Бакст, Лев Самойлович
Лев Бакст | |
---|---|
Лейб-Хаим Израилевич Розенберг | |
| |
Псевдонимы | Léon Bakst |
Дата рождения | 27 января (8 февраля) 1866 |
Место рождения | Гродно, Литовское генерал-губернаторство, Российская империя |
Дата смерти | 27 декабря 1924 |
Место смерти | Рюэй-Мальмезон, Сена и Уаза, Третья французская республика |
Жанр | портрет |
Учёба | Академия Жюлиана |
Лев (Лео́н) Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаи́м Изра́илевич Розенбе́рг; 27 января (8 февраля) 1866, Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — русский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер[1].
Биография
Детство и семья
Лев Бакст родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Его отец, Самуил Розенберг, был знатоком Талмуда и пользовался большим авторитетом. Несмотря на то что семья не обладала большими средствами, дедушка Бакста женился на единственной дочери гродненского коммерсанта Бакстера, который поставлял сукно для русской армии. По коммерческим и иным соображениям дедушка Бакста переехал в Петербург и перевёз туда семью своей единственной дочери. Однако свою жену (бабушку Льва) он с собой не взял, так как, по семейным преданиям, она не захотела ехать из-за страха перед железной дорогой. В Петербурге Бакстер увлёкся молодой светской женщиной еврейского происхождения. Он оформил развод с первой женой и женился во второй раз.
Фамилия Льва Самойловича — Бакст — происходит от девичьей фамилии его матери — Бакстер. Она была выдана замуж в 15 лет и родила 10 детей, из которых в живых осталось только четверо: Лев, Розалия, София и Исай. У них также была старшая сестра, которая умерла от ожогов в детстве.
Со временем один из братьев Розенбергов стал знаменитым художником, другой — журналистом и театральным критиком. Сестры вышли замуж. Розалия стала писательницей, поэтессой и переводчицей. Она умерла в Петербурге от голода в 1918 году. Её сын, А. З. Манфред, впоследствии стал известным историком, автором многих книг. София вышла замуж и посвятила свою жизнь семье и своему гениальному брату[2][1].
Личная жизнь
Леон Бакст был человеком страстным и увлекающимся. В богемном обществе, в частности, среди участников «Русских сезонов», помимо художественного пыла, также бушевали и чувственные страсти, включая, по тем временам, нетрадиционные отношения. Однако Бакст не был замечен в подобных связях, его интересы ограничивались женщинами.
В Париже молодой художник, не имевший опыта в любовных делах, увлёкся актрисой французской труппы Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Бенуа с юмором вспоминал, как она старалась «просветить» своего наивного друга, проводя его через «все круги эротического ада».
В Петербурге Леон Бакст женился по большой любви на Любови, дочери Павла Третьякова. До Бакста она была замужем за художником-акварелистом и морским офицером Николаем Гриценко, от которого родила дочь Марину. В 1898 году умер её отец, а через два года — муж. Леон ради женитьбы на ней перешёл из иудаизма в лютеранство. В 1907 году у них родился сын Андрей.
Бакст очень любил свою семью. Нельзя точно сказать, что послужило причиной разрыва отношений, но через несколько лет брак распался. Несмотря на это, Бакст сохранил тёплые отношения с бывшей женой и детьми, поддерживая их материально. После развода он вернулся в иудаизм.
В 1924 году, работая над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, художник скончался. Леона Бакста похоронили на парижском кладбище Батиньоль[1].
Творчество
Леон Бакст поступил в Академию художеств вольнослушателем, но не окончил её. Его работа на религиозную тему не соответствовала канонам. Лев Розенберг написал сюжет «Оплакивание Христа» (работа не сохранилась), и все герои его картины были с характерными еврейскими лицами. Конечно, он не пошёл против исторической и художественной правды, но руководству Академии такая вольность очень не понравилась.
В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжил учиться живописи, а картины стали его единственным источником дохода. В письме к другу он писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».
Ещё во время учёбы Лев Розенберг вступил в общество акварелистов Альберта Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Бенуа. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал созданием иллюстраций для детских книг. На своей первой выставке работ в 1889 году Лев-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст. В доме Альберта Бенуа сформировалось ядро «мирискусников». «Мир искусства» противостоял нравоучительным и обличительным интонациям передвижников и ратовал за чистую красоту. Когда мирискусники начали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре великий князь Владимир Александрович пригласил его к себе давать уроки рисования детям.[1][3].
Расцвет карьеры
В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан[1][4].
Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум»[1].
В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным»[1]. В 1907 году Леон Бакст и Валентин Серов поехали в Грецию и сделали там этюды для театральных декораций. В 1909 году в Париже в театре Шатле поставили балет «Клеопатра». Роли были распределены между А. Павловой, И. Рубинштейн, Т. Карсавиной, В. Нижинским и М. Фокиным. Бакст создал костюмы для этого балета, которые произвели переворот в мире моды. Моментально изменились прически и украшения парижанок.
Дизайнеру Полю Пуаре понравились эти костюмы, и он создал атласные и шелковые модели в восточном стиле, которые стали очень популярными. К 1910 году в Лондоне женские шаровары стали вечерним костюмом. С тех пор Поль Пуаре работал параллельно с Львом Бакстом[5]. С 1910 года Бакст снова поселился в Париже и заслужил мировую славу своими театральными декорациями. Он оформлял балеты Дягилева для его Русских сезонов: «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».
В Париже художник переезжает в Венецию, где живёт в Гранд-отеле. Он пишет на пленэре огромные полотна с движением полуобнаженных фигур на пляже и игрой света на загорелых телах. За два месяца он создает четыре полотна под названием «Этюды. На пляже Лидо» — новый этап в его творчестве[6].
Модный дизайнер
Художник не сразу решился связать свою жизнь с миром высокой моды, но сомнения этического характера быстро отступили на второй план. Перед Бакстом разворачивалось грандиозное поле деятельности, возможность осуществить мечты юности и сделать жизнь эстетически гармоничной. Это программное положение стало основой его дальнейшей работы по созданию стиля жизни, включавшего костюмы, шляпы, парики, обувь, ткани, аксессуары и парфюмерию, гармонично сочетающиеся с обстановкой[7][8].
1913—1914 годы — пик популярности Бакста-модельера. Его революционные нововведения воспринимались на ура. Самые смелые представительницы женского пола, без оглядки следуя моде, нередко вызывали смех прохожих. Газеты пестрели сатирическими заметками, стихами и карикатурами на модные изыски Бакста. А тем временем крупнейшие дома моды заключали с художником контракты[7].
В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе[1].
Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства[1].
В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой[5].[9]
Галерея
Литература
- Наседкина Е. В. «Меня опять пишет Бакст…» Портреты Андрея Белого: история создания и интерпретаций // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2016. — Вып. 5 (46). — С. 64—71
- Шагивалеева Д. И. Наследие Льва Бакста в художественной культуре Англии // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2016. — Вып. 5 (46). — С. 93—100.
- Бакст Лев (Леон) Самойлович / В. А. Кулаков // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 673—674. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Леон Бакст . Культура.РФ. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Теркель Е. Лев Бакст. Семья и творчество . Третьяковская галерея. Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) . Arthive. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Голынец С. В. Портретист Серебряного века // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — № 9(142). — С. 29—36.
- ↑ 5,0 5,1 Орленко П. Н. Л. С. Бакст и популяризация российского искусства // История культуры - история страны : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры (к 150-летию выдающегося театрального деятеля С.П. Дягилева). — 2022. — С. 36—43.
- ↑ Беспалова Е. Бакст и модернизм // Искусствознание. — 2014. — № 3—4. — С. 235—275.
- ↑ 7,0 7,1 Елена Теркель. Лев Бакст: «Одевайтесь, как цветок!» . Журнал Третьяковская галерея. Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ Бакст Л. Костюм женщины будущего // Биржевые ведомости. 1913. 20 марта.
- ↑ Теркель Е. А. "Вспоминать свое, бывшееили почти бывшее, - желанное..." Письма Зинаиды Гиппиус Льву Баксту // Вестник истории, литературы, искусства. — 2016. — Т. 11.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи об обществе
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Родившиеся 8 февраля
- Родившиеся в 1866 году
- Родившиеся в Гродно
- Умершие 27 декабря
- Умершие в 1924 году
- Умершие в Рюэй-Мальмезоне
- Обучавшиеся в Академии Жюлиана
- Офицеры ордена Почётного легиона
- Художники, известные под псевдонимами
- Художники объединения «Мир искусства»
- Балетные сценографы
- Оперные сценографы
- Художники Российской империи
- Сценографы Российской империи
- Художники по костюмам