Ислам

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Столица Египта Каир — город тысячи минаретов.

Ислам — (от араб. الِإسلَام‎‎; [ɪsˈlaːm] — покорность, предание себя [Единому] Богу), одна из мировых религий, вторая по численности после христианства. Вместе с иудаизмом и христианством относится к монотеистическим, так называемым авраамическим религиям, когда люди верят в одного Бога. Основатель ислама — Пророк Мухаммед. Он создал первую общину последователей ислама, получивших имя мусульман («покорных [Единому] Богу»). Главным священным текстом служит Коран — Божественное учение, ниспосланное Мухаммеду в Откровении через ангела Джибрила. Второй важнейший источник вероучения, права и религиозной обрядности ислама — Сунна, представляющая совокупность преданий (хадисов) об изречениях и деяниях Пророка[1].

Возникновение

Кааба в мечети аль-Харам в Мекке — самое священное исламское место.

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель — Мухаммед (570—632 гг.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования — Арабского халифата[2].

Ислам поя­вил­ся в ус­ло­ви­ях об­ще­го кри­зи­са язы­чес­ко­го мировоззрения ко­че­вых и зем­ле­дель­чес­ко-тор­го­вых об­ществ Северной Ара­вии при пе­ре­хо­де от древ­но­сти к Сред­не­ве­ко­вью. Быстрой ис­ла­ми­за­ции ре­гио­на спо­соб­ст­во­ва­ли рас­пад к V — началу VII веков древ­них го­су­дарств [На­ба­теи, Паль­ми­ры, Са­бы, Химьяра (Химйара), царств Кин­ди­тов, Лах­ми­дов и Гас­са­ни­дов], зах­ват ко­чев­ни­ка­ми-ско­то­во­да­ми пограничных земель, по­яв­ле­ние сою­зов осед­лых жи­те­лей и ко­чев­ни­ков, в ко­то­рых росло влияние про­ри­ца­те­лей (ка­хин), из­вест­ных ещё в до­ис­лам­ской Ара­вии. Многие язы­чес­кие куль­ты при­шли в упа­док, вместе с тем не­ко­то­рые пле­мен­ные бо­жест­ва приобрели об­ще­ара­вий­ское значение (Аллах, аль-Лат, Ма­нат, аль-Уз­за). В раз­де­лён­ной меж­ду пле­ме­на­ми Внутренней Ара­вии особую роль ста­ли иг­рать «заповедные тер­ри­то­рии» (ха­рам), со­че­тав­шие функции святилища и ме­ста про­ве­де­ния яр­ма­рок (ма­ва­сим) и об­ла­дав­шие пра­вом убе­жи­ща. Од­ним из та­ких цент­ров бы­ла ро­ди­на ислама Мекка[1].

Принципы вероучения

Основные принципы

Основным принципом вероучения Ислама является единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха»[3].

Существует пять основных положений ис­лам­ско­го ве­ро­уче­ния: ве­ра в Бо­га, ан­ге­лов, в бо­же­ст­вен­ные Пи­са­ния, про­ро­ков и Суд­ный день (Коран, 1:3/4; 2:285; 4:135/136). Сунниты при­со­е­ди­ня­ют к ним ве­ру в бо­же­ст­вен­ное пре­до­пре­де­ле­ние. Важнейшей особенностью раз­ных тол­ков ши­из­ма яв­ля­ет­ся уче­ние об има­мах — пре­ем­ни­ках Му­хам­ме­да[1].

Ислам на­стаи­ва­ет на строгом единобожии (тау­хид) и при­рав­ни­вает к не­ве­рию многобожие (араб. «ширк», буквально — пре­да­ние Бо­гу со­уча­ст­ни­ков), которое объявлено в Ко­ра­не ве­ли­чай­шим и не­про­сти­тель­ным гре­хом. В христианском вероучении о Боге ислам видит отступление от монотеизма, когда речь идёт о Трои­це и Бо­го­во­пло­ще­нии. По Ко­ра­ну, Бог — Тво­рец все­го су­ще­го. За­пре­дель­ный ми­ру и вместе с тем Он при­сут­ст­ву­ет всю­ду. Бог не­пре­стан­но промышляет (заботится) о сво­их тво­ре­ни­ях и по­сто­ян­но опе­ка­ет их как Всемилостивый и Милосердный Вла­ды­ка. С не­по­кор­ны­ми, а особенно с неверующими, Он гро­зен и су­ров.

Мухаммед и четыре ангела

Учение о Боге

Ислам учит, что Бог со­тво­рил мир, где каждая вещь сви­де­тель­ству­ет о Его аб­со­лют­ном един­ст­ве, пре­муд­ро­сти и со­вер­шен­ст­ве. Из Вет­хо­го За­ве­та в ис­лам­ское ве­роу­че­ние пе­ре­шёл ряд важнейших сю­же­тов и по­ня­тий. такие как семь дней тво­ре­ния, че­ло­век как его ве­нец (Ко­ран, 41:8-11/9-12), из­гна­ние «пра­ро­ди­те­ля человечества» Ада­ма и его же­ны Евы (Хав­вы) из рая за на­ру­ше­ние за­по­ве­ди вку­шать от Рай­ско­го дре­ва. При этом, со­глас­но Ко­ра­ну, Гос­подь при­нял по­кая­ние пра­ро­ди­те­лей и про­стил им пре­гре­ше­ние (2:36/38; 20:115/114)[1].

Ангелы и их роль

Ан­ге­лы (ма­ла­ик) в му­сульманской кос­мо­ло­гии служат хранителями бо­жест­вен­но­го Пре­сто­ла и вест­ни­ка­ми Ал­ла­ха, че­рез ко­то­рых Он об­ра­ща­ет­ся к лю­дям. К стар­шим в не­бес­ной иерархии при­над­ле­жат че­ты­ре ан­ге­ла, перешедшие ислам из иуда­из­ма, но на­де­лён­ные не­ко­то­ры­ми но­вы­ми функциями:

Джи­брил хранит и не­сёт про­ро­кам бо­жест­вен­ное Откровение;

Ми­ка­ил пе­чёт­ся о про­пи­та­нии всех живых существ;

ангел смерти Израил изы­ма­ет ду­ши умер­ших;

ангел Исрафил — ангел Не­бес­ной тру­бы воз­ве­ща­ет о на­ступ­ле­нии Суд­но­го дня и воск­ре­се­нии из мёрт­вых.

К каждому че­ло­ве­ку, по вероучению ислама, при­став­ле­ны ан­ге­лы-хранители и ан­ге­лы, за­пи­сы­ваю­щие его дея­ния. Гроз­ные ан­ге­лы Мун­кар и На­кир до­пра­ши­ва­ют умер­ших в мо­ги­лах, оп­ре­де­ляя греш­ни­ков на за­гроб­ные му­че­ния, а пра­вед­ни­кам они уготавливают веч­ное рай­ское бла­жен­ст­во. Ра­ем ве­да­ет ан­гел Рид­ван, адом — ан­гел Ма­лик[1].

Харут и Марут в их вечном колодце (1703)

Мир духов

Мир ду­хов, по­ми­мо ан­ге­лов, со­став­ля­ют джин­ны и де­мо­ны. На­ря­ду с людьми Откровение Корана об­ра­ще­но к ним (55:12/13-15/16, 18, 21, 23, 25, 28, 31-77). Пра­ро­ди­тель-пред­во­ди­тель де­мо­нов Са­та­на, или Иб­лис, в Коране вы­сту­па­ет как пад­ший джинн. Он от­ка­зал­ся пре­кло­нить­ся пе­ред соз­дан­ным Бо­гом Ада­мом, за что прок­лят Бо­гом, но по­лу­чил власть ис­ку­шать лю­дей до Суд­но­го дня. Кроме Иб­ли­са, Ко­ран упо­ми­на­ет двух дру­гих пад­ших ан­ге­лов — Ха­ру­та и Ма­ру­та (2:96/102)[1].

