Анимация

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мультипликация прыгающего мячика из 6 кадров
10 кадров в секунду

Анимáция (animātiō с лат. — «одушевление, оживление»[1]) или мультиплика́ция (multiplicatio с лат. — «умножение, увеличение, возрастание, размножение»[2]) — разновидность искусства и техника создания фильмов, основанная на последовательной съемке серии неподвижных изображений (кадров) с определенной частотой, что вызывает иллюзию движения при воспроизведении (например, 16 кадров в секунду), обманывая зрение и создавая впечатление, что изображение или объект движется[2].

Самая комфортная для человеческого восприятия скорость киносъёмки составляет 24 кадра в секунду, что стало стандартом для анимации. Позже, для видеозаписей, этот стандарт изменился на 25 кадров в секунду, а в системе NTSC – на 27 кадров в секунду[2].

Анимационное кино, как и игровое, является одной из форм художественного кино.

Этимология

Слово «анимация» широко используется в профессиональной среде по всему миру, но в некоторых регионах традиционно применяются другие термины. Например, в русском языкеСССР и России) на протяжении многих лет был принят термин «мультипликация», который больше соответствовал рисованному кино. В этом контексте иллюзия движения достигается путем копирования и последовательной смены рисунков, когда персонажи перерисовываются в различных фазах движения[2].

История

До кинематографии

До появления современных технологий анимации зрители всего мира испытывали восхищение перед магией движущихся персонажей. В течение веков мастера придавали жизнь куклам, автоматонам, теневым фигурам и фантастическим фонарям, разжигая воображение с помощью механически управляемых чудес[3].

Фенакистископ Эдварда Мейбриджа (1893)
Изображение в фенакистископе

В 1833 году стробоскопический диск (более известный как фенакистископ) впервые представил принцип современной анимации, который также был применен в зоотропе (введенном в 1866 году), киножурнале (1868 год), праксиноскопе (1877 год) и кино[3].

Эра немой анимации

В конце 1890-х годов наступил рассвет кинематографии, и её уникальная способность передавать реалистичные детали была признана одним из главных достижений в мире развивающихся кинематографических технологий. Однако прошло достаточно много лет, прежде чем анимация стала значимой частью кинематографии. Первым успешным короткометражным фильмом, популяризировавшим стоп-моушн анимацию, стала «Гостиница с привидениями» (1907) режиссёра Дж. Стюарта Блэктона, который, как сообщается, вдохновил Эмиля Коля на создание «Фантасмагории» (1908) — старейшего известного примера полноценной традиционной анимации, нарисованной вручную, на стандартной кинематографической плёнке. Другие важные и влиятельные короткометражные фильмы включали работы Владислава Старевича, начиная с 1910 года, с его кукольной анимацией, а также работы Уинзора Маккейя, который создал детализированную ручную анимацию в фильмах «Маленький Немо» (1911) и «Динозавр Герти» (1914)[4].

В 1910-е годы производство анимационных «мультфильмов» стало зародившейся отраслью в США. Продюсер Джон Рэндольф Брей и аниматор Эрл Хёрд разработали и запатентовали процесс цельной анимации, который стал доминирующим в индустрии анимации на протяжении всего оставшегося века. Дебют Кота Феликса в 1919 году отметился как первое появление полностью разработанного животного персонажа в истории американской анимации[5].

Кинематографическая анимация

В 1914 году Уинзор Маккей создал первого в истории мультфильмов персонажа с ярко выраженными личностными чертами - динозавра Герти. Работа над этим фильмом потребовала огромного количества рисунков, что привело к необходимости разработки новой технологии кинопроизводства. Это впервые привело к разделению труда между аниматором, отвечающим за движение динозавра, и фоновым художником, который создавал контуры гор, озёр и деревьев на каждом кадре (тогда ещё не использовалась целлулоидная плёнка)[6]. Можно считать, что тотальная мультипликация являлась первоначальным методом кинематографической анимации.

1920-е годы — наши дни

В 1917 году итало-аргентинский режиссёр Кирино Кристиани создал первый полнометражный фильм «Эль Апостоль» (ныне утраченный), который оказался коммерчески успешным. Этому успеху последовал фильм «Син дехар растрош» (1918 год), но на следующий день после его премьеры фильм был конфискован правительством[7].

В 1926 году Лотта Райнигер завершила производство немецкого полнометражного силуэтного анимационного фильма «Приключения принца Ахмеда», который считается самым древним существующим анимационным фильмом[8].

В 1937 году студия Уолта Диснея впервые представила свой анимационный полнометражный фильм «Белоснежка и семь гномов», используя технику ротоскопа, изобретенную Максом Флейшером в 1915 году. Этот фильм до сих пор остается одним из самых кассовых анимационных фильмов по состоянию на май 2024 года[9][10]. Подражая этому успеху, студия Флейшера выпустила в 1939 году «Путешествие Гулливера». Однако во многом из-за ограничения доступа к иностранным рынкам, причиной чего послужила Вторая мировая война, последующие фильмы Уолта Диснея, такие как «Пиноккио» и «Фантазия» (оба 1940 года), второй анимационный фильм студии Флейшера «Мистер Баг отправляется в город» (19411942 года) и анимационные фильмы Уолта Диснея «Золушка» (1950 год), «Алиса в стране чудес» (1951 год) и «Леди и Бродяга» (1955 год) не имели такого же успеха на кассе. Несмотря на это, в течение десятилетий после этого Уолт Дисней оставался единственной американской студией, регулярно выпускающей анимационные фильмы, пока Ральф Бакши не стал первым режиссёром, выпустившим несколько анимационных фильмов. Студия Салливана-Блута начала регулярно производить анимационные фильмы, начав с «Американского хвоста» в 1986 году[3].

Хотя относительно немного фильмов стали такими же успешными, как фильмы Диснея, другие страны развивали свои собственные анимационные студии, которые производили как короткометражные, так и полнометражные анимации в самых разнообразных стилях, относительно часто включая техники стоп-моушн и вырезки. Советская студия анимации «Союзмультфильм», основанная в 1936 году, в среднем выпускала 20 фильмов (включая короткометражки) в год и достигла цифры в 1582 выпущенных фильма в 2018 году[11][12]. Китай, Чехословакия, Италия, Франция и Бельгия также время от времени выпускали полнометражные фильмы, а Япония стала настоящей державой в производстве анимации со своим собственным узнаваемым и влиятельным стилем аниме с эффективной ограниченной анимацией[13].

Основные техники

Рисованная анимация

Рисованная анимация, также известная как целлулоидная или ручная анимация, была доминирующим направлением в создании большинства анимационных фильмов в XX веке. Каждый кадр традиционного анимационного фильма представляет собой фотографию отдельного рисунка, сначала созданного на бумаге. Для создания иллюзии движения каждый последующий рисунок немного изменяется по сравнению с предыдущим. Рисунки, созданные аниматорами, переносятся или копируются на прозрачные ацетатные плёнки. Затем они окрашиваются в соответствующие цвета или оттенки на обратной стороне рисунков. Готовые листы с персонажами снимаются поочерёдно перед окрашенным фоном с помощью камеры на киноплёнку[14].

Несколько прозрачных листов плёнки с различными персонажами, объектами и фоном могут быть наложены друг на друга, образуя слои изображения и облегчая процесс анимации, так как объекты и фон могут перемещаться независимо друг от друга. Неподвижные объекты могут сохранять свою позицию между кадрами без необходимости перерисовки. С появлением компьютерных программ с 1980-х годов такой процесс композиции кадров из различных изображений также стал распространённым[14].

Покадровая анимация

Техника покадровой анимации, или стоп-моушн (англ. stop-motion) анимации, основана на последовательной съёмке неподвижных объектов. В этом процессе сцена сначала фотографируется, затем вносятся минимальные изменения в позиции объектов, и сцена снова фотографируется. Полученные фотографии компонуются в последовательность, создавая иллюзию движения[15].

Компьютерная рисованная анимация

Компьютерная анимация охватывает различные техники, которые объединяет создание анимации на компьютере. Техники 2D-анимации обычно сосредотачиваются на работе с плоскими изображениями, в то время как 3D-техники обычно создают виртуальные миры, в которых персонажи и объекты двигаются и взаимодействуют между собой и с окружающим пространством[16].

2D-анимация

Изображения в 2D-анимации создаются или редактируются на компьютере с использованием двумерной растровой и векторной графики. Она включает в себя автоматизированные компьютерные версии традиционных техник анимации: морфинг, калькирование предыдущего кадра и ротоскопирование[16].

3D-анимация

3D-анимация

Анимация в 3D формируется цифровым моделированием и управляется аниматором. Обычно создатели 3D-моделей начинают с создания полигональной сетки для того, чтобы аниматор мог ею управлять[16][17].

Другие технологии создания анимации

Кукольная анимация

Кукольная анимация создаётся с использованием кукол-актёров и макета сцены. Сцена фотографируется пошагово, и после каждого кадра вносятся минимальные изменения, например, в позе куклы. Воспроизведение полученной последовательности кадров создает иллюзию движения объектов. Этот тип анимации впервые появился в России в 1906 году[18][19].

Пластилиновая анимация

Для создания пластилиновой анимации используются фигуры из глины, пластилина или аналогичного податливого материала[20]. Фигуры могут иметь каркас из проволоки. Аналогично родственной кукольной анимации, фигурам последовательно придают разные позы, добиваясь иллюзии движения при последующем воспроизведении последовательности кадров[20].

Песочная анимация

Для создания каждого фрагмента анимации песок передвигают на подсвеченном стекле. Это создаёт интересный эффект при анимации из-за контраста света[21].

Мультипликация в СССР и России

В советское время лидирующим производителем мультфильмов была киностудия «Союзмультфильм», однако мультфильмы также рисовались в областных и республиканских киностудиях, таких как Свердловская киностудия, «Киевнаучфильм», «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм» и других. Преобладали короткометражные мультфильмы, некоторые из которых были связаны с другими мультфильмами общими персонажами, например, мультфильмы о Винни-Пухе и Простоквашино, или могли включать несколько серий, как, например, «Ну, погоди», «Возвращение блудного попугая» и «Котёнок по имени Гав». Помимо этого, популярность пользовался художественный киножурнал о мультипликации «Весёлая карусель». Кукольная анимация использовалась чаще всего. Некоторые анимационные фильмы были созданы с применением техники ксерографии и рисования на стекле. После распада СССР киностудия «Союзмультфильм» первое время сохраняла свою ведущую позицию в России в создании мультипликации, но позднее потеряла её в пользу частных студий, сохранив лишь часть позиций в производстве короткометражных мультфильмов[22].

Примечания

  1. Animation Definition & Meaning (англ.). Dictionary.com. Дата обращения: 7 октября 2023. Архивировано 14 октября 2023 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 АНИМАЦИО́ННОЕ КИНО́ : [арх. 19 августа 2018] / Н. В. Лукиных // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  3. 3,0 3,1 3,2 How Modern Animation Originated from Live and Stage Performances - studio9 (англ.). studio9.ie. Дата обращения: 27 мая 2024.
  4. Winsor McCay: American Animator, Britannica, 2023-07-22, <https://www.britannica.com/biography/Winsor-McCay>. 
  5. Cart, Michael The Cat With the Killer Personality (англ.) (31 March 1991). Дата обращения: 27 мая 2024. Архивировано 11 апреля 2014 года.
  6. Аниматоры: краткая история обучения профессии (недоступная ссылка) (2001). Дата обращения: 27 мая 2024. Архивировано 8 мая 2012 года.
  7. Quirino Cristiani: the mystery of the first animated movies (англ.). www.animafest.hr. Animafest.hr. Дата обращения: 25 мая 2024.
  8. Lewis, Maria The Lasting Legacy of Lotte Reiniger (англ.). Australian Centre for the Moving Image (December 15, 2020). Дата обращения: 27 мая 2024.
  9. Total prior to 50th anniversary reissue: Culhane, John 'Snow White' At 50: Undimmed Magic. The New York Times (July 12, 1987). — «By now, it has grossed about $330 million worldwide – so it remains one of the most popular films ever made.». Дата обращения: 27 мая 2024. Архивировано 4 июня 2014 года.
  10. 1987 and 1993 grosses from North America: Snow White and the Seven Dwarfs – Releases. Box Office Mojo. — «1987 release – $46,594,212; 1993 release – $41,634,471». Дата обращения: 27 мая 2024. Архивировано 29 мая 2014 года.
  11. Наш старый добрый "Союзмультфильм" : Daily Culture. dailyculture.ru. Дата обращения: 11 апреля 2020.
  12. Киностудия Союзмультфильм. РИА Новости (10 June 2016). Дата обращения: 11 апреля 2020.
  13. И. Вано. Рисованный фильм. — М.: Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
  14. 14,0 14,1 White, Tony. Animation from Pencils to Pixels: Classical Techniques for the Digital Animator. — Milton Park: Taylor & Francis, 2006. — ISBN 978-0-240-80670-9.
  15. Solomon, Charles. Enchanted Drawings: The History of Animation (англ.). — New York: Random House, Inc., 1989. — ISBN 978-0-394-54684-1.
  16. 16,0 16,1 16,2 Masson, Terrence. CG101: A Computer Graphics Industry Reference. Unique and personal histories of early computer animation production, plus a comprehensive foundation of the industry for all reading levels.. — Williamstown, MA: Digital Fauxtography, 2007. — ISBN 978-0-9778710-0-1.
  17. Никита Кравцов. История анимации: Как рождается искусство. — Украина: ArtHuss, 2019. — С. 12. — 12 с. — ISBN 978-617-7799-25-1.
  18. Сенсация в мире кино: найден первый русский мультфильм. Дата обращения: 27 мая 2024. Архивировано 11 января 2012 года. Киновед.ком
  19. Татьяна Кириллина. Самый первый русский мультик. Вечерний Петербург. www.vppress.ru (6 марта 2009). Дата обращения: 27 мая 2024. Архивировано 19 августа 2018 года.
  20. 20,0 20,1 Laybourne, Kit. The Animation Book: A Complete Guide to Animated Filmmaking – from Flip-books to Sound Cartoons to 3-D Animation (англ.). — New York: Three Rivers Press, 1998. — ISBN 978-0-517-88602-1.
  21. Furniss, Maureen. Art in Motion: Animation Aesthetics (англ.). — Indiana University Press. — ISBN 978-1-86462-039-9.
  22. Как в России появилась анимация?. Культура.РФ. Дата обращения: 27 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!