Панаева, Авдотья Яковлевна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Авдотья Панаева
Avdotya Panaeva.jpg
Имя при рождении Авдотья Яковлевна Брянская
Псевдонимы Н. Н. Стани́цкий
Дата рождения 31 июля (12 августа) 1820(1820-08-12)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 30 марта (11 апреля) 1893(1893-04-11) (72 года)
Место смерти Санкт-Петербург
Гражданство Российская империяРоссийская империя
Род деятельности писательница
Направление мемуары
Жанр роман, повести, рассказы, очерк
Язык произведений русский

Авдо́тья (Евдоки́я) Я́ковлевна Бря́нская (в первом браке Пана́ева, во втором браке Головачёва) (31 июля (12 августа) 1820, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 марта (11 апреля) 1893, Санкт-Петербург, Российская империя) — русская писательница, автор коротких рассказов, мемуаристка, владелица литературного салона. Основную часть своих произведений выпустила под псевдонимом Н.Н. Станицкий[1].

Биография

Иван Иванович Панаев — первый муж Авдотьи
Аполлон Филиппович Головачёв — второй муж Авдотьи
Портрет писательницы Авдотьи Панаевой (1819—1893), Государственный художественный музей Республики Татарстан, Казань

Авдотья Брянская родилась 12 августа 1820 года в Санкт-Петербурге, в семье артиста Александринского театра Якова Григорьевича и Анны Матвеевны Брянских. Крестины её проходили в августе 1820 года в Троицкой церкви при дирекции Императорских театров, крёстными родителями стали влиятельный князь Александр Александрович Шаховской, заведовавший репертуарной частью театра и считавшийся одним из лучших педагогов сценического мастерства, и актриса Елизавета Сандунова. Так девочка знакомилась не только с театральным закулисьем, но и с актёрским ремеслом, методами совершенствования мастерства и работой с драматургическим материалом[1][2].

По настоянию Шарля Дидло её некоторое время готовили в танцовщицы, Авдотья окончила Петербургское театральное училище. Но, несмотря на попытки подготовить её к карьере балерины, театральная сцена не стала её судьбой[1][2].

Обстановка, царившая вокруг, угнетала Авдотью, она мечтала вырваться из этого порочного круга. Детство Авдотьи, несмотря на близость к миру искусства, было далеко от идиллического. Она описывала его как безрадостное и тяжёлое, наполненное угнетающей атмосферой. В театральной школе, куда её отдали, обучение включало не только воспитание актёрского мастерства, но и уроки кокетства, искусства привлекать внимание богатых поклонников. Этот аспект её образования, подчёркивающий материальный аспект жизни в театральном мире, позже нашёл отражение в её литературном творчестве. Особенно ярко это показано в первом романе Панаевой «Семейство Тальниковых», где она, используя художественный вымысел, описывает жестокость и цинизм театральной среды, в которой выросла[1][3].

Единственным способом вырваться из этой обстановки был брак. Довольно рано, в возрасте 17 лет Авдотья выскочила замуж за Ивана Панаева, который был старше её на 8 лет. Два года он добавился согласия на брак у её матери, но в итоге они тайно обвенчались с Авдотьей в 1839 году и уехали в Казань. Позже молодожёны вернулись в Петербург, предварительно остановившись в Москве. Именно в этом городе девятнадцатилетняя Авдотья Панаева сделала свои первые шаги в литературе. Она стала частью литературного сообщества и встретила известных деятелей своего времени. Первым человеком, с которым она познакомилась, стал В. Г. Белинский. Впоследствии в её доме бывали также: А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие известные русские литераторы[3][4].

Иван Панаев, представитель дворянского рода, обладал несомненным литературным талантом и располагал значительным состоянием. Восьмилетняя разница в возрасте с Авдотьей казалась незначительной и сулила удачный брак. Но Панаев, как показало время, был совершенно не приспособлен к семейной жизни. Он оказался пустым и поверхностным человеком, у которого на уме были лишь развлечения. Он мастерски совмещал светские развлечения с литературной деятельностью, при этом практически игнорируя супружеские обязанности. Хвастаясь перед друзьями красотой своей жены, Панаев уже в первый год брака потерял к ней всякий интерес, превратив Авдотью в красивое, но бездушное украшение его гостиной[3].

Его непреодолимое влечение к женскому обществу привело к постоянным изменам, и уже через несколько месяцев после свадьбы он перестал обращать на Авдотью какое-либо внимание. Авдотья, осознавая, что вышла замуж за взрослого, безответственного ребёнка, тем не менее, пыталась быть ему верной и хорошей женой. Это было непросто, учитывая, что в литературных салонах, которые она посещала, её окружали куда более интересные и интеллектуально развитые мужчины, которые, несомненно, проявляли к ней внимание[3].

Все посетители дома неизменно были очарованы Авдотьей Панаевой. Например, после своего первого визита в кружок Панаева Фёдора Достоевский написал в письме к брату: «Вчера я в первый раз был у Панаева и, кажется, влюбился в жену его. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя»[4].

Её положение усугублялось тем, что Панаева постоянно использовали окружающие. Их дом превратился в общежитие — кто-то постоянно обедал, останавливался на ночлег, занимал деньги и, разумеется, забывал возвращать долги. При этом Панаев, как литератор, не отличался особой деловитостью и финансовой грамотностью, что усугубляло материальные проблемы семьи. На плечи Авдотьи легли все домашние заботы, и не только. Она активно помогала мужу в его журнальной деятельности, выполняя функции редактора, вычитывая рукописи, разбираясь с финансовыми вопросами, что в то время было довольно сложным и ответственным занятием. Она фактически вела все финансовые дела, включая учёт доходов и расходов, что, учитывая небрежность Панаева, было настоящим подвигом. Более того, Авдотья общалась с многочисленными авторами, которые сотрудничали с журналом, облегчая мужу организационную часть его работы. Она, по сути, стала незаменимой частью его профессиональной жизни. Хотя для окружающих отношения супругов выглядели спокойными и гармоничными, на самом деле они постепенно становились чужими друг для друга. Их единственная дочь скончалась в младенчестве, больше детей у них не было[3].

В 1864 году Панаева во второй раз официально вышла замуж за публициста и литератора Аполлона Головачёва, который был моложе её на 11 лет и работал секретарём в журнале «Современник». Их совместная жизнь оказалась недолгой и не слишком счастливой. В 1877 году Аполлон Головачёв скончался от туберкулёза, оставив вдову с маленькой дочерью от второго брака, будущей писательницей Евдокией Нагродской. После смерти второго мужа в 1877 году Панаева провела остаток своих дней в бедности, зарабатывая на жизнь редактурой и занимаясь написанием «Воспоминаний» для души[5][6].

Последние годы жизни

Могила Аполлона Головачёва и Авдотьи Панаевой

В последние годы своей жизни Панаева жила в бедности, зарабатывая на жизнь небольшими гонорарами за литературные работы. Авдотья Яковлевна скончалась в Петербурге 30 марта 1893 года и была похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Она пережила многих из тех, о ком писала, и оставила в российской литературе своё имя, пусть и не слишком известное, но не затерявшееся среди других[7].

Гражданский брак с Николаем Некрасовым

Николай Некрасов — гражданский муж Авдотьи (1846—1863)

Встреча Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в 1842 году стала знаковым событием в судьбах обоих. Некрасов, уже тогда амбициозный и талантливый поэт, стремившийся к литературной славе, был представлен Авдотье Яковлевне в литературном кружке, куда его привёл влиятельный критик Виссарион Белинский. Загоревшись идеей создания собственного журнала и испытывая сильные чувства к очаровательной, но несвободной Авдотье, Некрасов проявил удивительную целеустремлённость. Сначала, благодаря поддержке Петра Плетнёва, он получил права на издание журнала «Современник», а затем настойчиво начал ухаживать за Панаевой. Кульминацией их отношений стал случай на переправе через Волгу: в многолюдной компании Панаева заявила, что ни один её кавалер не осмелится броситься в воду ради неё, после чего Некрасов, не умея плавать, прыгнул из лодки прямо в реку. Этот смелый поступок положил начало их сложной пятнадцатилетней связи[8][9]

Авдотья Панаева соглашается на предложение Н. Некрасова и становится его гражданской женой. Ситуация усложнялась тем, что она была замужем за Иваном Панаевым, литератором, который, хотя и не достиг такого успеха, как Некрасов, имел влияние в определённых литературных кругах. Однако их брак был далеким от идеала. Панаев страдал от алкоголизма и часто оставлял Авдотью, что способствовало её эмоциональной близости с Некрасовым. Их «любовный треугольник» существовал под одной крышей, где также находилась редакция «Современника». Такое совместное проживание вызывало множество слухов и сплетен в высокоморальном обществе того времени. Парадокс заключался в том, что Панаев оставался «законным» мужем, а Некрасов — фактическим супругом, что создавало множество моральных и бытовых трудностей[8][10].

Некрасов выразил свои чувства и переживания в серии стихотворений, известных как «Панаевский цикл». В таких произведениях, как «Ты всегда хороша несравненно!», «Если мучимый страстью мятежной…», «Когда из мрака заблужденья…», «Где твое личико смуглое…», «Я не люблю иронии твоей…» и других, мы наблюдаем не только страстное признание, но и глубокое понимание сложной натуры Авдотьи, их бурные и противоречивые отношения, а также трагический подтекст их невозможного, но яркого союза. Как отмечал Корней Чуковский, это был союз «труженический». Важную роль в их отношениях сыграла близость духовных интересов и общее понимание смысла литературы. Это одна из самых загадочных и в то же время вдохновляющих историй любви в русской литературе[8][10].

