Мечеть
Мече́ть (араб. مَسْجِد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение[1].
Мечеть — неотъемлемый атрибут ислама, место, где правоверные мусульмане собираются на молитву. В мечетях проводятся церемонии бракосочетания, организовываются благотворительные ужины для постящихся, объявляются важные события в жизни мусульманской общины. В них совершаются погребальные молитвы (джаназа), и оттуда мусульмане провожают в последний путь своих родственников и близких.
В мире огромное множество мечетей, самых разных размеров и архитектурных стилей, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Каабу (Мекка) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью)[2].
Значение терминов
Слово «мечеть» (араб. «مسجد» «масджид») образовано от глагола «سجد» (саджада) — «совершать земной поклон». Соответственно, слово «масджид» означает «место совершения земного поклона». В арабском и в языках иных мусульманских народов для обозначения мусульманских храмов также используется термин «джами». Это слово образовано от глагола «جمع» (джамаа) — «собирать». То есть, мечеть является местом сбора верующих. В первые века исламского призыва использовался термин «аль-масджидуль-джами». Им обозначались мечети, в которых совершались пятничные молитвы[1].
В X веке термины «масджид» и «джами» были окончательно разделены. Храмы, где имелись минбары (кафедры) для произнесения пятничной проповеди и где совершались пятничные молебны, стали называться «джами», а мечети без минбаров, в которых пятничные молебны не проводились, стали называться «масджид». Данная тенденция не касалась Запретной мечети Мекки, мечети пророка Мухаммада, мир ему, в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Их издавна называли «масджид». Термин «джами» по отношению к ним никогда не применялся. То же касается мечетей, которые расположены у мест захоронения основателей четырёх мазхабов. Их называют «масджид», не применяя термин «джами»[3].
История
Первые мечети в истории человечества
Первым храмом Бога на земле является Священная Кааба. Об этом сообщается в Коране: «Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке)» (сура «Семейство Имрана», 96 аят)[4]. Некоторые предания свидетельствуют, что первую мечеть пророк Адам, построил на Цейлоне, куда он спустился с райских садов. Однако это утверждение не соответствует вышеупомянутому аяту, так как в Мекку Адам, прибыл после многолетних скитаний по земле. Вторым крупным храмом единобожия на нашей планете является «Отдалённая мечеть» в Иерусалиме, построенная пророком Аллаха Сулейманом. Эти два духовных центра на протяжении многих веков служат источниками вдохновения, а также ориентиром для представителей авраамических религий[3].
История появления мечетей в России
Самая старая мечеть на территории современной России находится в Дагестане. На эти земли ислам пришёл вместе с арабами, которые в 651 году захватили город Дербент. В первой половине VIII века там возвели мечеть Джума. С Кавказа ислам распространился в Поволжье — сначала в Хазарский каганат, а затем в Волжскую Булгарию. В IX столетии она стала первым мусульманским государством по соседству с Древней Русью, и на её землях активно строились мечети[5]. После падения Золотой Орды, завоевания Казанского и Астраханского ханств к Руси были присоединены мусульманские регионы. Последователей ислама власти стали выселять из них в другие части страны, а также запрещали строить новые мечети и разрушали существующие. Ситуация изменилась только при Екатерине II, которая сняла ограничения на возведение мечетей. После этого новые молитвенные дома стали строиться во многих регионах империи, а также появилась первая официальная мусульманская организация — Оренбургское магометанское духовное собрание — и назначен главный муфтий страны. При советской власти большинство мечетей закрыли. В 1970—1980-х годах исламские организации и духовные центры начали возрождаться, стали открываться новые дома для молитвы и медресе[6].
Архитектурные особенности мечетей
Архитектура мечетей зависела от строительных материалов, которые имелись в распоряжении строителей. Архитектурные и художественные приёмы, которые в настоящее время используются при строительстве мечетей, эволюционировали и прогрессировали на протяжении всей истории ислама. Ранние культовые здания были просты и функциональны. Ранние культовые здания были просты и функциональны. Образцом для строительства соборных мечетей был дом Пророка, построенный в Медине сразу после хиджры Пророка. Она представляла собой скромную постройку. Однако в период правления Омейядов мечети стали превращаться в величественные сооружения, свидетельствующие о могуществе ислама и его последователей[7].
Первые мечети представляли собой двор, окружённый галереями. Колонны внутри мечети перекрывались арками, на которые опиралась крыша постройки. Первоначально при строительстве мечетей использовались колонны и другие части немусульманских построек, Впоследствии сложились определённые правила возведения исламских культовых сооружений, которые соблюдаются по настоящее время. Одним из самых главных элементов архитектуры мечетей является купол. Первая мечеть с куполами — это Куббат-ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме и мечеть Омейядов в Дамаске. С XII века широко распространился тип соборных мечетей с четырьмя айванами — колонными залами без передней стены на каждой стороне двора[8].
Другая отличительная особенность мечетей — наличие минаретов, с которых муэдзины призывали на намаз. Минареты бывают одноярусные и многоярусные, цилиндрические, четырёхугольные и спиральныет. С конца XII — начала XIII века отличительной чертой любой мечети стал михраб — ориентированная на кыблу ниша, перекрытая аркой или полукуполом, нарядно украшенная орнаментами и религиозными надписями. Соборная мечеть отличается от обычной наличием минбара — кафедры, с которой имам произносит проповедь. Минбар устанавливается справа от михраба, имеет вид трона, к которому ведёт небольшая лестница. Этот элемент мечети существовал ещё во времена Пророка Мухаммада.
Архитекторы уделяют большое внимание оформлению фасада и интерьера мечети. Декоративный орнамент выполняется то узорной кирпичной кладкой с резьбой по стуку, то богатыми узорами с использованием графических и живописных приёмов, то плитками терракоты. Михрабы мечетей украшаются затейливой орнаментальной вязью, содержащей множество композиций из геометрических и растительных мотивов, а также надписями из Священного Корана[8]
Основные функции мечети
- Место совершения молитв. Основным предназначением мечети является совершение в ней молитв. Верующие как минимум раз в неделю совершают коллективные намазы именно на территории мечетей.
- Место сбора верующих. Второй функцией мечети является интегрирующая, так как верующие, посещающие её, приветствуют и взаимодействуют друг с другом, что, в свою очередь, приводит к сближению мусульман.
- Место получения знаний. Ещё одной немаловажной функцией мечети является просвещенческая, так как верующие получают там новые знания, посещая образовательные курсы при мечетях.
Достоинства и правила посещения мечетей
В одном из хадисов Посланника Всевышнего (с.г.в.) указывается: «Наилучшим местом перед Господом является мечеть» (Муслим). В большинстве случаев мусульмане ходят в мечеть с целью совершить коллективный намаз, за выполнение которого верующему присуждается награда, многократно превосходящая индивидуальную молитву. Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждения больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально» (Муслим). Кроме того, верующий может ожидать большую награду за то, что он посещает мечеть, имея цель получить знания. На это указывает следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры — малого хаджа» (Табарани). При посещении мечети верующему необходимо соблюдать ряд условий:
- Пребывать в состоянии ритуальной чистоты
- Надеть опрятную, красивую и пригодную для молитвы одежду.
- Прочитать дуа (мольбу)
В одном из хадисов сообщается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) перед тем, как пойти в мечеть, говорил следующее: «О Аллах, помести в сердце моём свет, и в зрение моё свет, и в слух мой свет, и справа от меня свет, и сзади меня свет, и в сухожилии мои свет, и в мясо моё свет, и в кровь мою свет, и в волосы мои свет, и в кожу мою свет» (Бухари)[9].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Т. Х. Стародуб. Мечеть . Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ Энциклопедический портал «Башкортостан»/ Мечети Дата обращения:28 мая 2024 года
- ↑ 3,0 3,1 Мечети - история и особенности . АL - НАКК. Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ Hernan_Sumer. Рассуждения о Коране . kartaslov.ru. Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ История ислама и мусульманских народов России, 2020, стр.7-16.
- ↑ Ильдар Мухамеджанов. Как в Российской империи запрещали и разрешали строить мечети . Информационный портал России. Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ Основные этапы и памятники истории мусульманской культовой архитектуры . Творчество и современность (Сетевое издание). Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Иьмира Гафиатуллина. Исламская архитектура от А до Я . Россия -исламский мир (19 ноября 2019). Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ Правила поведения в мечети . Электронный минбар. Дата обращения: 28 мая 2024.
Литература
- Р. Р .Шангараев. История ислама и мусульманских народов России. — Казань: "МеДДоК", 2020. — 308 с. — ISBN 978-5-6045764-2-7.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |