Илья Муромец

Материал из «Знание.Вики»
Илья Муромец
Ilya Muromets (Matorin).jpg
Илья Муромец - былинный герой
Мифология Славянская
Местность Русь
Пол Мужской
Занятие Ратное дело
Характерные черты Храбрость, стойкость, мудрость, великодушие
Оружие Щит, меч, копьё
Происхождение Крестьянское

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — выходец из Северо-Восточной Руси, богатырь, приехал на службу к киевскому князю Владимиру, чтобы возглавить оборону Древней Руси. Илья Муромец — крестьянский сын, народный идеал героя-воина, заступника людей, обладает могучей телесной и духовной силой, владеет самым главным оружием — верой Христовой, молитвой. Ценит мирные братские отношения, христианскую любовь даже к врагам. Богатырь Илья Муромец — один из главных героев древнерусского и русского эпоса[1].

Илья Муромец — былинный герой

Илья Муромец. Памятник в городе Екатеринбурге

Илья Муромец возглавил дружину в тревожное время. Реально существовавшим былинным русским богатырям нужен был именно такой предводитель. Он пользовался авторитетом, обладал объединяющей и примиряющей силой духа[2].

Илья Муромец — герой «Киевского цикла» былин:

В былинах Илья Муромец представлен как крестьянский сын, наполненный народными знаниями и глубокой мудростью. Говорит князьям правду в глаза. Илья всегда готов прийти на помощь сиротам, вдовам, бедным людям, готов послужить Родине[1]:

Не ради князя Владимира

И княгини Апракси королевичны,

А ради матушки-свято-Русь земли.Былина о Камене-царе

Святой Илия Муромец: житие

Святой Илия Муромец

Преподобный Илия, по народному именованию Чоботок (Чеботок), родился в селе Карачарово под Муромом. Отец — крестьянин Иван Тимофеевич. Илья Муромец — единственный из всех богатырей крестьянского происхождения. Добрыня Никитич — родственник князя Владимира[3]. Другие же богатыри — витязи знатного рода.

С самого рождения Илья Муромец страдал недугом до 33 лет: не мог ходить и сидел, не двигаясь. В эти годы воспитались в нём терпение и смирение. Его молитвы об исцелении, чтобы послужить Родине, были услышаны. Сила даётся ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом и просят принести воды напиться. Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, Илья Муромец получает помощь свыше и встаёт[4]:

Великий богатырь оказался достоин своей избранности и принёс плод стократный.(Мк. 4, 20)

Илья Муромец получил силу уже в зрелом возрасте благодаря чуду, пронёс её через всю жизнь как дар, принадлежавший всему русскому народу. Собираясь на подвиги, Илья Муромец кланяется до земли родителям, просит у них благословения. В этом видно его христианское воспитание[5].

Служил богатырь в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Илья Муромец посвятил многие годы благородному служению народу, его защите и не имел поражений. В одном из боёв с половцами он получил тяжёлое ранение в грудь. Затем преподобный Илия принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. Илия Муромец заменил меч железный мечом духовным. Отсутствие в Киево-Печерском патрике жития преподобного Илии косвенно говорит о том, что в иноческих подвигах святой воин провёл не так много времени. Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно в возрасте 45 лет[3][4].

Почитание

Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к концу XVI века. Его мощи находились в гробнице при Софийском соборе. Для богатыря был сооружён специальный придел. В 1594 году гробница была разрушена, а мощи перенесены в Антониевы пещеры Киево-Печерского монастыря. До наших дней сохранилась дубовая колода, которая являлась гробом святого русского богатыря[5].

В 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры Илия Муромец был причислен к лику святых. В XVIII веке один из паломников по имени Леонтий оставил свидетельство[2]:

Видехом храброго воина Илию Муромца нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением.

В храме святых Гурия, Самона и Авива на родине Илии Муромца 1 января 1993 года установили икону святого Илии с частицей его мощей. В 1994 году во имя святого на городском кладбище была заложена часовня[2].

Святой преподобный Илия Муромец — покровитель военнослужащих. В Подмосковье на территории Главного штаба ракетных войск в 1998 году в Подмосковье был построен и освящён храм, где в алтаре установлена икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры[2].

Согласно прошению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, в июле 2005 года в Христорождественский Кафедральный собор города Рязани были принесены частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Среди них — и преподобного Илии Муромца[5].

Как изображают на иконах

Преподобный Илия Муромец

Святой Илия Муромец известен как воин, послушник, защитник веры Христовой. Преподобный изображается на иконах седовласым воином, несмотря на то, что почил в возрасте примерно 45 лет. Святой лик символизирует мудрость, великодушие и спокойствие. Капюшон в виде шлема покрывает голову святого. Это подчёркивает боевой дух преподобного. Другая разновидность икон святого Илии Муромца показывает его в монашеской одежде. Правая рука как будто благословляет. В левой руке преподобный держит свиток или посох в виде меча[3].

День памяти преподобного Илии Муромца

1 января Русская православная церковь чтит память Илии Муромца. Также память преподобного совершается:

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Вальчак Д., Никольский Е.В. Былинный богатырь в эпоху постмодерна. // Studia Humanitatis : Международный электронный научный журнал. — 2020. — № 2. — ISSN 2308-8079.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Сергей Стефанов. Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым. РИА Новости. РИА Новости (22 января 2028). Дата обращения: 11 октября 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Татьяна Расновская. Илья Муромец — святой богатырь. Православная онлайн-энциклопедия. Дата обращения: 11 октября 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ольга Глаголева. Преподобный Илия Муромец, Печерский. Православие. ру (1 января 2007). Дата обращения: 11 октября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Иоаким (Заякин), Мелетия (Панкова), Серафим (Питерский), Синельникова Т.П. Святые земли Рязанской. — Рязань: Дело, 2010. — С. 129—132. — 189 с. — ISBN 978-5-900384-19-1.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!