Панаева, Авдотья Яковлевна
Авдотья Панаева | |
---|---|
| |
Имя при рождении | Авдотья Яковлевна Брянская |
Дата рождения | 31 июля (12 августа) 1820 |
Место рождения | Санкт-Петербург |
Дата смерти | 30 марта (11 апреля) 1893 (72 года) |
Место смерти | Санкт-Петербург |
Род деятельности | писательница |
Язык произведений | русский |
Авдо́тья (Евдоки́я) Я́ковлевна Бря́нская (в первом браке Пана́ева, во втором браке Головачёва) (31 июля (12 августа) 1820, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 марта (11 апреля) 1893, Санкт-Петербург, Российская империя) — русская писательница, автор коротких рассказов, мемуаристка, владелица литературного салона. Основную часть своих произведений выпустила под псевдонимом В. Станицкий[1].
Биография
Авдотья Брянская родилась 12 августа 1820 года в Санкт-Петербурге, в семье артиста Александринского театра Якова Григорьевича и Анны Матвеевны Брянских. Крестины её проходили в августе 1820 года в Троицкой церкви при дирекции Императорских театров, крёстными родителями стали влиятельный князь Александр Александрович Шаховской, заведовавший репертуарной частью театра и считавшийся одним из лучших педагогов сценического мастерства, и актриса Елизавета Сандунова. Так девочка знакомилась не только с театральным закулисьем, но и с актёрским ремеслом, методами совершенствования мастерства и работой с драматургическим материалом[1][2].
По настоянию Шарля Дидло её некоторое время готовили в танцовщицы, Авдотья окончила Петербургское театральное училище. Но, несмотря на попытки подготовить её к карьере балерины, театральная сцена не стала её судьбой[1][2].
Обстановка, царившая вокруг, угнетала Авдотью, она мечтала вырваться из этого порочного круга. Детство Авдотьи, несмотря на близость к миру искусства, было далеко от идиллического. Она описывала его как безрадостное и тяжёлое, наполненное угнетающей атмосферой. В театральной школе, куда её отдали, обучение включало не только воспитание актёрского мастерства, но и уроки кокетства, искусства привлекать внимание богатых поклонников. Этот аспект её образования, подчёркивающий материальный аспект жизни в театральном мире, позже нашёл отражение в её литературном творчестве. Особенно ярко это показано в первом романе Панаевой «Семейство Тальниковых», где она, используя художественный вымысел, описывает жестокость и цинизм театральной среды, в которой выросла[1][3].
Единственным способом вырваться из этой обстановки был брак. Довольно рано, в возрасте 17 лет Авдотья выскочила замуж за Ивана Панаева, который был старше её на 8 лет. Два года он добавился согласия на брак у её матери, но в итоге они тайно обвенчались с Авдотьей в 1839 году и уехали в Казань. Позже молодожёны вернулись в Петербург, предварительно остановившись в Москве. Именно в этом городе девятнадцатилетняя Авдотья Панаева сделала свои первые шаги в литературе. Она стала частью литературного сообщества и встретила известных деятелей своего времени. Первым человеком, с которым она познакомилась, стал В. Г. Белинский. Впоследствии в её доме бывали также: А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие известные русские литераторы[3][4].
Иван Панаев, представитель дворянского рода, обладал несомненным литературным талантом и располагал значительным состоянием. Восьмилетняя разница в возрасте с Авдотьей казалась незначительной и сулила удачный брак. Но Панаев, как показало время, был совершенно не приспособлен к семейной жизни. Он оказался пустым и поверхностным человеком, у которого на уме были лишь развлечения. Он мастерски совмещал светские развлечения с литературной деятельностью, при этом практически игнорируя супружеские обязанности. Хвастаясь перед друзьями красотой своей жены, Панаев уже в первый год брака потерял к ней всякий интерес, превратив Авдотью в красивое, но бездушное украшение его гостиной[3].
Его непреодолимое влечение к женскому обществу привело к постоянным изменам, и уже через несколько месяцев после свадьбы он перестал обращать на Авдотью какое-либо внимание. Авдотья, осознавая, что вышла замуж за взрослого, безответственного ребёнка, тем не менее, пыталась быть ему верной и хорошей женой. Это было непросто, учитывая, что в литературных салонах, которые она посещала, её окружали куда более интересные и интеллектуально развитые мужчины, которые, несомненно, проявляли к ней внимание[3].
Все посетители дома неизменно были очарованы Авдотьей Панаевой. Например, после своего первого визита в кружок Панаева Ф. М. Достоевский написал в письме к брату:«Вчера я в первый раз был у Панаева и, кажется, влюбился в жену его. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя»[4].
Её положение усугублялось тем, что Панаева постоянно использовали окружающие. Их дом превратился в общежитие — кто-то постоянно обедал, останавливался на ночлег, занимал деньги и, разумеется, забывал возвращать долги. При этом Панаев, как литератор, не отличался особой деловитостью и финансовой грамотностью, что усугубляло материальные проблемы семьи. На плечи Авдотьи легли все домашние заботы, и не только. Она активно помогала мужу в его журнальной деятельности, выполняя функции редактора, вычитывая рукописи, разбираясь с финансовыми вопросами, что в то время было довольно сложным и ответственным занятием. Она фактически вела все финансовые дела, включая учёт доходов и расходов, что, учитывая небрежность Панаева, было настоящим подвигом. Более того, Авдотья общалась с многочисленными авторами, которые сотрудничали с журналом, облегчая мужу организационную часть его работы. Она, по сути, стала незаменимой частью его профессиональной жизни. Хотя для окружающих отношения супругов выглядели спокойными и гармоничными, на самом деле они постепенно становились чужими друг для друга. Их единственная дочь скончалась в младенчестве, больше детей у них не было[3].
В 1864 году Панаева во второй раз официально вышла замуж за публициста и литератора А. Ф. Головачёва, который был моложе её на 11 лет и работал секретарём в журнале «Современник». Их совместная жизнь оказалась недолгой и не слишком счастливой. В 1877 году А. Головачёв скончался от туберкулёза, оставив вдову с маленькой дочерью от второго брака, будущей писательницей Евдокией Нагродской. После смерти второго мужа в 1877 году Панаева провела остаток своих дней в бедности, зарабатывая на жизнь редактурой и занимаясь написанием «Воспоминаний» для души[5][6].
Последние годы жизни
В последние годы своей жизни Панаева жила в бедности, зарабатывая на жизнь небольшими гонорарами за литературные работы. Авдотья Яковлевна скончалась в Петербурге 30 марта 1893 года и была похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Она пережила многих из тех, о ком писала, и оставила в российской литературе своё имя, пусть и не слишком известное, но не затерявшееся среди других[7].
Гражданский брак с Н.Некрасовым
Встреча Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в 1842 году стала знаковым событием в судьбах обоих. Некрасов, уже тогда амбициозный и талантливый поэт, стремившийся к литературной славе, был представлен Авдотье Яковлевне в литературном кружке, куда его привёл влиятельный критик Виссарион Белинский. Загоревшись идеей создания собственного журнала и испытывая сильные чувства к очаровательной, но несвободной Авдотье, Некрасов проявил удивительную целеустремлённость. Сначала, благодаря поддержке Петра Плетнёва, он получил права на издание журнала «Современник», а затем настойчиво начал ухаживать за Панаевой. Кульминацией их отношений стал случай на переправе через Волгу: в многолюдной компании Панаева заявила, что ни один её кавалер не осмелится броситься в воду ради неё, после чего Некрасов, не умея плавать, прыгнул из лодки прямо в реку. Этот смелый поступок положил начало их сложной пятнадцатилетней связи[8][9].
Авдотья Панаева соглашается на предложение Н. Некрасова и становится его гражданской женой. Ситуация усложнялась тем, что она была замужем за Иваном Панаевым, литератором, который, хотя и не достиг такого успеха, как Некрасов, имел влияние в определённых литературных кругах. Однако их брак был далеким от идеала. Панаев страдал от алкоголизма и часто оставлял Авдотью, что способствовало её эмоциональной близости с Некрасовым. Их «любовный треугольник» существовал под одной крышей, где также находилась редакция «Современника». Такое совместное проживание вызывало множество слухов и сплетен в высокоморальном обществе того времени. Парадокс заключался в том, что Панаев оставался «законным» мужем, а Некрасов — фактическим супругом, что создавало множество моральных и бытовых трудностей[8][10].
Некрасов выразил свои чувства и переживания в серии стихотворений, известных как «Панаевский цикл». В таких произведениях, как «Ты всегда хороша несравненно!», «Если мучимый страстью мятежной…», «Когда из мрака заблужденья…», «Где твое личико смуглое…», «Я не люблю иронии твоей…» и других, мы наблюдаем не только страстное признание, но и глубокое понимание сложной натуры Авдотьи, их бурные и противоречивые отношения, а также трагический подтекст их невозможного, но яркого союза. Как отмечал К. И. Чуковский, это был союз «труженический». Важную роль в их отношениях сыграла близость духовных интересов и общее понимание смысла литературы. Это одна из самых загадочных и в то же время вдохновляющих историй любви в русской литературе[8][10].
Стихотворение Николая Некрасова «Все, чем мы в жизни дорожили…», написанное много лет спустя после разрыва с Авдотьей Панаевой, ярко отражает глубину и сложность их бурных отношений:
«Всё, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего из нас,
Мы на один алтарь сложили
И этот пламень не угас».
Некрасов, мастер психологической точности, ввёл в любовную лирику «прозу любви», противопоставив её идеализированной «поэзии сердца», преобладающей в литературе того времени. Он без прикрас изобразил все противоречия, боли и разочарования, сопутствующие глубоким чувствам, отказавшись от романтической идиллии. Такой подход был революционным для своего времени. Литературный критик Д. Мирский назвал этот цикл «неподслащённым, несентиментальным, пронзительным, страстным и трагическим рассказом о любви, которая приносит любящим больше страдания, чем радости»[8].
Годы, проведённые в отношениях с Некрасовым, были действительно непростыми: возлюбленные неоднократно расставались и сходились вновь. Вскоре после смерти мужа, в 1863 году, Авдотья Панаева покинула Некрасова. Однако чувства к ней Некрасов пронёс через всю жизнь. Уже спустя десять лет после разрыва поэт писал[8][5]:
Безумец! Для чего тревожишь
Ты сердце бедное своё?
Простить не можешь ты её —
И не любить её не можешь!.
Литературная деятельность
Литературная деятельность А. Я. Панаевой началась во второй половине 1840-х годов с написания её первого произведения — автобиографической повести «Семейство Тальниковых». В этом произведении затрагиваются темы семейного деспотизма и жестокого угнетения слабых. Повесть была опубликована в «Иллюстрированном альманахе» в 1848 году под псевдонимом Н. Станицкий, который писательница использовала для всех своих работ. Однако цензура запретила повесть, обвинив её в «безнравственности» и «подрыве родительской власти»[10].
С 1848 по 1864 год Панаева активно участвовала в работе журнала «Современник», занимаясь отделом мод, читая корректуры и принимая авторов. В этот период она написала множество произведений, в которых поднимались важные вопросы общественной жизни, положения женщин, воспитания, любви и брака. Среди них такие работы, как «Неосторожное слово», «Безобразный муж», «Пасека», «Необдуманный шаг», «Мелочи жизни», «Степная барышня», «Женская доля» и многие другие. Эти произведения остаются малоизвестными для современных читателей, так как не были переизданы[10][6].
В 1848—1849 годах в сотрудничестве с Некрасовым был создан роман «Три страны света». Это стало первым случаем в русской литературе, когда роман писался в соавторстве. Совместно был разработан сюжет и план произведения, а также распределены главы между авторами. Следующий совместный роман с Некрасовым, «Мёртвое озеро», впервые был опубликован в журнале в 1851 году. Однако, как отмечают биографы, этот роман в основном принадлежит Панаевой, в то время как Некрасов написал лишь две-три главы. Оба романа пользовались большим успехом у читателей как в момент своего выхода на страницах «Современника», так и при последующих переизданиях. Написанные ярко и увлекательно, они, безусловно, остаются интересными и для современного читателя[10].
Она написала ещё четыре романа, среди которых особенно важен для XIX века текст «Женская доля». Роман был написан под влиянием идей Н. Г. Чернышевского, с которым Панаева была близка и относилась с большим уважением. Тем не менее, в произведении проявляется её собственный стиль. Панаеву волнует судьба женщин, ставших «жертвами любви». В романе отражены её личные переживания, связанные как с законным браком с Панаевым, так и с «незаконным» союзом с Некрасовым, в обоих случаях она испытывала несчастье. Панаев вёл свободный и разгульный образ жизни, а Некрасов был человеком, мягко говоря, непростым. Кроме того, трое их сыновей, рождённых в незарегистрированном браке, скончались в младенчестве[5].
Мемуары
Незадолго до своей смерти, в конце 80-х годов, Панаева написала «Воспоминания», в которых отражена литературная атмосфера 1840—1860-х годов. Уже в первых главах мемуаров проявляется её демократическое мировоззрение. С негодованием она описывает театральных чиновников, которые унижали талантливых, но бесправных и бедных работников сцены. Ей также ненавистны помещики, которых она изображает в четвёртой главе. Характеризуя их, она одновременно рисует портрет эпохи, в которой они жили. Это одно из главных достоинств её мемуаров. Ценность этих воспоминаний заключается в том, что они рассказывают о выдающихся русских писателях, собиравшихся вокруг «Современника». В её доме часто бывали такие гости, как Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой, Тургенев, Гончаров и многие другие. Их портреты описаны так живо, что создается ощущение, будто ты сам общаешься с ними[10].
«Её гостиная или, вернее, столовая — двадцать лет была русским Олимпом», — замечает К. П. Чуковский.
В своих мемуарах Панаева описывает классовое расслоение в редакции «Современника». Она резко критикует дворянскую часть, включая П. В. Анненкова, В. П. Боткина и особенно И. С. Тургенева, в то время как с теплотой говорит о Белинском, Н. Г. Чернышевском, Н. А. Добролюбове, Решетникове и других идеологах революционной демократии 40-60-х годов. «Воспоминания» Панаевой представляют собой не только ценный источник для изучения литературной среды того времени, но и увлекательное чтение для любого читателя[10].
В значительной части мемуаров А. Я. Панаевой уделено внимание Н. А. Добролюбову. Николай Добролюбов испытывал к Авдотье Панаевой тёплые и нежные чувства, доверял ей и высоко ценил её дружбу и поддержку, начиная с их первой встречи, когда он был «юношей в мундирчике», и до последних дней. Авдотья Яковлевна взяла на себя заботу не только о смертельно больном критике, но и о его двух младших братьях — Владимире и Иване, которых Н. Добролюбов привёз в Петербург из Нижнего Новгорода[6].
Художественная проза (избранное)
- Три страны света (написан совместно с Некрасовым), (Современник, № 10—12 1848, № 1—5, 1849)
- Мёртвое озеро (написан совместно с Некрасовым), (Современник, № 1—10, 1851)
- Мелочи жизни (Современник, № 1—4, 1854)
- Русские в Италии (Современник, № 2, 1858)
- Роман в петербургском полусвете (Современник, № 3,4, 1860)
- Женская доля (Современник, № 3—5, 1862)
- Семейство Тальниковых (написана в 1847 году, предполагалось издание в составе «Иллюстрированного альманаха» 1848 (запрещён цензурой), впервые выпущена отдельным изданием в 1928 году издательством Academia)
- Пасека (Современник, № 11, 1849)
- Воздушные замки (Современник, № 3, 1855)
- Степная барышня (Современник, № 8, 1855)
- Портретист (сборник «Для легкого чтения», том 4, 1856)
- Домашний ад (Современник, № 9, 1857)
- Фантазёрка (Современник, № 9, 1864)
- История одного таланта (1888)
- Неосторожное слово (Современник, № 3, 1848)
- Безобразный муж (Современник, № 4, 1848)
- Жена часового мастера (Современник, № 2, 1849)
- Необдуманный шаг (Современник, № 1, 1850)
- Капризная женщина (Современник, № 12, 1850)
- Сашка (Современник, № 12, 1861)
- Рассказ в письмах (Современник, № 7, 1864)
- Дворняжка
- Петух
- Сироты
- Железная дорога между Петербургом и Москвой (Современник, № 11, 1855)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Панаева Авдотья Яковлевна . Университетская библиотека онлайн. Дата обращения: 18 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 «Невозможная женщина» Авдотья Пинаева . Всероссийский музей А. С. Пушкина. Дата обращения: 18 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Несравненная Авдотья Панаева . Культурология.РФ. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Авдотья Панаева: что писала возлюбленная Н.А. Некрасова о кризисе брака . Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Дата обращения: 18 ноября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Авдотья Панаева . Российская газета. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Женские мемуары добролюбовской поры . Музей Добролюбова. Нижний Новгород. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ Панаева Авдотья Яковлевна . Хроно.ру. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Авдотья Панаева: что писала возлюбленная Н.А. Некрасова о кризисе брака . Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ». Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Барыня-крестьянка: что пришлось пережить молодой жене Николая Некрасова . Экспресс газета. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 Авдотья Панаева – «позабытый автор прошлой литературной эпохи» . Центральная библиотека им. А.С. Пушкина. Челябинск. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Авдотья Панаева. Воспоминания . Хроно.ру. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ Панаева А.Я. . Некрасов.ру. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Журнал «Современник», 1847–1866 гг. . ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина». Дата обращения: 20 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |