Собор Святой Софии (Константинополь)
Собо́р Свято́й Софии́ в Стамбу́ле (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — выдающийся памятник византийской архитектуры, самая монументальная постройка юстиниановского времени. Величайший христианский храм перед постройкой собора Святого Петра в Риме. Прежний патриарший православный собор, находится Константинополе, ныне Стамбуле, в районе Султанахмет[1].
Достопримечательность | |||
Софийский собор | |||
---|---|---|---|
греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya | |||
Страна | Турция | ||
Местоположение | Стамбул | ||
Тип здания | собор, впоследствии — мечеть | ||
Автор проекта | Исидор Милетский и Анфимий Тралльский (изначальный проект), Трдат (проект нового купола) | ||
Архитектор | Исидор Милетский, Анфимий Тралльский, Трдат | ||
Дата основания | 324 год | ||
Строительство | 532—537 годы | ||
Статус |
|
||
Состояние | действующий |
Причина создания
Храм начали строить в 532 году, когда византийский император Юстиниан I приказал воссоздать храм на месте сгоревшей во время восстания «Ника» базилики.
Согласно древней легенде, в VI веке императору Юстиниану явился ангел, державший в руке модель прекрасной церкви, которую предстояло построить.
Для воплощения проекта правитель распорядился собрать лучшие ресурсы и доставить их в Византию. По его плану в отделке нужно было использовать материалы, демонстрирующие особенности каждого из имперских регионов. Алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Поэтому, увидев законченный собор, представители киевского князя уверовали в истинность православной веры и убедили князя в правильности принятия христианства. Так гласит легенда.
Название храма связано с тем, что с греческого языка Айя-София переводится как «Святая мудрость»[2].
История создания
Там, где возвышается собор Святой Софии, во времена Святого императора Константина, в 330 году была возведена деревянная базилика. Правитель посвятил её Святой Софии — Премудрости Божией.
В 532 году произошел мятеж «Ника». В нём погибло более 30000 человек. Причиной мятежа послужил конфликт, возникший между «спортивными партиями», которые носили разные спортивные цвета: проминами (зелёными) и венедами (синими). В результате мятежа базилика была сожжена[1].
«Спустя 40 дней после усмирения мятежа Юстиниан решил на месте сгоревшего храма Святой Софии построить новую церковь…». Когда решение о строительстве было принято, и правитель раздумывал о том, каким будет храм, Бог открыл ему образ будущего собора. Об этом написано в «Сказании о Софии Цареградской в эллинском летописце и в хронографе».
Другая греческая легенда свидетельствует, что идея небесного храма была дана царю явившимся свыше старцем.
Под строительство пришлось выкупать и сносить близлежащие собору дома. Кто-то продавал своё жилье за установленную ими цену, другие отдавали взамен высоких должностей в государстве, некоторые — за преимущества на конских скачках на ипподроме.
Римская империя предоставляла на постройку святыни всё самое дорогое. Правитель Юстиниан заботился о том, чтобы для строительства были использованы только лучшие материалы. Всем губернаторам провинций был разослан указ, вынуждающий их посылать в Константинополь самые драгоценные остатки древних сооружений. Из Эфеса губернатор прислал восемь колонн из зелёного мрамора (с чёрными прожилками из храма Дианы Эфесской); другие доставлялись из Кизикии, Троада и Афин.
Вместе с тем были использованы мраморные ломки в Проконнезе (ныне Мармора), Каристосе на Евбее, Иазосса в Карии, Гиерополиса во Фригии (здесь добывали белый с розовыми прожилками мрамор), Шемту в Нумидии. Египет послал свои порфиры, Фессалия и Лакония — краплёные зелёные мраморы. Голубой мрамор доставляли из Ливии. Для строительства и украшения храма использовали золото, серебро, свинец, слоновую кость, драгоценные камни. Для украшения одного только алтаря было использовано около 14 тонн серебра[3].
Авторы
Для постройки нового собора император Юстиниан привлёк самых лучших мастеров со всей империи[4].
Анфемий из Тралл, в искусстве так называемой механики и строительства — самый знаменитый не только из числа своих современников, но даже из тех, кто жил задолго до него, служил рвению императора, организуя порядок работ мастеров, подготавливая заранее нужные в будущем изображения. Вместе с ним работал другой архитектор, по имени Исидор, родом из Милета, во всех отношениях человек знающий и подходящий, чтобы содействовать императору Юстиниану. Даже в этом самом сказалась милость Божия к императору, ибо заранее были им предуготовлены люди, которые должны были быть наиболее полезными императору для совершения задуманного им дела.Прокопий Кесарийский, Трактат «О постройках»
Архитекторов Исидора и Анфемия называли «механикос», потому что они являлись крупнейшими теоретиками и профессорами своего времени архитекторов. Историк Агафий пишет, что план собора составлен Анфимием[3]:
Анфемий… составил план для всего сооружения и его выполнил.Историк Агафий
Еллинский летописец и хронограф называют другие имена[4]:
…Бяше же первый здатель Михаил, вторый Игнатий…Еллинский летописец и хронограф
Архитектурные особенности собора
- Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.
- С целью облегчения купола использовался кирпич из белой губчатой глины, добываемой на острове Родос. Кирпич из такого материала весил в 12 раз меньше, нежели обычный.
- С помощью полукуполов давление купола рассеивается. Они опираются на «четверти», за счет чего нагрузка равномерно распределяется абсолютно на всю конструкцию. Поскольку прямо под куполом колонны отсутствуют, пространство визуально увеличивается, купол как будто «парит» в воздухе.
- Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней, создателем которой является скульптор Лисипп. Первоначально она находилась в Коринфе. С течением времени её перевезли в Рим, а из этого города — в Константинополь. Затем в1204 году храм был разграблен крестоносцами, которые увезли скульптуру с собой. Её установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. В данный момент на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. На сегодняшний день остаётся всё ещё неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.
- Фреска с изображением императора Льва VI, период правления которого от 816 года по 912 год, находится над царскими вратами — главным входом в храм, которым пользовался исключительно император. Посередине изображён Иисус Христос, а слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нетипичное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи полагают, что связано оно с четвёртым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.
- В собор святой Софии из Рима были привезены восемь порфировых колонн (тёмно-красного цвета), взятые из храма Солнца. восемь колонн из зелёного мрамора, стоявшие ранее в храме Артемиды, доставили из Эфеса. Есть мнение, что данная история с колоннами является позднейшей легендой.
- После 2020 года собору Святой Софии вернули статус действующей мечети, но здание по-прежнему доступно для посетителей. Вход бесплатный. Таким же образом работают другие старинные церкви, как, например, Собор Парижской Богоматери. Он открыт для туристов, но одновременно там проводятся богослужения[5].
Современное состояние собора
Собор Святой Софии — одно из самых посещаемых зданий в мире; один из самых выдающихся памятников мира с точки зрения истории искусства и архитектуры. Римский философ Филон в VI веке назвал его восьмым чудом света. После 2020 года собору Святой Софии вернули статус действующей мечети, но здание по-прежнему доступно для посетителей. Вход бесплатный. Таким же образом работают другие старинные церкви[6].
В соборе Святой Софии в 2023 году начались реставрационные работы, которые будут длиться несколько поколений. Комплексные реставрационные работы были начаты в мечети Айя-София-и-Кебир-и-Шериф Генеральным управлением фондов Министерства культуры и туризма и Главным управлением культурного наследия и музеев. Он открыт для туристов, но одновременно там проводятся богослужения[7].
В рамках реставрации второго этапа будет определена сейсмобезопасность всего здания, включая минареты, и проведены необходимые работы по укреплению.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Собор Святой Софии в Стамбуле . РИА Новости (10 июля 2020). Дата обращения: 26 ноября 2023.
- ↑ Григорий Евтушенко. Храм Святой Софии в Константинополе / под ред. А. В. Блинского. — Сатисъ, 2008. — 270 с. — ISBN 978-5-7868-0029-7.
- ↑ 3,0 3,1 Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников / А. Ю. Виноградов, А. В. Захарова, Д. А. Черноглазов. — Санкт-Петербург: Пушкинский Дом, 2018. — 485 с.
- ↑ 4,0 4,1 Прокопий Кесарийский. О постройках. — Москва, 1996.
- ↑ Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе . Фома (17 марта 2019). Дата обращения: 29 ноября 2023.
- ↑ Эксперты ООН: Собор Святой Софии в Стамбуле должен быть площадкой для взаимодействия культур (31 июля 2020). Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Реставрационные работы Айя-Софии займут несколько поколений . Tourexpi (12 сентября 2023). Дата обращения: 17 декабря 2023.