Георгий Победоносец

Материал из «Знание.Вики»
Мозаичный портрет Святого Георгия в нескольких футах от Его захороненных костей в Лоде, Израиль.

Георгий Победоносец — святой, великомученик, герой народных сказаний и покровитель Москвы. Образ «Чудо Георгия о Змие» украшает герб столицы России[1]. Георгий Победоносец (греч. Γεώργιος ὁ Τροπαιοφόρος) (около 280 года — 303 год[2]), один из наиболее по­чи­тае­мых в христианстве святых. Пре­тер­пел тяжкие стра­да­ния за Христа[3]. Как одержавшего мужественную победу в ду­хов­ной бра­ни над мучителями (они не смогли заставить его отказаться от христианства) и оказывающего чудодейственную помощь людям, ещё при жизни Георгия стали называть Победоносцем[4]. Великомученик Георгий пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году, после множества истязаний и тяжких мучений был обезглавлен[5].

Греческое «Γεώργιος» переводится как «земледелец». Его отец (бывший в то время поклонником старых богов), назвал сына в честь бога Зевса, одним из эпитетов которого было «георгиос» как покровителя земледельцев. Греки также добавляли к имени святого «ὁ Τροπαιοφόρος» («о Тропаиофорос»), дословно и буквально — «обладатель трофеев», что на славянский язык было переведено как «Победоносец»[2]. На Руси со времён крещения был всегда почитаем и прозван простым народом Егорием Храбрым[6].

На иконах очень часто святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьём змия. Это изображение основано на предании «о змие» и относится к его посмертным чудесам. Ранние изображения такого типа сохранились на стенах пещерных храмов Каппадокии (сейчас историческая область в центральной части Турции[7]), в долине Гереме (конец IX — начало X века)[4].

Жизнеописание

Великомученик Георгий Победоносец родился в III веке в семье богатых и благочестивых родителей в Лиде (теперь Лод, Израиль)[5]. По другой информации родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор[8]. Древние версии жизнеописания указывают, что твердой христианкой была его мать Полихрония. А отец, Геронтий (по одним данным был воином из персов, по другим — стратилатом, то есть военачальником) поклонялся старым богам. Предание гласит, что его обратила к истинному Богу болезнь. Призвав имя Христа, он исцелился, и не только телесно, уверовав он стал христианином. Помолиться Геронтия уговорил сын Георгий, который уже был христианином[2]. Мать скончалась, когда ему было двадцать лет, он получил богатое наследство и отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения[8].

Поступив на военную службу, Георгий отличался и умом, и мужеством. Стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана (245 год — 313 год). Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Он поставил себе цель возродить в Римской империи отмирающее поклонение старым богам, вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан[8]. Когда начались гонения на христиан в Никомидии, Георгий раздал имущество бедным и перед императором Диоклетианом объявил себя христианином. Выступил с обличением его в жестокости и несправедливости[5][8]. Император уговаривал своего любимца отречься от Христа, но когда тот категорически отказался Диоклетиан приказал подвергнуть святого различным мучениям[4].

Мученичество

Георгий и подобные ему страдальцы знали, что их ждёт. Они шли в суды не для того, чтобы хамить язычникам, а потом получать от Христа быстрые венцы. Они шли на войну с неизвестным ещё результатом. Были ведь во все времена и многие отрёкшиеся, многие не дотерпевшие до конца!
Протоирей Андрей Ткачёв

[9]

Диоклетиан повелел своим оруженосцам изгнать копьями Георгия из собрания и заключить его в темницу, когда воины стали исполнять приказание и уже одно копьё коснулось тела святого, тотчас его железо стало мягким, как олово, и согнулось. Георгий произнёс молитву благодарности Богу.

В темнице воины распростерли его на земле, лицом вверх, забили ему ноги в колоды и положили на грудь тяжёлый камень по велению мучителя. Святой всё это терпел, непрестанно читал молитвы вплоть до следующего дня и остался живым.

