Шиизм

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Символ Звезды Ислама и Полумесяца Мекка

Шии́зм (араб. شيعة‎, [ˈʃiːʕa] «аш-шиа», букв. — сто­рон­ни­ки, пар­тия) — вто­рое по­сле сун­низ­ма круп­ное на­прав­ле­ние ислама. На­ча­ло шиизма складывается во 2-й пол. VII в.; ны­не при­вер­жен­цы со­став­ля­ют 10-15 % всех му­суль­ман[1]. В узком контексте это понятие обычно относится к двунадесятникам-шиитам, основному направлению в шиизме, которое преобладает в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане. Оно также широко распространено в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Кувейте, Пакистане, ОАЭ и юго-восточном Таджикистане.

Появление шиизма

В середине седьмого века на территории Ирака, среди арабских племен, преданных Али ибн Аби Талиба, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда[2], зародился шиизм. Это течение возникло из желания сторонников Али защищать уникальное право его потомков, алидов, на руководство общиной как посредников между божественным и человеческим мирами, обеспечивая духовную и политическую направленность. Куфа стала ключевым оппозиционным центром шиитского движения, и с течением времени шиизм распространился на территорию Ирана[3].

Разделение шиизма на течения

Двунадесятники

Это главное направление в рамках шиитской ветви ислама, которое наиболее популярно в странах, таких как Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан, а также имеет своих последователей в других регионах. Поклонники этого направления признают двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба своими духовными лидерами. Они верят, что двенадцатый имам исчез в раннем детстве после смерти своего отца в 873874 годах. Считается, что этот имам находится в скрытности, и его возвращение в качестве спасителя ожидают сторонники шиитов-двунадесятников в настоящее время. Согласно легендам, он должен появиться в Мекке у Каабы.

Зейдиты

В 730-х годах в шиизме возникло религиозно-политическое движение, связанное с Зейдом ибн Али, внуком Хусейна ибн Али. Под руководством омейядского халифа Хишама ибн Абдул-Малика Зейд начал восстание по призыву жителей Куфы. Исторические источники указывают на разные даты начала восстания (120122 годы по хиджре). Восстание быстро распространилось на Басру, Мадаин, Васит, Мосул и Хорасан. В Куфе число сторонников Зейда превышало 15 тысяч человек. Одним из ключевых лозунгов восстания была месть за имама Хусейна. Некоторые влиятельные личности оказали поддержку восстанию[4].

Иснаашариты

Иснаашариты — последователи двенадцати имамов, наиболее распространенные сторонники имамитского шиизма. Согласно их верованиям, после смерти пророка Мухаммеда откровения от Аллаха прекратились.

Хашимиты

Хашимиты — потомки полулегендарного мекканца Хашима ибн Абд Манафа из племени курайшитов, праотца пророка Мухаммеда; обобщенное название всех родственников Мухаммеда, включая Алидов и Аббасидов[5].

Отличия от суннитского ислама

Шиизм и суннитский ислам — два главных направления в исламе, которые разошлись после смерти пророка Мухаммеда в 632 году н. э. Разногласия возникли из-за вопроса о преемнике Мухаммеда (халифе).

Наследование власти

Сунниты считают, что халиф должен избираться всей мусульманской общиной. Первыми четырьмя праведными халифами были Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Шииты верят, что халифом должен быть только потомок пророка Мухаммеда и его жены Фатимы, двоюродный брат и зять пророка Али и его потомки (имамы).

Роль имамов

Сунниты не придают имамам особой роли в духовной жизни.

Шииты считают имамов непогрешимыми духовными лидерами, обладающими божественным знанием.

Численность

Сунниты составляют около 85 % всех мусульман. Шииты около 15 % всех мусульман[6].

Погребение у шиитов

Обряд погребения усопшего у мусульман называется джаназа.

Тело усопшего очищают, натирают благоухающими маслами, укладывают в пропитанный ароматными эфирными маслами белый саван и завязывают его у головы и стоп. Подбородок умершего фиксируют, руки выпрямляют, а глаза закрывают. Затем тело помещают на специальные катафалки для погребения, накрывают чёрным одеялом и несут так, чтобы голова указывала вперёд. Обычно процессия сразу же направляется на кладбище, и посещение мечети не является обязательным.

Перед захоронением духовный лидер читает молитву, чаще всего включая суру «Йа-син», и тело опускают в могилу, ориентируя лицо к Мекке, священному центру мусульманского мира. У шиитов принято проводить ритуал, когда женщины отрезают волосы и оставляют их на могиле. Мусульмане обычно не ставят памятников, вместо этого используют каменные надгробия в форме столбов.

Несмотря на то, что шииты во время ашуры проявляют глубокие эмоции, в обычных траурных церемониях они придерживаются мусульманских традиций и стараются избегать громких рыданий, порывов разорвать одежду или царапать лицо. Пророк Мухаммед учил, что плач родных причиняет страдания усопшему, поэтому проявление эмоций во время погребения среди мусульман не одобряется[7][8].

Праздники

Мусульмане-шииты, как и сунниты, отмечают[9]:

Кроме общих праздников, у шиитов есть и свои праздники:

  • день рождения имама Али (13 раджаба);
  • день рождения имама Хусейна (3 шабана);
  • день рождения имама Резы (11 зу-ль-каада);
  • день рождения имама Махди (15 шабана) (каркиан);
  • праздник Гадир Хумм, связанные с событием в местечке Гадир Хумм во время последнего паломничества пророка Мухаммеда.

Ашура

День Ашура является важным для всех мусульман, но его значение различается для суннитов и шиитов. Для суннитов это день, когда Всевышний создал Адама, а также день покаяния Адама, завершения Великого потопа и других важных событий. Для шиитов это в первую очередь день памяти имама Хусейна, который погиб в битве при Кербеле[10]. В этот день шииты проводят церемонии самобичевания в знак уважения к страданиям Хусейна. Детали этого ритуала включают удары кулаками в грудь, удары по спине цепью с лезвиями и некоторые даже надрезают себе кожу на голове.

Примечания

  1. Ибрагим Т.К. Шиизм // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2004.
  2. Ибрагим Т.К. Мухаммед. Большая российская энциклопедия (24 мая 2022). Дата обращения: 2023.06.26.
  3. Мирский Георгий. Шииты в современном мире // Россия и мусульманский мир. — 2006. — № 4. — С. 125-138.
  4. Ализаде А. А. Зейдитский мазхаб // Исламский энциклопедический словарь.. — М.: Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8..
  5. Кто такие сунниты и шииты. КоммерсантЪ (02.11.2023). Дата обращения: 26 мая 2024.
  6. Соотношение суннитов и шиитов в мире. Коммерсант.ру. Дата обращения: 22 июля 2025.
  7. Исламские законы о смерти и погребении (Islamic Laws of Death and Burial). — Мичиган: Ассоциация имама Махди Марджаи, Дирборн, 2021. — ISBN 978-0-9997877-5-5.
  8. Курбанова М.Б. Традиции поминания Фатимы-и-Захро шиитской общинной Бухары // ЭТНОС И КОНФЕССИЯ. материалы Восемнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. Санкт-Петербург, 2019. — 2019. — С. 102-104.
  9. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. — М.: Наука, 1985. — С. 69.
  10. Кушев В. В. Карбала // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука,, ГРВЛ, 1991. — С. 133. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2..