Кустодиев, Борис Михайлович
Борис Михайлович Кустодиев | |
---|---|
Борис Кустодиев в 1903 году | |
Дата рождения | 23 февраля (7 марта) 1878 |
Место рождения | Астрахань, Российская империя |
Дата смерти | 26 мая 1927 |
Место смерти | Ленинград, СССР |
Гражданство | Российская империя СССР |
Жанр | портрет, бытовой жанр, книжная графика, театральные декорации и костюмы |
Стиль | реализм, импрессионизм, модерн |
Звания | академик ИАХ (1909) |
Премии | пенсия ИАХ (1904) |
Борис Михайлович Кустодиев — (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань, Российская империя — 26 мая 1927, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец. Академик живописи Императорской Академии художеств (с 1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.
Биография
Детство
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова. Он говорил своему ученику: "Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки»[1].
Творческий путь
Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Санкт-Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств[1]. В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин, учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»[1].
В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна[1].
Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию[1].
Деятельность Кустодиева
После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. На революцию 1905 года Борис Кустодиев отреагировал серией аллегорических рисунков, отражающих остроту исторического момента. Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Одновременно с этим он работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них художник черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом‑мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии «Ярмарки» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все три ‑ 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией[2].
В январе 1909 года Кустодиев был избран членом комитета «Союза русских художников», а в октябре того же года предпринял путешествие по Австрии, Италии, Франции и Германии. 26 октября 1909 года по представлению Ильи Репина и Архипа Куинджи Кустодиев был избран членом Академии художеств[2]. В 1911 году Борис Кустодиев начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Александра Островского[2].
Однако вскоре Кустодиеву пришлось отправиться на лечение в Швейцарию в связи с тяжелым заболеванием спинного мозга. Лечение не помогло, и художник вернулся в Россию. Болезнь прогрессировала. В 1916 году наступил полный паралич ног. Несмотря на это, Кустодиев продолжал работать над новыми полотнами. Прикованный к креслу‑каталке и мучимый частыми болями, Кустодиев создал картину «Масленица» (1916) идиллическую, наполненную радостью панораму праздника в русском провинциальном городе[2]. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжал исступленно работать[3].
Последние годы
Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коминтерна, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)[2].
За год до кончины Кустодиев завершил картину «Русская Венера», а последним произведением художника был этюд триптиха «Радость труда и отдыха»[2].
5 мая, после поездки в город Пушкин, у Кустодиева началось воспаление легких. Умер художник 26 мая 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург). Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры[2].
Работы художника
Особенность творчества
Любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции[3].
Личная жизнь
Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (1880‑1942), они обвенчались в 1903 году. У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Кирилл Кустодиев работал художником‑декоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. Внучка художника Татьяна Кустодиева ‑ ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской живописи ХIII‑XVI веков, кандидат искусствоведения[2].
Память о художнике
15 мая 2002 года в Астрахани в усадьбе Моисеевых‑Злобиных, являющейся образцом городской застройки конца XIX‑начала XX века, был открыт Дом‑музей Бориса Кустодиева. В фондах музея хранится 109 работ, в числе которых около 100 рисунков, скульптура, мемориальные предметы и документы, принадлежащие художнику и членам его семьи[2].
Награды
- Серебряная медаль Международной выставки в Брюсселе (1900)
- Малая золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1901)
- Большой приз Ассоциации венских художников Международной художественной выставки в Мюнхене (1903)
- Большая золотая медаль Международной художественной выставки в Венеции (1907)
- Золотая медаль Балтийской выставки в Мальмё (Швеция, 1914).
Ссылки
Примечания
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Художники по алфавиту
- Родившиеся 7 марта
- Родившиеся в 1878 году
- Родившиеся в Астрахани
- Умершие 26 мая
- Умершие в 1927 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Выпускники Высшего художественного училища
- Выпускники Императорской Академии художеств
- Академики Императорской Академии художеств
- Пенсионеры Императорской Академии художеств
- Художники объединения «Мир искусства»
- Союз русских художников
- Художники России в общественном достоянии
- Художники России
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи