Кандинский, Василий Васильевич

Материал из «Знание.Вики»
Василий Кандинский
Кандинский Василий Васильевич.jpg
Имя при рождении Василий Васильевич Кандинский
Дата рождения 22 ноября (4 декабря) 1866(1866-12-04)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 13 декабря 1944(1944-12-13) (78 лет)
Место смерти Нёйи-сюр-Сен, Франция
Гражданство
Жанр график и теоретик изобразительного искусства
Учёба Московский университет (1893),
студия Антона Ашбе,
Мюнхенская академия художеств
Сайт wassilykandinsky.net
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 декабря (22 ноября) 1866 — 13 декабря 1944) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».

Биография

Родился в Москве 22 ноября 1866 года (4 декабря по новому стилю), в семье коммерсанта — Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926), представителя старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества и его жены — Лидии Ивановны. Прабабушка Василия Васильевича была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец — троюродным братом известного психиатра В. Х. Кандинского. Философ Александр Кожев приходился ему племянником. Крестили Василия Кандинского 30 ноября (12 декабря потновому стилю) 1866 года года.

В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе[5][6]. Здесь Василий Кандинский окончил 3-ю гимназию, а также получил в театрально-художественном училище художественное и музыкальное образование. В 1885—1893 годах (с перерывом в 1889—1891) он учился на юридическом факультете Московского университета; на кафедре политической экономии и статистики его руководителем был профессор А. И. Чупров. В 1889 году прервал учёбу по состоянию здоровья и с 28 мая по 3 июля был в этнографической экспедиции по северным уездам Вологодской губернии[7][8].

В августе 1892 года окончил университетский курс с дипломом первой степени и по рекомендации А. И. Чупрова был оставлен на два года для «подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации»[9][10]. Незадолго до этого он женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякиной[11]. В 1895—1896 годах работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. Во многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1896 году (и в частности, под впечатлением от картины Клода Моне «Стог сена»). В ноябре 1895 года он написал своему научному руководителю А. И. Чупрову, что «решил оставить занятия наукой. <…> И чем дальше идёт время, тем сильнее притягивает меня к себе старая и прежде безнадёжная любовь к живописи»[12]. В 1896 году отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи[13][14].

В 1896 году он обосновался в Мюнхене и оставался в Германии до начала Первой мировой войны[15]. Вошёл в состав мюнхенской русской художественной колонии, куда входили Явленский, Верёвкина, Грабарь, Кардовский, несколько позднее присоединившийся Добужинский. Центром этого сообщества стал дом Марианны Верёвкиной[16].

С 1897 года обучался живописи в частной студии Антона Ажбе, однако два года, проведённые там, не принесли ему удовлетворения[17]. В советское время Игорь Грабарь так отозвался о коллеге-авангардисте:

Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастехином, и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в „чистоте красок“. У Ашбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал[18].

В 1898 году участвовал в выставках одесского Товарищества южнорусских художников. В октябре 1898 года выставляется впервые в рамках IX выставки Товарищества в Одессе — это была картина «Одесса. Порт.» и пара этюдов, написанных несколькими годами ранее.[19]

В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука до 1901 года. С 1900 года он много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию и наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников. В 1901 году создал художественное объединение «Фаланга»[20], организовал при нём школу (Münchner Malschule Phalanx), в которой преподавал.

Летом художественная школа выезжала в немецкий городок Калльмюнц в живописной местности при впадении Фильса в Наб. Здесь в 1902 году 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриеле Мюнтер, 26-летней слушательницей школы. Несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой, отношения с Мюнтер никак не были оформлены[21].

В 1909 году стал председателем только что образованного представителями экспрессионизма «Нового мюнхенского художественного объединения»[22]. Вместе с представителями объединения принял участие в двух интернациональных «Салонах» Издебского, организованных в ряде городов России в период с декабря 1910 по май 1911 года[23].

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет»[24]. В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, под влиянием книги Мыслеформы пишет в 1911 году знаменитый трактат «О духовном в искусстве», переходит от фигуративной живописи к чистой абстракции. В 1911 году организовал альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Пауль Клее. Тогда же прошла его первая персональная выставка.

После начала Первой мировой войны художник расстался с Габриеле Мюнтер и вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. 10 февраля (29 января) 1917 года вступил в брак с девицей Ниной Николаевной Андреевской (ок. 1893—1980), дочерью капитана, слушательницей Московских Высших Женских курсов, православной, 23 лет от роду. Ему самому было уже 50 лет. 1 декабря (19 ноября) того же 1917 года у супругов родился сын Всеволод, которого крестили в Москвской Неопалиновской близ Девичья поля церкви 18 января (7 января) 1918 года.

После революции 1917 года активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры[25] и Российской академии художественных наук[26], преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1918 году издал автобиографическую книгу «Ступени». В 1918—1919 годах он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 годах — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашённого профессора читал в Московском университете курс «Современное искусство»[27]. Также был избран вице-президентом РАХН.

В декабре 1921 года выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Берлине начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаусе», став видным теоретиком школы. В межвоенный период получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году принял французское гражданство.

Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, под Парижем.

Творчество

Наследие

Многолетняя подруга Кандинского, Мюнтер хранила значительную часть его работ в период Второй мировой войны и годы после неё и открыла их для общего доступа вместе с фотоархивом «Синего всадника» и своими собственными картинами.

С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже вручалась премия Кандинского (В РФ возрождена в 2007 году, как ежегодная национальная премия в области современного искусства). В 1976 году Нина Кандинская опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». Множество работ художника она завещала парижскому центру Помпиду. В 1980 году Нина Кандинская была задушена в своём шале «Эсмеральда» в Гштаде; убийца не установлен. Картины Кандинского, находившиеся в её доме, не были похищены, пропали только драгоценности[28].

В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов[28]. В марте 2023 года картина «Церковь в Мурнау» была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне, Великобритания за 37,2 миллиона фунтов стерлингов (около 3,3 миллиарда рублей)[29].

В декабре 2022 года на аукционе Grisebach в Берлине была обнаружена картина «Без названия», написанная в 1928 году. По заявлению польских властей, она была похищена из Национального музея в Варшаве в 1984 году. Несмотря на протесты Польши, полотно было продано на аукционе почти за 390 тысяч евро[30].

Память

  • В 1991 году в СССР была выпущена почтовая карточка в честь 125-летия Кандинского.
  • В 1995 году в рамках Дней Кандинского в Одессе на доме № 17 по улице Дерибасовской, где жил художник, была открыта мемориальная доска.
  • В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
  • 6 августа 2012 года в честь Кандинского назван кратер на Меркурии[31].
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BUN) носит имя «В. Кандинский».
  • В Израиле одна из улиц города Кирьят-Ата носит имя Василия Кандинского.
  • В 2016 году в Москве появилась улица Кандинского.
  • 2 сентября 2016 года на Аллее Звёзд Одессы появилась звезда Василия Кандинского[32].
  • В 2016 году Почта Сербии выпустила почтовую марку к 150-летию со дня рождения В. В. Кандинского.
  • Также Василию Кандинскому посвящены блоки почтовых марок Мозамбика и Того.
Внешние изображения
Почтовые марки Мозамбика
Почтовые марки Того

Литература

  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 120—128. — ISBN 5-7859-0074-2..
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
  • Азизян И. А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. — С. 189—249.
  • Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.
  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т.. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0.
  • Соколов Б. М. Теория беспредметного искусства у В. В. Кандинского в 1920—30-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 171—191.
  • Турчин В. С. В. В. Кандинский в Московском университете // Вопросы искусствознания. Вып. 2—3/1993. — М.: Галарт, 1993. — С. 194—212.
  • Русина О. И. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 295—296. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

Примечания

  1. Турчин В.С. Кандинский в России. М.: Общество друзей творчества Василия Кандинского, 2005. - 448 с.. Дата обращения: 10 ноября 2023. Архивировано 22 сентября 2022 года.
  2. ART/ARCHITECTURE; A Saboteur Wielding Explosive Colors and Images. Дата обращения: 10 ноября 2023. Архивировано 22 сентября 2022 года.
  3. Василий Кандинский — основоположник абстракционизма в живописи. Дата обращения: 10 ноября 2023. Архивировано 10 ноября 2023 года.
  4. Wassily Kandinsky. Дата обращения: 10 ноября 2023. Архивировано 10 ноября 2023 года.
  5. Доска Василию Кандинскому. Дата обращения: 15 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  6. В. В. Кандинский в биографическом справочнике «Они оставили след в истории Одессы». Дата обращения: 14 июня 2016. Архивировано 24 июня 2016 года.
  7. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т. — 2-е изд., исправленное и дополненное / Под ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. Т. 2. 1918—1938. — М.: Гилея, 2008. — С. 365—393, 427—438.
  8. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Художники русской эмиграции (1917—1941). Биографический словарь. — СПб., 1994. — С. 232.
  9. Турчин, 1993, с. 196—197,200—201.
  10. Диплом выдан В. В. Кандинскому на руки 8 октября 1893 года: Турчин, 1993, с. 196.
  11. Её сестра Мария была замужем за фабрикантом Владимиром Абрикосовым. Другой сын А. И. Абрикосова, Николай, был женат на двоюродной тётке художника — Вере Николаевне Кандинской.
  12. Турчин, 1993, с. 208—209.
  13. Сарабьянов, Автономова, 1994, с. 6.
  14. Турчин, 1993, с. 198.
  15. В настоящее время в Мюнхене (Городская галерея в доме Ленбаха) хранится около 40 работ Кандинского.
  16. Дружкова Н. Теория абстрактного искусства В. Кандинского // Василий Кандинский. О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника. Точка и линия на плоскости. — Москва: АСТ, 2018. — С. 22—23.
  17. Сарабьянов, Автономова, 1994, с. 7.
  18. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937. — С. 141—142.
  19. Василий Кандинский
  20. Фаланга. ARTinvestment.RU. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 26 января 2021 года.
  21. В 1915 году Кандинский и Мюнтер снова провели вместе три месяца в Швеции в Стокгольме. К этому времени Габриеле стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них были сохранены Габриеле, жившей постоянно в немецком Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.
  22. «Новое мюнхенское художественное объединение» («Новая ассоциация художников»). Русская антикварная галерея. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  23. Крусанов, 2010, с. 158—179,276,278,289,291.
  24. А. Д. Сарабьянов. «Бубновый валет» (Общество художников «Бубновый валет»). Энциклопедия русского авангарда. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 11 августа 2019 года.
  25. Живописной культуры музей : [арх. 29 июня 2020] // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 49. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5.
  26. Государственная академия художественных наук (ГАХН). «Топография террора»Международный Мемориал. Международный Мемориал. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 30 декабря 2018 года.
  27. Турчин, 1993, с. 209.
  28. 28,0 28,1 Линии партии — Огонек № 25 (5521) от 09.07.2018. Дата обращения: 26 августа 2018. Архивировано 26 августа 2018 года.
  29. Картину Кандинского «Церковь в Мурнау II» продали на аукционе за $44 млн. Известия (3 марта 2023). Дата обращения: 4 марта 2023. Архивировано 3 марта 2023 года.
  30. Найдена украденная картина Кандинского. Lenta.RU. Дата обращения: 21 апреля 2023. Архивировано 21 апреля 2023 года.
  31. Kandinsky
  32. Открытие новых имён на Аллее Звёзд Одессы

Ссылки