Каллиграфия

Материал из «Знание.Вики»

Каллигра́фия (греч. καλλιγραφία) — одна из отраслей изобразительного искусства.

Неформально каллиграфия называется искусством красивого письма[1]. Это дизайн и выполнение надписей с помощью пера, кисточки для туши или другого инструмента для письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»[1].

История письменности — это история эволюции эстетических концепций, которые развиваются в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства[2]. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, от руки или алфавит.

Современная каллиграфия весьма разнообразна — от повседневных рукописных надписей на почтовых открытках до высокого искусства, в котором выражение рукописного знака не всегда приводит к четким буквенным формам[1]. Классическая каллиграфия существенно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы исторически сформировались в такие формы, но в то же время они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент написания.

В настоящее время каллиграфия существует в основном в виде пригласительных билетов и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Инструменты

Ручки и кисти

Серебряный набор для каллиграфии с орнаментом. Османский период 18-19 веков. Выставлен в Музее турецкого и исламского искусства.

Основными инструментами каллиграфа являются перо и кисть. Ручки, используемые в каллиграфии, могут иметь кончики, которые могут быть плоскими, круглыми или заостренными. Для некоторых декоративных целей могут использоваться ручки с несколькими наконечниками (стальные кисти). Однако работы также были созданы с помощью фломастеров и шариковых ручек, хотя в этих работах не используются угловые линии. Существуют некоторые стили каллиграфии, такие как готический шрифт, для которых требуется перо с заглушкой. Распространенными каллиграфическими инструментами являются:

  • Перо
  • Dip Ручка (погружная ручка с держателем)
  • Кисть для рисования тушью
  • Калам (разновидность тростникового пера)
  • Авторучка
  • Точеный маркер

Более современными инструментами могут быть фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, фудэпэн (гибрид ручки и кисти) и другие письменные принадлежности.

Чернила также бывают разных видов, чернила на водной основе обычно менее вязкие, чем масляные, которые используются при печати. Помимо чернил, в некоторых случаях используется художественная тушь или разведённая чернильная паста[3].

Бумага для каллиграфии должна быть плотной и хорошо впитывать жидкость. Плотность тренировочной бумаги для каллиграфии должна быть в пределах 90-120 г/м²[3].

История каллиграфии

Термин «каллиграфия» происходит от греческого и может быть разделен на две части. Первая — kallos, что означает «красота», и graphein, что означает рисунок или метод письма.

Некоторые считают, что каллиграфия возникла у финикийцев, то есть примерно в 1200 году до нашей эры. Считается, что греки переняли идеи, а затем передали их римлянам. Римляне ещё больше развили эту технику, что сделало её доступной более широкому сообществу. Римляне писали на длинных рулонах бумаги, используя тростниковые или гусиные ручки, которые можно было макать в чернила.

Греческая рукопись унциальная 4-го века.

Позже была разработана латинская письменность, и формы каллиграфии изменились с квадратных заглавных букв на более скорописный шрифт, что привело к появлению округлых и рыхлых букв, известных как унциальный шрифт, который был обнаружен в европейских рукописях IV—VIII веков. Считается, что римские квадратные заглавные буквы оказали большое влияние на развитие исторического письма.

Красота и значимость усовершенствованного унциального письма заключались в точности, а также в геометрии. Можно сказать, что это отражение культуры и архитектуры того времени. Христианские церкви также использовали западный тип каллиграфии для копирования библейских текстов. Продолжая историю, с эпохи Возрождения до наших дней произошло много изменений в письменности и стилях. Другие считают, что каллиграфия возникла у китайцев во времена династии Шан.

Иногда это может начинаться в очень раннем возрасте, а затем на совершенствование уходит целая жизнь, как, например, у исламских мастеров и их учеников. Итак, это был навык, которому обучали и который перенимали из поколения в поколение. Одним из наиболее важных изобретений, оказавших большое влияние на развитие каллиграфии и письменности, был печатный станок. Изобретенный немцем по имени Иоганн Гутенберг печатный станок[4] позволял печатать страницы за очень короткое время, что оставляло переписчика в растерянности, поскольку они не могли конкурировать. Новый виток технического прогресса в области машинописной техники — изобретение компьютеров — возвратил индивидуальности почерка былое величие. Шрифты оставались стандартными, но теперь их выбирали по собственному вкусу и усмотрению.

Среди тех, кто оказал влияние на современную эпоху каллиграфии, Эдвард Джонстон, британский преподаватель каллиграфии, оказавший большое влияние на развитие каллиграфии в Германии и Англии и признанный инициатором возрождения современной каллиграфии. Другой человек — Рудольф Кох, немецкий профессор, шрифтовой дизайнер и каллиграф, известный своими шрифтами, такими как Kabel и Neuland. Оба этих человека считались «отцами современной каллиграфии»[5].

Восточноазиатская каллиграфия

Одной из самых интересных сторон данного искусства является азиатская каллиграфия. В этих странах используются идеографические виды письменности (письменность выраженная не буквами, а знаками). В эту группу входят Китай, Корея и Япония в первую очередь.

Китайская каллиграфия Цзинь Чжана, сто изображений золотых рыбок, 1909.

Здесь знаки, которые были созданы сотни лет тому назад, находятся до сих пор в обиходе, и сама культура каллиграфии возведена в ранг «национальной достопримечательности». С давних лет люди уделяли внимание этому искусству, долгие годы постигали нюансы и грани творчества, посвящали жизнь письму. В Китае, например, этот утонченный вид искусства был первым представителем в своем роде. Его для дальнейшего сохранения традиций и техник теоретизировали и возвели, можно сказать, в науку[6].

Ещё одним подтверждением того, что для азиатских стран каллиграфия — одна из основных веток культуры, является подход к занятию этим делом. Если другие страны использовали в основном перья (и очень редко альтернативные предметы для письма), то здесь использовалась тушь и кисти, что усложняло процесс и не давало права на ошибку.

Различные инструменты и техники отличались от местности к местности на протяжении всей истории. Некоторые каллиграфы использовали для письма собственные волосы, как, например, японские каллиграфы древности[7]. Говорят, что каллиграфы Персидской империи использовали в качестве ручек обрезанный тростник, кончик которого был вырезан по-разному для создания определённого стиля письма. Сегодня у нас есть красивые каллиграфические ручки с различными металлическими наконечниками.

Арабская каллиграфия

Арабская каллиграфия (араб. الخط العربي‎‎) занимает особое место в исламском искусстве и первоначально возникла на базе переписывания Корана. По этой причине написанное слово само по себе получило сакральный смысл. По словам Кази-Ахмеда ибн Мирмунши аль-Хуссейна, «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие средневековые правители брали на себя обет сделать копию Корана, но для этого им необходимо было постичь азы каллиграфии. В IX веке багдадские халифы стали собирать обширные библиотеки и строить специальные центры (араб. دار الحكمة‎‎ «Дар аль-хикма» — дом мудрости), в которых трудились переводчики и переписчики. Благодаря этому в XIII в. в Багдаде и Каире были библиотеки в несколько десятков тысяч книг. После перехода с пергамента на бумагу большое число мастеров стало заниматься копированием Корана, переводами с греческого, пехлевийского и коптского языка книг по истории, медицине. В некоторых книгах уже содержались рисунки и географические карты. Позднее появились поэтические сборники, диваны (генеалогические своды) и другие сочинения арабских авторов[8].

Особенности

Коран прямо запрещает людям изображать людей, животных или Аллаха, потому что считается, что поклоняться Аллаху через картину означает поклонение картине, а не Аллаху, что считается идолопоклонством и уподоблением неверующим. Аналогичное правило распространяется и на изображения любого другого существа, даже не относящегося к религии, практически по той же причине. Однако писать каллиграфии слова, складывающиеся в их изображения, разрешается. Так появились шамаили.

Неизвестный мастер, нач. XX в. Шамаиль. Стекло, фольга, роспись маслом. Выставка «Шамаиль. Искусство письма». Национальная художественная галерея «Хазинэ», Казань.

Шамаиль — своеобразный феномен мусульманской культуры, важная часть религиозно-эстетического сознания, вид изобразительного искусства. Шамаиль обычно представляет собой картину с изображением мусульманских святынь, мест паломничества с назидательными каллиграфическими надписями либо художественно выполненную надпись с именем Аллаха или цитатой из Корана.

Каллиграфические стили

Сначала арабы пользовались стилем хиджази. Постепенно стали вырабатываться новые почерки, большинство которых было вариантами «великолепной шестёрки». Великолепная шестерка — это шесть канонических почерков, среди которых насх (араб. الخط النسخ‎‎, al-Ḫaṭṭ an-nasḫ), мухаккак, сульс (араб. الخط الثُلُث‎‎, al-Ḫaṭṭ al-Ṯuluṯ), рукаа (араб. الخط الرقعة‎‎, al-Ḫaṭṭ al-ruq’ah), райхани и тауки. Каждый из почерков применялся в определённой сфере. Так, например, почерком дивани (араб. ديواني‎) писали дипломатические документы, почерк рикаа использовался в быту, а почерком насталик (араб. تعليق‎‎) писали комментарии к Корану. Созданное на базе хиджази куфическое письмо (араб. الخط كوفي‎‎, al-Ḫaṭṭ al-kufi) до сих пор используется в архитектуре и декоративном искусстве[8].

Стиль почерка зависел от разных причин. Значение имели место и время написания, мастер, и даже цвет чернил. Некоторые каллиграфы для написания копий Корана использовали только те чернила, которые побывали в Мекке. С распространением в мусульманском мире книги наиболее популярными стали скорописные стили почерка. Большинство манускриптов позднего времени были написано почерком рукаа[8].

Европейская каллиграфия

Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны ещё в античности. Ранние алфавиты появились во втором тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский алфавит. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов.

Евангелие из Линдисфарна.

Распространение христианства дало толчок искусству каллиграфии в Европе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII—IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства[9].

Существовало также готическое письмо, представляющее каллиграфию и давшее начало готическим шрифтам в латинице, и уставное письмо, из которого развились славянские шрифты в кириллице.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Международная выставка каллиграфии. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  2. Дирингер, Давид. Алфавит: Ключ к истории человечества, / 3-е изд. Том 1. — Hutchinson & Co. Лондон., 1968. — 350 с.
  3. 3,0 3,1 Кыбукевич С. С. Техника каллиграфии и используемые материалы // StudNet. — 2020. — № 11. — С. 107—114.
  4. Почему Иоганн Гутенберг — отец книгопечатания?. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  5. Возрождение каллиграфии 1906 – 2016. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  6. Фэн Ш. Развитие китайской каллиграфии: Историко-культурный аспект // Общество: философия, история, культура. — 2023. — № 8. — С. 117—221.
  7. Зуева П. А. Каллиграфия в диалоге западноевропейской и японской культур // Евразийский форум. — 2012. — № 1. — С. 187—199.
  8. 8,0 8,1 8,2 Ольга Бибикова. Исламское (мусульманское) искусство. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  9. Евангелие из Линдисфарна. Дата обращения: 8 декабря 2023.