Илья Муромец

Эта статья входит в число готовых статей
Илья Муромец
Ilya Muromets (Matorin).jpg
Описание Былинный герой, богатырь
Мифология Славянская
Местность Русь
Пол Мужской
Занятие Ратное дело
Характерные черты Храбрость, стойкость, мудрость, великодушие
Оружие Щит, меч, копьё
Происхождение Крестьянское

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — выходец из Северо-Восточной Руси, богатырь, приехал на службу к киевскому князю Владимиру, чтобы возглавить оборону Древней Руси. Илья Муромец — крестьянский сын, народный идеал героя-воина, заступника людей, обладает могучей телесной и духовной силой, владеет самым главным оружием — верой Христовой, молитвой. Ценит мирные братские отношения, христианскую любовь даже к врагам. Богатырь Илья Муромец — один из главных героев древнерусского и русского эпоса[1].

Илья Муромец — былинный герой

Илья Муромец. Памятник в городе Екатеринбурге

Илья Муромец возглавил дружину в тревожное время. Реально существовавшим былинным русским богатырям нужен был именно такой предводитель. Он пользовался авторитетом, обладал объединяющей и примиряющей силой духа[2].

Илья Муромец — герой «Киевского цикла» былин:

В былинах Илья Муромец представлен как крестьянский сын, наполненный народными знаниями и глубокой мудростью. Говорит князьям правду в глаза. Илья всегда готов прийти на помощь сиротам, вдовам, бедным людям, готов послужить Родине[1]:

Не ради князя Владимира

И княгини Апракси королевичны,

А ради матушки-свято-Русь земли.Былина о Камене-царе

Святой Илия Муромец: житие

Святой Илия Муромец

Преподобный Илия, по народному именованию Чоботок (Чеботок), родился в селе Карачарово под Муромом. Отец — крестьянин Иван Тимофеевич. Илья Муромец — единственный из всех богатырей крестьянского происхождения. Добрыня Никитич — родственник князя Владимира[3]. Другие же богатыри — витязи знатного рода.

С самого рождения Илья Муромец страдал недугом до 33 лет: не мог ходить и сидел, не двигаясь. В эти годы воспитались в нём терпение и смирение. Его молитвы об исцелении, чтобы послужить Родине, были услышаны. Сила даётся ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом и просят принести воды напиться. Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, Илья Муромец получает помощь свыше и встаёт[4]:

Великий богатырь оказался достоин своей избранности и принёс плод стократный.(Мк. 4, 20)

Илья Муромец получил силу уже в зрелом возрасте благодаря чуду, пронёс её через всю жизнь как дар, принадлежавший всему русскому народу. Собираясь на подвиги, Илья Муромец кланяется до земли родителям, просит у них благословения. В этом видно его христианское воспитание[5].

Служил богатырь в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Илья Муромец посвятил многие годы благородному служению народу, его защите и не имел поражений. В одном из боёв с половцами он получил тяжёлое ранение в грудь. Затем преподобный Илия принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. Илия Муромец заменил меч железный мечом духовным. Отсутствие в Киево-Печерском патрике жития преподобного Илии косвенно говорит о том, что в иноческих подвигах святой воин провёл не так много времени. Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно в возрасте 45 лет[3][4].

Почитание

Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к концу XVI века. Его мощи находились в гробнице при Софийском соборе. Для богатыря был сооружён специальный придел. В 1594 году гробница была разрушена, а мощи перенесены в Антониевы пещеры Киево-Печерского монастыря. До наших дней сохранилась дубовая колода, которая являлась гробом святого русского богатыря[5].

В 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры Илия Муромец был причислен к лику святых. В XVIII веке один из паломников по имени Леонтий оставил свидетельство[2]:

Видехом храброго воина Илию Муромца нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением.

В храме святых Гурия, Самона и Авива на родине Илии Муромца 1 января 1993 года установили икону святого Илии с частицей его мощей. В 1994 году во имя святого на городском кладбище была заложена часовня[2].

Святой преподобный Илия Муромец — покровитель военнослужащих. В Подмосковье на территории Главного штаба ракетных войск в 1998 году в Подмосковье был построен и освящён храм, где в алтаре установлена икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры[2].

Согласно прошению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, в июле 2005 года в Христорождественский Кафедральный собор города Рязани были принесены частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Среди них — и преподобного Илии Муромца[5].

Как изображают на иконах

Преподобный Илия Муромец

Святой Илия Муромец известен как воин, послушник, защитник веры Христовой. Преподобный изображается на иконах седовласым воином, несмотря на то, что почил в возрасте примерно 45 лет. Святой лик символизирует мудрость, великодушие и спокойствие. Капюшон в виде шлема покрывает голову святого. Это подчёркивает боевой дух преподобного. Другая разновидность икон святого Илии Муромца показывает его в монашеской одежде. Правая рука как будто благословляет. В левой руке преподобный держит свиток или посох в виде меча[3].

День памяти преподобного Илии Муромца

1 января Русская православная церковь чтит память Илии Муромца. Также память преподобного совершается:

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Вальчак Д., Никольский Е.В. Былинный богатырь в эпоху постмодерна. // Studia Humanitatis : Международный электронный научный журнал. — 2020. — № 2. — ISSN 2308-8079.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Сергей Стефанов. Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым. РИА Новости. РИА Новости (22 января 2028). Дата обращения: 11 октября 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Татьяна Расновская. Илья Муромец — святой богатырь. Православная онлайн-энциклопедия. Дата обращения: 11 октября 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ольга Глаголева. Преподобный Илия Муромец, Печерский. Православие. ру (1 января 2007). Дата обращения: 11 октября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Иоаким (Заякин), Мелетия (Панкова), Серафим (Питерский), Синельникова Т.П. Святые земли Рязанской. — Рязань: Дело, 2010. — С. 129—132. — 189 с. — ISBN 978-5-900384-19-1.