Курбан-байрам

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»


Курбан-байрам
Кавурма — мясная еда, которая подаётся во время Курбан-байрама (Ид аль-Адха) и почти всегда готовится из мяса принесённого в жертву животного
Кавурма — мясная еда, которая подаётся во время Курбан-байрама (Ид аль-Адха) и почти всегда готовится из мяса принесённого в жертву животного
Тип Мусульманский
Иначе ‘Ид аль-адха
Значение Кульминация хаджа
Установлен Пророк Мухаммад
Отмечается Мусульманами
В период с 10-го Зуль-Хиджа
Празднование Мечеть
Традиции

Праздничная молитва,

приветствие,
жертвоприношение
Связан с Хадж, история пророка Ибрахима

Курба́н-байра́м или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى‎, ‘Īd ’al-’Aḍḥā — праздник жертвенного приношения) — значимое событие в исламской традиции. Праздник завершается хаджем и отмечается спустя 70 дней после Ураза-байрам, приходящееся на 10-й день месяца Зуль-хиджа. Курбан-байрам празднуется в честь жертвы, принесённой пророком Ибрахимом, который высоко ценится в исламе. Конкретное время проведения варьируется по разным странам в соответствии с григорианским календарём[1][2][3].

Происхождение праздника

Жертвоприношение Ибрахима. «Тимуридская антология», Шираз, 1410—1411 гг. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.

Согласно Корану (Сура 37 «Ас-Саффат», аяты 98—108), Ибрахим (Авраам) увидел в своём сне, что должен принести в жертву своего сына, дарованного Аллахом в ответ на его мольбы. В Коране не указывается имя сына, однако в исламских преданиях это, как правило, старший сын от египтянки Хаджар (Агарь) — Исмаил (Измаил). В противоположность этому, Библия указывает другого сына Ибрахима — Исхака (Исаака) от его супруги Сары[4]. Ибрахим рассказал о своём сне сыну, и тот безропотно подчинился воле Аллаха, говоря: «Отец мой, делай, что велено тебе; ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, терпеливым», в переводе Игнатия Крачковского[4].

Когда Ибрахим положил сына для принесения в жертву, услышал воззвание Аллаха: "И (в этот момент Мы воззвали к нему): «О, Ибрахим, (остановись)! Ты уже выполнил повеленное, и доказал истинность своего сна». Аллах Всевышний даровал ему барана, которого он и принёс в жертву вместо сына. Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельных! Посему, это — явное испытание (показывающее истину веры человека)[4].

Согласно преданиям, Ибрахим, следуя воле Аллаха, отправился в долину Мина, где сейчас находится Мекка, и приступил к подготовке. Его сын, преданный и покорный, не сопротивлялся, хотя и плакал, молясь. Однако Бог сделал так, что нож не смог причинить вреда. Нож не прорезал сына, и жертва была заменена бараном, даруя Ибрахиму долгожданное облегчение[4].

Название праздника

Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы». В русском языке это название трансформировалось в курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Первая часть данного названия представляет собой арабское слово курбан, что означает жертва (другой вариант — забих), а вторая часть — тюркское слово байрам (праздник). Это наименование используется в различных языках, особенно в тюркских языках. Иногда вместо слова байрам употребляют аид (от араб. عيد‎ — праздник‎)[5].

В исламе курбаном называется всё, что сближает человека с Всевышним, а ритуальное принесение жертвы животного в праздничный день символизирует духовное стремление к Богу[6].

Праздник Жертвоприношения выступает важнейшей частью хаджа к священной Мекке. В преддверии этой знаменательной даты паломники поднимаются на гору Арафат, а непосредственно в день Жертвоприношения они осуществляют ритуальное метание камней и проводят таваф, что представляет собой семикратный обход священной Каабы[5].

Об обряде жертвоприношения

  • Мухаммед изрёк: «Воистину, Аллах повелел делать всё хорошо, и если вы убиваете, делайте это наилучшим образом. Когда будете забивать животное, сделайте это как можно лучше и наточите свои ножи, чтобы избавить животное от страданий»[7].
  • Мухаммед изрёк: «Запрещается приносить в жертву четыре вида животных: одноглазое с явным изъяном, больное с очевидной болезнью, хромое с явной хромотой и истощённое со значительной слабостью»[8].
  • Мухаммед сказал: «Велика награда за твоё жертвоприношение, припасённая для тебя у Господа!»[9].
  • Мухаммед сказал: «О люди! Для одной семьи раз в году необходимо принести жертву Удхия[10] и Атира[11]»[12].
  • Джабир ибн Абдуллах поведал: «Я совершал праздничную молитву вместе с посланником Аллаха в день жертвоприношения. После завершения молитвы он привёл барана, которого собирался принести в жертву, и сказал: „С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех из моей уммы, кто не смог принести жертву“»[13].
  • Ибн Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха прошёл мимо человека, точившего нож, держа ногу на морде овцы, пока она смотрела на него. Пророк спросил его: „Почему ты не наточил нож прежде, чем повалить её на землю? Неужели ты хочешь убить её дважды?“»[14].

Даты праздника

Исламский календарь включает 12 лунных месяцев и охватывает примерно 354 дня, что на 10-11 дней короче солнечного года. Поэтому даты исламских праздников меняются каждый год относительно григорианского календаря[15].

Точная дата Курбан-байрама варьируется в зависимости от местных традиций: большинство стран следуют указаниям Верховного суда Саудовской Аравии, который определяет дату на основе появления молодой Луны на небе незадолго до этого[15]. В Бангладеш, Индии и Пакистане по-своему определяют, когда наступит праздник, не полагаясь на саудовские указания. Луну там наблюдают самостоятельно, из-за чего иногда Курбан-байрам отмечается в иной день (например, в 2017 году он прошёл на сутки позже, чем в других странах)[15].

День перед Курбан-байрамом зовётся День Арафат. В этот день паломники в хадже находятся в долине Арафат. Остальным мусульманам желательно соблюдать пост в этот день поститься[16][17].

Празднование

Панорама в 12 складок, показывающая мусульман, возвращающихся из их мечетей после молитв Курбана-байрама в Могольской империи

Во время проведения Курбан-байрама верующим предписано совершать ритуальное омовение и облачаться в чистую, праздничную одежду. Произносится праздничный такбир, который звучит так: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ля илаха илля Ллаху ва-Ллаху акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллахи-ль-хьамд. Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллахи касьиран ва-субхьана-Ллахи букратан ва-асъила»[18]. Такбир зачастую повторяется во время утреннего похода к мечети.

В стенах мечети проводится торжественная молитва, после которой следует проповедь-хутба. Обычно она начинается с восхвалений Аллаха и Мухаммеда, затем освещается происхождение хаджа и значение ритуала жертвоприношения. Искусный имам-хатыб часто оформляет проповедь в виде рифмованной прозы[19].

Жертва

Жертвенным животным может быть овца. Возраст её должен быть не меньше полугода (по шафиитскому мазхабу — полного года), и она обязана быть здорова и не иметь изъянов. Также быка или корову, которым исполнилось два года, верблюда, которому исполнилось пять лет. Если есть такая возможность, желательно принести в жертву одну овцу или барана за человека — не более чем от семи человек, но также допустимо принести одну овцу за всю семью. Существует также обычай жертвоприношения за умерших, если они оставили подобное пожелание. Одна семья обычно приносит в жертву одного барашка[6]. Поэтому не допускается приносить в жертву хромых, слепых либо больных животных, а также тех, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Желательно разделить мясо на три части: одна для своей семьи, другая — для бедных среди соседей и родственников, и треть — для милостыни нуждающимся[20].

Шкуры жертвенных животных часто передаются в мечеть. Мясо животных варят и употребляют за общей трапезой, куда может приходить любой мусульманин, обычно во главе стола находится имам. В день жертвоприношения традиционно готовятся разнообразные мясные блюда в соответствии с местной кухней, с использованием различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется декорированию стола и приготовлению многочисленных сладостей. Родственникам и близким друзьям стараются делать подарки в праздничные дни. После праздника обычно навещают родных и знакомых, так как такое посещение считается благословенным и важным[21].

Пророк Мухаммед настоятельно рекомендовал мусульманам совершать жертвоприношения. Аиша передала его слова: «Самое желанное дело для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на весах добрых дел со всеми своими рогами, шерстью и копытами. Пролитая в этот день кровь достигает Аллаха быстрее, чем падает на землю. Поэтому очищайте этим свои души»[22].

Празднование дня жертвоприношения начинается с раннего утра, даже если это происходит не в Мекке. На рассвете мусульмане идут в мечеть для утренней молитвы, предварительно совершив ритуальное омовение-гусль, и надевают новую и чистую одежду, по возможности наносят на себя благовония. Перед началом молитвы еды лучше избегать. После завершения утренней молитвы мусульмане возвращаются домой, а затем направляются в мечеть или на специально выделенную территорию (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу)[23].

Сразу после праздничной молитвы мусульмане, которые могут совершить жертвоприношение, делают это. Любой простой мусульманин может произнести короткую фразу над жертвой: «Бисмиллах, Аллах Акбар», что означает «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Перед тем как закалывать барана, его обязательно укладывают на землю так, чтобы голова была направлена в сторону Мекки[24].

Ибн Аббас также рассказывал о жертвоприношении Пророка Мухаммеда: «Он оставлял треть мяса для семьи, треть раздавал бедным соседям, а треть дарил нуждающимся». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и дары делились на треть для себя, треть для семьи и треть для бедных»[25].

Нельзя платить мяснику, который забивал животное, его мясом. Однако ему можно дать часть мяса в качестве подарка, если он беден, но не в качестве платы. Тот, кто принёс жертву, не имеет права продавать что-либо из жертвенного животного — ни мясо, ни шкуру, но может использовать шкуру[26].

Жертвоприношение совершается непосредственно после утренней праздничной молитвы и может продолжаться до заката солнца на третий день (по ханафитскому мазхабу) или до окончания четвёртого дня (по шафиитскому мазхабу). Считается, что наилучшее время для принесения жертвы — первый день[27].

Выходные и праздничные дни

В государствах, где ислам признан государственной религией, Курбан-байрам является праздничным событием, которое празднуется на протяжении от 4 до 5 дней, в Турции и Катаре — на протяжении 10 дней, а в Саудовской Аравии — две недели[15][28]. В странах таких как Гана, Нигерия, Уганда[28] и в Узбекистане[29] Курбан-хайит отмечают в течение трёх дней.

Курбан-хайит объявлен официальным праздничным днём в таких республиках РФ, как Адыгея[30], Башкортостан[31], Дагестан[30], Ингушетия[30], Кабардино-Балкарская Республика[30], Карачаево-Черкесская Республика[30], Республика Татарстан[32], Чечня[30]. Начиная с 2014 года, российским военнослужащим-мусульманам, не выполняющим боевые задачи, предоставляется специальный выходной для посещения мечети во время празднования Курбан-байрама[33]. Кроме того, в Крыму этот день также отмечается как государственный праздник.[34].

Поздравления

В день жертвоприношения принято посещать друзей и родственников, обмениваясь приветствиями и пожеланиями. Мусульмане традиционно приветствуют друг друга с праздником следующими фразами[35]:

  • 'Ид мубарак (араб. عيد مبارك‎) — Благословенного праздника!
  • 'Иду-кум мубарак (араб. عيدكم مبارك‎) — Пусть ваш праздник будет благословлённым!
  • 'Ид аль-Адъхьа мубарак (араб. عيد الأضحى مبارك‎) — Благословение на праздник жертвоприношения!
  • Такъаббаля-Ллаху минна ва-мин-кум (араб. تقبل الله منا ومنكم‎) — Пусть Аллах примет от нас и вас!
  • Такъаббаля-Ллаху минна ва-мин-кум съалихьу ль-а’маль (араб. تقبل الله منا ومنكم صالح الاعمال‎) — Пусть Аллах примет от нас и вас праведные поступки!

Протесты против проведения праздника

В последнее время, в некоторых странах, где ислам не является основной религией, проведение праздника Курбан-байрам сталкивается с негативной реакцией со стороны правоохранительных организаций, политиков, деятелей культуры и местных жителей, опасающихся возможного вредного влияния на психику детей, которые становятся свидетелями ритуальных убоев животных. Основное недовольство вызывает практика забоя животных и выбор мест для проведения этих обрядов.

  • В 2003 году британские правительственные советники настояли на немедленном запрете религиозных методов убоя, применяемых мусульманами и иудеями. Эти методы практически идентичны: животному перерезают горло и ждут, пока вытечет кровь. Организация Farm Animal Welfare Council, занимающаяся контролем использования, продажей, транспортировкой и убоем скота и предоставляющая отчёты правительству Великобритании о случаях жестокого обращения с животными, считает, что методы убоя, предписанные мусульманскими канонами и кашрутом, крайне жестоки и вызывают значительные страдания у овец, коз и крупного рогатого скота[36].
  • В 2005 году глава организации «Центр защиты прав животных ВИТА» отправила письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, выразив несогласие с публичными жертвоприношениями на мусульманском празднике «Курбан-байрам», которые проходили в московской мечети на улице Хачатуряна[37]. В 2006 году, отреагировав на многочисленные обращения горожан, в столице ввели ограничение на публичные жертвоприношения, позволив каждой мечети забивать лишь одно животное[38].
  • В 2010 году видные фигуры российского телевидения, кинематографа и эстрады (Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Виктор Гусев и другие) направили открытое письмо мэру столицы Сергею Собянину, с просьбой урегулировать проведение жертвоприношений на Курбан-байрам.

Нас глубоко беспокоит ситуация, складывающаяся в последние годы в Москве. Во время праздника Курбан-байрам в различных районах города происходит публичный забой жертвенных животных, что вынуждены наблюдать многие жители, включая детей.

В ответ градоначальник пообещал разобраться с вопросом организации исламских праздников, исключив жестокие сцены[39]. Один из имамов, Шамиль Аляутдинов из Мемориальной мечети на Поклонной горе, комментируя проведение праздника в 2010 году, заявил, что на улицах столицы не происходило забоев жертвенных животных, и ни один медийщик не нашёл следов уличных ритуалов[39].

Примечания

  1. «Курба́н-байра́м, Курба́н-байра́ма (мусульманск. праздник)» — Агеенко Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка. — М.: Издательство «Мир и Образование», 2010.
  2. «Курба́н-байра́м, Курба́н-байра́ма; м. [тюркск. от араб. kurban — жертва, причастие] [с прописной буквы]. Мусульманский весенний праздник жертвоприношения.» — Большой толковый словарь русского языка. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998
  3. Курба́н-байра́м Архивная копия от 30 марта 2019 на Wayback Machine // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс „Академос“» Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Краткое сказание о том, как Ибрахим хотел принести в жертву своего сына Исмаила. Islamdag.ru (14 октября 2013). Дата обращения: 6 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 История и традиции исламского праздника жертвоприношения Курбан-байрам. Рамблер (28 июня 2023). Дата обращения: 6 октября 2024.
  6. 6,0 6,1 Аляутдинов Ш..
  7. Муслим, «Сахих» 3/1955
  8. Сборники хадисов Ахмада (4/284), Абу Дауда (2802) и ат-Тирмизи (1/283)
  9. Сборники хадисов аль-Баззара (2/182), Ибн Хиббана (963) и Абд ар-Раззака ас-Санани (8830)
  10. Удхия — это жертвоприношение, совершённое в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа).
  11. Атира — это ритуальное жертвоприношение, совершавшееся арабами-язычниками в период невежества (джахилии) в последние десять дней месяца Раджаб, которое было разрешено в ранние годы Ислама, но позднее отменено.
  12. Сборники хадисов Абу Дауда (2788), ат-Тирмизи (1518), ан-Насаи (4235) и Ибн Маджа (3125)
  13. Сборники хадисов Абу Дауда (2810), ат-Тирмизи (1521), Ахмада (3/356)
  14. Сборник хадисов ат-Табарани
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Gabriele Kahlout. When is Eid al-Adha 2017?. September 1 has been confirmed to be the first day of Eid al-Adha 2017, after moon sighting on August 22. (англ.). Аль-Джазира (22 августа 2017). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 1 сентября 2017 года.
  16. ас-Суюти Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. — Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. — С. 316.
  17. Аляутдинов Шамиль.
  18. Всё о празднике Курбан-байрам. Дата обращения: 9 ноября 2011. Архивировано 10 января 2014 года.
  19. Всё о празднике Курбан-байрам. Islamdag.ru (12 сентября 2016). Дата обращения: 6 октября 2024.
  20. Жертвоприношение по поводу рождения ребёнка. Islamdag.ru (23 марта 2011). Дата обращения: 6 октября 2024.
  21. Как правильно совершить жертвоприношение (курбан). islamdag.ru (16 июня 2024). Дата обращения: 6 октября 2024.
  22. Ценность и значимость жертвоприношения в Исламе. Islamdag.ru (8 сентября 2016). Дата обращения: 6 октября 2024.
  23. Всё о празднике Курбан-байрам. Islamdag.ru (15 июня 2024). Дата обращения: 6 октября 2024.
  24. Курбан-байрам - мусульманский праздник жертвоприношения. Справка. РИА новости (25 октября 2012). Дата обращения: 6 октября 2024.
  25. Священные месяца, дни и ночи. akmechet.kz. Дата обращения: 6 октября 2024.
  26. Обряд жертвоприношения (Курбан). darulfikr.ru (28 июля 2020). Дата обращения: 6 октября 2024.
  27. Как правильно совершить жертвоприношение (курбан). Islam.ru (29 июня 2023). Дата обращения: 6 октября 2024.
  28. 28,0 28,1 Bethan McKernan. Eid al-Adha 2017: When is it? Everything you need to know about the Muslim holiday. Celebration held to commemorate the story of Ibrahim which coincides with the Hajj pilgrimage is the holiest event of the Muslim year (англ.). Independent (29 августа 2017). Дата обращения: 6 октября 2024. Архивировано 9 августа 2019 года.
  29. Инфографика: Курбан хайит будет отмечаться 21 августа. Газета.uz (16 августа 2018). Дата обращения: 6 октября 2024. Архивировано 20 августа 2018 года.
  30. 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 30,5 Мусульмане СКФО начали отмечать праздник Курбан-Байрам (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 октября 2024. Архивировано 10 января 2012 года.
  31. Жители Башкортостана на праздник Курбан-байрам отдохнут 4 дня. Дата обращения: 6 ноября 2011. Архивировано 6 октября 2014 года.
  32. В Татарстане мусульмане празднуют Курбан-байрам. Дата обращения: 8 ноября 2011. Архивировано 7 июня 2013 года.
  33. Кравченко, Анастасия Солдат-мусульман отпустят в увольнение на Курбан-байрам. Известия (2 октября 2014). Дата обращения: 6 октября 2024. Архивировано 2 октября 2014 года.
  34. Производственный календарь на 2017 год (Республика Крым). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 1 сентября 2017 года.
  35. Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман. islam.ru (15 июня 2024). Дата обращения: 6 октября 2024.
  36. В Великобритании требуют запретить еврейский и мусульманский способы убоя скота. Дата обращения: 16 ноября 2010. Архивировано 15 октября 2013 года.
  37. Интерфакс-Религия: Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама. Дата обращения: 8 сентября 2010. Архивировано 19 августа 2013 года.
  38. Праздник Жертвоприношения у мусульман Архивная копия от 15 октября 2013 на Wayback Machine Правда. Ру, 06.10.2024
  39. 39,0 39,1 Звезды против баранов. Процесс столетия. Дата обращения: 6 октября 2024. Архивировано 31 января 2012 года.


Литература

Ссылки