Бакст, Лев Самойлович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Лев Бакст
Лейб-Хаим Израилевич Розенберг
Портрет
Псевдонимы Léon Bakst
Дата рождения 27 января (8 февраля) 1866
Место рождения Гродно, Литовское генерал-губернаторство, Российская империя
Дата смерти 27 декабря 1924
Место смерти Рюэй-Мальмезон, Сена и Уаза, Третья французская республика
Жанр портрет
Учёба Академия Жюлиана

Лев (Лео́н) Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаи́м Изра́илевич Розенбе́рг; 27 января (8 февраля1866, Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — русский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер[1].

Биография

Детство и семья

Лев Бакст родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Его отец, Самуил Розенберг, был знатоком Талмуда и пользовался большим авторитетом. Несмотря на то что семья не обладала большими средствами, дедушка Бакста женился на единственной дочери гродненского коммерсанта Бакстера, который поставлял сукно для русской армии. По коммерческим и иным соображениям дедушка Бакста переехал в Петербург и перевёз туда семью своей единственной дочери. Однако свою жену (бабушку Льва) он с собой не взял, так как, по семейным преданиям, она не захотела ехать из-за страха перед железной дорогой. В Петербурге Бакстер увлёкся молодой светской женщиной еврейского происхождения. Он оформил развод с первой женой и женился во второй раз.

Фамилия Льва Самойловича — Бакст — происходит от девичьей фамилии его матери — Бакстер. Она была выдана замуж в 15 лет и родила 10 детей, из которых в живых осталось только четверо: Лев, Розалия, София и Исай. У них также была старшая сестра, которая умерла от ожогов в детстве.

Со временем один из братьев Розенбергов стал знаменитым художником, другой — журналистом и театральным критиком. Сестры вышли замуж. Розалия стала писательницей, поэтессой и переводчицей. Она умерла в Петербурге от голода в 1918 году. Её сын, А. З. Манфред, впоследствии стал известным историком, автором многих книг. София вышла замуж и посвятила свою жизнь семье и своему гениальному брату[2][1].

Личная жизнь

Леон Бакст был человеком страстным и увлекающимся. В богемном обществе, в частности, среди участников «Русских сезонов», помимо художественного пыла, также бушевали и чувственные страсти, включая, по тем временам, нетрадиционные отношения. Однако Бакст не был замечен в подобных связях, его интересы ограничивались женщинами.

В Париже молодой художник, не имевший опыта в любовных делах, увлёкся актрисой французской труппы Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Бенуа с юмором вспоминал, как она старалась «просветить» своего наивного друга, проводя его через «все круги эротического ада».

В Петербурге Леон Бакст женился по большой любви на Любови, дочери Павла Третьякова. До Бакста она была замужем за художником-акварелистом и морским офицером Николаем Гриценко, от которого родила дочь Марину. В 1898 году умер её отец, а через два года — муж. Леон ради женитьбы на ней перешёл из иудаизма в лютеранство. В 1907 году у них родился сын Андрей.

Бакст очень любил свою семью. Нельзя точно сказать, что послужило причиной разрыва отношений, но через несколько лет брак распался. Несмотря на это, Бакст сохранил тёплые отношения с бывшей женой и детьми, поддерживая их материально. После развода он вернулся в иудаизм.

В 1924 году, работая над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, художник скончался. Леона Бакста похоронили на парижском кладбище Батиньоль[1].

Творчество

Леон Бакст поступил в Академию художеств вольнослушателем, но не окончил её. Его работа на религиозную тему не соответствовала канонам. Лев Розенберг написал сюжет «Оплакивание Христа» (работа не сохранилась), и все герои его картины были с характерными еврейскими лицами. Конечно, он не пошёл против исторической и художественной правды, но руководству Академии такая вольность очень не понравилась.

В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжил учиться живописи, а картины стали его единственным источником дохода. В письме к другу он писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».

Ещё во время учёбы Лев Розенберг вступил в общество акварелистов Альберта Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Бенуа. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал созданием иллюстраций для детских книг. На своей первой выставке работ в 1889 году Лев-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст. В доме Альберта Бенуа сформировалось ядро «мирискусников». «Мир искусства» противостоял нравоучительным и обличительным интонациям передвижников и ратовал за чистую красоту. Когда мирискусники начали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре великий князь Владимир Александрович пригласил его к себе давать уроки рисования детям.[1][3].

Расцвет карьеры

Лев Бакст. Автопортрет, 1893 год

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан[1][4].

Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум»[1].

В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным»[1]. В 1907 году Леон Бакст и Валентин Серов поехали в Грецию и сделали там этюды для театральных декораций. В 1909 году в Париже в театре Шатле поставили балет «Клеопатра». Роли были распределены между А. Павловой, И. Рубинштейн, Т. Карсавиной, В. Нижинским и М. Фокиным. Бакст создал костюмы для этого балета, которые произвели переворот в мире моды. Моментально изменились прически и украшения парижанок.

Дизайнеру Полю Пуаре понравились эти костюмы, и он создал атласные и шелковые модели в восточном стиле, которые стали очень популярными. К 1910 году в Лондоне женские шаровары стали вечерним костюмом. С тех пор Поль Пуаре работал параллельно с Львом Бакстом[5]. С 1910 года Бакст снова поселился в Париже и заслужил мировую славу своими театральными декорациями. Он оформлял балеты Дягилева для его Русских сезонов: «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».

В Париже художник переезжает в Венецию, где живёт в Гранд-отеле. Он пишет на пленэре огромные полотна с движением полуобнаженных фигур на пляже и игрой света на загорелых телах. За два месяца он создает четыре полотна под названием «Этюды. На пляже Лидо» — новый этап в его творчестве[6].

Модный дизайнер

Художник не сразу решился связать свою жизнь с миром высокой моды, но сомнения этического характера быстро отступили на второй план. Перед Бакстом разворачивалось грандиозное поле деятельности, возможность осуществить мечты юности и сделать жизнь эстетически гармоничной. Это программное положение стало основой его дальнейшей работы по созданию стиля жизни, включавшего костюмы, шляпы, парики, обувь, ткани, аксессуары и парфюмерию, гармонично сочетающиеся с обстановкой[7][8].

19131914 годы — пик популярности Бакста-модельера. Его революционные нововведения воспринимались на ура. Самые смелые представительницы женского пола, без оглядки следуя моде, нередко вызывали смех прохожих. Газеты пестрели сатирическими заметками, стихами и карикатурами на модные изыски Бакста. А тем временем крупнейшие дома моды заключали с художником контракты[7].

В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе[1].

Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства[1].

В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой[5].[9]

Галерея

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Леон Бакст. Культура.РФ. Дата обращения: 4 июля 2024.
  2. Теркель Е. Лев Бакст. Семья и творчество. Третьяковская галерея. Дата обращения: 2 августа 2024.
  3. Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Arthive. Дата обращения: 4 июля 2024.
  4. Голынец С. В. Портретист Серебряного века // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — № 9(142). — С. 29—36.
  5. 5,0 5,1 Орленко П. Н. Л. С. Бакст и популяризация российского искусства // История культуры - история страны : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры (к 150-летию выдающегося театрального деятеля С.П. Дягилева). — 2022. — С. 36—43.
  6. Беспалова Е. Бакст и модернизм // Искусствознание. — 2014. — № 3—4. — С. 235—275.
  7. 7,0 7,1 Елена Теркель. Лев Бакст: «Одевайтесь, как цветок!». Журнал Третьяковская галерея. Дата обращения: 5 июля 2024.
  8. Бакст Л. Костюм женщины будущего // Биржевые ведомости. 1913. 20 марта.
  9. Теркель Е. А. "Вспоминать свое, бывшееили почти бывшее, - желанное..." Письма Зинаиды Гиппиус Льву Баксту // Вестник истории, литературы, искусства. — 2016. — Т. 11.