Кустодиев, Борис Михайлович

Материал из «Знание.Вики»
Борис Михайлович Кустодиев
Борис Кустодиев в 1903 году
Борис Кустодиев в 1903 году
Дата рождения 23 февраля (7 марта) 1878
Место рождения Астрахань, Российская империя
Дата смерти 26 мая 1927
Место смерти Ленинград, СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Жанр портрет, бытовой жанр, книжная графика, театральные декорации и костюмы
Стиль реализм, импрессионизм, модерн
Звания академик ИАХ (1909)
Премии пенсия ИАХ (1904)

Борис Михайлович Кустодиев — (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань, Российская империя — 26 мая 1927, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец. Академик живописи Императорской Академии художеств (с 1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.

Биография

Детство

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова. Он говорил своему ученику: "Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки»[1].

Творческий путь

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Санкт-Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств[1]. В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин, учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»[1].

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна[1].

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию[1].

Деятельность Кустодиева

После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. На революцию 1905 года Борис Кустодиев отреагировал серией аллегорических рисунков, отражающих остроту исторического момента. Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Одновременно с этим он работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них художник черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом‑мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии «Ярмарки» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все три ‑ 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией[2].

В январе 1909 года Кустодиев был избран членом комитета «Союза русских художников», а в октябре того же года предпринял путешествие по Австрии, Италии, Франции и Германии. 26 октября 1909 года по представлению Ильи Репина и Архипа Куинджи Кустодиев был избран членом Академии художеств[2]. В 1911 году Борис Кустодиев начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Александра Островского[2].

Однако вскоре Кустодиеву пришлось отправиться на лечение в Швейцарию в связи с тяжелым заболеванием спинного мозга. Лечение не помогло, и художник вернулся в Россию. Болезнь прогрессировала. В 1916 году наступил полный паралич ног. Несмотря на это, Кустодиев продолжал работать над новыми полотнами. Прикованный к креслу‑каталке и мучимый частыми болями, Кустодиев создал картину «Масленица» (1916) идиллическую, наполненную радостью панораму праздника в русском провинциальном городе[2]. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжал исступленно работать[3].

Последние годы

Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коминтерна, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)[2].

За год до кончины Кустодиев завершил картину «Русская Венера», а последним произведением художника был этюд триптиха «Радость труда и отдыха»[2].

5 мая, после поездки в город Пушкин, у Кустодиева началось воспаление легких. Умер художник 26 мая 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург). Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры[2].

Работы художника

Особенность творчества

Любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции[3].

Личная жизнь

Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (1880‑1942), они обвенчались в 1903 году. У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Кирилл Кустодиев работал художником‑декоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. Внучка художника Татьяна Кустодиева ‑ ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской живописи ХIII‑XVI веков, кандидат искусствоведения[2].

Память о художнике

15 мая 2002 года в Астрахани в усадьбе Моисеевых‑Злобиных, являющейся образцом городской застройки конца XIX‑начала XX века, был открыт Дом‑музей Бориса Кустодиева. В фондах музея хранится 109 работ, в числе которых около 100 рисунков, скульптура, мемориальные предметы и документы, принадлежащие художнику и членам его семьи[2].

Награды

  • Серебряная медаль Международной выставки в Брюсселе (1900)
  • Малая золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1901)
  • Большой приз Ассоциации венских художников Международной художественной выставки в Мюнхене (1903)
  • Большая золотая медаль Международной художественной выставки в Венеции (1907)
  • Золотая медаль Балтийской выставки в Мальмё (Швеция, 1914).

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Борис Кустодиев. Культура.РФ. Дата обращения: 8 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Биография Бориса Кустодиева. РИА Новости. Культура. Дата обращения: 14 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 Борис Михайлович Кустодиев. Артхив. Дата обращения: 14 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!