Медресе
Медресе́ (араб. مدرسة от дараса «учить») — в исламе религиозно-просветительское и учебное заведение, готовящее представителей мусульманской духовной элиты: богословов (улама) и законоведов (фукаха). В медресе можно было поступить после окончания мектеба (араб. мактаб — школа) или домашнего обучения. Главный предмет изучения в медресе — право шариата (фикх) в соответствии с учением одного или всех четырёх толков (мазхабов) того или иного направления ислама — суннизма или шиизма. Кроме права изучали Коран, Сунну, арабский язык, словесность и богословие (калам). Из светских дисциплин — математику, астрономию, медицину. Программ в медресе не было, обучение велось в форме лекций и диспутов. Медресе и библиотеки при них существовали на частные пожертвования — вакф[1].
История возникновения
Время и место возникновения медресе как самостоятельной организации остается предметом обсуждений. В первые века ислама религиозно-просветительские функции исполняла мечеть. Самое раннее упоминание о медресе встречается в описании пожара Бухары 937 года. Первые медресе появились на востоке мусульманского мира, в государстве Сельджукидов (XI—XII века) как реакция суннитов на создание в Египте очагов пропаганды шиизма — Дворцов мудрости (Дар аль-хикма) и Домов науки (Дар аль-илм). Прообразом медресе как государственного учреждения считается Дом мудрости (Байт аль-хикма), основанный в Багдаде халифом Харун ар-Рашидом (конец VIII — начало IX века), более известный как академия аль-Маамуна (813—833 годы). В его стенах переводились на арабский язык античные трактаты по философии, медицине, астрономии и механике[2].
Сохранился документ, датированный серединой XI века, в котором караханидский правитель приказал основать в Самарканде:
...мадрасу, которая станет местом собраний людей науки и религии и включит в себя мечеть, учебные классы, школу для обучения Корану, класс чтеца Корана… подсобные помещения, двор и сад.Мавераннахра Тамгач-хан
Позднее Низам аль-Мульк, визирь Сельджукидов, создал целую сеть медресе, в которых преподавали самые авторитетные учёные и факихи-правоведы, в том числе аль-Газали. По образцу таких «низамий» в середине XII века построили свои медресе египетский султан Салах ад-Дин (Саладин) и зангидский правитель Нур ад-Дин[1].
Архитектура
Первые медресе не имели жилых помещений. Кельи для преподавателей и студентов появились только во второй половине XI века. Позднее, в XII—XIII веках получил распространение тип медресе, подобный караван-сараям, госпиталям и ханакам (перс. хангах — обитель). Основой являлся квадратный или прямоугольный двор с садом и водоёмом посередине. По сторонам располагались учебные, молитвенные, жилые и хозяйственные помещения[1].
Для крупных медресе обычной была планировка с четырьмя сводчатыми помещениями (айванами), расположенными в центре каждой стороны двора. Более мелкие насчитывали от одного до трёх айванов. Айваны служили аудиториями и летними молельными. Жилые кельи располагались наверху либо между айванами. Учебные помещения, библиотека, вспомогательные службы устраивались по сторонам от входа или по углам. Такое устройство имеют сохранившиеся до наших дней аль-Мустансирийя в Багдаде, возведенная в 1227—1233 годах, и Чифте Минарели в Эрзуруме, датированная серединой XIII века.
В Сирии и Египте медресе XII—XIII веков нередко составляли единый комплекс с усыпальницей её основателя, например ан-Нурийя в Дамаске (1172 год) или медресе султана Хасана в Каире (1356—1363 года). В Магрибе строили камерные медресе с многоцветным декором дворовых фасадов и интерьеров (медресе Аттарин в Фесе, 1325 год).
При Тимуридах, Сефевидах, Османах медресе, подобно соборным мечетям, получили обращенные к центру города фасады с монументальными порталами и стали знаковыми сооружениями в составе столичных архитектурных ансамблей. Ярким примером является Регистан в Самарканде: медресе Улугбека (1417—1420 годы), Шир-Дор (1619—1635/1636 годы) и Тилля-Кари (1646—1647 годы).
В XVIII—XIX веках медресе сооружались без существенных изменений классических форм, например медресе Мухаммед Амин-хана в Хиве, возведенный в 1851—1854 годах. Во второй половине XX века мусульманские учебные заведения, продолжающие традицию медресе в обновленных формах, строятся в соответствии с современными архитектурными стилями: университет аль-Мустансирийя в Багдаде (1970-е годы), университетский городок близ Дохи (конец 1990-х — начало 2000-х годов)[2].
Особенности обучения
В медресе не было обязательной учебной программы, согласно которой велись бы занятия. Обучение строилось на изучении стандартного набора богословских трудов, а также трактатов по логике (мантыйк), законоведению (фикх) и математике. Арабский и персидский языки не преподавались как предметы, а усваивались в процессе изучения научных трудов. В отличие от светских учебных заведений, в традиционных медресе не было деления на классы, урок и учебный год. Обучение проходило в виде лекций и диспутов. Важное место отводилось каллиграфии[3].
Начиналось обучение с чтения и заучивания Корана. Параллельно шло изучение арабского языка и его литературного наследия, так как арабский был основным академическим языком исламского мира. После можно было приступать к изучению работ по астрономии, геометрии, исчислению и логике, которые способствовали формированию у обучающихся методологического мышления.
Литературное наследие в медресе было представлено сборниками стихов (диваны). Это было своеобразным отдыхом между изучением серьёзных дисциплин. Большой популярностью пользовались сборники персидского поэта Саади Ширази «Бустан» (Сад) и «Гулистан» (Розовый сад). Также к числу наиболее востребованных литературных произведений в медресе были «Диван» поэта Джами и «Маснави» поэта-суфия Джалаладдина Руми.
В перерывах между занятиями и после них устраивались поэтические конкурсы. Зачитывалось двустишие, наугад выбранное из сборника стихов. Необходимо было продолжить произведением, начинающимся с последней буквы предыдущего стихотворения. Так ученики развивали свою память. На таких конкурсах зачитывали до тысячи куплетов[4]
В период Нового времени медресе начали терять своё значение. Перечень изучаемых предметов, учебников и методика преподавания претерпели изменения только в конце XIX — начале XX века в связи с возникновением так называемого «нового метода» или джадидизма. В середине XX века медресе стали входить в состав университетов.
Медресе в России
В Российской империи медресе стали открываться только во второй половине XVIII века после издания Указа Святейшего Синода от 17 июня 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий…». В отличие от исламского мира, в России все медресе действовали при мечетях. Для их создания было достаточно наличие высокообразованного богослова и благотворителя. В Казани, Уфе, Оренбурге медресе действовали практически при всех приходах.
Кроме руководителя медресе — мударриса, право преподавания имели его помощники — хальфы. Обучение продолжалось несколько лет и завершалось экзаменами в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании. Наиболее выдающиеся обучающиеся (шакирды) могли продолжить образование в странах Ближнего Востока.
Финансирование медресе осуществлялось исключительно за счет пожертвований прихожан. Проживание шакирдов в период обучения в медресе было бесплатным. Деятельность медресе никак не регулировалась законами Российской империи. Попытки их контроля со стороны Министерства народного просвещения не имели успеха.
Во второй половине XIX — начале ХХ века, после введения джадидизма, обучение в медресе претерпевает изменение. Вводится вербальный метод обучения грамоте. Изучение арабского и персидского языка осуществляется по учебникам и словарям. Богословские дисциплины, фикха и логика становятся отдельными предметами.
С начала 1870-х годов в ряде медресе стали поощрять изучение русского языка. Такие медресе получали статус общеобразовательных учебных заведений. Их выпускники могли сдавать экзамены по курсу средней школы и поступать в университеты.
В начале 1920-х годов в силу агрессивной антирелигиозной пропаганды и упадка экономики после Гражданской войны медресе прекратили свою деятельность. С 1945 года в СССР действовали всего два медресе, где готовили кадры для советского мусульманского духовенства: Мири-Араб в Бухаре и Барак-хан в Ташкенте.
В 1990—2000-х годах медресе началось возрождение медресе. Сегодня медресе находятся в ведении местных Духовных управлений мусульман и имеют статус средних специальных религиозных учебных заведений. В них готовят имам-хатибов с правом проведения пятничных молитв, преподавателей основ ислама и арабского языка. В ряде медресе действуют женские отделения[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Медресе // Всемирная История : Энциклопедия. — 2021. — 26 ноября.
- ↑ 2,0 2,1 Бобровников В. О., Стародуб Т. Х. Медресе . Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Дата обращения: 7 октября 2024. Архивировано 15 апреля 2024 года.
- ↑ 3,0 3,1 Медресе // Татарская энциклопедия Tatarica. — 2024.
- ↑ Медресе // Академия Корана : Энциклопедия. — 2020. — 31 августа.
Ссылки
Как учились в медресе: что изучали, как играли, что читали?. Вестник Кавказа
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |