Мечеть аль-Марджани

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Мечеть аль-Марджани

Мечеть аль-Марджани́ (Первая соборная, Эфенди, Юнусовская, тат. əl Mərcani məçete, әл Мәрҗани́ мәчете́ — мечеть в Старо-Татарской слободе города Казани. Расположена между улицей, названной именем Каюма Насыри, и берегом озера Нижний (Ближний) Кабан. Построена в 1770-х годах, после того, как императрица Екатерина II объявила о толерантном отношении к различным религиозным конфессиям в России. Этот храм, который является гордостью столицы Татарстана, входит в комплекс исторических памятников Старо-Татарской слободы. Каждый год тысячи туристов со всего мира посещают эту достопримечательность, чтобы насладиться её уникальной архитектурой, открыть для себя её тайны и погрузиться в её сложную историю[1].

История

Мечеть аль-Марджани является историческим знаковым воплощением и началом общества многоконфессиональной веротерпимости в России. Мечеть два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и до сих пор остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане.

Белокаменная мечеть была построена в 1770 год. Мечеть стала не только первой каменной мечетью, построенной в Казани после её присоединения к России Иваном Грозным. А также стал знаком, что в России принимаются разные веры. Именно на этом настаивала императрица Екатерина II, которая и разрешила строительство этой мечети[2]. Жители Казани собрали огромную сумму по тем временам 5000 рублей.

Здание было построено в традициях татарской средневековой архитектуры мечетей с минаретом на крыше и стилевых формах провинциального барокко. Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства.

Архитектором предположительно был В. И. Кафтырев.Названий мечети было несколько, изначально — Первая соборная, далее — Эфенди (Господская), Юнусовская (по фамилии купцов Юнусовых — меценатов мечети) и аль-Марджани в честь имама Шигабутдина Марджани — татарского просветителя, историка, этнографа. С 1850 года до 1889 года Марджани служил в мечети.

Хранители

В мечети служили выдающиеся богословы и проповедники. Первые имамы мечети устроили приходской мектеб и библиотеку, и с самого момента своего открытия мечеть была духовным и учебным центром татарской общины в Казани.

Известный имам мечети, Ибрагим Хузяш, который служил в ней на рубеже XVIII векаXIX веков, учредил большое медресе при ней и даже построил для него отдельное здание на берегу Кабана. В 1837 году здание перестроила семья Юнусовых, которая жила в этой махалле и тратила огромные деньги на содержание храма. А в 1873 году — сделала это ещё раз: это здание, построенное по проекту архитектора Павла Романова, на улице Фатиха Карима стоит и по сей день.

В 1952 году проповедником общины стал Исмагил Муштариев. Он был не только сильным проповедником, но и хорошим хозяйственником: мечеть при нём была освещена тремя большими люстрами, перешла на угольное отопление, а для проповедей появился даже микрофон. Одним из последних имамов советского периода в Казани был Габдельхабир хазрат Яруллин: один из самых образованных и почитаемых богословов своего времени[3].

Его называли последним представителем классического татарского мусульманского духовенства, к 1970 году никто, кроме него, не имел среднего духовного образования. При нём здание мечети было изрядно обновлено, отремонтировано, подключено к центральному отоплению.

Важные факты

В соборной казанской мечети действующим был только один молельный зал. Вторую половину здания ещё в 1926 году заняла артель «ИРЕК» системы кооперации инвалидов. Они занимались кустарным производством: выпускали галерный клей, лаки, краски, колесную мазь, олифу. В подвалах мечети хранилась продукция, а верующие вынуждены были во время богослужений вдыхать все сопутствующие испарения от вредного производства. И только в 1956 году из мечети наконец вывели производственные мощности артели. В 2000-х годах мечеть была отреставрирована.

Сейчас Мечеть имеет золочёные наконечники с полумесяцами минарета и малых архитектурных элементов, белую окраску стен, крыши зелёного цвета, хорошую ночную архитектурную подсветку. Первый этаж — служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зелёного, золотистого цвета и позолоченными орнаментами растительной темы.

Мусульмане Казани в советское время официально отмечали только три религиозных праздника: Ураза-байрам, Курбан-байрам и Маулюд-байрам. В месяц Рамадан верующие собирались на пятничные намазы, праздничные службы сопровождались торжественной проповедью — она называется вагаз. Правда, кроме духовных тем, в ней должна была обязательно прозвучать тема внешней и внутренней советской политики.

В советское время мечеть не была закрыта — она стала единственной действующей мечетью в Казани. Во времена Великой Отечественной войны отсюда, прямо как от военкоматов, уходили на фронт мужчины. Приходили помолиться Всевышнему перед возможной смертью. В Великой Отечественной войне имамы Аль-Марджани собирали помощь на фронт и помогали семьям.

Ещё одна уникальность мечети — надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства. «Мухаммад-Гали-бек, сын Шахмухаммада Бикмухаммада погиб мучеником от рук неверного в 936 год в месяц зуль-каады»)[4].

«Аль-Марджани» как символ казанского ислама

Во время перестройки храмы мусульман стали открываться. В эти годы огромные усилия к возвращению исламских традиций Казани прилагали служители мечети «Марджани». Огромный вклад в эту работу внес имам-хатыйб мечети Мансур хазрат Джалялетдин, который несколько лет назад презентовал свою книгу о том, как возвращался ислам в столицу Татарстана.

Аль Марджани — значимая достопримечательность Казани и служит местом проведения религиозных обрядов и молитв. Прекрасные детали и уникальная атмосфера мечети притягивают как мусульман, так и немусульманских посетителей, которые приходят сюда, чтобы насладиться её красотой и покоем.

Сегодня мечети проводятся собрания, конкурсы и прочие учебные и культурные мероприятия мусульманской общественности, никах. На территории мечети проводятся ярмарки мусульманской литературы, обряды Курбан-байрама и часто разбиты шатры для коллективного разговения Ураза-байрама и собраний в другие мусульманские праздники и события. В мечеть «Марджани» открыт для всех представителей зарубежных делегаций, которые приезжают в Казань.

Над озером Кабан разносится призыв к молитве с разных минаретов — старых и новых. Туристы прогуливаются по Старо-Татарской слободе, с интересом разглядывают приземистую белокаменную мечеть со стройным минаретом, а азан, разносящийся с её минарета, многие из них слушают как что-то новое для себя и экзотичное[5].

Примечания

  1. Мечеть-аль-Марджани. iskatel.com. Дата обращения: 15 ноября 2023.
  2. Родионва Мария. Символ веры. Как появилась главная мечеть Казани?. Аргументы и Факты. АиФ-Татарстан (27 октября 2015). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  3. Салихов Радик, Хайрутдинов Рамиль. Казани был Габдельхабир хазрат Яруллин. Реальное время (1 мая 2020). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  4. В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи. tonkosti.ru (14 января 2008). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  5. Губаева Людмила. Мечеть «Марджани»: первая при Екатерине, единственная при Советах, почитаемая сегодня. Реальное время (23 апреля 2023). Дата обращения: 12 ноября 2023.