Ковёр-самолёт (картина)
Виктор Михайлович Васнецов | |
Ковёр-самолёт. 1880 | |
Холст, Масло. 165 × 297 см | |
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород |
Ковёр-самолёт (картина) написана Виктором Михайловичем Васнецовым в 1880 году. Картина является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят другие произведения, например, «Спящая царевна», «Баба-Яга», «Кащей Бессмертный». «Ковёр-самолёт» написан в стиле романтизма, сказочно-былинного жанра с применением масляной техники на холсте. Находится в Нижегородском государственном художественном музее[1].
Васнецов задумал их в 1880—1890-е годы как отдельные произведения, в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и её духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.
История
Васнецов задумал картины цикла «Поэма семи сказок» в 1880—1890-е годы как отдельные произведения, в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и её духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом. На VIII выставке Товарищества передвижников в 1880 году, была впервые представлена картина которая получила название «Ковёр-самолет». Она вызвало разнообразные реакции у публики, которая до этого момента никогда не видела ничего подобного[2].
Описание
В центре картины зрителя сразу привлекает яркая сцена. Там, на ковре-самолёте с клеткой, которая содержит Жар-птицу, сидит Иван-Царевич. Ковёр сам по себе напоминает огромную птицу с гнутой головой и широко раскинутыми крыльями. Вместе они летят над безграничными реками и полями России.
Транспортное средство хоть и не самое устойчивое, Иван чувствует свою уверенность и устойчиво держится, что является признаком его будущего триумфа. Ведь он возвращается домой не с пустыми руками, а с пленной сказочной птицей. Иван стремится к новым вершинам и желает преодолеть ещё больше преград. Главный герой этой картины символизирует надежды человека на светлое будущее, а сама картина в целом — это мечта и вера людей в лучшую жизнь.
Однако, противопоставлением героям служит фон. Пейзаж мрачный и не привлекательный. Только розоватые оттенки рассвета успевают проникнуть в небо. Совы и обнаженные чёрные деревья представляют трудности в жизни человека. Некоторые говорят, что совы являются посланниками Бабы-Яги. Однако такой фон не случаен. Это реальный обыденный мир, который предстает перед сказочным ярким пейзажем. Действительно, центральные персонажи выделяются среди скучного фона. Даже луна на заднем плане не может соперничать с яркостью волшебной птицы, которая является источником света на всем полотне.
Художник с легкостью передал символику сильного желания людей преодолеть серые будни и все негативные события, возникающие в жизни. Картина была заказана Саввой Мамонтовым, меценатом и председателем правления строящейся Донецкой железной дороги. Однако её не приняли из-за слишком сказочной композиции. Несмотря на это, после выставки она вызвала восхищение у зрителей и принесла Васнецову славу[3].
Примечания
- ↑ Ковёр-самолёт конец 1870-х . Моя Третьяковка. Дата обращения: 31 августа 2023.
- ↑ Ковёр-самолет . Нижегородский государственный художественный музей. Дата обращения: 31 августа 2023.
- ↑ Описание картины Виктора Васнецова «Ковёр-самолет» . Музеи мира. Дата обращения: 31 августа 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |