Нахлебник
Нахлебник | |
---|---|
Нахлебник | |
Жанр | пьеса |
Автор | Иван Сергеевич Тургенева |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1848 год |
Дата первой публикации | 1857 год (в журнале «Современник») |
«Нахлебник» — комедийная пьеса в двух действиях Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1848 году и опубликованная в 1857 год в журнале «Современник» под названием «Чужой хлеб. Комедия в двух действиях». 30 января 1862 года состоялась премьера пьесы в Большом театре в бенефис актёра Михаила Щепкина.
История создания
комедийная пьеса в двух действиях Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1848 году и опубликованная в 1857 год в журнале «Современник» под названием «Чужой хлеб. Комедия в двух действиях». Первая рукописная редакция была закончена Тургеневым в Париже в 1848 году и послана им в Москву, в распоряжение актёра Михаила Щепкина, после запрещения постановки пьесы, и была отправлена 9 февраля 1849 года очеркистом Василием Боткиным издателю Андрею Краевскому в Петербург. 27 октября 1848 года Тургенев через Ильи Селиванова отправляя в Москву первый акт «Нахлебника» через писал Михаилу Щепкину о том, что второе действие пьесы, которое он «не успел окончить переписыванием», в ближайшие дни будет отправлено им в Москву по почте: «Прошу у Вас извинение за долгое отлагательство, желаю, чтобы мой труд Вам понравился. Если Вы найдете достойным Вашего таланта приняться за него, — я другой награды не требую. Приятели, которым я здесь прочел мою комедию — наговорили мне много любезностей по ее поводу; я, может быть, им оттого могу несколько верить, что вообще эти приятели довольно строго отзывались об моих трудах. Но как бы то ни было — лишь бы мой „Нахлебник“ Вам понравился и вызвал бы Вашу творческую деятельность! Боюсь я — не опоздал ли я немного. Сверх того, прошу Вас — если Вы возьмете мою комедию для своего бенефиса — не говорить заранее, кто ее написал; на меня дирекция, я знаю, втайне гневается за критику гедеоновского „Ляпунова“ в „Отечественных записках“ — и с большим удовольствием готова нагадить мне. Впрочем, я отдаю Вам свое произведение в полное распоряжение: делайте из него, что хотите. Как бы я был рад, если бы я мог присутствовать при первом представлении! Но об этом, кажется, нечего думать». После выхода, пьеса начала пользоваться широкой поддержкой московской общественности, так литературный и театральный критик Алексей Плещеев в письме от 26 марта 1849 года в письме к прозаику Сергею Дурову писал: «Рукописная литература в Москве в большом ходу, — Теперь все восхищаются письмом Белинского к Гоголю, пиеской Искандера „Перед грозой“ и комедией Тургенева „Нахлебник“»[1][2][3][4]. В 1849 до конца жизни Тургенева и после его смерти «Завтрак у предводителя» ставился на сценах Малого театра и Александринского театра; в 1897 году состоялась постоновка на сцене Московского Общества искусства и литературы[5]; в 1903 году в Петербургском театре Литературно-художественного общества[6]. В 1891 году вошла в девятый том «Полное собрание сочинений в десяти томах» в типографии «И. П. Глазунова»[7].
Действующие лица
- Павел Николаевич Елецкий — коллежский советник тридцати двух лет; петербургский чиновник; холоден, сух, неглуп, аккуратен; одет просто, со вкусом. Человек дюжинный, не злой, но без сердца.
- Ольга Петровна Елецкая — урожденная Корина, его жена двадцати одного года. Доброе, мягкое существо; мечтает о свете и боится света; любит мужа, ведет себя весьма прилично. Хорошо одевается.
- Василий Семеныч Кузовкин — дворянин пятидесяти лет лет, проживающий на хлебах у Елецких. Носит сюртук с стоячим воротником и медными пуговицами.
- Флегонт Александрыч Тропачев — сосед Елецких, тридцати шести лет. Помещик 400 душ, не женат. Высокого роста, виден собою, говорит громко, рисуется. Служил в кавалерии и вышел в отставку поручиком. Ездит в Петербург и собирается за границу. По природе грубоват и даже подловат. Одет в зеленый круглый фрак, гороховые панталоны, шотландский жилет, шелковый галстух с огромной булавкой. Носит лакированные сапоги и палку с золотым набалдашником. Острижен коротко, à la malcontent1.