На следующий день по приказу императора принесли большое колесо, под которым были помещены доски истыканные железными остриями (как мечи, ножи и спицы). Обнажённого мученика привязали к нему и начали вращать, изрезая всё его тело железными остриями. Георгий, разрезаемый на части доблестно переносил свои муки. Сначала он молился Богу громким голосом, затем тихо, про себя, благодарил Бога, не испустив ни одного стона, а пребывая в небытии как спящий или нечувственный. Потом все лицезрели видение Ангела, который помог Георгию сойти с колеса. Ангел исчез и присутствующие были поражены тем, что он остался невредим и исцелён от ран. При виде этого чуда воины пришли в великий ужас и недоумение, сообщили о случившемся императору. Двое из находившихся там Антоний и Протолеон, имевшие преторские саны (уже бывшие христианами) видя это дивное чудо, совершенно утвердились в вере. Император велел схватить их, без допроса вывести за город и отрубить головы. Александра, жена Диоклетиана, присутствовала при чуде исцеления мученика и услыхав о явлении Ангела так же признала Бога. Но когда она хотела объявить об этом мужу её увели и заперли.

Следующим мучением император велел Георгия зарыть в ров с негашёною известью на три дня. На третий день пришли слуги и разгребли известь, но нашли святого, вопреки ожиданию, невредимым, живым и здоровым. Он стоял с лицом светлым, простирал руки к небу и благодарил Бога за все Его благодеяния.

Тогда Диоклетиан повелел принести сапоги с железными длинными гвоздями, которые раскалили, вбили в подошву так, что они равали ноги Георгия и гнали его с побоями до темницы. Затем его били воловьими жилами до тех пор, пока плоть его с кровью не начала прилипать к земле. Георгий опять с молитвами перенёс страдания и остался невредим.

Император велел волхву Афанасию приготовить различные зелья и яды, которыми насильно напоили Георгия, но они не возымели на него действия.

Волхв убедил императора испытать Георгия как чудотворца, что бы тот сотворил чудо и оживил мертвеца. Афанасий выбрал своего родственника, только умершего и погребённого. Георгий вознёс молитвы и когда произнёс «Аминь», вдруг загремел гром и затряслась земля, так что все ужаснулись. Крыша гробницы упала на землю, открылся гроб, и мертвец встал живым. Все, видевшие это чудо, помертвели от ужаса. В народе разнеслась молва о случившемся, и многие рыдали и прославляли Христа, как великого Бога. Диоклетиан же повелел без допроса и предварительных мук отсечь головы Афанасию и воскресшему из мертвых.

Святого мученика Христова Георгия император велел держать в темнице и в оковах, так как не знал, что с ним делать. Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им в святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял больных, во множестве приходивших к нему.

Об этом было доложено императору, который велел приготовить судилище при храме Аполлона, чтобы на глазах народа казнить мученика. Воины схватили Георгия, опутанного оковами, и повели за город. Туда же они повели и благороднейшую царицу Александру, которая без сопротивления последовала за Георгием, молясь про себя и часто взирая на небо. На пути изнемогла царица и попросила позволения присесть, она прислонилась головой к стене и предала дух свой Господу. Мученик Георгий прославил Бога и пошел, молясь, чтобы и его путь окончился достойно. Когда Георгий приблизился к месту, назначенному для его казни, то громким голосом изрёк молитву и с радостью преклонил под меч свою главу. Так скончался в двадцать третий день месяца апреля (старый стиль летоисчисления) (6 мая), достойно совершив свое исповедание и сохранив веру непорочную великомученик Георгий[10][2][8][4][5].

Церковь Святого Георгия победоносца дракона, Лод, Израиль.

Мощи святого Георгия Победоносца положили в Палестинском городе Лидда (Лод, Израиль), в храме, носящем его имя[8]. Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма, посвященного великомученику Георгию. В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик. Первую церковь здесь возвели в VI веке. Храм несколько раз разрушался и в своем нынешнем виде был восстановлен лишь в 1872 году благодаря пожертвованиям из России. Освящение обновленного храма состоялось 16 ноября (3 ноября старый стиль летоисчисления) 1872 года, в годовщину того дня, в который он был освящен впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени[4]. Часть головы хранит базилика Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме[2][5], его копьё и хоругвь[10]. Десница (правая рука) находится на горе Афон в обители Ксенофонт, малые частицы честных останков — в храмах по всему христианскому миру[2].

Мученичества святого Георгия известны в латинских, сирийских, грузинских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесённых святым страданиях. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее. В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур[3], и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую[5].

Легенды о великомученике Георгии излагали Симеон Метафраст (вторая половина X века), Андрей Иерусалимский (около 660 года740 год), Григорий Кипрский (1241 год — 1289 год). Латинские тексты Жития великомученика Георгия изначально являлись переводами греческих текстов, но со временем стали сильно отличаться от них[5].

Чудеса

Чудо о змие

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея, который опустошал языческий город Гевал в стране Палестинской[5]. По другим данным это Лаодикия[2], по третьим город Бейрут, стоящий на берегу Средиземного моря, невдалеке от города Лидды (где и погребено было тело святого великомученика). Место совершения чуда этого показывается путешественникам по Палестине[10].

Согласно описанию повествователей об этом чуде, оно произошло при следующих обстоятельствах:

около города находилось большое озеро, в котором жил змей. Выходя из озера, змей похищал людей, уволакивал их и пожирал. Много раз народ, вооружившись, выступал против него. Но каждый раз змей прогонял людей, потому что наполнял воздух своим губительным дыханием, от которого многие заболевали и умирали. По этой причине в городе постоянно была скорбь, печаль и плачь. Царь, правивший этим народом принял такое решение: если они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу тому змею каждый день по жребию своих детей, сыновей или дочерей. Жители города приняли это решение и каждый день отдавали на съедение змею одного из детей, о чём горько сожалели и плакали. Отдаваемых на съедение ставили на берегу озера, нарядив в лучшие одежды. Змей выходил из озера, похищал их и съедал.

Дошла очередь и до царской любимой дочери. Царь смотрел на неё с высоты своего дворца и со слезами на глазах провожал. Девушку поставили на обычном месте, на берегу озера. Ожидая смертного часа она горько рыдала. По благоволению божьему и желанию спасти город от погибели душевной и телесной, к тому месту подъехал на коне святой Георгий, воин Царя небесного.

Когда змей вышел из озера Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, устремился на коне своем на него и, ударив змея с силою в гортань, поразил и прижал к земле. Конь же святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девушке, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город. Народ же, с удивлением взирая на змея, обратился от страха в бегство. Святой Георгий убил змея мечом посреди города[10][8][4]. После этого царь и народ уверовали в Иисуса Христа и приняли святое крещение. Крестившихся было более двадцати пяти тысяч человек. На том месте впоследствии была построена церковь во имя Пречистой Девы Марии и в честь святого Поносца Георгия. Случилось здесь также и некое новое чудо. Когда была освящена эта церковь, в знамение благодати божественной, из алтаря начал течь источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь[10].

Чудо о пленённом юноше

Чудо о плененном пафлагонском юноше повествует об избавлении молодого человека, захваченного в плен агарянами в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого[5]. На острове Митилене был храм, созданный в честь святого великомученика Георгия. Жители этого острова имели благочестивый обычай — в день памяти святого мученика собираться в этом храме для общего торжественного его чествования. Об этом узнали агаряне, жившие на острове Крите, которые однажды вечером и напали на то место. Те из жителей, которые были вне храма, спаслись бегством. Находившиеся же в храме были взяты в плен. В числе этих последних был и один юноша, который был увезён на Крит и взят начальником агарян к себе в услужение. Родители юноши, хотя и лишились сына своего, однако не изменили своему благочестивому обычаю: когда наступил годовой праздник памяти святого мученика, они отправились в храм помолиться святому, а потом устроили у себя дома пиршество в честь и память великомученика Георгия. Когда гости начали уже собираться на пиршество, мать пленённого юноши, придя в храм, со слезами упала на колени и горячо молила святого — избавить сына её из плена[10]. Горькая молитва была услышана. Год пробыл юноша в плену у агарянского князя и по молитвам его бедной матери пленник был чудесным образом возвращён родителям. Он только что прислуживал князю за столом и явился перед пораженными родителями прямо с сосудом для вина в руках[5].

Чудо о вдове

В сирийских землях был город Рамель, жители которого строили церковь каменную во имя святого великомученика Георгия. Но в том месте не было подходящих камней для планируемых в постройке каменных столпов. Такие столпы покупались в далеких странах и привозились по морю. Многие из боголюбивых граждан Рамеля отправились в различные страны, чтобы купить их. Поехала и некая благочестивая вдова, имевшая усердие и веру к святому Георгию, желая купить из своих небольших средств один такой столп для храма.

Она купила в некоей стране прекрасный столп, привезла его к морскому берегу, где градоначальник Рамеля Василий, так же приобретший несколько столпов, грузил их на корабль. И стала та женщина умолять сановника, чтобы он взял на свой корабль и её столп и доставил бы его к церкви мученика. Богач не послушал просьбы вдовы и отплыл. Тогда женщина упала на землю и со слезами призывала на помощь великомученика, чтобы он помог доставить столп в Рамель к своей церкви. Во сне у неё было видение, ей явился святой Георгий, успокоил, они вместе бросили столп в море, как пушинку, и он поплыл. Проснувшись, она не нашла столпа на своём месте и, возложив надежду на Бога и на раба Его, святого Георгия, отправилась на родину. Но прежде, чем она прибыла туда, на другой день после её видения, столп нашли лежащим на берегу Рамельской пристани. Когда градоначальник привёз на корабле свои столпы и вышел на берег, то увидел столп вдовы и надпись на нём, изображённую перстом святого. Изумился он, уразумев чудо святого великомученика, познал своё согрешение и раскаялся в том, что презрел просьбу вдовы. Многими молитвами просил он Георгия о прощении и получил его от святого, явившегося в видении. Столп же вдовы был поставлен на том месте, где было указано надписью на нём, в память о благочестивой женщине и чуда, содеянного святым великомучеником[10][5].

Другие чудесные события, связанные с Георгием

Православные греки также особо молятся святому Георгию 12 февраля, в память о чуде прекращения эпидемии чумы, которое произошло зимой 1688 года в городе Закинфе (ныне — портовый город и административный центр на одноимённом острове в Ионическом море)[2].

В Свято-Троицком соборе города Онеги (Архангельская область) 27 сентября 2022 года замироточила икона святого великомученика Георгия Победоносца[11]. Чудо произошло в праздник Крестовоздвижения прямо на глазах у прихожан, после окончания божественной литургии. Самое обильное мироточение длилось около получаса, после этого влага начала исчезать. На следующий день чудесное явление повторилось. Очевидцы считают, что это необычное явление можно рассматривать как свидетельство Божией помощи воинам, призванным сегодня на защиту Отечества[2].

Почитание

Почитание и праздники

Святой Георгий Победоносец в житии. XVII—XVIII века.

Память великомученика Георгия Победоносца совершается несколько раз в год: 6 мая (23 апреля ст. ст.) — гибель святого; 16 ноября (3 ноября старый стиль летоисчисления) — освящение храма великомученика Георгия в Лиде (IV век); 23 ноября (10 ноября старый стиль летоисчисления) — страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября старый стиль летоисчисления) — освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)[5]. У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов Хранителей. Князь Ярослав Мудрый (1019 год1054 год), во Святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела Хранителя — великомученика Георгия[4].

Георгий Победоносец почитался ещё со времен раннего христианства. В Римской империи, начиная с IV века, возникали церкви, посвящённые Георгию: сначала в Сирии и Палестине, затем и на всем Востоке. На Западе империи почитание святого проявилось не позднее V века, о чём свидетельствуют как апокрифические тексты и жития, так и церкви, известные в Риме с VI века, в Галлии — с V века. По одной из версий, святого Георгия противопоставляли языческому культу Диониса, строились храмы на месте прежних святилищ этого римского бога. Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. Интересно, что святого Георгия также почитают балканские и румынские цыгане. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя[5].

В VI веке культ Георгия Победоносца возник в Каппадокии и быстро распространился по Ближнему Востоку и странам Европы. Английский король Ричард Львиное Сердце провозгласил Георгия своим покровителем. Эдуард III учредил орден Подвязки Святого Георгия в образе змееборца[1].

В Греции 23 апреля отмечают Агиос Георгиос — праздник Святого Георгия, покровителя пастухов и хлеборобов, давно уже превратившийся в один из главных сельских фестивалей страны[5].

Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной (276 год — 340 год), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября — в воспоминание колесования святого Георгия[4]. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от болезней, о чадородии[5]. На Западе святой Георгий почитается как покровитель рыцарства, участник крестовых походов. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хидр[5].

Почитали святого издревле и на Руси. Великомученик считался покровителем воинов, земледельцев и скотоводов (поводом тому послужило описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца). В XI веке великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия. Его образ запечатлен на иконах, печатях, монетах, княжеской атрибутике. Скульптурный рельеф с изображением Георгия Победоносца украшал когда-то и Фроловскую (ныне Спасскую) башню Кремля. Образ Святого на протяжении всей русской истории вдохновлял защитников Отечества, а высшей военной наградой в Российской империи был орден Святого Георгия. С 2002 года этот орден вновь вручают героям России[1].

На Руси с древних времен великомученик Георгий почитался под именем Юрий или Егорий. 23 апреля и 26 ноября (старый стиль летоисчисления) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня[5].

Народные традиции на Руси

Егорий вешний. Лубок. XIX век.

В народной культуре великомученика Георгия называли Егорий Храбрый — защитник скота, «волчий пастырь».

В народном сознании сосуществовали два образа святого: один из них был приближен к церковному культу святого Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой — к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы.

Так же в народных легендах и духовных стихах воспевались подвиги святого воина Егория, который устоял перед пытками и обещаниями «царища» и поразил «люту змию»[5].



«Да видь, злодей царь-царище Демьянище,

Да видь я в веру верую во крещеную,

Да видь во Мать Божью да Богородицу,

Да видь во Троицу велику неразделимую». 

Да видь злодей царь да царище Демьянище,

На святого-то Егорья зло пыляючи,

Он велел-то Егорья на мученье предать,

На мученье предать Егорья на великое:

Дак видь он велел-то Егорья во пилы пилить,

Дак видь во пилы пилить да во булатныя.

Дак видь у пил зубьё да приломалося,

Да што Егорью ничего не вредило[12]."

Знаменательно имя святого Георгия было на лесном севере России, где оно, по требованию законов наречения и слуха, изменилось сначала в Гюргия, Юргия, Юрья — в письменных актах, и в Егорья — в живом языке, на устах всего простонародья[5]. В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой[5]. Словосочетание «Юрьев день» обозначает 9 декабря (26 ноября старый стиль летоисчисления) — единственный день года, во время которого в XI — XVII веках крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Оно связано с одноимённым православным праздником, днём почитания Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев[4].

Именно к 26 ноября по старому стилю завершался сбор урожая и наставало время выдавать крестьянам заработанные деньги. Помещики не учитывали их реальный труд и всегда платили меньше, чем полагалось. Так как Юрьев день ещё называли Егорьевым днем, то в языке появилось слово «объегорить», то есть обмануть при расчётах[13].

Регламентировал данный «крестьянский выход» Судебник 1497 года — свод законов Русского государства, который утвердили при великом князе Иване III. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него. В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая означает сожаление о несбывшихся надеждах.[14].

Русский народ приписал святому Георгию деяния, которые не упоминались в византийских Минеях. Если Георгий ездил всегда на белой лошади с копьём в руках и пронзал им змея, то тем же копьём, по русским легендам, он поразил и волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Легенда эта укрепила в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесённая медведем скотина обречена как жертва Егорием — ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствовала, что Егорий говорил со зверями людским языком. В глухой чернозёмной полосе (Орловская губерния) верили в Юрьеву росу, старались в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда ещё не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока. В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к образу Георгия, спасают от волков, а кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы». Егорьев день в чернозёмной России (например, в Чембарском уезде Пензенской губернии) сохранил ещё следы почитания Егорья, как покровителя полей и плодов земных. Народ верил, что Георгию были даны ключи от неба и он отпирал его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие ещё заказывают обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. А в подкрепление смысла древнего верования соблюдался особый обряд: выбирали наиболее смазливого юношу, украшали его разной зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в целом хороводе молодежи вели в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костёр, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Георгия старинную священную молитву-песню[5].

Изображения

Церковь почитает святого Георгия как великомученика. Изображения образа по всему миру можно найти на иконах и картинах, в храмовых росписях и книжной миниатюре, на крестах и панагиях, в геральдике и скульптуре[15]. Сюжет «Чуда Георгия о змие» часто использовался в Древней Руси на печатях, монетах, в княжеских и царских символах[5].

Иконография

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьём; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ. Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора города Дмитрова. Святой на среднике иконы изображён в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит[5]. Его изо­бра­жа­ли юным, с ко­рот­ки­ми вью­щи­ми­ся во­ло­са­ми, в длин­ном хи­то­не и пла­ще, как му­че­ни­ка. Иногда — в ко­рот­кой ту­ни­ке, дос­пе­хах и пла­ще, как вои­на. В пер­вом случае его ико­но­графическими ат­ри­бу­та­ми служили крест или пальмовая ветвь, во вто­ром — ко­пьё, меч, щит, позд­нее знамя. Жи­тий­ные цик­лы святого великомученика Георгия, поя­вив­шие­ся в ми­ниа­тю­рах ви­зантийских мино­ло­ги­ев в XI веке по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си и в ико­но­пи­си[3].

Изобразительное искусство

С XII века из­вест­ны изо­бра­же­ния Георгия Победоносца си­дя­щим на тро­не-пре­сто­ле и вы­ни­маю­щим меч из но­жен, а так­же — всад­ни­ка, ска­чу­ще­го на ко­не (иногда со спа­сён­ным от­ро­ком) или поражающим дра­ко­на. К образу великомученика Георгия неоднократно обращались живописцы в своих произведениях. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет — всадник, который поражает копьём змея. Святого Георгия на своих полотнах изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Август Маке, Валентин Александрович Серов, Михаил Васильевич Нестеров, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Васильевич Кандинский и другие[5].

Среди многих изображений святого великомученика Георгия Победоносца образ змееборца на коне занимает особое место. В изобразительном искусстве со времён античности воин на коне — это образ триумфатора, победителя. В христианской традиции эта символика обрела высокий смысл, потому, что Георгий сражается и одерживает победу в духовном бою. Мученическая смерть отражена в житийных образах святого, чаще всего — в клеймах[16].

Скульптуры, памятники, мелкая пластика

Только в Москве памятников святого Георгия пять. Есть также скульптуры в других городах — Владикавказе (один из самых оригинальных памятников — он поднят на гору, и святой, показанный скачущим на коне как бы вырывается из скалы)[2], в посёлке Большеречье Омской области, в городах Иваново, Краснодар, Нижний Новгород, Рязань. В Крыму, Курганской области, Якутске, Донецке, Львове (Украина), Бобруйске (Белоруссия), Загребе (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольме (Швеция), Мельбурне (Австралия), Софии (Болгария), Берлине (Германия)[5].

В скульптуре чаще встречаются рос­то­вые рель­е­фы и ста­туи Ге­ор­гия-вои­на, ре­же — Ге­ор­гия-всад­ни­ка (ста­туи со Спас­ских во­рот Московского Крем­ля, 1464 год, фраг­мен­ты — в му­зе­ях Крем­ля). В мел­кой пла­сти­ке святого великомученика Георгия изо­бра­жа­ли на на­тель­ных об­раз­ках, крестах, мо­не­тах, пе­ча­тях[3].

Награды

В царской России орден святого Георгия являлся высшей воинской наградой, отличительной чертой ордена была лента с красными и оранжевыми полосами. После отмены ордена с 1917 года этот символ остался, и ныне известен как «георгиевская ленточка». В статуте ордена, утвержденном Екатериной II говорилось: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом, но дается оный только тем, кто отличил себя особо мужественным поступком, сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается»[2]. Полное историческое название награды, ставшей высшим знаком воинского отличия в Российской империи — Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия[17].

Георгиевский крест, появившийся позже, назывался Знаком Отличия Военного ордена. Учреждён 25 февраля (13 февраля старый стиль летоисчисления) 1807 го­­да манифестом императора Александра I для награждения нижних воинских чинов. С 1913 года стал называться солдатским Георгиевским крестом. В статуте ордена 1913 года лента описывается как «Лента о трёх чёрных и двух оранжевых полосах, носимая через правое плечо», имеется такое толкование цветов Георгиевской ленты: чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя.[18].

Города, населённые пункты

Герб Москвы.

Со времен Димитрия Донского Георгий Победоносец считается покровителем Москвы, поскольку город был основан князем Юрием Долгоруким[5], а Георгий был его небесным покровителем. Образ всадника-змееборца приобрёл в XIV — XV веках на Руси особую популярность и символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника[19]. Его изображение на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием», это изображение было включено в древний герб города Москвы[4]. Современный герб был восстановлен распоряжением Мэра Москвы в 1993 году по образцу первого официального герба столицы 1781 года. В 1995 и 2003 годах он повторно утверждался законами города Москвы. Герб представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами и заострённый в оконечности тёмно-красный геральдический щит. На нём изображён святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. Всадник поражает золотым копьём чёрного змия[19]. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый в честь своего святого покровителя Георгия основал и назвал следующие города: Юрьев (Гюргев, ныне Тарту) и Юрьев Русский (сейчас Белая Церковь)[5].

Аэрофотоснимок центра Тарту, видимый с высоты птичьего полета.

Юрьев (наше время — Тарту) упо­ми­на­ет­ся в «Повести временных лет». Существовавшее до него по­се­ле­ние бы­ло захвачено и со­жже­но ки­ев­ским князем Ярославом Муд­рым, он и ос­но­вал на его мес­те город, название было взято от имени князя данное ему при крещении — Ге­ор­гий[20].

На мес­те современной Белой Церкви на­ходил­ся древнерусский го­род Юрь­ев (Гур­гев, Гюр­гев), ос­но­ван­ный в 1030 годах ки­ев­ским князем Ярославом Владимировичем в хо­де строи­тель­ст­ва Поросской ли­нии ук­ре­п­ле­ний (цепочка крепостей по реке Рось). Был ре­зи­ден­цией епи­ско­па Юрь­ев­ско­го. Го­род был уничтожен в хо­де монголо-татарского нашествия, с XIV века упо­ми­на­ет­ся как Белая Церковь[21].

Георгиевский собор и земляные валы городища. Юрьев-Польский, Владимирская область.

В 1152 году Юрием Долгоруким был основан Юрьев-Польский[5]. Ос­но­ван не позд­нее 1151 года в Суздальском ополье (ис­то­рическая область в Рос­сии, ме­ж­ду ре­ка­ми Клязьма, Нерль, верховьями Се­лек­ши[22]). От­сю­да название — Поль­ский (Поль­ской). При Юрии Дол­го­ру­ком в городе был построен Георгиевский со­бор (в 1230 — 1234 годах воз­ве­дён заново). Впер­вые город упо­ми­на­ет­ся как Юрь­ев в 1176 году. В XII — XIV веках центр Юрьевского княжества[23].

В 1225 году Владимирским князем Юрием Всеволодовичем был основан город на месте явления ему иконы великомученика Георгия Победоносца. Город получил название в честь святого Юрьев-Повольский, современное название — Юрьевец[5].

Подмосковный Егорьевск назван в честь святого Георгия Победоносца. Первоначально назывался Егорьев, достоверно известен с 1778 года и ранее входил в состав Рязанской губернии[24].

Соборы, храмы, церкви

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено большое количество церквей, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого освящены около двадцати церквей, а в Грузии — около сорока. Кроме этого, церкви в честь великомученика Георгия есть в Италии, Чехии, Турции, Эфиопии и других странах. Приблизительно в 306 году была освящена церковь в Салониках (Греция). В Грузии находится монастырь святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XI века. В V веке в Армении в селе Карашамб была построена церковь в его честь. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда святого Георгия. Георгиевская церковь — один из первых монастырских храмов в Киеве (XI век). Упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлён; уничтожен окончательно в 1934 году. Великомученику Георгию Победоносцу посвящен монастырь в Новгородской области. По преданию, обитель основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав во святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло наименование монастыря[5].

Собор Георгия Победоносца Калуга

Собор Георгия Победоносца за верхом в Калуге. Кирпичная трехапсидная церковь состоит из бесстолпного пятиглавого четверика с трёхчастным алтарём, небольшой трапезной и шатровой колокольни. Выстроена вместо прежней деревянной в 1700 году на средства калужского земского старосты Ивана Кирилловича Коробова. «За верхом» означает за оврагом[1]

Церковь СВятого Георгия, Краснодар

Храм Георгия Победоносца в Краснодаре (Георгия Великомученика храм). Дата постройки последнего здания 1895 — 1903 годы. Каменный трехпрестольный храм в русском стиле с шатровой колокольней. Построен как подворье Балаклавского Георгиевского мужского монастыря[1].

Известна церковь Георгия на Красной горке в Москве. По разным версиям, Георгиевская церковь основана матерью царя Михаила Романова — Марфой. Но название церкви было записано ещё в духовной грамоте великого князя Василия Тёмного, а в 1462 году обозначалась каменной. Вероятно, из-за пожара храм сгорел, а на его месте инокиня Марфа построила новую, деревянную церковь. В конце двадцатых годов XVII века церковь сгорела. В 1652 — 1657 годах храм был возобновлён на возвышенности, где проходили народные гулянья на Красную Горку. Во имя святого Георгия освящена церковь на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде. Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1356 годом. Жителями Лубяницы (лубянцами) — улицы, которая некогда проходила через Торг (городской рынок), была выстроена церковь в камне. Храм неоднократно горел и отстраивался вновь. В 1747 году обвалились верхние своды. В 17501754 годах церковь была вновь восстановлена. Во имя Георгия Победоносца освящена церковь в селе Старая Ладога Ленинградской области (построена между 1180 и 1200 годами). Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным. В 1683 — 1684 годах была проведена реставрация церкви[5].

В честь святого Георгия освящена церковь в Коломенском (город Москва). Церковь была построена в XVI веке как колокольня в виде круглой двухъярусной башни. В XVII веке к колокольне с запада была пристроена кирпичная одноэтажная палата. В то же время колокольня была перестроена в церковь святого Георгия. В середине XIX веке к церкви была пристроена большая кирпичная трапезная.

В честь великомученика Георгия Победоносца освящены храмы Русской Православной Старообрядческой Церкви в город Егорьевске (Московской область), в городе Кызыле (Республика Тыва), в городе Хмельницком (Украина), в селе Бычок (Приднестровье, Григореопольский район), в городе Нэводари (Румыния). Храмы Русской Древлеправославной Церкви освящены в честь великомученика Георгия в селе Новохаритоново (Московская область, Раменский район), в селе Елионка (Брянская область, Стародубский район), в селе Черкесская Слава (Румыния, уезд Тулча)[5].

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Святой Георгий Победоносец: история святого, ордена и награды Георгия Победоносца.. Культура.РФ. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Георгий Победоносец: история жизни и подвига святого великомученика. Православие сегодня. Дата обращения: 3 декабря 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Турилов А.А.; Бусева-Давыдова И.Л. (иконография). Георгий Победоносец. Большая российская энциклопедия (электронная версия). Дата обращения: 2 декабря 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Святой великомученик Георгий Победоносец. Православный церковный календарь. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 5,21 5,22 5,23 5,24 5,25 5,26 5,27 5,28 5,29 5,30 5,31 Великомученик Георгий Победоносец. Русская вера. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  6. Владимир Басенков. Егорий Храбрый. Православие.RU (4 мая 2017 года). Дата обращения: 8 декабря 2023.
  7. Анастасия Коренькова. Святыни Малой Азии: Каппадокия. Азбука.ru (15 июня 2015 год). Дата обращения: 8 декабря 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Епископ Александр (Милеант). Святой Великомученик Георгий Победоносец: история, молитвы.... Правмир (5 мая, 2019). Дата обращения: 2 декабря 2023.
  9. Протоирей Андрей Ткачёв. Мученик рождается в вечность | Православие и мир. Правмир (6 мая, 2015). Дата обращения: 2 декабря 2023.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 Святитель Дмитрий Ростовский. Страдание и чудеса святого великомученика Георгия Победоносца. Православие.Ru (6 мая 2013 года). Дата обращения: 3 декабря 2023.
  11. В храме Онеги замироточила икона великомученика Георгия Победоносца. Православный журнал Фома. Дата обращения: 3 декабря 2023.
  12. Егорий Храбрый и царище Демьянище. publicadomain.ru. Дата обращения: 13 декабря 2023.
  13. Максим Кронгауз. Объяснение из прошлого. Учительская газета (22 сентября 2009 год). Дата обращения: 19 декабря 2023.
  14. «Ю́рьев день» — происхождение и значение понятия. Культура.РФ. Дата обращения: 3 декабря 2023.
  15. Ирина Языкова. Поразивший змия. azbyka.ru. Дата обращения: 14 декабря 2023.
  16. Дмитрий Трофимов. Почему св. Георгия Победоносца часто изображают в виде всадника-змееборца?. azbyka.ru. Дата обращения: 14 декабря 2023.
  17. Андрей Сидорчик. Помню, горжусь, сражаюсь. Три жизни Георгиевской ленты. Аргументы и факты (28.04.2014 год). Дата обращения: 8 декабря 2023.
  18. Георгиевские кресты — Награды Российской Империи. catalog.sammlung.ru. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  19. 19,0 19,1 Герб / Символика / Информация / Город / Сайт Москвы. Сайт Москвы. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  20. Тарту.. Большая российская энциклопедия - электронная версия.. Дата обращения: 14 декабря 2023.
  21. Белая Церковь.. Большая российская энциклопедия - электронная версия.. Дата обращения: 14 декабря 2023.
  22. Суздальское ополье.. Большая российская энциклопедия - электронная версия.. Дата обращения: 15 декабря 2023.
  23. Юрьев-Польский.. Большая российская энциклопедия - электронная версия.. Дата обращения: 15 декабря 2023.
  24. Егорьевск: имена и времена . Истории Подмосковья.. Атмосфера. Дата обращения: 14 декабря 2023.