Шиизм
Шии́зм (араб. شيعة, [ˈʃiːʕa] «аш-шиа», букв. — сторонники, партия) — второе после суннизма крупное направление ислама. Начало шиизма складывается во 2-й пол. VII в.; ныне приверженцы составляют 10-15 % всех мусульман[1]. В узком контексте это понятие обычно относится к двунадесятникам-шиитам, основному направлению в шиизме, которое преобладает в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане. Оно также широко распространено в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Кувейте, Пакистане, ОАЭ и юго-восточном Таджикистане.
Появление шиизма
В середине седьмого века на территории Ирака, среди арабских племен, преданных Али ибн Аби Талиба, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда[2], зародился шиизм. Это течение возникло из желания сторонников Али защищать уникальное право его потомков, алидов, на руководство общиной как посредников между божественным и человеческим мирами, обеспечивая духовную и политическую направленность. Куфа стала ключевым оппозиционным центром шиитского движения, и с течением времени шиизм распространился на территорию Ирана.
Разделение шиизма на течения
Двунадесятники
Это главное направление в рамках шиитской ветви ислама, которое наиболее популярно в странах, таких как Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан, а также имеет своих последователей в других регионах. Поклонники этого направления признают двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба своими духовными лидерами. Они верят, что двенадцатый имам исчез в раннем детстве после смерти своего отца в 873—874 годах. Считается, что этот имам находится в скрытности, и его возвращение в качестве спасителя ожидают сторонники шиитов-двунадесятников в настоящее время. Согласно легендам, он должен появиться в Мекке у Каабы.
Зейдиты
В 730-х годах в шиизме возникло религиозно-политическое движение, связанное с Зейдом ибн Али, внуком Хусейна ибн Али. Под руководством омейядского халифа[3] Хишама ибн Абдул-Малика Зейд начал восстание по призыву жителей Куфы. Исторические источники указывают на разные даты начала восстания (120—122 годы по хиджре). Восстание быстро распространилось на Басру, Мадаин, Васит, Мосул и Хорасан. В Куфе число сторонников Зейда превышало 15 тысяч человек. Одним из ключевых лозунгов восстания была месть за имама Хусейна. Некоторые влиятельные личности оказали поддержку восстанию.
Иснаашариты
Иснаашариты — последователи двенадцати имамов, наиболее распространенные сторонники имамитского шиизма. Согласно их верованиям, после смерти пророка Мухаммеда откровения от Аллаха прекратились.
Хашимиты
Хашимиты — потомки полулегендарного мекканца Хашима ибн Абд Манафа из племени курайшитов, праотца пророка Мухаммеда; обобщенное название всех родственников Мухаммеда, включая Алидов и Аббасидов[4].
Отличия от суннитского ислама
Шиизм и суннитский ислам — два главных направления в исламе, которые разошлись после смерти пророка Мухаммеда в 632 году н. э. Разногласия возникли из-за вопроса о преемнике Мухаммеда (халифе).
Наследование власти
Сунниты считают, что халиф должен избираться всей мусульманской общиной. Первыми четырьмя праведными халифами были Абу Бакр, Умар, Усман и Али.
Шииты верят, что халифом должен быть только потомок пророка Мухаммеда и его жены Фатимы, двоюродный брат и зять пророка Али и его потомки (имамы).
Роль имамов
Сунниты не придают имамам особой роли в духовной жизни.
Шииты считают имамов непогрешимыми духовными лидерами, обладающими божественным знанием.
Численность
Сунниты составляют около 85 % всех мусульман. Шииты около 15 % всех мусульман[5].
Погребение у шиитов
Тело усопшего очищают, натирают благоухающими маслами, укладывают в пропитанный ароматными эфирными маслами белый саван и завязывают его у головы и стоп. Подбородок умершего фиксируют, руки выпрямляют, а глаза закрывают. Затем тело помещают на специальные катафалки для погребения, накрывают чёрным одеялом и несут так, чтобы голова указывала вперёд. Обычно процессия сразу же направляется на кладбище, и посещение мечети не является обязательным.
Перед захоронением духовный лидер читает молитву, чаще всего включая суру «Йа-син», и тело опускают в могилу, ориентируя лицо к Мекке, священному центру мусульманского мира. У шиитов принято проводить ритуал, когда женщины отрезают волосы и оставляют их на могиле. Мусульмане обычно не ставят памятников, вместо этого используют каменные надгробия в форме столбов.
Несмотря на то, что шииты во время ашуры проявляют глубокие эмоции, в обычных траурных церемониях они придерживаются мусульманских традиций и стараются избегать громких рыданий, порывов разорвать одежду или царапать лицо. Пророк Мухаммед учил, что плач родных причиняет страдания усопшему, поэтому проявление эмоций во время погребения среди мусульман не одобряется[6].
Праздники
Мусульмане-шииты, как и сунниты, отмечают[7]:
- день рождения пророка Мухаммеда (12 раби-уль-авваля);
- ночь его вознесения на небо и начало его пророческой миссии (с 26 на 27 раджаба);
- ураза-байрам (1 шавваля);
- праздник жертвоприношения курбан-байрам (10 зу-ль-хиджжа);
- пост в месяце рамадан.
Кроме общих праздников, у шиитов есть и свои праздники:
- день рождения имама Али (13 раджаба);
- день рождения имама Хусейна (3 шабана);
- день рождения имама Резы (11 зу-ль-каада);
- день рождения имама Махди (15 шабана) (каркиан);
- праздник Гадир Хумм, связанные с событием в местечке Гадир Хумм во время последнего паломничества пророка Мухаммеда.
Ашура
День Ашура является важным для всех мусульман, но его значение различается для суннитов и шиитов. Для суннитов это день, когда Всевышний создал Адама, а также день покаяния Адама, завершения Великого потопа и других важных событий. Для шиитов это в первую очередь день памяти имама Хусейна, который погиб в битве при Кербеле[8]. В этот день шииты проводят церемонии самобичевания в знак уважения к страданиям Хусейна. Детали этого ритуала включают удары кулаками в грудь, удары по спине цепью с лезвиями и некоторые даже надрезают себе кожу на голове.
Примечания
- ↑ Ибрагим Т.К. Шиизм // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2004.
- ↑ Ибрагим Т.К. Мухаммед . Большая российская энциклопедия (24 мая 2022). Дата обращения: 2023.06.26.
- ↑ Павел Жуков. Омейядский халифат: Суфьяниды и борьба за власть . Дилетант (3 марта 2024).
- ↑ Кто такие сунниты и шииты . КоммерсантЪ (02.11.2023). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ Почему мусульмане разделились на шиитов и суннитов . Рамблер (5 сентября 2017).
- ↑ Шииты . Ритуал. Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. — М.: Наука, 1985. — С. 69.
- ↑ Битва при Кербеле . Azan. Дата обращения: 26 мая 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |