Софийский собор

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кафедральный собор
Софии Премудрости Божией
Софийский собор
Собор Софии Премудрости Божией в Великом НовгородеСобор Софии Премудрости Божией в Великом Новгороде
Страна Флаг России Россия
Город Великий Новгород
Адрес Новгородский кремль, 15
Конфессия православие
Юрисдикция Русская православная церковь
Епархия Новгородская
Благочиние Новгородское
Тип помещения Крестово-купольный храм
Придел(ы)

Рождества Пресвятой Богородицы

Иоанна Богослова
Престольный праздник

15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы

Реликвии Икона Божией Матери «Знамение»; мощи святых: Анны Новгородской, князей Владимира, Мстислава Храброго и Феодора, святителей Никиты и Иоанна
Настоятель Митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий)
Имена клириков
прот. Александр Ранне
прот. Виктор Петернев
прот. Алексий Судоса
прот. Святослав Цхай
свящ. Николай Полозов
свящ. Михаил Ершов
свящ. Феодор Середа
протодиак. Алексий Жук
протодиак. Георгий Чудинов
диак. Андрей Кауров
диак. Иоанн Стрелков
диак. Антоний Лаптев
диак. Рустик Князев
диак. Никита Смирнов
диак. Владимир Середа
диак. Михаил Середа
Первое упоминание 989 год
Строительство 10451050 годы
Состояние Действующий храм, музей
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 561410024230256

Сайт sofia-novgorod.cerkov.ru
Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Historic Monuments of Novgorod and Surroundings: Historic Centre of Novgorod (west) and the Novgorod Kremlin
(Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей: Исторический центр Великого Новгорода (западная часть) и Новгородский Кремль)
Ссылка № 604-001 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, iv, vi
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
58°31′20″ с. ш. 31°16′36″ в. д. / 58.52222° с. ш. 31.27667° в. д. / 58.52222; 31.27667 (G) (O) (Я)

Софи́йский собо́р или Собо́р Софи́и, Прему́дрости Бо́жиейправославный храм Великого Новгорода, построенный в середине XI века. Софийский собор — выдающийся памятник каменного зодчества Древней Руси, наиболее ранний из сохранившихся православных храмов в России[1].

С первой половины XII века Софийский собор был главным храмом и символом Новгородской вечевой республики. На протяжении многих веков являлся духовным центром Новгородской республики, её архитектурным символом. Собор объединял народ, вблизи него собиралось вече. Значение Софийского собора прослеживается в новгородском летописании: «Къде святая Софиа, ту Новгород» (1215), «...хотеша умрети за святую Софию...» (1224), «...умрём честно за святую Софию...» (1259)[2]. Этот собор, в составе комплекса исторических памятников Великого Новгорода и его окрестностей, признан Объектом всемирного наследия по версии ЮНЕСКО, имеет статус Объекта культурного наследия народов РФ федерального значения. Является действующим кафедральным собором Новгородской митрополии, а также музеем[1].

История Собора Софии Новгородской

Проблема датировки строительства

Святой благоверный Владимир Ярославич Новгородский

О строительстве Софийского собора сообщают многие летописи, однако дата начала его возведения остаётся дискуссионной. Радзивилловская летопись лаконично сообщает, что «В лето 6553. Заложи Володимир святую Софию в Новегороде»[3]. Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого, строил каменный собор, который заменил сгоревший двенадцати либо тринадцатиглавый деревянный храм. По сведениям Тверской летописи:

В лето 6557. Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре церкви святая София в Новегороде; бяше же честно устроена и украшена, 13 верхов имуща, а стояла конец Пискупле улице (Епископской улице) над Волховом, идеже ныне постави Стокмо церковь камену святаго Бориса и Глеба[4].

Имя Стокмо, поставившего Борисоглебскую церковь, согласно Комиссионному списку Новгородской первой летописи, более правильно произносить как Сотко — это ставший героем былин Садко. В былинах упомянуто, что Садко (Сотко Сытиныч) построил храм Николы Можайского[5], что, вероятно, поздняя вставка, так как этот образ упоминается лишь в XIVXV веках.

Дубовая, первоначальная Софийская церковь стояла с 989 года севернее места более позднего каменного Софийского собора[6]. Поэтому хронологические различия источников могут объясняться тем, что церковь сгорела позднее начала строительства собора, но не позднее завершения строительства, поскольку когда освящался новый храм, старое здание всегда разбиралось. Известно, что четвёртое марта приходилось на субботу в 1049 году. В Тверской летописи дата приведена по «эре — 5508 года», в Радзивиловской летописи — по «эре — 5504 года».

В Летописи Авраамки уточняется, кто был строителем дубовой церкви — её поставил Иоаким, первый епископ Новгородский. Летописец сообщает о 12 главах храма, так же, как и в следующем ниже рассказе о пожаре в Софийской церкви в статье 6550 года исчислено 12 глав.

В лето 6506. В Новегороде владыка Аким уряди себе монастырь Десятинный, а святую Софею заложи дубову конец Пискупли улици, над Волховом, и сверши ю о двунатцати версех[7].

Отмечено 12 глав, венчавших храм. В последующем рассказе о пожаре в Софийской церкви, датируемом 6550 годом, также упоминается 12 глав. А под 6675 (1167) годом эта летопись сообщает о строительстве Борисоглебской церкви Сотко Сытиничем. Записи из Летописи Авраамки, составленные в 1495 году в Смоленске на основании более ранних источников, могут быть не точными в силу ошибок переписчиков. Число из Тверской летописи — 13 глав, которые символизируют Христа и 12 апостолов, соответствует православной традиции. Но храмы описаны достаточно детально, точно указано их местоположение, поэтому деревянная церковь Святой Софии, очевидно, действительно существовала[1].

Каменный Софийский собор, по Новгородской третьей летописи, был заложен в день святых равноапостольных Константина и Елены — 21 мая, на воскресенье этот день выпадал в 1049 году. Логично, что если в марте 1049 года пожар уничтожил деревянный храм, то в мае того же года заложили каменный Софийский собор. Рогожский летописец относит пожар в дубовом Софийском храме к 6561 году, что может быть связано с применением ошибочной правки дат. Татищев приводит рядом с сообщением о пожаре в старом Софийском храме с 13 главами, который он датирует 6556 (1048) годом, запись о кончине супруги Ярослава Мудрого и строительстве нового собора под 1050 годом. Собор строили «внутри града», что подтверждает местоположение сгоревшего деревянного храма вне Детинца:

6558 (1050). Преставися Ингреда, княгиня Ярославля, февраля 10 дня. Князь великий Ярослав повелел в Новегороде построить церковь святыя Софии внутрь града лучше прежней, которая совершена и сентября 14 дня освящена епископом Лукою[8]

Также и Тверская летопись указывает на начало строительства под 6558 годом. Оно начато на Воздвиженье честного креста — 14 сентября[9].

Строительство Софийского собора в Новгороде

Инициаторами строительства собора летописи называют Ярослава Мудрого, его сына Владимира и новгородского епископа. Высокий уровень покровительства обусловил масштаб постройки и привлечение византийских мастеров. Новгород для Ярослава был исключительно важен. Ярослав видел в Новгороде свою столицу с почти автокефальной церковью. В случае осложнений в Киеве Новгородское княжество могло стать самостоятельным государством. Новгородская летопись (список Дубровского) сообщает об украшении собора и о знамении с господней рукой[10]:

Софийский собор в Великом Новгороде

Да устроив церковь, приведоша писарево иконных писцев из Царяграда и начаша потписывати святую Софию. Во главе написаша образ Господа и Спаса нашего Иисуса Христа с благословящею рукою. Во утрие виде архиепискуп Лука образ господень написан не благословящею рукою, но сжатою. И иконописцы писаша по 3 утра. На четвертое же утро глас бысть от образа Господня иконным писцем, глаголющ: «Писари, писарии, о писарии! Не пишите ми благословящия руки, но пишите ми зжатую руку: аз в сеи руце моеи держу Великии Новоград, а когда сия рука моя распростреся, тогда будет граду скончание»[11].

Длительность строительства составила семь лет, либо три года, если придерживаться датировки начала строительства с 1049 года. В марте 1049 года в Киеве завершилось строительство каменной церкви Благовещения на Золотых воротах, и Ярослав направил иконописцев в Новгород. Однако иконописцы востребованы, когда здание уже построено, поэтому продолжительность строительства в семь лет для такого большого здания выглядит более обоснованной. Собор был освящён либо в 1050, либо в 1052 году епископом Лукой Жидятой[12].

Здание с пятью нефами и тремя галереями, в которых располагались дополнительные престолы, неоднократно перестраивали со стороны северной галереи. Сначала стены собора не белили, за исключением апсид и барабанов, которые были покрыты цемянкой. Со внутренней стороны стены тоже не отделывали, а своды расписали фресками. Стиль отделки имел преемственность от архитектуры Константинополя. Мраморные стены там сочетали с мозаичными сводами. В Новгороде вместо мрамора применяли местный известняк, а вместо мозаичных икон использовали фрески. Полностью стены были покрыты цемянкой к 1151 году. Бронзовые врата горельефами и скульптурами на западном портале, называемые Сигтунскими или Магдебургскими, могли появиться после 1187 года. Новгородский Софийский собор был больше, чем Спасский собор Чернигова, строившийся как резиденция митрополита, и мог сравниться только с киевским Софийским собором[12].

Века испытаний

Деисус. Фреска Мартирьевской паперти (XII век) в 1948 году, до реставрации

В 1478 году, после продолжительного сопротивления боярской элиты, Новгород вошёл в состав московского государства. В Смутное время Новгород осадили шведские войска. 16 июля 1611 года шведы под командованием Якоба Делагарди захватили Новгород. В Новом Летописце содержится сообщение: «В то же время бысть у немец в полону Иванов человек Лутохина Ивашко Шваль, и обещася им что ввести их в город; во граде же в то время по стенам стража бысть плоха. Той же Ивашко приведе их нощию в город в Чюдинцовские врата, и в город внидоша, никто их не видал». Во время штурма Новгорода войсками Якоба Делагарди, протопоп собора Амос Иванович погиб в бою с шведскими солдатами. Подвиг Амоса описан в Новгородских летописях и в Новом летописце. Так же он отмечен Н.М. Карамзиным в «Истории Государства Российского», там Амос назван «последним славным новгородцем в истории». На протяжении веков в новгородских церквах Амоса Ивановича поминали наряду с другими защитниками Новгорода в 1611 году: казачьим головой Тимофеем Шаровым, стрелецким головой Василием Гаютиным[13].

Южный фасад в 1886 и после реставрации в 1900 г.

В XVIII веке для усиления стен к южному и северному фасаду добавили по три контрфорса. Во время реставрационных работ 1893—1900 годов контрфорсы с южной стороны были демонтированы и восстановлено сводчатое покрытие храма. Руководил реставрацией архитектор В. В. Суслов[14]. По мнению советских учёных, при реставрации собора Сусловым была искажена древняя архитектура здания. Он покрыл стены слоем прочной штукатурки, под которой скрылись древние архитектурные формы. Штукатурка конца XIX века сливает разновременные части здания, затрудняя исследование древних архитектурных форм собора[2].

После Октябрьской революции в 1922 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть имущества собора была конфискована. В 1929 году храм закрыли, в его стенах разместили атеистический музей. В нём демонстрировались сокровища из ризницы собора, показывающие обогащение церкви. В годы Великой Отечественной войны, при немецкой оккупации Новгорода собор был разграблен, стены пробиты. После войны советские реставраторы полностью восстановили собор и сделали частью Новгородского музея-заповедника. В 1991 году здание передали РПЦ, и 16 августа 1991 года оно было вновь освящено патриархом Алексием II. В 2005—2007 годах была проведена реставрация куполов храма[1].

Архитектура Софийского собора

План Софийского собора по состоянию на конец XIX века

Собор Софии, Премудрости Божией выполнен в византийском стиле, он имеет пирамидальную структуру. Собор является пятинефным крестово-купольным храмом, что характерно для русской архитектуры XI века. К этому типу, кроме новгородской Софии, принадлежат Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также церковь святой Ирины в Киеве. Новгородская София схожа с киевской, но вертикально вытянутые арки и вертикальные секции между столпами придают ему иной вид. Некоторые другие архитектурные элементы наоборот выполнены проще: тройные аркады заменены на двойные, а позднее на широкие арки. Храм трёхапсидный: центральная апсида пятигранная, а две боковые округлые. Центральное здание обрамлено с трёх сторон двухэтажными галереями. Датировка этих галерей и их первоначальный вид дискуссионны, возможно, что они появились уже при строительства храма. Григорий Штендер при исследовании собора установил, что изначально галереи собора строились открытыми, как в Константинополе. Однако, начав строительные работы, архитекторы изменили проект, закрыв галереи по причине холодного и влажного новгородского климата[15].

Собор увенчан пятью шлемовидными куполами, а шестой служит навершием лестничной башни в западной галерее, к югу от входа. Основная часть собора, без учёта галерей, имеет длину 27 метров и ширину 24,8 метра, а с учётом галерей длина составляет 34,5 метра при ширине 39,3 метра. Высота от уровня первоначального пола, который на 2 метра ниже современного, до вершины креста центрального купола составляет 38 метров. Стены собора имеют толщину 1,2 метра. Они сложены из известняка разных оттенков, при этом камни обработаны только с лицевой стороны. Для скрепления камней использовалась цемянка — известковый раствор с добавлением толчёного кирпича. Арки, своды и арочные перемычки выполнены из плинфы. В главной апсиде, а также в парусах среднего барабана стены заполнены голосниками — керамическими кувшинами округлой формы. Через отверстия в голосниках звуковые волны попадают в интерьер, это устраняет эхо, несмотря на большие размеры помещения. Кроме того, применение пустотелых голосников в стенах снижает нагрузку на подпружные арки[15].

Внутреннее убранство Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска в барабане Софийского собора в Новгороде

Роспись интерьера собора началась сразу по окончании строительства, в середине XI века. Сохранилась фреска того периода «Константин и Елена», написанная византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке уже русскими иконописцами (1108 — 1109, 1144 годы). Живописцы оставили потомкам несколько автографов. Известно, что одного из тех, кто расписывал собор в XII веке звали Стефан. Он, вероятно, был монахом и возглавлял работы: на граффити Стефан изображён с нательным крестом и в монашеском клобуке. Также на стенах собора упомянуты имена живописцев Радко и Микулы[1].

Часть барабана главного купола с фресками, утраченными во время Великой Отечественной войны
Мартириева паперть, Мартирьева паперть
Мартирьевская паперть Софийского собора

Стены внутри Софийского собора украшены фресками и иконами на библейские сюжеты, изображениями святых. Фрески выполненные в сочных, насыщенных тонах, что придаёт интерьеру собора торжественность и величие. Мастера, создавшие эти фрески, использовали сложную технику и дорогие материалы, чтобы достичь яркости и долговечности красок. В 1109 году на средства епископа Новгородского Никиты, скончавшегося в 1108 году, были созданы многие фрески: в куполе находился образ Господа Вседержителя (Пантократора) с четырьмя архангелами и четырьмя серафимами, уничтоженный в 1941 году прямым попадание фашистского снаряда, а в барабане – восемь пророков; ростовые фигуры четырёх святых в арках между центральной и боковыми апсидами. В 1140-х годах созданы росписи Мартирьевской паперти «Деисус» и другие. К XII веку относят также мозаичные плиты в алтаре, которыми оформлено горнее место с сопрестолием[16].

В соборе можно увидеть мозаику, украшающую свод и купола. Мозаичные изображения выполнены из небольших кусочков стекла и камня, которые создают визуальные эффекты и дополняют общую атмосферу величия. Основная часть сохранившейся росписи собора датируется концом XIX века.

Реликвии

Иконы

В Софийском соборе имеются три иконостаса, в том числе главный иконостас с иконами XV—XVI веков, праздничный — ряд икон XIV века выставлен в музее, а также Рождественский иконостас XVI века, икона «Спас на престоле» XIV века. Иконостасы примечательны высоким художественным уровнем, тщательной резьбой. В годы Великой Отечественной войны иконы главного иконостаса были похищены оккупантами, а после войны их возвратили и передали в Новгородский музей. Среди икон особенно выделяются:

Мощи

В соборе Софии, Премудрости Божией постоянно покоятся останки святых благоверных князей: Анны Новгородской (Ингегерды, жены Ярослава Мудрого), князя Владимира Ярославича, князя Мстислава Ростиславича Храброго и князя Фёдора Ярославича (старшего брата Александра Невского). Также в Софийском Соборе находятся останки епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия, а также архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония. Советский археолог и историк Валентин Янин придерживался мнения, что церковные атрибуции этих останков не подтверждены исследованиями и историческими фактами[19]. В соборе также находятся надгробия новгородских архиереев XVIII—XIX веков.

Сигтунские врата

Магдебургские врата, Корсунские врата, Плоцкие врата
Врата Собора Софии Премудрости Божией в Новгороде (Сигтунские врата)

Сигтунские врата (также известные как Магдебургские, Плоцкие или Корсунские врата) — массивные, украшенные горельефами бронзовые двери, находящиеся на западной стене Софийского собора. Внутри створок находится деревянное основание размером 3,6×2,4 метра. Считается, что первоначально они располагались в приделе Рождества Богоматери. Затем, после реставрации мастером Авраамом, были перемещены в западный портал собора[20]. Много веков эти двери служили главным входом в храм, а в XXI веке они открываются на торжественные службы, которые служит митрополит Новгородский и Старорусский[1].

Сигтунские врата — выдающееся произведение искусства. Их копия хранится в Историческом музее, в Москве. Врата украшены рельефными многофигурными композициями, преимущественно изображающими библейские сюжеты. Выше рельефов нанесены надписи на латыни с переводом на русский язык, поясняющие сюжет. По краю створок помещена орнаментальная кайма. Внизу, на левой створке, изображены фигуры мастеров, отливших врата, на латыни: Риквин (с клещами в левой руке и весами в правой) и Висмут (с клещами в руках) и по-русски Мастер Авраам[21].

Существует несколько версий происхождения и истории этих врат. По одной из них, называющей врата Магдебургскими, эти бронзовые двери, изготовленные в Германии, были установлены в 1152 году. На вратах имеется изображение епископа Вихмана Магдебургского (1152-1154) и епископа Александра (предположительно Плоцкого (1129-1156), поэтому врата называют Магдебургскими и считают, что они были выполнены в Магдебургской мастерской. Согласно этой легенде, двери для собора были подарены Новгороду немецкими купцами в знак признательности за право торговли в городе либо куплены для собора по заказу князя. Князем в это время был Ярослав Изяславич, внук Мстислава Великого, много сделавшего для церковного строительства в Новгороде. Новгород стал в это время вечевой республикой, где положение князя зависело от расположения к нему посадника и вече, поэтому покупка князем ворот для собора выглядит целесообразной, но летописных подтверждений этому нет. По данной версии в процессе установки врат мог участвовать местный мастер Авраам, который внёс изменения в первоначальный облик дверей в Софийском соборе Новгорода и сделал надписи на русском языке[20].

Польские историки, на основании изображения на рельефе врат магдебургской работы епископа Александра Плоцкого считают, что ворота изначально отливались для Успенского собора в Плоцке, который был построен в 1144 году. Они называют врата Плоцкими[22], хотя свидетельств их пребывания в этом городе нет. В 1978–1981 годах была изготовлена копия врат для Плоцкого собора в социалистической тогда Польше. Польское духовенство утверждает, что двери были похищены русскими из Плоцкого собора при его разграблении в 1262 году и висели на стене в Новгороде в качестве военного трофея[23]. Однако из летописных источников известно, что с Плоцком в июне 1262 года воевал литовский князь Миндовг, а русские князья, которых он звал с собой в этот поход, не принимали в нём участия, поскольку на Руси в 1262 году было антиордынское восстание, а осенью того же года — осада Дерпта[24].

Сигтунские (Магдебургские) врата Софийского собора в Новгороде (фрагмент)

По другой версии, известной с середины XV века и ссылающейся на архиепископа Евфимия Новгородского, врата следует называть Корсунскими. Это греческая реликвия, привезённая на Русь Великим князем Владимиром. В подтверждение этой версии отмечается сходство крестов врат Софийского собора в Новгороде с декором врат византийской работы 1070 года, находящихся в римской церкви Сан-Паоло Фуори ле Мура. Против этой версии говорит присутствие на дверях латинских надписей[20].

По третьей версии первоначальные врата были изготовлены в Новгороде, в мастерской архиепископа Нифонта Новгородского в 1144 — 1151 годах, одновременно с росписью храма. Искусствовед, исследовавший использование металла в Древней Руси, Генрих Бочаров отмечают наличие аналогов филёнок с крестами: «самую близкую аналогию корсунским вратам даёт посадничья печать середины — второй половины XII века с изображением Прокопия на одной стороне и процветшего креста на другой» из Новгорода. Он также не исключает возможности изготовления филёнок и полей врат в разное время, причём поля он относит ко второй половине XVI—первой половине XVII веков[20].

Исследование дверей, проведённое сотрудниками ВНИИ реставрации в 1980 году, показало значительные различия сплавов, из которых изготовлены кресты и пластины рамы. Первоначальным вратам принадлежит декор филёнок, который находится на дверях более позднего периода. Декор филёнок схож с четырёхчастными вратами VII века экзонартекса Софии Константинопольской, их орнаментика могла послужить образцом для врат Новгородской Софии. По структуре, львиным маскам-рукоятям и розеткам-болтам врата Новгородской Софии тождественны Тверским дверям середины XIV века, которые находятся в Троицком соборе Александровской слободы. По мнению Трифоновой создание врат Софии Новгородской и Тверских связано с изготовлением в 1336 году дверей Рождественского придела и покупкой в это же время Василием Каликой немецких бронзовых дверей XII века[20], о которой сообщает Татищев[25].

Сигтунские врата Софийского собора в Великом Новгороде. На фрагменте справа епископ Александр (трактуется как Плоцкий)

Версия, по которой врата названы Сигтунскими, опирается на ряд исторических источников, свидетельствующих об участии русских в карельском походе на столицу свеев Сигтуну 1187 года. После этого похода столица Швеции была перенесена из разрушенной Сигтуны на новое место — Стокгольм, а Сигтунские врата стали военным трофеем. Эту версию активно продвигал в Смутное время шведский историк Асханеус. Шведский король Густав Адольф и государственный секретарь Аксель Оксешерна в 1615 году поручили Якобу Делагарди, оккупировавшему Новгород в 1611 году, вывезти Сигтунские врата, как древнюю реликвию Швеции, в Стокгольм. В 1616 году Делагарди сообщил королю из Новгорода, что «медные врата, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более что они были некогда взяты из Сигтуны» вывозить нецелесообразно, поскольку он ведёт переговоры с митрополитом о переходе Новгорода под власть Швеции. Если же переговоры не будут успешны, нужно будет взять из Новгорода не одни эти врата. Но после подписания Столбовского мира врата остались на своём месте в Новгороде. В 1823 году русский историк с немецкими корнями Фёдор Аделунг издал за границей на немецком языке в работу «Корсунские врата, находящиеся в Новгородском Софийском соборе», в которой также утверждал, что врата Софийского собора в Новгороде вывезены из Сигтуны (в России работа издана в 1834 году)[21][22]. В этой версии отсутствует звено, касающееся появления врат магдебургской работы в Сигтуне.

На протяжении многих веков врата Софийского собора в Новгороде неоднократно подвергались ремонту и реставрации. Во время Великой Отечественной войны они были эвакуированы в Москву. После войны для Исторического музея изготовили копию, а сами Сигтунские (Магдебургские и пр.) врата возвращены в Новгород[20]. Они являются объектом всемирного наследия как составная часть Софийского собора и привлекают внимание туристов своим внешним обликом и легендами.

Остромирово Евангелие

Иллюстрация из Остромрова Евангелия. Надпись на книге: «От Луки Святого Евангелия чтение»

Одной из реликвий, связанных с Софийским собором Новгорода, является Остромирово Евангелие. Эта русская рукописная книга является древнейшей из сохранившихся. Она была написана и декорирована в 1056-1057 годах в Новгороде ( по другой версии — в Киеве) по заказу посадника Остромира для богослужений в новгородском Софийском соборе. Остромирово Евангелие использовалось в соборе как напрестольное и отличалось изысканной каллиграфией и богатым оформлением. Отличная сохранность книги свидетельствует об особенно бережном обращении с ней. В новгородском Софийском соборе Остромирово Евангелие находилось до конца XVII века, о чём свидетельствует запись на первом листе[26].

В 1701 году Остромирово Евангелие находилось в Москве, в церкви Воскресения словущего на территории Московского Кремля, а в 1720 году по приказу Петра I было передано в Санкт-Петербург. Вероятно, оно использовалось императорскими особами, поскольку в 1805 году Остромирово Евангелие было обнаружено среди личных вещей Екатерины II, оставшихся после её смерти. Александр I в 1806 году передал уникальную книгу в Императорскую Публичную библиотеку. В XXI веке местом хранения реликвии является Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга[1].

Крест с голубем

Крест главного купола Софийского собора увенчан фигурой голубя — олицетворения Святого Духа. С ним связана новгородская легенда. Иван Грозный, узнавший в 1569 году о сдаче новгородцами крепости Изборск, а также имевший доказательства переговоров элиты о переходе под власть Литвы[27], с отказом от православия, пришёл в негодование и пошёл с опричниками на Новгород. В январе 1570 года Иван IV прибыл в город, его встречал архиепископом Пимен, но государь заявил: «Ты не пастырь, а волк и хищник, и губитель, и в руках у тебя не крест, а оружие, и ты, злочестивый, хочешь вместе со своими единомышленниками передать Великий Новгород польскому королю». После литургии в Софийском соборе, когда новгородская элита собралась на трапезу, царь достал уличающую грамоту и потребовал от бояр и Пимена признать свои подписи на ней. Опричники арестовали бояр, подписи которых стояли под письмом королю Сигизмунду, а также монахов, обвинявшихся в ереси жидовствующих. Состоялся суд, по приговору казни были преданы 211 помещиков и 137 членов их семей, 45 дьяков и приказных, столько же членов их семей, а Пимен отправлен в ссылку[28]. Казнь происходила на площади вблизи Софийского собора. По легенде, на крест собора спустился отдохнуть голубь, который, увидев ужасные казни, превратился в камень. Позднее Богородица поведала в видении некоему монаху, что этот голубь послан, чтобы утешить город. И пока птица остаётся на кресте, Новгород под защитой Святого Духа. Если же голубь улетит, то наступит последний день для города[1].

Во время Великой Отечественной войны Новгород был оккупирован и собор подвергся значительным разрушениям. По приказу немецких властей из Новгорода в Псков, Ригу и Германию было вывезено много произведений искусства, в том числе в Софийском соборе демонтировали и увезли иконостасы, мозаичные плиты и другие ценности[29].

Главный крест Софийского собора по приказу коменданта был снят. Из золотой обшивки купола немецкие солдаты делали табакерки и посуду, отправляя их в Германию в качестве сувениров. Во время оккупации в Новгороде находились подразделения испанской «Голубой дивизии», они вывезли крест главного купола в Испанию в качестве трофея. В 2002 году стало известно, что крест хранится в часовне при музее Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Получив эти сведения, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, попросил президента России Владимира Путина о возвращения креста главного купола в Новгород. Были проведены переговоры президента с королём Испании. 16 ноября 2004 года крест Софийского собора был передан министром обороны Испании Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II[1].

Оригинальный крест с голубем, возвращённый из Испании, установили внутри собора. А для испанцев по заказу новгородской администрации изготовили его копию. На главном куполе Софийского собора 24 января 2007 года установлен новый крест, увенчанный позолоченной фигурой голубя[1].

Литература

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Софийский собор. Новгород.ру (2024). Дата обращения: 25 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 Брунов Н., Травин Н. Собор Софии в Новгороде. Сообщения Института истории и теории архитектуры. — М., 1947. — С. 1-41.
  3. Радзивиловская летопись / Полное собрание русских летописей. Т. 38. — Л., 1989. — С. 67.
  4. Рогожский летописец. Тверской сборник / Полное собрание русских летописей. Т. 15. — М., 2000. — С. 150.
  5. Садко. Былины. Былины.ру (2024). Дата обращения: 16 октября 2024.
  6. Исторические сведения о Епархии. Сайт Новгородской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2024). Дата обращения: 17 октября 2024.
  7. Полное собрание русских летописей. Летопись Авраамки. — СПб.: Археографическая комиссия, 1889. — Т. 16. — С. 40.
  8. Татищев В. Н. Собрание сочинений. — М., 1995. — Т. 2–3. — С. 79.
  9. Рогожский летописец. Тверской сборник // Полное собрание русских летописей. — М., 2000. — Т. 15. — С. 150.
  10. Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. Полное собрание русских летописей. — М., 2004. — Т. 43. — С. 54.
  11. Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. Полное собрание русских летописей. — М., 2004. — Т. 43. — С. 54.
  12. 12,0 12,1 София Новгородская. Русская история (2023). Дата обращения: 16 октября 2024.
  13. Софийский собор. Новгород.ру (2024). Дата обращения: 17 октября 2024.
  14. Ядрышников В. А. Реставрация памятников культуры // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. — СПб.: Нестор-История, 2007. — С. 413.
  15. 15,0 15,1 Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии. Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. — . М.: Наука, 1977. — С. 30-54.
  16. Гринберг М. В., Павлинов П. С. Софийский собор в Великом Новгороде. Большая российская энциклопедия (10 октября 2023). Дата обращения: 17 октября 2024.
  17. Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Христианство в искусстве (2024). Дата обращения: 18 октября 2024.
  18. Собор Святой Софии, Новгород. Деисусный чин (главный иконостас). Христианство в искусстве (2024). Дата обращения: 18 октября 2024.
  19. Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. — М.: Наука, 1988. — 209 с. — ISBN 5-02-009468-4.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 Трифонова А. Н. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде // «Новгород и Новгородская Земля. История и археология» : Материалы научной конференции. — 1995. — Сентябрь. Архивировано 19 октября 2024 года.
  21. 21,0 21,1 Рявкин Г. Тайна Сигтунских врат. Информационный портал «Новгородские ведомости» (2024). Дата обращения: 19 октября 2024.
  22. 22,0 22,1 Антыпко М. И. Магдебургские врата. Православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 19 октября 2024.
  23. Łukasz Chruściel ks. Katedra Płocka \ Drzwi Płockie (польск.). Katedra Płock (2011). Дата обращения: 19 октября 2024.
  24. Старшая ливонская рифмованная хроника. Отрывок VIII. О литовско-русском союзе и походах в Ливонию. 1261—1262 гг.. vostlit.info (2024). Дата обращения: 19 октября 2024.
  25. Татищев В. Н. История Российская. — М., Л., 1965. — С. 88.
  26. Остромирово Евангелие. Православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 21 октября 2024.
  27. Новости из Московии. Шлихтинг А.. Восточная литература (2024). Дата обращения: 21 октября 2024.
  28. Сидорчик А. «1490 человек ручным усечением». Зачем Иван Грозный разгромил Новгород. Аргументы и факты (2020). Дата обращения: 22 октября 2024.
  29. Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 212. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!