Стихотворение Николая Некрасова «Всё, чем мы в жизни дорожили…», написанное много лет спустя после разрыва с Авдотьей Панаевой, ярко отражает глубину и сложность их бурных отношений:

«Всё, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего из нас,

Мы на один алтарь сложили

И этот пламень не угас».

Некрасов, мастер психологической точности, ввёл в любовную лирику «прозу любви», противопоставив её идеализированной «поэзии сердца», преобладающей в литературе того времени. Он без прикрас изобразил все противоречия, боли и разочарования, сопутствующие глубоким чувствам, отказавшись от романтической идиллии. Такой подход был революционным для своего времени. Литературный критик Дмитрий Святополк-Мирский назвал этот цикл «неподслащённым, несентиментальным, пронзительным, страстным и трагическим рассказом о любви, которая приносит любящим больше страдания, чем радости»[8].

Годы, проведённые в отношениях с Некрасовым, были действительно непростыми: возлюбленные неоднократно расставались и сходились вновь. Вскоре после смерти мужа, в 1863 году, Авдотья Панаева покинула Некрасова. Однако чувства к ней Некрасов пронёс через всю жизнь. Уже спустя десять лет после разрыва поэт писал[8][5]:

Безумец! Для чего тревожишь

Ты сердце бедное своё?

Простить не можешь ты её —

И не любить её не можешь!.

Литературная деятельность

Литературная деятельность Авдотья Панаевой началась во второй половине 1840-х годов с написания её первого произведения — автобиографической повести «Семейство Тальниковых». В этом произведении затрагиваются темы семейного деспотизма и жестокого угнетения слабых. Повесть была опубликована в «Иллюстрированном альманахе» в 1848 году под псевдонимом Н. Н. Станицкий, который писательница использовала для всех своих работ. Однако цензура запретила повесть, обвинив её в «безнравственности» и «подрыве родительской власти»[10].

С 1848 по 1864 год Панаева активно участвовала в работе журнала «Современник», занимаясь отделом мод, читая корректуры и принимая авторов. В этот период она написала множество произведений, в которых поднимались важные вопросы общественной жизни, положения женщин, воспитания, любви и брака. Среди них такие работы, как «Неосторожное слово», «Безобразный муж», «Пасека», «Необдуманный шаг», «Мелочи жизни», «Степная барышня», «Женская доля» и многие другие. Эти произведения остаются малоизвестными для современных читателей, так как не были переизданы[10][6].

В 18481849 годах в сотрудничестве с Некрасовым был создан роман «Три страны света». Это стало первым случаем в русской литературе, когда роман писался в соавторстве. Совместно был разработан сюжет и план произведения, а также распределены главы между авторами. Следующий совместный роман с Некрасовым, «Мёртвое озеро», впервые был опубликован в журнале в 1851 году. Однако, как отмечают биографы, этот роман в основном принадлежит Панаевой, в то время как Некрасов написал лишь две-три главы. Оба романа пользовались большим успехом у читателей как в момент своего выхода на страницах «Современника», так и при последующих переизданиях. Написанные ярко и увлекательно, они, безусловно, остаются интересными и для современного читателя[10].

Она написала ещё четыре романа, среди которых особенно важен для XIX века текст «Женская доля». Роман был написан под влиянием идей Николай Чернышевского, с которым Панаева была близка и относилась с большим уважением. Тем не менее, в произведении проявляется её собственный стиль. Панаеву волнует судьба женщин, ставших «жертвами любви». В романе отражены её личные переживания, связанные как с законным браком с Панаевым, так и с «незаконным» союзом с Некрасовым, в обоих случаях она испытывала несчастье. Панаев вёл свободный и разгульный образ жизни, а Некрасов был человеком, мягко говоря, непростым. Кроме того, трое их сыновей, рождённых в незарегистрированном браке, скончались в младенчестве[5].

Мемуары

Незадолго до своей смерти, в конце 80-х годов, Панаева написала «Воспоминания», в которых отражена литературная атмосфера 18401860-х годов. Уже в первых главах мемуаров проявляется её демократическое мировоззрение. С негодованием она описывает театральных чиновников, которые унижали талантливых, но бесправных и бедных работников сцены. Ей также ненавистны помещики, которых она изображает в четвёртой главе. Характеризуя их, она одновременно рисует портрет эпохи, в которой они жили. Это одно из главных достоинств её мемуаров. Ценность этих воспоминаний заключается в том, что они рассказывают о выдающихся русских писателях, собиравшихся вокруг «Современника». В её доме часто бывали такие гости, как Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой, Тургенев, Гончаров и многие другие. Их портреты описаны так живо, что создается ощущение, будто ты сам общаешься с ними[10].

«Её гостиная или, вернее, столовая — двадцать лет была русским Олимпом», — замечает Корей Чуковский.

В своих мемуарах Панаева описывает классовое расслоение в редакции «Современника». Она резко критикует дворянскую часть, включая П. В. Анненкова, В. П. Боткина и особенно И. С. Тургенева, в то время как с теплотой говорит о Белинском, Н. Г. Чернышевском, Н. А. Добролюбове, Решетникове и других идеологах революционной демократии 40-60-х годов. «Воспоминания» Панаевой представляют собой не только ценный источник для изучения литературной среды того времени, но и увлекательное чтение для любого читателя[10].

В значительной части мемуаров Авдотьи Панаевой уделено внимание Н. А. Добролюбову. Николай Добролюбов испытывал к Авдотье Панаевой тёплые и нежные чувства, доверял ей и высоко ценил её дружбу и поддержку, начиная с их первой встречи, когда он был «юношей в мундирчике», и до последних дней. Авдотья Яковлевна взяла на себя заботу не только о смертельно больном критике, но и о его двух младших братьях — Владимире и Иване, которых Николай Добролюбов привёз в Петербург из Нижнего Новгорода[6].

Художественная проза (избранное)

Романы[11][12][13]:

  • Три страны света (написан совместно с Некрасовым), (Современник, № 10—12 1848, № 1—5, 1849)
  • Мёртвое озеро (написан совместно с Некрасовым), (Современник, № 1—10, 1851)
  • Мелочи жизни (Современник, № 1—4, 1854)
  • Русские в Италии (Современник, № 2, 1858)
  • Роман в петербургском полусвете (Современник, № 3—4, 1860)
  • Женская доля (Современник, № 3—5, 1862)

Повести[11][13]:

  • Семейство Тальниковых (написана в 1847 году, предполагалось издание в составе «Иллюстрированного альманаха» 1848 (запрещён цензурой), впервые выпущена отдельным изданием в 1928 году издательством Academia)
  • Пасека (Современник, № 11, 1849)
  • Воздушные замки (Современник, № 3, 1855)
  • Степная барышня (Современник, № 8, 1855)
  • Портретист (сборник «Для легкого чтения», том 4, 1856)
  • Домашний ад (Современник, № 9, 1857)
  • Фантазёрка (Современник, № 9, 1864)
  • История одного таланта (1888)

Рассказы[11][13]:

  • Неосторожное слово (Современник, № 3, 1848)
  • Безобразный муж (Современник, № 4, 1848)
  • Жена часового мастера (Современник, № 2, 1849)
  • Необдуманный шаг (Современник, № 1, 1850)
  • Капризная женщина (Современник, № 12, 1850)
  • Сашка (Современник, № 12, 1861)
  • Рассказ в письмах (Современник, № 7, 1864)
  • Дворняжка (Нива, № 49—51, 1889)
  • Петух (ЛПН, № 10, 1891)
  • Сироты (ЛПН, № 3, 1893)

Очерк[11][13]:

  • Железная дорога между Петербургом и Москвой (Современник, № 11, 1855)

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Панаева Авдотья Яковлевна. Университетская библиотека онлайн. Дата обращения: 18 ноября 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 «Невозможная женщина» Авдотья Пинаева. Всероссийский музей А. С. Пушкина. Дата обращения: 18 ноября 2024.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Несравненная Авдотья Панаева. Культурология.РФ. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Авдотья Панаева: что писала возлюбленная Н.А. Некрасова о кризисе брака. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Дата обращения: 18 ноября 2024.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Авдотья Панаева. Российская газета. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Женские мемуары добролюбовской поры. Музей Добролюбова. Нижний Новгород. Дата обращения: 20 ноября 2024.
  7. Панаева Авдотья Яковлевна. Хроно.ру. Дата обращения: 20 ноября 2024.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Авдотья Панаева: что писала возлюбленная Н.А. Некрасова о кризисе брака. Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ». Дата обращения: 19 ноября 2024.
  9. Барыня-крестьянка: что пришлось пережить молодой жене Николая Некрасова. Экспресс газета. Дата обращения: 20 ноября 2024.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 Авдотья Панаева – «позабытый автор прошлой литературной эпохи». Центральная библиотека им. А.С. Пушкина. Челябинск. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 11,3 Авдотья Панаева. Воспоминания. Хроно.ру. Дата обращения: 20 ноября 2024.
  12. Панаева А.Я.. Некрасов.ру. Дата обращения: 20 ноября 2024.
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 13,2 13,3 Журнал «Современник», 1847–1866 гг.. ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина». Дата обращения: 20 ноября 2024.