Елена Равноапостольная

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Елена Равноапостольная
греч. Ἑλένη
Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
Равноапостольные Константин и Елена.
Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
Дата рождения ок. 250 года
Место рождения Вифиния
Дата смерти: ок. 330 года
Почитается рядом христианских церквей
В лике равноапостольных
День памяти 6 марта (19 марта) и 21 мая (3 июня)
Покровитель изготовителей игл и гвоздей, шахтёров,
Атрибуты крест
Труды распространение христианства, раскопки евангельских мест в Иерусалиме

Фла́вия Ю́лия Еле́на А́вгу́ста — мать римского императора, первого христианского царя Константина I, равноапостольная царица.Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах[1].

Жизнь Елены

Елена родилась в населённом пункте Дрепан в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), точной даты рождения неизвестно. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополем». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова[2].

По преданию, святая Императрица Елена не имела благородного происхождения. Отец её был хозяином конной станции, она работала с ним: разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, являлась служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором при Максимиане Геркулии, ставшем правителем (цезарем) Запада[3].

Она вышла замуж за знаменитого римского воина. 27 февраля 272 года Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи[4].

Они счастливо прожили восемнадцать лет, пока Констанция не назначили правителем Галлии, Британии и Испании. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и женился на его (императора) падчерице Феодоре. В 293 году император забрал восемнадцатилетнего Константина столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству[5].

Эти события перевернули жизнь Елены, в результате 14 лет она прожила в одиночестве. Спустя годы она смогла переселиться поближе к сыну, насколько это было возможно, в город Дрепанум. Здесь он мог навещать мать[3].

После смерти Констанция их сын Константин унаследовал титул и стал правителем Галлии и Британи. В 324 году он стал императором Рима, сделав при том свою добродетельную мать властительницей самой могущественной в ту пору Империи. В это время она познакомилась с Христианством. Елена крестилась в местном храме и следующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, за которое её назвали «равноапостольной»[4].

В 315 году Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому Христианство получало законный статус, чем положил конец римским гонениям, длившимся (с перерывами) в течение нескольких столетий[6].

Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе Императорская власть была мало привлекательна. Однако она быстро поняла, что её новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен на Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь[7].

В 325 году Константин созвал Первый вселенский собор, где был сформулирован Символ веры христиан. На этом соборе император лично приветствовал исповедников веры, пострадавших в годы гонений, целуя их раны. В 320 году он перенес столицу Римской империи в новый город — Константинополь, который впоследствии стал центром Восточной империи — Византии[8].

Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия сможет объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил храмы, заботился о духовенстве[2].

Однажды Елена увидела сон, в котором получила указание пойти в Иерусалим на то место, где проходили Страсти по Христу и найти предметы, свидетельствовавшие о тех событиях. Женщине на тот момент было около 80 лет. Несмотря на возраст она отправилась в путь, чтобы выполнить наказ. В IV веке, в 325 или 326 году, царица Елена по поручению императора Константина отправилась в Иерусалим, чтобы найти место распятия Господа Иисуса Христа и Его Животворящий Крест[8].

В поисках реликвий Страстей Христовых царица предприняла раскопки на Голгофе. В результате этой деятельности в пещере, в которой, согласно преданию, погребен Иисус Христос, были найдены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. На этом месте царица Елена повелела воздвигнуть величественный храм Воскресения Христова. Были построены несколько храмов в Святой Земле в том числе храм Гроба Господня, Церковь над местом Вознесения Христа[9].

Чтобы очистить Иерусалим от скверны язычества, царица Елена сама подавала пример служения ближним. В простой одежде ходила она по городу и щедро раздавала милостыню. В Иерусалиме Елена приглашала на трапезу бедных девушек и сама служила им как рабыня. Это производило сильное впечатление на верующих[7].

В 327 году на острове Кипр Елена на пути из Святой Земли основала Кошачий монастырь. Сюда специально была прислана тысяча кошек для борьбы с ядовитыми змеями. Тогда же на Кипре в монастыре Честного и Животворящего Креста оставила частицы Креста и Священной веревки, которой римляне привязывали Спасителя[10].

Елена скончалась около 330 года в глубокой старости. После смерти тело перенесено её сыном в Рим и похоронено в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра. В IX веке мощи вывезены в аббатство в местечке Отвильер в Шампани. В нём находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны перенесены в Париж, где хранятся в крипте церкви Сен-Ле-Сен-Жиль[10].

За свою деятельность по распространению христианства царица Елена канонизирована в лике равноапостольной. Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю, 3 июня по новому[5].

Поломничество Елены в Иерусалим

С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, на развалинах Иерусалима построили римский город Элия, над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Елена мечтала очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. В преклонном возрасте она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину[11].

Когда корабль проплывал мимо островов Греции, Елена сошла на берег на острове Парос и стала молиться Господу, просить помощи в поисках Креста Христова. В молитве она обещала построить здесь храм в случае, если ей удастся найти священные предметы. Молитва была услышана, и она исполнила свой обет. Вот как рассказывает об этом её житие[6]:

Agnolo Gaddi True Cross Detail 1380.jpg

Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.


В наши дни внутри церкови Екатонтапилиани стоит храм, построенный тогда святой Еленой и являющийся древнейшим христианским храмом Греции[11].

Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Нужно было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа[7].

Для этого пришлось Епископу Макарию остановить проходившую мимо похоронную процессию. Он велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, то человек воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Люди вокруг пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Для того, чтобы присутствующие смогли увидеть его, Макарий высоко поднял Крест, и все воскликнули: «Господи, помилуй»[7].

14 сентября 326 года состоялось первое Воздвижение Креста Господня. В наше время этот праздник отмечается 27 сентября и входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви[11].

Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в хра­ме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста в настоящее время находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно хранят как бесценные сокровища[5].

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководила работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Её стараниями были воздвигнуты храмы не только на месте обретения Креста Господня, но и на месте Его Рождества, на Елеонской горе, где произошло Его Вознесение, и ещё во многих местах, связанных с жизнью Спасителя. Сегодня известно наверняка о 28 таких строениях, но их может быть и больше[10].

Храм Гроба Господня

Купол над кафоликоном

Первая церковь Гроба Господня была заложена святой царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами, и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века)[12].

Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращённая алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем[8].

Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в Православной церкви был установлен праздник Обновления храма[4].

Храм Гроба Господня, Кувуклия. Иерусалим.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре[1].

Основанные царицей древние монастыри Кипра

Существует Предание, что по возвращении в Константинополь равноапостольная царица посетила встретившийся на её пути остров Кипр. Однажды она на закате возносила Творцу благодарственные молитвы и у её ног забил ручей с прозрачной исцеляющей водой. На этом месте Елена основала обитель в честь самой почитаемой первомученицы Фёклы. Ручей этот протекает рядом с той обителью и в наше время. А под алтарем Божьей угодницы Фёклы находится месторождение целебной глины — «глиняная скважина», как называют её в народе. С её помощью люди излечивают всякие кожные заболевания[8].

Со всего света приезжают сюда паломники за этим бесплатным лекарством и, по молитвенному предстательству святой Фёклы, многие из них получают исцеление. Причем облегчение страданий подается даже людям иного вероисповедания. Насельницы обители ведут запись об этих случаях в отдельной книге[6].

Царица Елена основала на Кипре и ещё один монастырь — в честь святителя Николая Мирликийского. Находится он в городе Лимассоле. Киприоты считают, что святая Елена удивилась огромному количеству кишащих здесь змей и повелела доставить сюда множество кошек. Эти животные спасли население от гибели. В благодарность за спасение местные жители по указу царицы возвели эту обитель, которую в народе до сих пор именуют «Гатон», то есть «кошачий» — из-за многочисленных представителей семейства кошачьих, обитающих здесь[8].

По Кипрскому Преданию, святая Елена оставила на острове крест благоразумного разбойника, частицу Креста Господня и гвоздь из него.

«Гвозди Святой Елены»

При раскопках на месте казни Спасителя было обнаружено 4 гвоздя от Его Креста. Они были железные, четырёхгранные, с округлой шляпкой, длиной около 14 см, а весом приблизительно 84 грамма. Один гвоздь царица повелела впаять в императорскую диадему, второй был перекован в удила уздечки ратного коня её сына. Об этом повествует их современник хронограф Феофан[12].

Епископ Амвросий Медиоланский в дальнейшем дал такое пояснение действиям царицы[11]:

Император, надевая корону с такой реликвией на свое чело, смиряет свой разум и призывает помощь Господа на свои дела.

По поводу же 2-го гвоздя епископ говорил так[11]:

Через то царица Елена ко всем императорам, вдохновением Духа Божиего, взывает: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный!»

А чтобы город был под защитой могущества Христова, третий гвоздь был помещён у подножия статуи, расположенной на вершине порфирной колонны, которая стояла посреди форума[13].

Афонский иеромонах Макарий Симонопетрский повествовал о судьбе реликвий следующее[6]:

Когда святая Елена чудесным образом нашла святой Крест Господа нашего Иисуса Христа вместе с крестами разбойников, она также обнаружила гвозди, послужившие казни. Тогда как гвозди разбойников были черны и ржавы, гвозди Господни оказались сияющими.

Дальнейшая судьба найденных при раскопках гвоздей лишь предположительна. Католики считают, что все гвозди хранятся в Ватикане. Представители прочих конфессий не согласны с подобным утверждением. В московском храме Христа Спасителя также находится гвоздь Креста Господня, подаренный в 1625 году патриарху Филарету персидским послом Урусамбеком. Возможно также, что некогда обретенные царицей гвозди были переплавлены и частички их впаяли в другие гвозди, которые разошлись в качестве святыни по приходам различных стран[10].

Мощи Святой Елены

Мощи святой равноапостольной царицы Елены находятся в крипте парижской церкви Сен-Ле-Сен-Жиль. Реликварий с честной главой угодницы пребывает в Трирском соборе Германии. Это дар городу правителя Карла IV, сделанный в 1356 году. В России частицы мощей этой Божией угодницы имеются в следующих приходах:

  • во Владимире в храме равноапостольных царя Константина и царицы Елены в Добром (Константино-Еленинский проезд, дом 8). В этом храме находится их совместная икона, мироточащая уже много лет.

Равноапостольная царица для верующих

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной. Только пять женщин в христианской истории удостоены такой чести (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина)[5].

Память святой Елены совершается[5]:

  • в православной церкви — 19 марта воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей, 3 июня память равноапостольных Константина и Елены в поместных православных церквах, использующих юлианский календарь; 6 марта и 21 мая в поместных православных церквах, использующих новоюлианский календарь;
  • в католической церкви — 18 августа в храмах, использующих западный обряд; 21 мая или 3 июня в храмах, использующих восточный обряд.
  • в лютеранской церкви — 21 мая;
  • в коптской церкви — 9 пахона[9].

Для верующих образ Елены является образцом праведной жизни. Именно поэтому с горячими молитвами обращаются к ней христиане, просят помощи. Святая Елена воспитала достойного и благочестивого наследника, потому её помощи просят матери-христианки в деле правильного духовного воспитания чад[11].

В православных архивах известны истории о щедрых жертвованиях царицы денежных сумм на нужды страждущих, помогая голодным, обездоленным и неимущим, поэтому к ней с молитвой обращаются люди, испытывающие разного рода финансовые и житейские затруднения[11].

Также издревле на Руси сельские жители особо почитали эту Божью угодницу . Они считали её покровительницей хорошего урожая льна. В народе так и говорили: «Посеешь лён на Олену — будут длинные льны, как её косы»[12].

Праздник Воздвижения Креста Господня появился в церковном календаре благодаря деятельности святых Константина и Елены и отмечается верующими 27 сентября[11].

Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой[4].

Молитвословия

Святую Елену в христианской традиции почитают как Равноапостольную Царицу не только за то, что она открыла всем верующим святые реликвии, связанные с земной жизнью Христа, но и за то, что она послужила делу распространения христианской веры среди языческого римского мира. Христиане молятся Елене, вознося ей свои молитвы[9].

Тропарь, глас 8, поемый в боннской русской православной церкви Св. Елены:

Сы́ну твоему́ Константи́ну царю́ Креста́ о́браз на небеси́ ви́девшу,/ восхоте́ла еси́ и са́мое Пречи́стое дре́во облобыза́ти./ То́е с гвоздьми́ вку́пе Госпо́дь обрести́ тебе́ благоизво́ли,/ и того́ си́лу воскреше́нием уме́ршаго свиде́тельствова./ Еще́ же и хра́мов мно́жествы Святу́ю Зе́млю и все́ царство твое́ украси́ла еси́,/ пропове́дница ве́ры Христиа́нския яви́лася еси́./ Моли́ Христа́ Бо́га на́шего, Еле́но блаже́нная,// да Кресто́м Свои́м при́сно сохраня́ет жи́тельство Свое́.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь) из службы равноапп. Константину и Елене 21 мая:

Константи́н дне́сь, с ма́терию Еле́ною,/ Кре́ст явля́ют, всечестно́е дре́во,/ все́х у́бо иуде́ов посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных царе́й: / на́с бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное[11].

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь), поемый в боннской русской православной церкви Св. Елены:

Дне́сь равноапо́стольная Еле́на/ дре́во Креста́ всечестна́го, сы́ну ея́ иногда́ на не́бе явле́ннаго,/ ми́рови всему́ я́ве явля́ет,/ все́х у́бо неве́рных посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же правосла́вным на сопроти́вныя:// зна́мение ве́лие и во бране́х гро́зное.

Величание равноапп. Константину и Елене из Часослова, изданного Киево-Печерской лаврой в 1642 году:

Велича́ем ва́с,/ святи́и равноапо́стольнии ца́рие, Константи́не и Еле́но,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,// святы́м креще́нием всю́ вселе́нную просвети́вших.

Величание равноапп. Константину и Елене из современной Минеи:

Велича́ем вас,/ святи́и благове́рнии и равноапо́стольнии ца́рие Константи́не и Еле́но,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ вы́ бо святы́м Кресто́м// всю́ вселе́нную просвети́ли есте́.

Величание, поемое в боннской русской православной церкви Св. Елены:

Велича́ем тя́,/ свята́я равпоапо́стольная цари́це Еле́но,/ и чте́м святу́ю па́мять твою́,/ ты́ бо, Кре́ст святы́й обре́тше,// ве́сь ми́р обра́довала еси́[11].

Молитва:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарне восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков[11].

Ссылка

Примечания

  1. 1,0 1,1 Охрименко Светлана. 10 фактов о святых Константине и Елене // Правмир : сайт. — 2014. — 3 июнь.
  2. 2,0 2,1 Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена // СПЖ : сайт. — 2016. — 2 июнь.
  3. 3,0 3,1 Малер-Матьязова Елена. Константин и Елена: в поисках мощей святых императоров // Радонеж : сайт. — 2013. — 13 январь.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Евгений. Святые равноапостольные Константин и Елена // Храм Преображения Господня и Южноуральского благочиния : сайт. — 2015. — 26 май.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Святые Елена и Константин // Светлое радио Вера : сайт.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Равноапостольные Константин и Елена – житие // Семья и Вера : сайт. — 2012. — 3 июнь.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Соколовски Александр. Великий Равноапостольный Константин и укрепление христианства // Кафедральный собор Воскресения Христова : сайт. — 2012. — 12 декабрь.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Святая равноапостольная царица Елена / Рожнева О.Л.. — Москва: Вольный странник, 2019. — С. 11—56. — 128 с.
  9. 9,0 9,1 9,2 Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене // Православная библиотека : сайт. — 2022.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена // Православный. Ру : сайт. — 2013. — Апрель.
  11. 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 Елена и Константин Святые. О чём им молятся // Молитвенник : сайт. — 2016.
  12. 12,0 12,1 12,2 протоиерей Дмитрий Полохов. Святой Константин Великий и мифы о нем // Актуальная православная апологетика : сайт. — 2021. — 12 декабрь.
  13. Святая равноапостольная царица Елена / Рожнева О.Л.. — Москва: Вольный странник, 2019. — С. 11—56. — 128 с.