Ислам
Ислам — (от араб. الِإسلَام; [ɪsˈlaːm] — покорность, предание себя [Единому] Богу), одна из мировых религий, вторая по численности после христианства. Вместе с иудаизмом и христианством относится к монотеистическим, так называемым авраамическим религиям, когда люди верят в одного Бога. Основатель ислама — Пророк Мухаммед. Он создал первую общину последователей ислама, получивших имя мусульман («покорных [Единому] Богу»). Главным священным текстом служит Коран — Божественное учение, ниспосланное Мухаммеду в Откровении через ангела Джибрила. Второй важнейший источник вероучения, права и религиозной обрядности ислама — Сунна, представляющая совокупность преданий (хадисов) об изречениях и деяниях Пророка[1].
Возникновение
Ислам считается самой молодой из мировых религий. Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель — Мухаммед (570—632 гг.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования — Арабского халифата[2].
Ислам появился в условиях общего кризиса языческого мировоззрения кочевых и земледельческо-торговых обществ Северной Аравии при переходе от древности к Средневековью. Быстрой исламизации региона способствовали распад к V — началу VII веков древних государств [Набатеи, Пальмиры, Сабы, Химьяра (Химйара), царств Киндитов, Лахмидов и Гассанидов], захват кочевниками-скотоводами пограничных земель, появление союзов оседлых жителей и кочевников, в которых росло влияние прорицателей (кахин), известных ещё в доисламской Аравии. Многие языческие культы пришли в упадок, вместе с тем некоторые племенные божества приобрели общеаравийское значение (Аллах, аль-Лат, Манат, аль-Узза). В разделённой между племенами Внутренней Аравии особую роль стали играть «заповедные территории» (харам), сочетавшие функции святилища и места проведения ярмарок (мавасим) и обладавшие правом убежища. Одним из таких центров была родина ислама Мекка[1].
Принципы вероучения
Основные принципы
Основным принципом вероучения Ислама является единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха»[3].
Существует пять основных положений исламского вероучения: вера в Бога, ангелов, в божественные Писания, пророков и Судный день (Коран, 1:3/4; 2:285; 4:135/136). Сунниты присоединяют к ним веру в божественное предопределение. Важнейшей особенностью разных толков шиизма является учение об имамах — преемниках Мухаммеда[1].
Ислам настаивает на строгом единобожии (таухид) и приравнивает к неверию многобожие (араб. «ширк», буквально — предание Богу соучастников), которое объявлено в Коране величайшим и непростительным грехом. В христианском вероучении о Боге ислам видит отступление от монотеизма, когда речь идёт о Троице и Боговоплощении. По Корану, Бог — Творец всего сущего. Запредельный миру и вместе с тем Он присутствует всюду. Бог непрестанно промышляет (заботится) о своих творениях и постоянно опекает их как Всемилостивый и Милосердный Владыка. С непокорными, а особенно с неверующими, Он грозен и суров.
Учение о Боге
Ислам учит, что Бог сотворил мир, где каждая вещь свидетельствует о Его абсолютном единстве, премудрости и совершенстве. Из Ветхого Завета в исламское вероучение перешёл ряд важнейших сюжетов и понятий. такие как семь дней творения, человек как его венец (Коран, 41:8-11/9-12), изгнание «прародителя человечества» Адама и его жены Евы (Хаввы) из рая за нарушение заповеди вкушать от Райского древа. При этом, согласно Корану, Господь принял покаяние прародителей и простил им прегрешение (2:36/38; 20:115/114)[1].
Ангелы и их роль
Ангелы (малаик) в мусульманской космологии служат хранителями божественного Престола и вестниками Аллаха, через которых Он обращается к людям. К старшим в небесной иерархии принадлежат четыре ангела, перешедшие ислам из иудаизма, но наделённые некоторыми новыми функциями:
Джибрил хранит и несёт пророкам божественное Откровение;
Микаил печётся о пропитании всех живых существ;
ангел смерти Израил изымает души умерших;
ангел Исрафил — ангел Небесной трубы возвещает о наступлении Судного дня и воскресении из мёртвых.
К каждому человеку, по вероучению ислама, приставлены ангелы-хранители и ангелы, записывающие его деяния. Грозные ангелы Мункар и Накир допрашивают умерших в могилах, определяя грешников на загробные мучения, а праведникам они уготавливают вечное райское блаженство. Раем ведает ангел Ридван, адом — ангел Малик[1].
Мир духов
Мир духов, помимо ангелов, составляют джинны и демоны. Наряду с людьми Откровение Корана обращено к ним (55:12/13-15/16, 18, 21, 23, 25, 28, 31-77). Прародитель-предводитель демонов Сатана, или Иблис, в Коране выступает как падший джинн. Он отказался преклониться перед созданным Богом Адамом, за что проклят Богом, но получил власть искушать людей до Судного дня. Кроме Иблиса, Коран упоминает двух других падших ангелов — Харута и Марута (2:96/102)[1].
«Поистине, Харут и Марут – два ангела. Они не впали в неверие, не согрешили. Их мучения – назидание от Всевышнего Аллаха, подобное тому, какие страдания пришлось испытывать пророкам в случае ошибок или, например, если по своей забывчивости не выполнили вовремя повелений Всевышнего. Эти два ангела наставляют и увещевают людей, идущих изучать магию: «Мы – смутьяны для людей. А колдовство – большой грех. Колдовать, думая, что это разрешено – неверие. Не учись колдовству». Если изучающие магию не внимут проповеди ангелов, и они несмотря ни на что захотят колдовать, то ангелы научат их этому».учёный Умар ан-Насафи рахматуллахи ‘алейхи, книга «‘Акаид»
Харут и Марут — это два ангела, обречённые на мучения от Всевышнего Аллаха и посланные людям в качестве испытания. Аллах отправил этих двух ангелов в колодец в Бабиле (Вавилоне) по двум причинам: для того, чтобы научить людей колдовству для испытания своих рабов. Если человек ради довольства Аллаха оставит занятия магией, не будет изучать колдовство, то будет достоин милости Всевышнего, получит свою награду. Если же человек изучит магию и будет колдовать, то станет обречённым на вечные страдания (кяфиром)[4].
Откровение
Учение о божественном Откровении через пророков (нубувва) составляет одно из центральных положений догматики (в систематизированном изложении положений) ислама. Бог шлёт людям посланников, открывая через них свои таинства и волю, направляя на ведущий к спасению в раю истинный путь (ас-сырат аль-мустакым). Пророчество касается всего мира людей и духов. Согласно Корану, каждому народу был дарован хотя бы один посланник. Миссия основателя ислама, Пророка Мухаммеда, обращена ко всем племенам и народам. Пророчество едино, но отличается нравственно-правовыми и культово-обрядовыми нормами. В Коране упоминается около 30 пророков, первым из которых был Адам, а последним — «печать пророков» Мухаммед. В их число ислам включает основных персонажей Ветхого и Нового Завета: Адама, Еноха (Эздра), Ноя (Нух), Авраама (Ибрахима), Исмаила, Исаака, Иакова (Якуб), Иосифа (Юсуф), Моисея (Муса), Давида (Дауд), Соломона (Сулейман), Захарию, Иоанна Крестителя (Яхйа). Среди пророков — также герои доисламской аравийской мифологии Худ и Салих. Ряд доисламских пророков венчает часто фигурирующий в Коране Иисус Христос (Иса ибн Марйам).
Божественное Откровение пророкам обычно получает форму Писаний, общий оригинал которых, по учению ислама, вечно хранится на небесах в «Святохранимой скрижали». Мусе была ниспослана Тора, Дауду — Псалтирь, Исе — Евангелие, Мухаммеду — Коран. Согласно мусульманской богословской доктрине, все прежние Писания не сохранили своей исконной чистоты, со временем подверглись искажениям. Только Коран, восстанавливающий и довершающий их, оберегаем Богом от подобной участи[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 И. Л. Алексеев, Д. Ю. Арапов, В. О. Бобровников, Т. К. Ибрагим; Т. Х. Стародуб (искусство). Ислам . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 марта 2023.
- ↑ Кратко об исламе . Азбука веры. Дата обращения: 9 марта 2023.
- ↑ Кратко о мировых религиях. Ислам . Правмир (26 апреля 2012). Дата обращения: 9 марта 2023.
- ↑ История Харута и Марута: обреченные на мучения . Islam today. Дата обращения: 10 марта 2023.