Цифровое искусство

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Девушка с жемчужной сережкой (Цифровая глубина), Курош Ородж, 2020 г.

Цифровое искусство (Компьютерное, кибер или digital art) — это вид произведений художественного видения и чувственного переживания, которые созданы с помощью информационных технологий. Готовые произведения можно увидеть только на экране электронного устройства, а количество копий может быть бесконечным[1].

К понятию «произведение цифрового искусства», согласно общенаучному определению, могут быть отнесены любые продукты творческой деятельности, в которой используют компьютеры, программные коды и скрипты. Критерием ценности произведения искусства является способность вызывать эмоциональный отклик у многих людей[2].

Произведениями цифрового искусства могут быть векторные рисунки, 3D-графика, анимация, спецэффекты, цифровая фотография и объекты дополненной реальности[1].

По форме выражения цифровое искусство отличается тем, что каждое произведение или его отрывок представляет собой единицу контента, которую можно разместить в социальной сети, мессенджере или на сайте, на облачном или цифровом носителе — компьютере, диске, карте памяти или распечатать на принтере.

Задачи цифрового искусства

Цифровое искусство как разновидность современного арта, предлагает публике подумать о новых способах взаимодействия с окружающей средой, о взаимоотношениях человека и технологий, переосмыслить этические и эстетические категории, которые меняются в результате слияния материального мира и цифровой реальности[3].

Главная задача цифрового искусства — привлечь внимание аудитории и за короткий промежуток времени донести идеи, заложенные в концепции так, чтобы они попали точно в цель, «зацепили» зрителя и заставили его размышлять[3].

Цифровое изобразительное искусство лежит в общем русле развития современной изобразительной культуры, а также является основой формирования новой художественной парадигмы постмодернизма.С.В. Ерохин в статье «Цифровое искусство: преемственность традиций»

Цифровые художники не передают сообщение, например рекламное или социальное. Они выражают себя через творчество, но с использованием компьютерных технологий. Диджитал-дизайнеры также не должны разбираться в печатных изданиях и не обязаны знать требования, которые к ним применяют в потребительском производстве[1].

Виды цифрового искусства

Художники воплощают цифровое искусство в разных формах. В цифровом изобразительном искусстве художественную ценность представляют не объект произведения, а его виртуальная форма[4].

Концепция французского художника Ива Кляйна "творение из ничего" послужило теоритеческой основой для цифрового искусства, где художник выступает оформителем материала и не нуждается в исходной субстанции для творения, претендующего на объект произведения искусстваШувалова А.С. "Мистификация Ива Кляйна"

Цифровая живопись

Механический голубь Bathingbayc (2022 г.) от Beeple

Это форма цифрового искусства (англ. digital painting), при которой художник стремится максимально воспроизвести традиционные приёмы рисования, но использует для этого не масло, краски, пастель и полотна, а графический планшет и электронное перо, стилус.

Цифровую живопись трудно отличить от классической на первый взгляд. Художник может менять ширину и толщину линий, настраивать мазки и текстуры, работать со слоями. Реалистичность картины показывает знания автора о перспективе, пропорциях, композиции и анатомии[1].

Произведения, созданные в этой технике, изначально существуют в виде цифрового файла. Картины в стиле цифровой живописи демонстрируют в цифровом виде на экранах, проецируют на различные поверхности, печатают на ткани[5].

Трехмерная графика

Трёхмерная графика — это разновидность компьютерной графики, в которой изображения получают путем моделирования 3D-объектов. Создавать можно мультипликационные, абстрактные или реалистичные модели. Среди дополнительных инструментов — структуры высокой детализации, текстуры, освещения и анимация[1].

Глитч-арт

Абстрактная форма цифрового искусства, при которой художники используют запрограммированные сбои, ошибки и баги. Кому-то данный цифровой жанр кажется беспорядочным, но благодаря ярким цветам глитч-картины могут вызывать необычные эмоции и ощущения у зрителя.

Для создания глитча существует множество инструментов: фильтры, приложения, специально вызванные помехи на видео, после которых делают захват изображения. Иногда на глитч накладывают 2D-изображения или цифровые фотографии, создавая коллажи[1].

Пиксельная графика

Картины рисуют с помощью точек — пикселей, а разрешение изображения выбирается настолько маленьким, что каждую точку можно различить. Принято считать, что пиксельное искусство уходит корнями в кубизм Пикассо и сюрреализм Дали.

Нужны три цифровых инструмента: «карандаш», «прямая» и «заливка». Пиксельную графику рисуют в графических редакторах и в объёмных 3D-пакетах, а готовые результаты анимируют для роликов или видеоигр[1].

Алгоритмическое искусство

Это изображение, которое получают через написанный компьютерный код. Художник может прописать подробный скрипт ожидаемого результата или добавить в код неопределённости, тогда результат может выйти неожиданным.

Слово «алгоритм» произошло от имени персидского математика Абу Абдуллаха аль-Хорезми. В своём труде «Китаб аль-джебр валь-мукабала» учёный впервые дал описание десятичной системы счисления. А наука алгебра получила своё название в честь его книги.

Для создания произведения используются математические приёмы как автора. так и вычислительные мощности компьютера. Такого художника называют алгористом[1].

Фрактальное искусство

Фрактальное (паттерн) искусство Томаса Нордвеста, 2021 г.

Фрактальное искусство происходит от алгоритмического, включает в себя сложные геометрические узоры и фрактальные мозаики. Базируется на использовании бесконечного паттерна, одинакового в различных масштабах.

Так же, как фотограф-пейзажист отражает в своих работах красоту природы, я, как художник фрактального рисунка, демонстрирую изящность математической закономерности.Диджитал-художник Джулиус Хорстуис

Художники используют компьютерные алгоритмы, коды и математические уравнения, чтобы создавать 2D- и 3D-мозаики. Если начать приближать паттерную картину, можно увидеть повторяющиеся узоры[1].

Компьютерная графика

Компьютерная графика — это статические и динамические изображения с использованием компьютерной 3D-графики. Сначала художник моделирует объекты на компьютере, потом трёхмерным фигурам создает виртуальные скелеты и далее отрисовывает виртуальную анимацию. Всё, что художник нарисует, можно анимировать. Компьютерную графику используют в кинематографе, видеороликах и компьютерных играх[1].

Векторная графика

Векторное искусство — это тип иллюстраций, который описывается математическими формулами. Формулы определяют положение нарисованных элементов, их форму, параметры обводки, заливки, прозрачности. Когда художник рисует векторную графику, то технически он собирает её из линий и кривых. Особенность векторных изображений — в любом масштабе сохраняется качество изображений. Художника, который работает с векторной графикой, называют иллюстратором[1].

Фотобаш

Это способ создания изображения с помощью соединения фотографии и цифровых изобразительных инструментов: 2D- и 3D-графики, текстур, векторов и алгоритмических форм. Художники создают рисунок, а потом дополняют его отдельными элементами, например, вырезанными из фотографий. Так иллюстрации получаются более реалистичными, а художник тратит меньше времени на отрисовку всех частей картины[1].

Цифровой коллаж

Это техника объединения разных изображений и графических объектов в одну картину. Фотографии объединяют с векторными рисунками, на них рисуют, добавляют спецэффекты. Коллажи используют для иллюстрирования журналов, создания рекламных баннеров и обложек[1].

Цифровая фотография

Это фотографии, которые получают через цифровые камеры, смартфоны и веб-камеры. Во время или после съёмки цифровой фотограф может отредактировать процесс: изменить яркость, контрастность, добавить рамки, обрезать фото, наложить фильтр[1].

Стрит-Арт

Уличное искусство (в пер. англ. street art) популярно на цифровых площадках в виде стикеров, векторной графики и NFT объектов. Художники оцифровывают произведения с рисунков и фотографий. Особенностью рисования уличного искусства является то, что художник граффити повторяет один и тот же объект, часто — это псевдоним художника, в разных цветах и формах. Таким образом, цифровой объект становится узнаваемым — как написанный балончиком на уличной стене, так и оцифрованный[6].

Музей ArtScience, Сингапур

Технологическое искусство

Технологическое или научное искусство (в пер. англ. science art) — это создание цифровых объектов на основе научных исследований, в результате экспериментов и с использованием передовых научных технологий. С 2008 года такие междисциплинарные проекты в реализуются фондом Лаборатория Art&Science — первым в России некоммерческим исследовательским центром в Третьяковской Галерее[7].

Современный художник стремится заглянуть в будущее, узнать о передовых разработках, которые могут еще не иметь физического воплощенияАлександр Гостев, эксперт «Лаборатории Касперского»

Генеративное искусство

Генеративное искусство (в пер. англ. generative art) ― любой творческий объект, который полностью или частично создан с помощью искусственного интеллекта или программы. Чаще всего речь идет о компьютерных алгоритмах, но на самом деле, автономная система может быть любой: математической, механической, биологической[3].

История развития

Математики и инженеры стали пионерами цифрового искусства. Изображения генерировали компьютерные алгоритмы, необходимо было только задавать параметры — получались геометрические абстрактные изображения. Вычислительное устройство стало соавтором[8].

  • В 1960-х годах американский аниматор и композитор Джон Уитни с помощью аналогового компьютера создавал фильмы, заставки и спецэффекты. В работе использовал не инструменты традиционного искусства, а математические формулы[1].
  • В 1965 году немецкий математик, физик и философ Георг Нис открыл выставку «Картины, сгенерированные компьютером» (Generative Computergrafik) в Нью-Йорке — за направлением закрепилось название «генеративное искусство». В 1969 году, защитил диссертацию на тему «Генеративная компьютерная графика», в которой основные термины философской эстетики Макса Бенса были переведены в программный код[9].

Проект информационной эстетики в 60-х годах пытался определить эстетику с математической строгостью. Концепции оказались редукционистскими и схематичными, что, как мы утверждаем, привело к его окончательному исчезновению, если не к провалу.Наке, 2012 г.

  • В 1970-х годах видеохудожники Кит Галлоуэй и Шерри Рабинович создали серию работ «Эстетические исследования в области телекоммуникаций». Сооснователи интернет-кафе в Калифорнии, решили объединить на одном экране видеоизображения двух танцоров, которые одновременно выступали в разных частях Америки[7].
  • В 1990 году американский программист Скотт Дрейвс разработал оригинальный алгоритм «Фрактального пламени». Это специальная программа, результатом работы которой стало выведение на экран разноцветного изображения, созданного компьютером. Идеи Дрейвса подхватили другие ученые, которые увидели в программировании значительные творческие возможности[10].

Пока цифровое искусство набирало обороты, не обошлось без споров: считать ли его настоящим. Но со временем все согласились: общественность поняла, что киберискусство требует тех же творческих приемов, что и традиционное, просто художники выражают себя через другие инструменты. Сегодня авторы цифрового искусства создают блоги и каналы в социальных сетях, аккаунты на специализированных площадках. Там они делятся своим творчеством, привлекают инвесторов и собирают фан-клубы[1].

Майк Винкельман (Beeple) цифровая живопись ТОR

С 2008 года такие междисциплинарные проекты делает фонд LABORATORIA Art&Science — первый в России некоммерческий исследовательский центр, который производит и экспонирует science-art. Фонд уже несколько лет сотрудничает с «Лабораторией Касперского», регулярно проводит публичные образовательные программы и выставки, а с 2021 года является резидентом Новой Третьяковки[7].

  • 11 марта 2021 года аукционный дом Christie’s впервые продали предмет цифрового искусства Beeple’s Everydays: The First 5000 Days за 69 млн. долларов[11].

Цифровой дизайн хорош для тех, у кого не очень много времени на творчество. Инструменты, которыми напичканы подобные программы, значительно упрощают работу. Мне кажется, даже новичок может справиться с поставленной задачей, не говоря уже о профессионале. У каждой эпохи есть свои отличительные черты.Майк Винкельман (Beeple)

  • Аукционный дом Sotheby’s осенью 2021 года провел свой первый аукцион цифрового искусства, который принес 18,6 млн. долларов от продаж работ генеративных художников Дмитрия Черняка и IX Shells, а также профильных коллекций NFT, таких как Bored Ape Yacht Club[12].

Анализ на качество

Художественное произведение может быть описано системой знаков, что предполагает наличие интерпретации. В живописи знаками являются различные формы изображаемых объектов. Примерами могут служить линии, контуры, фигуры. Любая форма на изображении, может быть интерпретирована с определённой долей вероятности как некоторый предмет или объект[13].

Среди главных особенностей цифрового искусства выделяют следующее[1]:

  • оригинал невозможно отличить от копии, поскольку произведение искусства не зависит от материальных носителей, а существует в виде кода — нулей и единиц;
  • готовый результат может состоять из нескольких форм — цифровой фотографии, векторных изображений, 3D-графики;
  • результат творчества можно выпускать неограниченным тиражом;
  • диджитал-произведения проще хранить и передавать другим людям — не надо транспортировать, переживать о сохранении, пересылка происходит за пару кликов[1].

В начале 21 века появился термин «вычислительная эстетика». Основополагающей в сфере экспериментальной эстетики можно считать работу, в которой упоминается первая численная мера эстетической ценности как отношение сложности к упорядоченности. В 1933 году Бирхофф предложил использовать для описания картин два параметра, которые бы описывали структуру изображения — энтропию, характеризующую количество и упорядоченность деталей[13].

Современные эксперты взяли способ математика за основу, провели исследование и выяснили, что в истории живописи наблюдается всего два перехода — от классики к новому искусству, в котором уменьшилась проработка деталей, а затем к новейшему, в котором сложность и упорядоченность резко увеличилась. Авторы исследования считают, что такая математическая модель позволит в будущем прогнозировать главные тенденции развития истории живописи[14].

Биркгоф делит эстетический опыт на три фазы[15]:

  1. Привлечение внимания, пропорциональность, количество деталей, сложность проработки (C)
  2. Эстетическое ощущение ценности или эстетическая мера (M), то есть вознаграждение за первоначальные усилия
  3. Восприятие того, что артефакты характеризуются определённым порядком (O), что позволяет возникнуть эстетическому чувству.

Плотность отношений деталей к смысловому порядку в эстетическом объекте определяет основную формулу эстетической меры:

Эстетическая мера = Порядок/Сложность.

В настоящее время для анализа и оценки произведения цифрового искусства используют Формулу эстетической меры Биркгофа, откалиброванную с помощью краудсорсингового гедонистического отклика — творческих способностей, знаний и опыта широкого круга лиц. Это исследование проводится в контексте, когда создание тысяч вариантов дизайна стало быстрым и дешёвым. С помощью параметрического моделирования алгоритм автоматически создает несколько вариантов дизайна, изменяя его параметры, в результате получается набор всех возможных планов, называемых пространством решений[15].

Особенность нейросетевых подходов состоит в оценке эстетической ценности, восприятию и запоминаемости искусства. Алгоритм прогноза интегральной оценки эстетического содержания изображения на основе нейросетевой модели, предварительно обучается на множестве оценок, присвоенных набору подобных изображений[13].

Отличие от NFT (крипто-искусство)

Принимая во внимание текущую динамику глобального рынка искусства, важно проводить различие между цифровым искусством и крипто-искусством, поскольку последняя форма компьютерного искусства, также включающая эстетическое и дизайнерское использование цифровых технологий, включена в систему блокчейн и NFT[16].

Произведение криптоискусства представляет собой единицу контента в цифровом формате, который инвентаризируется в блокчейне: постоянно идёт запись транзакций и отслеживание истории активов в торговой сети. Для продажи указанная работа конвертируется в NFT, который представляет собой криптографический, уникальный и невоспроизводимый сертификат, который может иметь уникальную связь только с продуктом, который он представляет.

В отличие от NFT, произведение цифрового искусства может не иметь зарегистрированного права на авторство, истории создания и котировки. Любое изображение или звуковая запись, а также другие формы чувственного или художественного выражения могут стать произведением цифрового искусства, если они выполнены с помощью цифровых технологий: компьютера, смартфона, фотоаппарата, дикторофона и могут быть размещены в сети интернет как единица контента.

Цифровое искусство в России

Фестиваль света проводится в Санкт Петербурге ежегодно с 2016 года. Цифровые художники, используя современные световые и лазерные технологии, создают незабываемые картины на фасадах зданий Санкт Петербурга. В 2019 году фестиваль приобрёл узнаваемый бренд: «Чудо света»[17].

  • с 10 по 23 июля 2023 в Москве прошла выставка «Искусство данных» — медиафасад туристско-информационного центра Москвы в парке «Зарядье» стал пространством для выставки произведений российского цифрового искусства. В экспозицию вошли семь лучших работы молодых медиахудожников из разных регионов страны, посвященных большим данным. Каждое из них создано на основе цифровой статистики по различным темам — от климата до маршрутов движения московского транспорта[18].
  • В августе 2022 международная студия SILA SVETA совместно с креативным агентством STEREOTACTIC при технической поддержке компании Panasonic открыла на втором этаже культурного центра «Поле» в Москве крупнейшую в России галерею цифрового искусства «Полелаб»[19].

Площадка предназначена для проведения персональных выставок медиахудожников с международным именем, экспозиций NFT-работ и образовательных сессий. Инсталляция позволяет посетителям познакомиться с предметом искусства и стать частью происходящего[19].

В. Кандинский. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. Тульский областной художественный музей

Два объекта от Тульского музейного объединения, полученные при содействии РОСИЗО: NFT-копии картин Казимира Малевича «Супрематическая композиция» и «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» Василия Кандинского — продали за 150 000 и 300 000 рублей соответственно. NFT-работа Никаса Сафронова «Зимняя Москва в год тигра»: лот был куплен за 5 000 000 рублей, покупатель также получил физическую картину. За 200 000 рублей продана NFT-версия законопроекта об NFT, внесенного в Госдуму в мае 2022 года. Свой NFT представил Гарик Харламов — лот был продан за 650 000 рублей[20].

  • Декабрь 2021 Созданные архитекторами бюро ATRIUM NFT-объекты выставлены на новогоднем благотворительном аукционе от русских цифровых художников, дизайнеров и фотографов (Константина Худякова, Михаила Заикина, Марины Худяковой, Антона Батишева и других резидентов Digarty — первого в России маркетплейса NFT)[21].
  • в 2021 году с 23 по 25 июня в Нижнем Новгороде в рамках VI ежегодной конференции ЦИПР (Цифровая индустрия промышленной России) состоялась первая в России офлайн международная выставка-ярмарка цифрового искусства и технологий Disartive. Главные темы мероприятия — новая цифровая экономика NFT, DeFI (децентрализованные финансовые сервисы) и искусство.

Участие в выставке-ярмарке принимали более 70 современных художников: Покрас Лампас, AES+F, Олег Сороко (After-Form), Никита Реплянский (R66), Арюна Тардис, Эдуард Михайлов, Brickspacer[22].

В программе мероприятия также значатся презентации частных коллекций цифровых произведений искусства, аукционы, презентации стартапов. В рамках деловой программы проводились сессии с участием представителей крупнейших арт-институций страны: Эрмитажа, Русского музея, МСИ «Гараж», ЦВЗ «Манеж». Работал «Клуб коллекционеров цифрового искусства»[23].

Российское цифровое искусство замешано на концепте, а не на яркой эстетической составляющей. Задача искусства любой эпохи и страны — в осмыслении и переработке впечатлений, в движении к осознанию жизненных процессов.Анна Резцова, куратор Digital Art Synergy, Казань

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Что такое цифровое искусство и как стать цифровым художником. lpgenerator.ru. [[Феникс-Маркетинг|]] (26.01.2023). Дата обращения: 3 августа 2023.
  2. Ваймугина Мария Александровна. Понятие ценности произведения искусства // Концепт : журнал. — 2013. — Февраль. — ISSN 2304-120X.
  3. 3,0 3,1 3,2 Многие художники – пророки»: звезды российского digital-искусства в «БИЗОN'е». business-gazeta.ru. Бизнес Медия Холдинг (23 апреля 2022). Дата обращения: 27 июля 2023.
  4. Ерохин Семён Владимирович. Цифровое искусство: преемственность традиций // Ассоциация учёных и научных организаций по содействию повышения открытости научных знаний «Открытая наука». — 2009. — ISSN 1810-0201.
  5. Цифровая живопись. artchive.ru. Дата обращения: 5 августа 2023.
  6. STREET ART (2018). Artmajeur™. Дата обращения: 30 августа 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 Стася Дементьева. Что такое Science-art?. theblueprint.ru. THEBLUEPRINT.RU. Дата обращения: 30 августа 2023.
  8. Александра Генералова, Лера Гамина, Алина Пешняева. Как развивалось цифровое искусство. theblueprint.ru. THEBLUEPRINT.RU 2023. Дата обращения: 25 июля 2023.
  9. Хиромаса Сасаки, Хидэёси Янагисава Токийский университет. Количественная оценка «новизны» на основе принципа свободной энергии и ее применение для «эстетической симпатии» к промышленным продуктам // Спрингер. — 2023. — ISSN 10.1007/s00163-023-00422-6.
  10. Программное искусство — результат новаторского подхода к роли искусственного интеллекта в творчестве художника. veryimportantlot.com. Дата обращения: 5 августа 2023.
  11. Цифровое искусство и NFT. www.christies.com. КРИСТИС. Дата обращения: 23 июля 2023.
  12. Шанти Эскаланте-де-Маттеи. Sotheby's Metaverse получает обновление, позволяющее коллекционерам продавать друг другу. https://www.artnews.com/. Penske Media Corporation (Обновление от 04.05.23, 17:48: в эту статью были внесены поправки, чтобы включить комментарий от Sotheby's). Дата обращения: 23 июля 2023.
  13. 13,0 13,1 13,2 О.А. Журавлева, А.В. Никоноров. Численный анализ эстетического содержания изображения // Искусственный интеллект и науки о данных VII Международная конференция и молодёжная школа «Информационные технологии и нанотехнологии» (ИТНТ-2021). — 2021.
  14. НАУКА И ТЕХНИКА Математики выразили историю живописи двумя параметрами. iz.ru. Известия (2 сентября 2018). Дата обращения: 25 июля 2023.
  15. 15,0 15,1 Виктор Сарденберг, Мирко Беккер. [https://www.researchgate.net/publication/371970806_AESTHETICS_AS_A_CRITERION_NAVIGATING_SOLUTION_SPACES_UTILIZING_COMPUTER_VISION_THE_AESTHETIC_MEASURE_AND_ARTIFICIAL_NEURAL_NETWORKS ЭСТЕТИКА КАК КРИТЕРИЙ: НАВИГАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВАХ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЕ ЗРЕНИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЕРА И ИСКУССТВЕННАЯ НЕЙРОННАЯ СИСТЕМА] // Университет Лейбница в Ганновере. — 2023.
  16. Olimpia Gaia Martinelli. ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, ТЕКУЩИЕ ДЕЛА И КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД. www.artmajeur.com. Artmajeur™ (18 сент. 2022г.). Дата обращения: 22 июля 2023.
  17. Фестиваль света. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга.
  18. Цифровые произведения искусства вывели на медиафасад флагманского инфоцентра Москвы. icmos.ru. Информационный Центр Правительства Москвы (11 июля 2023). Дата обращения: 24 июля 2023.
  19. 19,0 19,1 В России открылась крупнейшая галерея цифрового искусства «Полелаб». https://www.avclub.pro. ООО «АВ Клуб Про» (31.08.2022). Дата обращения: 22 июля 2023.
  20. 20,0 20,1 На аукционе «Создавая будущее 2050» продали NFT-копии работ Кандинского и Малевича. forumspb.com. Фонд Росконгресс (2023). Дата обращения: 22 июля 2023.
  21. Созданный архитекторами бюро ATRIUM NFT-объект выставлен на новогоднем благотворительном аукционе. ООО «Архи.ру» (31 Декабря 2021). Дата обращения: 27 июля 2023.
  22. Работу Покраса Лампаса продали на выставке цифрового искусства в Нижнем Новгороде Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/games/46700380/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink. news.rambler.ru. ТАСС (25 июня 2021). Дата обращения: 22 июля 2023.
  23. Наталья Лебедева. В России пройдет крупнейшая в Восточной Европе выставка цифрового искусства. Цифровое искусство, приносящее миллионы. rg.ru. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (23.06.2021). Дата обращения: 22 июля 2023.

Ссылки