«Поистине, Харут и Марут – два ангела. Они не впали в неверие, не согрешили. Их мучения – назидание от Всевышнего Аллаха, подобное тому, какие страдания пришлось испытывать пророкам в случае ошибок или, например, если по своей забывчивости не выполнили вовремя повелений Всевышнего. Эти два ангела наставляют и увещевают людей, идущих изучать магию: «Мы – смутьяны для людей. А колдовство – большой грех. Колдовать, думая, что это разрешено – неверие. Не учись колдовству». Если изучающие магию не внимут проповеди ангелов, и они несмотря ни на что захотят колдовать, то ангелы научат их этому».учёный Умар ан-Насафи рахматуллахи ‘алейхи, книга «‘Акаид»

Харут и Марут — это два ангела, обречённые на мучения от Всевышнего Аллаха и посланные людям в качестве испытания. Аллах отправил этих двух ангелов в колодец в Бабиле (Вавилоне) по двум причинам: для того, чтобы научить людей колдовству для испытания своих рабов. Если человек ради довольства Аллаха оставит занятия магией, не будет изучать колдовство, то будет достоин милости Всевышнего, получит свою награду. Если же человек изучит магию и будет колдовать, то станет обречённым на вечные страдания (кяфиром)[4].

Откровение

Коран

Уче­ние о бо­жест­вен­ном Откровении че­рез про­ро­ков (ну­був­ва) со­став­ля­ет од­но из центральных по­ло­же­ний дог­ма­ти­ки (в систематизированном изложении положений) ислама. Бог шлёт лю­дям по­слан­ни­ков, от­кры­вая через них свои та­ин­ст­ва и во­лю, на­прав­ляя на ведущий к спа­се­нию в раю ис­тин­ный путь (ас-сы­рат аль-му­ста­кым). Пророчество ка­са­ет­ся все­го ми­ра лю­дей и ду­хов. Со­глас­но Ко­ра­ну, каждому на­ро­ду был да­ро­ван хо­тя бы один по­слан­ник. Мис­сия ос­но­ва­те­ля ислама, Про­ро­ка Мухаммеда, об­ра­ще­на ко всем пле­ме­нам и на­ро­дам. Пророчество еди­но, но от­ли­ча­ет­ся нрав­ст­вен­но-пра­во­вы­ми и куль­то­во-об­ря­до­вы­ми нор­ма­ми. В Коране упоминается около 30 пророков, первым из ко­то­рых был Адам, а по­след­ним — «пе­чать про­ро­ков» Мухаммед. В их число ислам вклю­ча­ет основных персонажей Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та: Ада­ма, Ено­ха (Эзд­ра), Ноя (Нух), Ав­ра­ама (Иб­ра­хи­ма), Исмаила, Иса­ака, Иакова (Якуб), Иоси­фа (Юсуф), Мои­сея (Му­са), Давида (Дауд), Со­ло­мо­на (Су­лей­ман), За­ха­рию, Иоанна Крестителя (Яхйа). Среди про­ро­ков — так­же ге­рои до­ис­лам­ской аравийской ми­фо­ло­гии Худ и Са­лих. Ряд доисламских пророков вен­ча­ет ча­сто фигурирующий в Коране Иисус Христос (Иса ибн Мар­йам).

Бо­же­ст­вен­ное Откровение про­ро­кам обычно по­лу­ча­ет фор­му Пи­са­ний, об­щий ори­ги­нал ко­то­рых, по уче­нию ислама, веч­но хранится на не­бе­сах в «Святохранимой скрижали». Му­се бы­ла ни­спо­сла­на Тора, Дау­ду — Псалтирь, Исе — Евангелие, Му­хам­ме­ду — Коран. Со­глас­но му­сульманской бо­го­слов­ской док­т­ри­не, все прежние Писания не сохранили сво­ей ис­кон­ной чис­то­ты, со временем под­верг­лись ис­ка­же­ни­ям. Толь­ко Коран, восстанавливающий и до­вер­шаю­щий их, обе­ре­га­ем Бо­гом от по­доб­ной участи[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 И. Л. Алексеев, Д. Ю. Арапов, В. О. Бобровников, Т. К. Ибрагим; Т. Х. Стародуб (искусство). Ислам. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 марта 2023.
  2. Кратко об исламе. Азбука веры. Дата обращения: 9 марта 2023.
  3. Кратко о мировых религиях. Ислам. Правмир (26 апреля 2012). Дата обращения: 9 марта 2023.
  4. История Харута и Марута: обреченные на мучения. Islam today. Дата обращения: 10 марта 2023.