- Иван Кузьмич Иванов — сосед сорока пяти лет. Смирное и молчаливое существо, не лишенное своего рода гордости, друг Кузовкина. Охотно грустит. Носит старенький коричневый фрак, вымытый желтоватый жилет и серые панталоны. Очень беден.
- Карпачов — сосед сорока лет. Очень глупый человек, с усами, нечто вроде адъютанта Тропачева. Не богат. Носит венгерку и шаровары. Говорит басом.
- Нарцыс Константиныч Трембинский — дворецкий и метрдотель Елецких, сорока лет. Пронырлив, криклив, хлопотлив. В сущности большая бестия. Одет хорошо, как следует дворецкому в богатом доме. Говорит правильно, но с белорусским произношением.
- Егор Карташов — управитель, шестидесяти лет. Пухлый, заспанный человек. Где можно крадет. Одет в долгополый синий сюртук.
- Прасковья Ивановна — кастелянша, пятидесяти лет. Сухое, злое и желчное существо. На голове носит платок; ходит в темном платье; шамкает.
- Маша — горничная, двадцати лет. Свежая девка.
- Анпадист — портной, семидесяти лет. Дряхлый, выживший из ума, изнуренный и севший на ноги дворовый человек.
- Петр — лакей, двадцати пяти лет. Молодой, здоровый парень. Зубоскал и балагур.
- Васька — казачок, четырнадцати лет[8][2][3][4]
Сюжет
Усадебный дом покойного состоятельного помещика Петра Корина. Его молодая дочь Ольга вышла замуж за петербургского чиновника, коллежского советника Павла Елецкого. Молодые едут погостить в имение к Ольге. Дворецкий Нарцыс Трембинский, хитрец и прохвост, сбился с ног, готовя дом к приезду нового хозяина. По мере сил ему помогает старый управитель Егор, вор и лентяй. Оба свысока смотрят на бедного дворянина Василия Кузовкина, которого отец Ольги держал в доме из милости. Ведёт он себя смирно и знает свое место. Совершенно некстати в эту пору к нему в гости приходит друг, бедный помещик Иван Иванов. Оба знакомы с Ольгой, сиротой, милой девушкой, которая до четырнадцати лет росла в этом доме. Иванов переживает, как новый барин из столицы примет Кузовкина. Пока Ольга прогуливается в саду со знакомым с детства Кузовкиным, её муж Павел требует у Егора отчёта по имению. Он узнает, что у жены четыреста крепостных, много земли и лес. Елецкому не терпится навести здесь свои порядки. Для этого он взял отпуск на три месяца. Вскоре приходит поздороваться их сосед помещик Тропачев. Он рад, что в деревню приехали хорошие люди. Для него Кузовкин является шутом, а для Елецкого он дармоед. За завтраком Тропачев льстит Елецкому, с насмешкой расспрашивает Кузовкина о судебной тяжбе насчет отцовского сельца Ветрово. Дело это затянулось, есть другие наследники, да еще долги, а помочь Кузовкину некому. Приободрившись, он пускается в длинные объяснения кто кому родня, и почему село ему не отдают. Тропачеву с Елецким он кажется смешным. Тропачев принуждает его пить, а после и петь перед хозяином. Ведь при прежнем барине молодой Кузовкин пел и плясал. У Тропачева и самого есть такой «шут» из дворян по фамилии Карпачов. Тропачев велит приятелю нацепить Кузовкину шутовской колпак. Кузовкин унижен. Он взывает к совести Елецкого и тому неприятно. В разгар сцены к столу спускается Ольга. Сгоряча Кузовкин выдает свою тайну что Ольга является его дочкой. Все собравшиеся, остолбенев от неожиданности начинают расходится. Ольга расспрашивает мужа о вчерашнем происшествии. Елецкий ставит её в известность, что старик Кузовкин согласился уехать в другую деревеньку и уже собрал вещи. Смущенная Ольга хочет попрощаться с Кузовкиным. Кузовкин извиняется за вчерашнее, говорит, что сам себя наказал. Теперь вот на старости лет вынужден уехать из дома. Ольга умоляет сказать: правда ли, что она ему дочь. Кузовкину с трудом дается признание, но он отвечает что так оно и есть. Кузовкин вспоминает молодость. Он и тогда был беден, а Корин, в ту пору тоже молодой и еще холостой, пустил его в дом, обещал устроить хоть на какую-то службу. Со службой не вышло и Кузовкин навсегда остался в доме. Корин женился. Недолго все было хорошо. Проявилось несходство характеров мужа и жены. Она была «ангелом во плоти», а он тираном, драчуном и выпивохой. Сыновья их умерли в младенчестве. А после Корин и вовсе завел любовную интрижку с соседкой. А потом укатил с ней на полгода в Москву. Там любовница его бросила. Корин вернулся мрачнее тучи, побил бедняжку жену палкой. С той минуты её любовь к мужу умерла. Зато она прекрасно знала, что Кузовкин её обожает. Она ответила на его чувства. А на следующий день в степи умер Пётр Корин он свалился с лошади. Такое страшное совпадение поразило мать Ольги. Она стала хворать, и недолго прожила после рождения девочки Ольги. Кузовкина она избегала, да он и сам не смел навязываться. Ольга была потрясена. Она просит доказательств, Кузовкин разводит руками, у него их нет. Ольга силится попрощаться с ним по-родственному, но не может. Она со слезами убегает в свою комнату. В этот момент в дом приезжает Тропачев. Он потешается над Кузовкиным. В этот раз Елецкий останавливает потеху. Он только что от Ольги и та убеждала мужа, что Кузовкин действительно её отец. Елецкий предлагает ему десять тысяч рублей за молчание и отъезд. От раздражения он сбивается с «вы» на «ты», видит в Кузовкине лжеца. Но Кузовкин «дворянин», а не «собака», он не берет денег. Только Ольге удается уговорить его принять их. Она просит его остаться, но отец отказывается. В округе он всем известен как «нахлебник». Теперь он может выкупить свое имение. Ее больше не ужасает мысль, что этот человек – ее отец. Она обнимает его, обещает видеться. Плачущий от радости Кузовкин впервые называет её не по имени-отчеству а Оля. Всем участникам этой сцены приходится попутно объясняться с развязным Тропачевым. Елецкие сообщают ему новость. что Ветрово досталось Кузовкину. Узнает об этом и Иванов. Оба друга уходят вместе. Тропачев объявляет Елецкого «благороднейшим человеком»: ведь он так ловко сумел уйти от скандала...[8][2][3][4]
Театральные постановки
30 января 1862 года состоялась премьера пьесы в Большом театре в бенефис актёра Михаила Щепкина.[2][3][4]
Отзывы и критика
27 октября 1848 года писатель Александр Герцен в письме из Парижа к Тимофею Грановскому, Николаю Кетчеру, Евгению Коршу, Марии Корш и Hиколаю Сатину сообщал, что «драма, которую пишет Тургенев, — просто объеденье»[9] а Наталья Герцен, присутствовавшая на чтении пьесы в Париже, с волнением писала Павлу Анненкову: «Если вы будете в Москве во время представления комедии „Нахлебник“ (которая мне ужасно нравится), напишите мне эффект, следствие и проч., как на своих, так и на чужих»[10].
11 декабря 1848 года Мария Станкевич писала из Москвы своим родным о том, что Михаил Щепкин читал «Нахлебника» в её доме, в присутствии Павла Пикулина и Александра Афанасьева: «„Нахлебник“ чудная пьеса, Михайло Семенович расплакался, читая ее и воображая, как хороша она будет на сцене. Гоголь назвал ее безнравственною, из этого можно заключить о ее достоинстве. До сих пор она еще в цензуре. В ней на сцене богатые помещики и мелкопоместные бедняки, над которыми первые потешаются, и тут-то выходит настоящая трагедия. Может быть, эта пьеса будет напечатана в „Современнике“»[2][3][4]
17 декабря 1848 года писатель Николай Некрасов писал Тургеневу: «Комедии Вашей для Щепкина не читал, но слышал про неё»[11]
10 марта 1849 года Василием Боткиным в письме к Павлу Анненкову писал: «„Нахлебник“ Тургенева очень хорош, хотя основной мотив и не совсем идет к русской жизни, — — На сцене эта пьеса произвела бы фурор и Щепкин был бы превосходен. Она завязла, как вы уже, конечно, знаете, в известном болоте и дана не была». Письмо заканчивалось, однако, сообщением о том, что «у Щепкина будет сыгран „Нахлебник“ в доме. Теперь репетиции идут»[10]
5 ноября 1849 года литературный критик Пётр Плетнёв писал Якову Гроту из Петербурга: «Третьего дня вечером я с женою был у Одоевских, которые собрали весь beau monde слушать Щепкина, читавшего Тургенева новую комедию в прозе: „Нахлебник“. Целое больше походит на анекдот, нежели на комедию. Но одно лицо (именно нахлебник) так чудесно обрисовано, в такое трогательное поставлено положение, что нельзя не признать в авторе истинного таланта»[12].
На экране
- 1913 год — «Нахлебник» (Италия): режиссёр Убальдо Мария Дель Колле
- 1924 год — «Нахлебник» (Италия): режиссёр Телемако Руджери
- 1953 год — «Нахлебник» (СССР): режиссёры Владимир Басов, Мстислав Корчагин
- 1956 год — «Нахлебник» (Италия): режиссёр Глауко Пеллегрини
- 1967 год — «Нахлебник» (Югославия): режиссёр Йован Коньович
- 1970 год — «Нахлебник» телеспектакль (СССР): режиссёр Владимир Эренберг
- 1972 год — «Нахлебник» (СССР): режиссёры Инесса Селезнёва, Григорий Конский
- 1974 год — «Нахлебник» (Италия): режиссёр Андреа Фрецца
- 1983 год — «Нахлебник» (Франция): режиссёр Пьер Саббаг
Примечания
- ↑ «Полярная звезда» на 1862 г. Лондон, 1861. Кн. VII, вып. 1, с. 71
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Энциклопедия литературных произведений / Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения С. В. Стахорский; под ред. С. В. Стахорского. — Москва : Вагриус, 1998. — 654 с. — ISBN 5-7027-0825-3
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
- ↑ Театр Тургенева / Леонид Гроссман. — Петербург : Брокгауз-Ефрон, 1924. — 174 с. — с. 130
- ↑ Мельпомена : [Сб. статей] / Юр. Беляев. — [Санкт-Петербург] : А.С. Суворин, 1905. — 246 с. — с. 34
- ↑ Иван Тургенев: Нахлебник . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ 8,0 8,1 Нахлебник: Комедия в 2 д. / И. С. Тургенев. — Ленинград ; Москва : Искусство, 1950. — 102 с
- ↑ Собрание сочинений: В 30-ти т. / [Ред. коллегия: В. П. Волгин (Гл. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва : Изд-во Акад. наук СССР, Т. 23: Письма 1847-1850 годов. / [Ред. Я. Е. Эльсберг, Ф. И. Евнин] ; [Текст и коммент. подгот. Л. Р. Ланским и др.]. — 1961. — 500 с. — с. 114
- ↑ 10,0 10,1 П.В. Анненков и его друзья : Лит. воспоминания и переписка 1835-1885 годов : [Материалы и ст. П.В. Анненкова]. — Санкт-Петербург : А.С. Суворин, 1892. — С. 631
- ↑ Полное собрание сочинений и писем / Н. А. Некрасов ; Под общ. ред. В. Е. Евгеньева-Максимова, А. М. Еголина и К. И. Чуковского. — Москва : Гос. изд-во худож. лит., Т. 10. Письма: 1840-1862 / Подготовка текста С. А. Рейсера и Л. Р. Ланского ; Коммент. С. А. Рейсера. — 1952. — 512 с
- ↑ Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым : С прил. портр. Грота и Плетнева. Т. 1-3 / Изд. под ред. [с предисл.] К.Я. Грота орд. проф. Варш. ун-та. - Санкт-Петербург : тип. М-ва пут. сообщ. — Т. 3. — 854 с. — с. 487
Литература
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
- Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- Собрание сочинений: В 6 т. / [Под общ. ред. М. Еремина]. — Москва : Правда, 1968
- Завтрак у предводителя. Комедия в одном действии Ив. Тургенева / г-жи Иевлевой. — [Б. м.], сер. ХIХ в. — 53 лл.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |