Нахлебник

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Нахлебник
Нахлебник
Жанр пьеса
Автор Иван Сергеевич Тургенева
Язык оригинала русский
Дата написания 1848 год
Дата первой публикации 1857 год (в журнале «Современник»)

«Нахлебник» — комедийная пьеса в двух действиях Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1848 году и опубликованная в 1857 год в журнале «Современник» под названием «Чужой хлеб. Комедия в двух действиях». 30 января 1862 года состоялась премьера пьесы в Большом театре в бенефис актёра Михаила Щепкина.

История создания[править]

комедийная пьеса в двух действиях Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1848 году и опубликованная в 1857 год в журнале «Современник» под названием «Чужой хлеб. Комедия в двух действиях». Первая рукописная редакция была закончена Тургеневым в Париже в 1848 году и послана им в Москву, в распоряжение актёра Михаила Щепкина, после запрещения постановки пьесы, и была отправлена 9 февраля 1849 года очеркистом Василием Боткиным издателю Андрею Краевскому в Петербург. 27 октября 1848 года Тургенев через Ильи Селиванова отправляя в Москву первый акт «Нахлебника» через писал Михаилу Щепкину о том, что второе действие пьесы, которое он «не успел окончить переписыванием», в ближайшие дни будет отправлено им в Москву по почте: «Прошу у Вас извинение за долгое отлагательство, желаю, чтобы мой труд Вам понравился. Если Вы найдете достойным Вашего таланта приняться за него, — я другой награды не требую. Приятели, которым я здесь прочел мою комедию — наговорили мне много любезностей по ее поводу; я, может быть, им оттого могу несколько верить, что вообще эти приятели довольно строго отзывались об моих трудах. Но как бы то ни было — лишь бы мой „Нахлебник“ Вам понравился и вызвал бы Вашу творческую деятельность! Боюсь я — не опоздал ли я немного. Сверх того, прошу Вас — если Вы возьмете мою комедию для своего бенефиса — не говорить заранее, кто ее написал; на меня дирекция, я знаю, втайне гневается за критику гедеоновского „Ляпунова“ в „Отечественных записках“ — и с большим удовольствием готова нагадить мне. Впрочем, я отдаю Вам свое произведение в полное распоряжение: делайте из него, что хотите. Как бы я был рад, если бы я мог присутствовать при первом представлении! Но об этом, кажется, нечего думать». После выхода, пьеса начала пользоваться широкой поддержкой московской общественности, так литературный и театральный критик Алексей Плещеев в письме от 26 марта 1849 года в письме к прозаику Сергею Дурову писал: «Рукописная литература в Москве в большом ходу, — Теперь все восхищаются письмом Белинского к Гоголю, пиеской Искандера „Перед грозой“ и комедией Тургенева „Нахлебник“»[1][2][3][4]. В 1849 до конца жизни Тургенева и после его смерти «Завтрак у предводителя» ставился на сценах Малого театра и Александринского театра; в 1897 году состоялась постоновка на сцене Московского Общества искусства и литературы[5]; в 1903 году в Петербургском театре Литературно-художественного общества[6]. В 1891 году вошла в девятый том «Полное собрание сочинений в десяти томах» в типографии «И. П. Глазунова»[7].

Действующие лица[править]

  • Павел Николаевич Елецкийколлежский советник тридцати двух лет; петербургский чиновник; холоден, сух, неглуп, аккуратен; одет просто, со вкусом. Человек дюжинный, не злой, но без сердца.
  • Ольга Петровна Елецкая — урожденная Корина, его жена двадцати одного года. Доброе, мягкое существо; мечтает о свете и боится света; любит мужа, ведет себя весьма прилично. Хорошо одевается.
  • Василий Семеныч Кузовкин — дворянин пятидесяти лет лет, проживающий на хлебах у Елецких. Носит сюртук с стоячим воротником и медными пуговицами.
  • Флегонт Александрыч Тропачев — сосед Елецких, тридцати шести лет. Помещик 400 душ, не женат. Высокого роста, виден собою, говорит громко, рисуется. Служил в кавалерии и вышел в отставку поручиком. Ездит в Петербург и собирается за границу. По природе грубоват и даже подловат. Одет в зеленый круглый фрак, гороховые панталоны, шотландский жилет, шелковый галстух с огромной булавкой. Носит лакированные сапоги и палку с золотым набалдашником. Острижен коротко, à la malcontent1.
  • Иван Кузьмич Иванов — сосед сорока пяти лет. Смирное и молчаливое существо, не лишенное своего рода гордости, друг Кузовкина. Охотно грустит. Носит старенький коричневый фрак, вымытый желтоватый жилет и серые панталоны. Очень беден.
  • Карпачов — сосед сорока лет. Очень глупый человек, с усами, нечто вроде адъютанта Тропачева. Не богат. Носит венгерку и шаровары. Говорит басом.
  • Нарцыс Константиныч Трембинский — дворецкий и метрдотель Елецких, сорока лет. Пронырлив, криклив, хлопотлив. В сущности большая бестия. Одет хорошо, как следует дворецкому в богатом доме. Говорит правильно, но с белорусским произношением.
  • Егор Карташов — управитель, шестидесяти лет. Пухлый, заспанный человек. Где можно крадет. Одет в долгополый синий сюртук.
  • Прасковья Ивановна — кастелянша, пятидесяти лет. Сухое, злое и желчное существо. На голове носит платок; ходит в темном платье; шамкает.
  • Маша — горничная, двадцати лет. Свежая девка.
  • Анпадист — портной, семидесяти лет. Дряхлый, выживший из ума, изнуренный и севший на ноги дворовый человек.
  • Петр — лакей, двадцати пяти лет. Молодой, здоровый парень. Зубоскал и балагур.
  • Васька — казачок, четырнадцати лет[8][2][3][4]

Сюжет[править]

