Богатыри (картина Васнецова)
Виктор Михайлович Васнецов | |
Богатыри. 1881—1898 | |
Холст, масло. 295,3 × 446 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва | |
инв. 1019 |
«Богатыри́»[1] — картина Виктора Михайловича Васнецова, над которой он работал почти 30 лет, с момента первых набросков в 1871 году[2]. В апреле 1898 года полотно было закончено и выкуплено Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи[3]. Инвентарный номер — 1019[4].
В центре сюжета картины главные герои русских былин — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
История создания
Появление идеи картины
Виктор Михайлович Васнецов описывал появление идеи картины так:
Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться[5].
Первый эскиз картины маслом был подарен Василию Поленову после окончания работы над «Богатырями» и хранится в доме-музее Поленова. На нём одной краской проставлено 2 даты «75» и «10 марта 1898». Первая дата — время создания наброска в Париже в мастерской Поленова, который Виктор Васнецов хотел ему и подарить. Однако Василий Дмитриевич отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Вторая — день, когда, незадолго до окончания картины, художник преподнёс Поленову эскиз. Причём 1875 год проставлен ошибочно, поскольку Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].
Период написания
Картина «Богатыри» стала для Виктора Васнецова трудом всей жизни. С первых карандашных набросков в 1871 году и до последнего мазка в 1898 году прошло 27 лет.
В 1876 году Васнецов написал живописный эскиз «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет завершена картина, и получил эскиз через 22 года, в мае 1898 года.
Холст размером 3 × 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьёй с квартиры на квартиру; летом — за город[7]. Он постоянно возвращался к богатырям, дописывая детали.
«Они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом.»[2].
Когда в 1881 году Васнецов продолжил вновь писать картину, то возникла проблема, где разместить полотно величиной три на четыре с половиной метра, на помощь тут же пришёл Савва Мамонтов. Он перестроил сарай возле «Яшкиного дома» — дачи в полукилометре от абрамцевской усадьбы, где летом Васнецов жил со своей семьёй, — в просторную с верхним светом мастерскую[2].
В 1898 году «Богатыри» были завершены, и картина была продана Павлу Михайловичу Третьякову для своей галереи, где она находится и по сей день[8].
Картина «Богатыри» лишь однажды была выдана на выставку вне Третьяковский галереи в 1899 году, проводимую в помещении Академии художеств в Петербурге[2].
Натурщики
Одним из прообразов для Ильи Муромца стал владимирский крестьянин Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), в 1883 году запечатлённый на этюде Васнецова[9]. Однако, для Ильи Муромца художник продолжил искать типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — красивого и степенного, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»[10].
Лицо Добрыни Никитича считается собирательным образом семьи Васнецовых — отца, дяди и отчасти автора. Хотя существует версия, что Добрыня написан с Василия Дмитриевича Поленова[11].
Прототипом для Алёши Поповича стал 13-летний сын мецената Саввы Мамонтова — Андрей[12]. «Помню, — писал В. С. Мамонтов, сын Саввы Ивановича, — как мы завидовали моему брату Андрею, на которого походил лицом Алёша Попович в этой картине»[2]. Через восемь лет юноша простудился в Киеве и по приезду домой умер. Виктор Михайлович продолжил писать образ богатыря с лица Андрея по памяти[12].
Образы богатырей
Сам Виктор Васнецов (в письме к Павлу Петровичу Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[13].
Илья Муромец
В соответствии с былинными образами Васнецовым были разработаны основные персонажи картины. В центре Илья Муромец — самая крупная фигура на полотне. Внешне спокойный и динамичный внутри Илья уверен в своей силе. Илья Муромец изображён с открытым и честным лицом, выражающим благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб, из-под него видны седые кудри, показывающие солидный возраст воина. Могучая рука Муромца легко держит неподъёмную палицу, тяжесть которой удалось выразить художнику. Конь на картине под стать всаднику. Они единое целое — монолитный образ силы, которую ничто не остановит в битве[8].
Добрыня Никитич
Рядом с Ильёй Муромцем, слева, на белом коне Добрыня Никитич. В былинах говориться о молодом Добрыне, но Васнецов пишет его как зрелого опытного воина. Этот герой показан с отмеченными былинами пытливостью ума, вдумчивостью, культурностью и предусмотрительностью. Добрыня сидит, держа щит наготове, с вынутым из ножен мечом, с полной готовностью к бою. В богатых доспехах и одеянии Добрыня представлен величавым и внутренне собранным с красивым и благородным лицом[8].
Для образа Добрыни Васнецов не пожалел ярких красок. Богатырь выписан оттенками красного, белого, сочного зелёного, золотистого — столь популярными у крестьян. Именно эти цвета характерны для русских народных изделий новгородской школы. На Добрыне — зелёные сафьяновые сапоги, червлёный щит, красная с золотом шлея на белоснежном коне. Контраст и суровость облику придают кольчуга стального цвета и такой же шлем[14].
Алёша Попович
Алёша Попович — самый молодой богатырь. Его смуглое выразительное и умное лицо, черные брови, мягкие очертания губ и подбородка передают русский образ юного крестьянина. Это находчивый и ловкий гусляр-богатырь, готовый и биться и веселиться. Даже на службе он не расстается с гуслями — на картине они видны прикреплёнными позади богатыря. Алёша представляет собой воплощение храбрости и отваги. А красоту юного воина художник подчеркивает, детально расписывая коня и одежду богатыря.
Васнецов использовал реальную одежду и упряжи того времени. Он много внимания уделил этому вопросу, изучая историческую литературу и посещая музеи[8].
Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определённым временем[7].
Пейзаж
Пейзаж на картине Виктор Васнецов также тщательно проработал. Это традиционный эпический пейзаж с выразительным соотношением планов и линий, неба и земли, различных видов растительности. На холсте изображен луг с перелесками. Невысокие сосны и елочки показывают, что богатыри стоят на страже родной русской земли. Небольшой размер деревьев призван подчеркнуть силу и величие персонажей картины. Громадными просторами и сочностью русской природы веет от пейзажа картины. «Богатыри» являются символичной картиной. Вся её композиция и каждая деталь рассказывают об истории и вызывают гордость за величественных и мощных защитников родины[8].
Этюды
При написании картины Виктор Васнецов создал несколько этюдов[15].
Год | Илл. | Название | Размер, техника | Местонахождение | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1876 | Богатыри | Холст, масло. 27х41 | Дом-музей В. Д. Поленова | Первый эскиз маслом картины | |
1879 | Абрамцево | Холст, масло. 19х47,5 | Дом-музей В. Д. Поленова | Этюд для первого плана картины «Богатыри» | |
1880 | Мелколесье. Ахтырка | Холст на картоне, масло. 14х48 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1880 | Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге) | Холст, масло. 15,8х22,55 | Музей-заповедник Абрамцево | Этюд к картине «Богатыри». В музее датируют 1884 годом. | |
1882 | Пейзаж в Ахтырке | Холст, масло. 22,3х32,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882 | Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым) | Холст, масло. 34,7х49,3 | Государственная Третьяковская галерея | Очень близок к «Пейзаж в Ахтырке». Дата по Моргуновым, в каталоге ГТГ датирован годом ранее — 1881 | |
1883 | Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров | Холст, масло. 87,5х67,5 | Государственная Третьяковская галерея | Этюд для Ильи Муромца | |
Голова крестьянина | Этюд для Добрыни Никитича[6] | ||||
Дом-музей В. М. Васнецова | |||||
Дом-музей В. М. Васнецова |
Примечания
- ↑ Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Элеонора Пастон. «Обязательство перед родным народом» . Журнал "Третьяковская галерея". Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Почему «Богатырей» увидели только через 27 лет после создания и другие любопытные факты об известнейшей картине Васнецова . Культорология.РФ. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Богатыри . Третьяковская галерея. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Виктор Михайлович Васнецов . Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Н.С. Моргунов, Н.Д. Моргунова-Рудницкая. «Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество» . Товарищество передвижных художественных выставок. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Дозор вне времени: 14 секретов «Богатырей» Виктора Васнецова . Журнал "Вокруг света". Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Описание картины Васнецова "Три богатыря" . Nauka.Club. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Наталья Швец. Богатыри Виктора Васнецова . Проза.ру. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Н.A.Иoнина. "Сто великих картин" . "Вече" издательство. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Богатыри . Arthive. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 12,0 12,1 История создания шедевра В. Васнецова . Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 1882.04.25 - П. П. Чистякову. . Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Картина Богатыри В. М. Васнецова: описание и анализ . Журнал "Историк". Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ СПИСОК КАРТИН В.М. ВАСНЕЦОВА . Дата обращения: 27 июля 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |