasbourg — Центр по связям и информации масонских послушаний, подписавших Страсбургское соглашение) под патронажем Великого Востока Франции, предусматривает членство верующих и неверующих мужчин и женщин;
- Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран: её история начинается в марте 2007 года, когда семь масонов, вышедших из ВЛР в 2006 году, приняли решение не вступать в ОВЛР, а создать новое масонское послушание эзотерической направленности. Для этого она связались с французским послушанием Древнего и изначального устава Мемфис-Мицраим, возрожденным после Второй мировой войны Робером Амбеленом. 24 июля 2009 г. в Москве делегацией Международного державного святилища устава была основана первая смешанная египетская ложа «Имхотеп» № 125. В 2015 году три созданные в России и Латвии ложи Мемфиса-Мицраима основали Великую Символическую Ложу России и Союзных Стран под патронажем Международного Державного Святилища Устава Мемфиса-Мицраима. Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран предусматривает членство верующих мужчин и женщин.
Литература
- Уэйт А. Э. Новая энциклопедия масонства. СПб., 2003.
- Нодон П. Масонство. М., 2004.
- Робинсон Д. Д. Рождённые в крови. Утраченные секреты масонства. М., 2004.
- Мартпинес Отеро Л. М. Масонство: история, символы и загадки. СПб., 2008.
- Пятигорский А. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства. М., 2009.
- История масонства в документах. Переводчик и составитель Е. Л. Кузьмишин. Ars Tectonica. М. 2010.