Богатыри (картина Васнецова)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Viktor Vasnetsov - Богатыри - Google Art Project.jpg
Виктор Михайлович Васнецов
Богатыри. 18811898
Холст, масло. 295,3 × 446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
инв. 1019

«Богатыри́»[1] — картина Виктора Михайловича Васнецова, над которой он работал почти 30 лет, с момента первых набросков в 1871 году[2]. В апреле 1898 года полотно было закончено и выкуплено Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи[3]. Инвентарный номер — 1019[4].

В центре сюжета картины главные герои русских былин — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

История создания

Появление идеи картины

Виктор Михайлович Васнецов описывал появление идеи картины так:

Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться[5].

Первый эскиз картины маслом был подарен Василию Поленову после окончания работы над «Богатырями» и хранится в доме-музее Поленова. На нём одной краской проставлено 2 даты «75» и «10 марта 1898». Первая дата — время создания наброска в Париже в мастерской Поленова, который Виктор Васнецов хотел ему и подарить. Однако Василий Дмитриевич отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Вторая — день, когда, незадолго до окончания картины, художник преподнёс Поленову эскиз. Причём 1875 год проставлен ошибочно, поскольку Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].

Период написания

В. М. Васнецов. Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

Картина «Богатыри» стала для Виктора Васнецова трудом всей жизни. С первых карандашных набросков в 1871 году и до последнего мазка в 1898 году прошло 27 лет.

В 1876 году Васнецов написал живописный эскиз «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет завершена картина, и получил эскиз через 22 года, в мае 1898 года.

Холст размером 3 × 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьёй с квартиры на квартиру; летом — за город[7]. Он постоянно возвращался к богатырям, дописывая детали.

«Они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом.»[2].

Когда в 1881 году Васнецов продолжил вновь писать картину, то возникла проблема, где разместить полотно величиной три на четыре с половиной метра, на помощь тут же пришёл Савва Мамонтов. Он перестроил сарай возле «Яшкиного дома» — дачи в полукилометре от абрамцевской усадьбы, где летом Васнецов жил со своей семьёй, — в просторную с верхним светом мастерскую[2].

В 1898 году «Богатыри» были завершены, и картина была продана Павлу Михайловичу Третьякову для своей галереи, где она находится и по сей день[8].

Картина «Богатыри» лишь однажды была выдана на выставку вне Третьяковский галереи в 1899 году, проводимую в помещении Академии художеств в Петербурге[2].

Натурщики

Одним из прообразов для Ильи Муромца стал владимирский крестьянин Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), в 1883 году запечатлённый на этюде Васнецова[9]. Однако, для Ильи Муромца художник продолжил искать типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — красивого и степенного, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»[10].

Лицо Добрыни Никитича считается собирательным образом семьи Васнецовых — отца, дяди и отчасти автора. Хотя существует версия, что Добрыня написан с Василия Дмитриевича Поленова[11].

Прототипом для Алёши Поповича стал 13-летний сын мецената Саввы Мамонтова — Андрей[12]. «Помню, — писал В. С. Мамонтов, сын Саввы Ивановича, — как мы завидовали моему брату Андрею, на которого походил лицом Алёша Попович в этой картине»[2]. Через восемь лет юноша простудился в Киеве и по приезду домой умер. Виктор Михайлович продолжил писать образ богатыря с лица Андрея по памяти[12].

Образы богатырей

Сам Виктор Васнецов (в письме к Павлу Петровичу Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[13].

Илья Муромец

В соответствии с былинными образами Васнецовым были разработаны основные персонажи картины. В центре Илья Муромец — самая крупная фигура на полотне. Внешне спокойный и динамичный внутри Илья уверен в своей силе. Илья Муромец изображён с открытым и честным лицом, выражающим благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб, из-под него видны седые кудри, показывающие солидный возраст воина. Могучая рука Муромца легко держит неподъёмную палицу, тяжесть которой удалось выразить художнику. Конь на картине под стать всаднику. Они единое целое — монолитный образ силы, которую ничто не остановит в битве[8].

Добрыня Никитич

Рядом с Ильёй Муромцем, слева, на белом коне Добрыня Никитич. В былинах говориться о молодом Добрыне, но Васнецов пишет его как зрелого опытного воина. Этот герой показан с отмеченными былинами пытливостью ума, вдумчивостью, культурностью и предусмотрительностью. Добрыня сидит, держа щит наготове, с вынутым из ножен мечом, с полной готовностью к бою. В богатых доспехах и одеянии Добрыня представлен величавым и внутренне собранным с красивым и благородным лицом[8].

Для образа Добрыни Васнецов не пожалел ярких красок. Богатырь выписан оттенками красного, белого, сочного зелёного, золотистого — столь популярными у крестьян. Именно эти цвета характерны для русских народных изделий новгородской школы. На Добрыне — зелёные сафьяновые сапоги, червлёный щит, красная с золотом шлея на белоснежном коне. Контраст и суровость облику придают кольчуга стального цвета и такой же шлем[14].

Алёша Попович

Алёша Попович — самый молодой богатырь. Его смуглое выразительное и умное лицо, черные брови, мягкие очертания губ и подбородка передают русский образ юного крестьянина. Это находчивый и ловкий гусляр-богатырь, готовый и биться и веселиться. Даже на службе он не расстается с гуслями — на картине они видны прикреплёнными позади богатыря. Алёша представляет собой воплощение храбрости и отваги. А красоту юного воина художник подчеркивает, детально расписывая коня и одежду богатыря.

Васнецов использовал реальную одежду и упряжи того времени. Он много внимания уделил этому вопросу, изучая историческую литературу и посещая музеи[8].

Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определённым временем[7].

Пейзаж

Пейзаж на картине Виктор Васнецов также тщательно проработал. Это традиционный эпический пейзаж с выразительным соотношением планов и линий, неба и земли, различных видов растительности. На холсте изображен луг с перелесками. Невысокие сосны и елочки показывают, что богатыри стоят на страже родной русской земли. Небольшой размер деревьев призван подчеркнуть силу и величие персонажей картины. Громадными просторами и сочностью русской природы веет от пейзажа картины. «Богатыри» являются символичной картиной. Вся её композиция и каждая деталь рассказывают об истории и вызывают гордость за величественных и мощных защитников родины[8].

Этюды

При написании картины Виктор Васнецов создал несколько этюдов[15].

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1876
Three bogatyrs by Vasnetsov - sketch (1876, Polenovo).jpg
Богатыри Холст, масло. 27х41 Дом-музей В. Д. Поленова Первый эскиз маслом картины
1879
Abramtsevo by Vasnetsov (1879, Polenovo).jpg
Абрамцево Холст, масло. 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова Этюд для первого плана картины «Богатыри»
1880
Melkolesye by Vasnetsov (Abramtsevo).jpg
Мелколесье. Ахтырка Холст на картоне, масло. 14х48 Музей-заповедник Абрамцево
1880
Vyitaz v kogchuge by Vasnetsov (1884, Abramtsevo).jpg
Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге) Холст, масло. 15,8х22,55 Музей-заповедник Абрамцево Этюд к картине «Богатыри». В музее датируют 1884 годом.
1882
Landscape in Akhtyrka by V.Vasnetsov.jpg
Пейзаж в Ахтырке Холст, масло. 22,3х32,5 Музей-заповедник Абрамцево
1882
Abramtsevo by Vasnetsov (1881, GTG).jpg
Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым) Холст, масло. 34,7х49,3 Государственная Третьяковская галерея Очень близок к «Пейзаж в Ахтырке». Дата по Моргуновым, в каталоге ГТГ датирован годом ранее — 1881
1883
Иван Петров, крестьянин.jpg
Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров Холст, масло. 87,5х67,5 Государственная Третьяковская галерея Этюд для Ильи Муромца
Sketch for Dobrynya by V.Vasnetsov (1898, GTG).jpg
Голова крестьянина Этюд для Добрыни Никитича[6]
Loshad by V.Vasnetsov (dom-muzei).jpg
Дом-музей В. М. Васнецова
Loshad 2 by V.Vasnetsov ( dom-muzei).jpg
Дом-музей В. М. Васнецова

Примечания

  1. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Элеонора Пастон. «Обязательство перед родным народом». Журнал "Третьяковская галерея". Дата обращения: 23 июля 2023.
  3. Почему «Богатырей» увидели только через 27 лет после создания и другие любопытные факты об известнейшей картине Васнецова. Культорология.РФ. Дата обращения: 23 июля 2023.
  4. Богатыри. Третьяковская галерея. Дата обращения: 23 июля 2023.
  5. Виктор Михайлович Васнецов. Дата обращения: 23 июля 2023.
  6. 6,0 6,1 Н.С. Моргунов, Н.Д. Моргунова-Рудницкая. «Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество». Товарищество передвижных художественных выставок. Дата обращения: 23 июля 2023.
  7. 7,0 7,1 Дозор вне времени: 14 секретов «Богатырей» Виктора Васнецова. Журнал "Вокруг света". Дата обращения: 23 июля 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Описание картины Васнецова "Три богатыря". Nauka.Club. Дата обращения: 23 июля 2023.
  9. Наталья Швец. Богатыри Виктора Васнецова. Проза.ру. Дата обращения: 23 июля 2023.
  10. Н.A.Иoнина. "Сто великих картин". "Вече" издательство. Дата обращения: 23 июля 2023.
  11. Богатыри. Arthive. Дата обращения: 23 июля 2023.
  12. 12,0 12,1 История создания шедевра В. Васнецова. Дата обращения: 23 июля 2023.
  13. 1882.04.25 - П. П. Чистякову.. Дата обращения: 23 июля 2023.
  14. Картина Богатыри В. М. Васнецова: описание и анализ. Журнал "Историк". Дата обращения: 23 июля 2023.
  15. СПИСОК КАРТИН В.М. ВАСНЕЦОВА. Дата обращения: 27 июля 2023.

Ссылки