Баба-Яга (картина)

Материал из «Знание.Вики»
Victor Vasnecov Baba-Yaga.jpg
Виктор Васнецов
Баба-Яга. 1917 год
Холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

«Баба-Яга» — произведение русского художника Виктора Васнецова, созданное им в 1917 году.

На художественной композиции изображена загадочная Баба-Яга, известная из русских сказок. Произведение искусства находится под охраной и представлено публике в Доме-музее В. М. Васнецова, который является филиалом Третьяковской галереи. Является неотъемлемой частью фантастического цикла живописи, поэтично озаглавленного «Поэма семи сказок»[1].

История

Русский художник Виктор Васнецов, задумал эти картину в начале XX века, сначала как отдельные произведения, но затем объединил их в серию сказочных картин в 1901 году. Живописный цикл создавался с конца XIX — начала XX века. В период Первой мировой и Гражданской войны эти произведения стали своеобразным живописным дневником художника, отражающим его стремление к народным идеалам блага и красоты. Васнецов, исследуя богатый опыт своего народа, задумывался о сути жизни, её нравственных и духовных основах, а также о победе добра над злом и о безграничной силе любви.

Сюжет картины «Баба-Яга» основан на одной из русских народных сказок под названием «Ивашко и ведьма», в которой Баба-Яга похищает ребёнка. Несколько отклоняясь от исходного текста, Виктор Васнецов изобразил ведьму в образе мальчика, обманывая его, притворившись его собственной матерью в красном сарафане и кокошнике, что символизирует преобразование в образ молодой замужней женщины.

История замысла и создания этой картины протягивается на протяжении примерно двадцати лет, с конца XIX века до 1917 года. В контексте нарастающей военной и революционной обстановки этот образ Бабы-Яги воспринимается как воплощение зла, а красный цвет сарафана ассоциируется с революцией и войной, что делает полотно своего рода персональным заявлением автора.

Хотя картина была завершена в 1917 году, Васнецов не сразу представил её публике. Впервые она была показана на «Посмертной выставке картин и рисунков В. М. Васнецова» в 1927 году. После открытия музея в доме художника картина нашла свое постоянное место в экспозиции мастерской и больше не покидает эти стены[2].

Описание картины

Баба Яга мчится в своей ступе, облаченная в пламенную красную юбку. Её отвратительные косы шевелятся, шатаясь, непристойно вися. Издали их выглядывает зловещая ведьма, излучающая триумф зла. Одной ногой она босиком, показывая уродливые, изогнутые пальцы с длинными ногтями, а на другой ноге висит бедняжка, одетый в лохмотья. Баба Яга отталкивает свою ступу метлой, выступая во главе сегодняшней охоты. В её руках сжат улов — беззащитный мальчик, покрытый белой одеждой. Он без сил висит у старой ведьмы, полностью смирившись со своей непростой участью. Вокруг бушует ураган, словно деревья протягивают к похитительнице свои грубые ветви[3]. Где-то вдали горит пожар, как будто остатки поисков поджога и зла, оставленные за кошмарным проходом ведьмы. На далеком горизонте пожар окутывает деревню в свои пылающие объятия. Зловещие мысли стремятся к ведьме, летящей прочь от этого адского пламени. В правой части картины глаз зрителя притягивает необычное существо — мрачный житель лесных глубин и мрачных болот — филин-посланник ночи, верный спутник Бабы-Яги, благодаря которому баба Яга продолжает неистовое путешествие. Картина переполнена изюминкой и отличается от жизнерадостных картин, созданных рукой самого художника[4].

Это полотно вызывает лишь отрицательные эмоции: злобная главная героиня, угрожающий пейзаж, тревожное пламя пожара — все это наводит на мысль о победе зла. Одна из версий гласит, что картина символизирует Октябрьскую революцию, где красная юбка злодейки олицетворяет революционный пыл, а пожар и похищенный мальчик соответствуют жертвам и разрухе. Однако, эта версия лишена подтверждений, и художник не предоставил никаких пояснений[5].

Версия сюжета революции

Творчество Виктора Михайловича Васнецова всегда было глубоко проникнуто добрыми и светлыми сюжетами, посвященными сказкам, где добро безусловно преобладает над злом. Даже в тревожной Алёнушке можно почувствовать только тихую печаль[6]. В этом случае мрачный сюжет одной из работ художника вызвал у знатоков его творчества ассоциации с революцией 1917 года. Не случайно Баба Яга изображена в красной юбке, символизирующей энергию революционного движения.

Пылающий пожар и ураганный вихрь на полотне служат символами революционного разрушения и падения империи, а похищенный ребёнок олицетворяет жертвы, понесённые людьми. Сам Васнецов никогда не комментировал эту картину, поэтому эта интерпретация остается всего лишь одной из версий[7].

Примечания

  1. Баба-Яга (картина). Oglasi.ru. Дата обращения: 14 августа 2023.
  2. БАБА - ЯГА 1917. Третьяковская галерея. Дата обращения: 14 августа 2023.
  3. Описание картины Виктора Васнецова «Баба Яга». opisanie-kartin. Дата обращения: 14 августа 2023.
  4. Описание картины Виктора Васнецова «Баба-Яга». Музеи мира. Дата обращения: 13 августа 2023.
  5. Описание картины Виктора Васнецова "Баба Яга". 8-poster (28 ноября 2014). Дата обращения: 13 августа 2023.
  6. Свет бел, да люди черны. Птицы в картинах Васнецова. Учительская газета (11 апреля 2017). Дата обращения: 14 августа 2023.
  7. Картина Васнецова Баба Яга. TOPKARTIN. Дата обращения: 13 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!