Усадебный дом покойного состоятельного помещика Петра Корина. Его молодая дочь Ольга вышла замуж за петербургского чиновника, коллежского советника Павла Елецкого. Молодые едут погостить в имение к Ольге. Дворецкий Нарцыс Трембинский, хитрец и прохвост, сбился с ног, готовя дом к приезду нового хозяина. По мере сил ему помогает старый управитель Егор, вор и лентяй. Оба свысока смотрят на бедного дворянина Василия Кузовкина, которого отец Ольги держал в доме из милости. Ведёт он себя смирно и знает свое место. Совершенно некстати в эту пору к нему в гости приходит друг, бедный помещик Иван Иванов. Оба знакомы с Ольгой, сиротой, милой девушкой, которая до четырнадцати лет росла в этом доме. Иванов переживает, как новый барин из столицы примет Кузовкина. Пока Ольга прогуливается в саду со знакомым с детства Кузовкиным, её муж Павел требует у Егора отчёта по имению. Он узнает, что у жены четыреста крепостных, много земли и лес. Елецкому не терпится навести здесь свои порядки. Для этого он взял отпуск на три месяца. Вскоре приходит поздороваться их сосед помещик Тропачев. Он рад, что в деревню приехали хорошие люди. Для него Кузовкин является шутом, а для Елецкого он дармоед. За завтраком Тропачев льстит Елецкому, с насмешкой расспрашивает Кузовкина о судебной тяжбе насчет отцовского сельца Ветрово. Дело это затянулось, есть другие наследники, да еще долги, а помочь Кузовкину некому. Приободрившись, он пускается в длинные объяснения кто кому родня, и почему село ему не отдают. Тропачеву с Елецким он кажется смешным. Тропачев принуждает его пить, а после и петь перед хозяином. Ведь при прежнем барине молодой Кузовкин пел и плясал. У Тропачева и самого есть такой «шут» из дворян по фамилии Карпачов. Тропачев велит приятелю нацепить Кузовкину шутовской колпак. Кузовкин унижен. Он взывает к совести Елецкого и тому неприятно. В разгар сцены к столу спускается Ольга. Сгоряча Кузовкин выдает свою тайну что Ольга является его дочкой. Все собравшиеся, остолбенев от неожиданности начинают расходится. Ольга расспрашивает мужа о вчерашнем происшествии. Елецкий ставит её в известность, что старик Кузовкин согласился уехать в другую деревеньку и уже собрал вещи. Смущенная Ольга хочет попрощаться с Кузовкиным. Кузовкин извиняется за вчерашнее, говорит, что сам себя наказал. Теперь вот на старости лет вынужден уехать из дома. Ольга умоляет сказать: правда ли, что она ему дочь. Кузовкину с трудом дается признание, но он отвечает что так оно и есть. Кузовкин вспоминает молодость. Он и тогда был беден, а Корин, в ту пору тоже молодой и еще холостой, пустил его в дом, обещал устроить хоть на какую-то службу. Со службой не вышло и Кузовкин навсегда остался в доме. Корин женился. Недолго все было хорошо. Проявилось несходство характеров мужа и жены. Она была «ангелом во плоти», а он тираном, драчуном и выпивохой. Сыновья их умерли в младенчестве. А после Корин и вовсе завел любовную интрижку с соседкой. А потом укатил с ней на полгода в Москву. Там любовница его бросила. Корин вернулся мрачнее тучи, побил бедняжку жену палкой. С той минуты её любовь к мужу умерла. Зато она прекрасно знала, что Кузовкин её обожает. Она ответила на его чувства. А на следующий день в степи умер Пётр Корин он свалился с лошади. Такое страшное совпадение поразило мать Ольги. Она стала хворать, и недолго прожила после рождения девочки Ольги. Кузовкина она избегала, да он и сам не смел навязываться. Ольга была потрясена. Она просит доказательств, Кузовкин разводит руками, у него их нет. Ольга силится попрощаться с ним по-родственному, но не может. Она со слезами убегает в свою комнату. В этот момент в дом приезжает Тропачев. Он потешается над Кузовкиным. В этот раз Елецкий останавливает потеху. Он только что от Ольги и та убеждала мужа, что Кузовкин действительно её отец. Елецкий предлагает ему десять тысяч рублей за молчание и отъезд. От раздражения он сбивается с «вы» на «ты», видит в Кузовкине лжеца. Но Кузовкин «дворянин», а не «собака», он не берет денег. Только Ольге удается уговорить его принять их. Она просит его остаться, но отец отказывается. В округе он всем известен как «нахлебник». Теперь он может выкупить свое имение. Ее больше не ужасает мысль, что этот человек – ее отец. Она обнимает его, обещает видеться. Плачущий от радости Кузовкин впервые называет её не по имени-отчеству а Оля. Всем участникам этой сцены приходится попутно объясняться с развязным Тропачевым. Елецкие сообщают ему новость. что Ветрово досталось Кузовкину. Узнает об этом и Иванов. Оба друга уходят вместе. Тропачев объявляет Елецкого «благороднейшим человеком»: ведь он так ловко сумел уйти от скандала...[8][2][3][4]

Театральные постановки[править]

30 января 1862 года состоялась премьера пьесы в Большом театре в бенефис актёра Михаила Щепкина.[2][3][4]

Отзывы и критика[править]

27 октября 1848 года писатель Александр Герцен в письме из Парижа к Тимофею Грановскому, Николаю Кетчеру, Евгению Коршу, Марии Корш и Hиколаю Сатину сообщал, что «драма, которую пишет Тургенев, — просто объеденье»[9] а Наталья Герцен, присутствовавшая на чтении пьесы в Париже, с волнением писала Павлу Анненкову: «Если вы будете в Москве во время представления комедии „Нахлебник“ (которая мне ужасно нравится), напишите мне эффект, следствие и проч., как на своих, так и на чужих»[10].

11 декабря 1848 года Мария Станкевич писала из Москвы своим родным о том, что Михаил Щепкин читал «Нахлебника» в её доме, в присутствии Павла Пикулина и Александра Афанасьева: «„Нахлебник“ чудная пьеса, Михайло Семенович расплакался, читая ее и воображая, как хороша она будет на сцене. Гоголь назвал ее безнравственною, из этого можно заключить о ее достоинстве. До сих пор она еще в цензуре. В ней на сцене богатые помещики и мелкопоместные бедняки, над которыми первые потешаются, и тут-то выходит настоящая трагедия. Может быть, эта пьеса будет напечатана в „Современнике“»[2][3][4]

17 декабря 1848 года писатель Николай Некрасов писал Тургеневу: «Комедии Вашей для Щепкина не читал, но слышал про неё»[11]

10 марта 1849 года Василием Боткиным в письме к Павлу Анненкову писал: «„Нахлебник“ Тургенева очень хорош, хотя основной мотив и не совсем идет к русской жизни, — — На сцене эта пьеса произвела бы фурор и Щепкин был бы превосходен. Она завязла, как вы уже, конечно, знаете, в известном болоте и дана не была». Письмо заканчивалось, однако, сообщением о том, что «у Щепкина будет сыгран „Нахлебник“ в доме. Теперь репетиции идут»[10]

5 ноября 1849 года литературный критик Пётр Плетнёв писал Якову Гроту из Петербурга: «Третьего дня вечером я с женою был у Одоевских, которые собрали весь beau monde слушать Щепкина, читавшего Тургенева новую комедию в прозе: „Нахлебник“. Целое больше походит на анекдот, нежели на комедию. Но одно лицо (именно нахлебник) так чудесно обрисовано, в такое трогательное поставлено положение, что нельзя не признать в авторе истинного таланта»[12].

На экране[править]

Примечания[править]

  1. «Полярная звезда» на 1862 г. Лондон, 1861. Кн. VII, вып. 1, с. 71
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Энциклопедия литературных произведений / Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения С. В. Стахорский; под ред. С. В. Стахорского. — Москва : Вагриус, 1998. — 654 с. — ISBN 5-7027-0825-3
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
  5. Театр Тургенева / Леонид Гроссман. — Петербург : Брокгауз-Ефрон, 1924. — 174 с. — с. 130
  6. Мельпомена : [Сб. статей] / Юр. Беляев. — [Санкт-Петербург] : А.С. Суворин, 1905. — 246 с. — с. 34
  7. Иван Тургенев: Нахлебник. «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  8. 8,0 8,1 Нахлебник: Комедия в 2 д. / И. С. Тургенев. — Ленинград ; Москва : Искусство, 1950. — 102 с
  9. Собрание сочинений: В 30-ти т. / [Ред. коллегия: В. П. Волгин (Гл. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва : Изд-во Акад. наук СССР, Т. 23: Письма 1847-1850 годов. / [Ред. Я. Е. Эльсберг, Ф. И. Евнин] ; [Текст и коммент. подгот. Л. Р. Ланским и др.]. — 1961. — 500 с. — с. 114
  10. 10,0 10,1 П.В. Анненков и его друзья : Лит. воспоминания и переписка 1835-1885 годов : [Материалы и ст. П.В. Анненкова]. — Санкт-Петербург : А.С. Суворин, 1892. — С. 631
  11. Полное собрание сочинений и писем / Н. А. Некрасов ; Под общ. ред. В. Е. Евгеньева-Максимова, А. М. Еголина и К. И. Чуковского. — Москва : Гос. изд-во худож. лит., Т. 10. Письма: 1840-1862 / Подготовка текста С. А. Рейсера и Л. Р. Ланского ; Коммент. С. А. Рейсера. — 1952. — 512 с
  12. Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым : С прил. портр. Грота и Плетнева. Т. 1-3 / Изд. под ред. [с предисл.] К.Я. Грота орд. проф. Варш. ун-та. - Санкт-Петербург : тип. М-ва пут. сообщ. — Т. 3. — 854 с. — с. 487

Литература[править]

  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
  • Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
  • Собрание сочинений: В 6 т. / [Под общ. ред. М. Еремина]. — Москва : Правда, 1968
  • Завтрак у предводителя. Комедия в одном действии Ив. Тургенева / г-жи Иевлевой. — [Б. м.], сер. ХIХ в. — 53 лл.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!