Мир искусства (журнал)
«Мир иску́сства» — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 годы, целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноимённого объединения — «Мир искусства» и писателей-символистов. Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков[1].
Мир искусства | |
---|---|
Специализация | художественный журнал |
Периодичность | 1 раз в две недели; 1 раз в месяц (с 1901) |
Язык | русский |
Адрес редакции | Литейный пр., 45; наб. р. Фонтанки, 11 (с 1900) |
Главный редактор | С. П. Дягилев; совместно с А.Н. Бенуа с 1903 |
Страна | Российская империя |
Издатель | М.К. Тенишева; С.И. Мамонтов |
История издания | 1898—1904 |
Дата основания | 1898 |
Медиафайлы на Викискладе |
История возникновения
В 1890-е годы группировки молодых художников в ряде европейских стран уже не обходятся без «своих изданий»: один за другим возникают журналы в Париже («La Revue Blanche», 1891), Лондоне («The Studio», 1893), Берлине («Pan», 1895), Мюнхене («Jugend», 1896), Праге («Volne Smery», 1897), Дармштадте («Deutsche Kunst und Dekoration», 1897). В России опыт подобного издания отсутствовал.
Непосредственная связь исканий художников с журналистикой и критикой обещала не только дальнейшую консолидацию творческих сил, но и незнакомые русской художественной жизни возможности эстетической борьбы и пропаганды. Реализация этого проекта — дело рук Дягилева. Уже осенью 1897 года он обсуждает с Бенуа, в котором видит вдохновителя «всей затеи» и полновластного «автора проекта», организационно-практическую сторону намечающегося издания[2].
Задача журнала — сплочение «инстинктивных живописцев», поддержка развивающейся в Москве и Финляндии художественной промышленности. Немаловажное значение имеет и идея организации от имени журнала ежегодных выставок — в этом случае образование общества художников оказывается излишним, а функции идейно-творческого центра нового движения берет на себя редакция[2].
Находясь в Париже, Бенуа участвует в подготовке журнала лишь как советчик и консультант. Эталоном художественно-графического облика журнала ему видится «Симплициссимус», с 1896 года выпускавшийся в Мюнхене, а предложенная им программа строится на основе принципиального восстановления связей с традициями и опытом великих мастеров прошлого[2].
Отчего бы не назвать журнал «Возрождением» и в программе объявить гонение и смерть декадентству, как таковому. Положим, все, что хорошо, как раз и считается у нас декадентством, но я, разумеется, не про это ребяческое невежество говорю, а про декадентство истинное, которое грозит гибелью всей культуре. Я органически ненавижу модную болезнь, да и моду вообще
Различия между этой позицией поклонника мировой классики и взглядами других участников кругам неплохо иллюстрируют предлагавшиеся ими в противовес «Возрождению» названия журнала — «Вперед», «Новое искусство», «Чистое художество», «Красота». Остановились на «Мире искусства».
23 марта 1898 года в Главное управление по делам печати поступает прошение о разрешении «выдавать в свет» новый журнал. В нём должно быть три отдела: «1) отдел чистого художества (живопись, скульптура, архитектура, музыка, художественная критика), 2) отдел прикладного искусства или художественной промышленности, 3) отдел художественной хроники». Прошение подписано княгиней М. К. Тенишевой и коммерции советником С. И. Мамонтовым. В этих подписях неверно видеть лишь имена меценатов, гарантирующих журналу финансовую поддержку. Они означали куда больше: в блок с «кружком Бенуа» вступали сильнейшие русские мастера, объединявшиеся Мамонтовским художественным кружком, и группа художников, связанная с Тенишевой[2].
С 1903 года журнал начал выходить под редакцией «мирискусника» Александра Бенуа. Бенуа писал в своих воспоминаниях, как начиналось издание[3]:
О журнале в течение всего подготовительного к выставке периода и особенно после ее открытия было тоже много разговоров. Кроме княгини Тенишевой, стремившейся заслужить благородную славу меценатки, на нашем горизонте появился теперь и знаменитый московский деятель — промышленник по профессии, но художник в душе, знаменитый, безудержный, неустрашимый Савва Мамонтов. Он горячо поддержал намерение княгини субсидировать журнал и изъявил готовность взять половину расходов на себя. Соединение этих двух лиц было отпраздновано роскошным обедом в тенишевском особняке на Английской набережной. На нем особенно блестящую и пламенную речь произнес экспромтом Ян Ционглинский. Ему отвечал в не менее патетических тонах Савва Иванович, и вслед за ним, с бокалом в руках, очень бойко произнесла нечто короткое, но вполне соответствующее моменту, Мария Клавдиевна. Из-за стола, за которым было выпито очень много шампанского, все встали в сильно приподнятом настроении, после чего состоялось музыкальное послесловие, в котором под большим портретом Чайковского княгиня спела несколько романсов, а тот же Ционглинский с мастерством сыграл на великолепном «Блютнере» «Смерть Изольды»
Творческая жизнь журнала
Направленность «Мира искусства» состояла в утверждении эстетики художественного индивидуализма, в постепенном сближении с интернациональным стилем «модерн», а также в популяризации русского искусства XVIII — начала XIX вв. В первые годы существования журнал много внимания уделялось вопросам декоративно-прикладного искусства, пропагандируя образцы народного творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинения Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западно-европейской живописи и графики). В литературной части «Мира искусств», возглавлявшейся Д. В. Философовым, помещались религиозно-философсвкие сочинения Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова и Андрея Белого, во многом определявшие эстетическую и литературную программу русского символизма. Религиозно-мистические устремления и национально-мессианские надежды философов и литераторов находились в идейном противоречии со взглядами участников художественного отдела (в частности, с их «западничеством», интересом именно к «петербургскому» периоду истории России). В результате открытой полемики группа Философова — Мережковского покинула «Мир искусства», основав свой журнал «Новый путь» (1903—1904)[4].
На рубеже ХIХ — ХХ столетия «Мир искусства» возглавил широкое культурно-эстетическое движение, которое заново переоценило все устоявшиеся ценности русского изобразительного искусства, пересмотрело его творческую проблематику, обновило его традиции и определило во многом новые пути русской художественной жизни[5].
Внешний вид журнала
Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству[1]. Многочисленные орнаментальные рамки в стиле «модерн», иллюстрации в тексте и на отдельных вкладках предназначались для ценителей графики и полиграфического искусства[6].
Художница М. В. Якунчикова, дизайн обложки журнала «Мир искусства», 1899
И. Я. Билибин. Рисунок из журнала «Мир искусства», 1900-е годы
К. А. Сомов. Обложка журнала «Мир искусства», 1900
Редакционный совет
Во главе редакции состаял С. П. Дягилев. Среди сотрудников — имена, начавшие мелькать на страницах общей печати ещё с 1896—1897 годов: С. П. Дягилев, И. Э. Грабарь и Д. В. Философов, руководивший литературной частью. Ведущую роль в оформлении журнала играл Л. С. Бакст, музыкальным отделом заведовал В. Ф. Нувель. Наиболее же авторитетным членом был В. А. Серов[2].
В оформлении журнала принимали участие: И. Я. Билибин, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, К. А. Коровин, М. В. Якунчикова и другие представители «новой эстетики»[3].
Создатели нового журнала планировали выпускать его в свет дважды в месяц. Однако осуществить это не удалось, и два года «Мир искусства» выходил преимущественно сдвоенными номерами[7].
Критика об издании
Многие художники встретили известие о появлении в России художественного журнала с энтузиазмом. Более того, такие признанные мастера живописи, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, выразили согласие и готовность с ним сотрудничать[7].
В стане же передвижников заявление о готовящемся выпуске нового издания сочувствия не вызвало. Художник В. Е. Маковский высказал корреспонденту «Петербургской газеты» весьма негативное мнение о новом издании и согласии сотрудничать с ним известных живописцев:
Я еще допускаю участие в этом журнале таких художников, как Нестеров, но совершенно не понимаю, каким образом Васнецов, Серов, Коровин и Левитан, эти четыре совершенно здоровых художника, согласились участвовать в журнале г. Дягилева, наряду с такими нелепыми и недоучившимися художниками, как, например, Врубель, Сомов, Малютин или Александр Бенуа. Я читал в вашей газете интервью с г. Дягилевым… настаиваю на том, что г. Дягилев декадент с ног до головы.
Негативную реакцию вызвала программа «Мира искусства» и у В. В. Стасова, многие годы отстаивавшего идеалы передвижничества. Об этом свидетельствует его переписка. В письме от 12 июля 1898 года к брату В. В. Стасов назвал эту программу «подлым манифестом». Обращаясь 16 / 28 июня 1898 года к скульптору М. М. Антокольскому, он возмущался[7]:
…Этот бесстыдный и нахальный поросенок старается втянуть на подписку в свою газету всевозможных купцов, торговцев, промышленников и т. д. и пробует уверить их всех [читателей «Петербургской газеты»], что знаменитая школа “передвижников” никуда не годится и “не была в состоянии выполнить то, за что бралась”, а вот теперь начинается в России настоящее искусство, а их газета (Мамонтова и княгини Тенишевой) будет развивать, распространять и насаждать в России настоящее искусство! Вы видите из этого, сколько мне предстоит осенью и зимой войны, боев и сражений! Конца не будет…
Как отмечала А. Русакова[7]:
«Мир искусства» начал свое блистательное восхождение на грани 1898–1899 годов, главным образом благодаря необычайно энергичной организационной деятельности одного из самых талантливых “строителей” русской художественной культуры конца XIX — первой трети XX века Сергея Павловича Дягилева
Адрес
Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Мир искусства : художественный иллюстрированный журнал. — С.-Петербург, 1899—1904 . TEHNE. Дата обращения: 21 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Выход первого номера журнала "Мир искусства" - ноябрь 1898 года . Наследие Александра Николаевича Бенуа. Дата обращения: 22 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 М. Журнал "Мир искусства" . Азбука книжного модерна. Дата обращения: 21 августа 2023.
- ↑ Т. И. Володина. «Мир искусства» . Большая советская энциклопедия. в 30-ти томах. Дата обращения: 22 августа 2023.
- ↑ "Мир искусства" (1898 -1910) . Художественные стили в Западной Европе и России (Электронный учебник по дисциплине: "Культурология"). Дата обращения: 22 августа 2023.
- ↑ Мир искусства . ARTEFACT. Дата обращения: 22 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Н.Д.Мельник. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛА «МИР ИСКУССТВА» (рус.) // Вестник СПбГУ. — 2015. — № 3. — С. 203—215.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |