Аниме

Материал из «Знание.Вики»
Типичный персонаж аниме.

Аниме (яп. アニメーション [анимэ: сён], рус. «анимация») — это японский анимационный стиль (в широком смысле вся японская мультипликация), который отличается от других анимационных стилей своей уникальной стилизацией персонажей, мира и сюжета. Аниме стало популярным в Японии в 1960-х годах, а затем стало пользоваться всемирным признанием в 1980-х и 1990-х годах[1]. Аниме, в отличие от мультфильмов других стран, которые создаются для детской аудитории, в большинстве случаев нацелено на более старшую аудиторию — подростков и взрослых[2]. Именно благодаря этому оно пользуется высокой популярностью в мире. Слово «аниме» происходит от английского слова animation «анимация».

Аниме характеризуется использованием ярких цветов, детализацией и движением. Сюжеты аниме могут быть довольно разнообразными: от фантастики и приключений до романтики и повседневных историй. Многие аниме также основаны на манге (японских комиксах). Аниме стало культурным феноменом на мировой арене, и японская анимационная индустрия вышла на ведущие роли в мировой анимации[2].

История

Аниме появилось в Японии в XX веке благодаря использованию западных техник мультипликации, а первым звуковым аниме стал короткометражный фильм «Chikara to Onna no Yo no Naka» режиссёра Масаоки в 1933 году[3]. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, который развил способ передачи эмоций персонажей через большие глаза в своих работах. Тэдзука начал свою карьеру в мире манги с творения «Shin Takarajima». Его следующей работой стала манга «Tetsuwan Atomu», благодаря которой он стал известен. В 1970-х годах манга стала очень популярной, и многие произведения были анимированы. Одним из самых известных мастеров японской манги и аниме, был Тэдзука, которого называли «богом манги и аниме». В это время появились аниме-сериалы, созданные для подростковой аудитории, которые были успешны и у взрослых зрителей. В то время аниме немного отставало от манги, которая уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии. В 1970-х годах аниме стало популярным у подростков и взрослых[4].

Пик развития аниме пришелся на 1980-е и 1990-е годы, когда аниме стало все более популярным в Японии и получило всемирное признание. В эти годы были созданы многие известные аниме-сериалы и фильмы, такие как «Драконий жемчуг», «Акира», «Принцесса Мононоке», и многие другие. В этот период происходило активное развитие и совершенствование технологий создания анимации[5]. В 1984 году студия Gainax создала первый японским анимационным фильмом, использующий компьютерную графику.

В середине 1990-х годов — начале 2000-х годов аниме начало получать большую популярность в других странах мира, когда на экраны вышли такие известные аниме-сериалы, как «Сейлор Мун», «Наруто», «Детектив Конан», а также такие полнометражные аниме-фильмы как «Унесённые призраками» и «Ходячий замок». Аниме продолжает развиваться и экспериментировать с различными жанрами и технологиями. Многие известные студии, такие как Studio Ghibli, Toei Animation, Madhouse и другие, продолжают создавать высококачественные аниме-фильмы и сериалы.

В последние годы аниме стало более доступным для широкой аудитории благодаря стриминговым сервисам, таким как Netflix и Crunchyroll, которые предоставляют возможность смотреть аниме на различных устройствах. Кроме того аниме также получает признание и в западной культуре. Некоторые западные студии, такие как DreamWorks и Disney, начали создавать свои аниме-сериалы и фильмы, используя технику и эстетику японского аниме[6].

Особенности

Анимация в Японии имеет уникальный культурный контекст, который развивается в замкнутой среде со множеством уникальных символов, шаблонов, смыслов и типажей. Это проявляется в специфических жанрах аниме, таких как меха, живущие по своим законам, а также в наличии элементов японской культуры. Аниме очень популярно в Японии, чего нельзя сказать о мультипликации других стран мира. Это обуславливает и общая направленность определённой доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании «взрослых» мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью тем секса и насилия в культуре в целом. Произведения анимации создаются с расчетом на конкретную аудиторию, которая может быть определена по полу, возрасту и психологическому типу зрителя. На основе выбранного метажанра определяется сюжет, идеи и стиль изображения произведения. Большую часть анимации в Японии составляет детское аниме, однако за пределами страны большей популярностью пользуются произведения направленные на подростковую и взрослую аудиторию[3].

Почти все персонажи аниме имеют неестественно большие глаза, что является основной особенностью рисунка аниме. Это стилистика произошла из мультипликационных фильмов США, таких как Микки Маус и Бэмби, и была впервые использована Осаму Тэдзука, которого считают основоположником стиля. В аниме основное внимание уделяется детализации глаз, а не их размеру. Обычно нос и рот изображаются несколькими волнистыми линиями, кроме случаев, когда персонаж говорит. Однако существуют произведения, где используется более реалистичный стиль рисования, где нос, рот и скулы имеют большую детализацию и затенение[2].

Часто глаза персонажа в аниме могут дать представление о его личности. Они могут показать возраст, открытость и эмоциональное состояние персонажа. У детей глаза, как правило, изображаются очень большими, а у стариков маленькими с маленьким зрачком, за редким исключением. Очки в аниме используются для выражения характеристик персонажа и являются непременным атрибутом для эрудитов или скромных персонажей. Очки разных форм, размеров и цветов используются для украшения персонажей и являются самой характерной чертой около четверти известных персонажей аниме[5].

В аниме другие атрибуты, такие как одежда и волосы, также отражают характер персонажа. В аниме волосы обычно состоят из множества прядей и могут иметь самые разнообразные формы и цвета. Кроме традиционных способов проявления эмоций, таких как изменение выражения лица или голоса, используются и другие техники. Эмоции могут быть изображены нереалистично и преувеличено, такие как персонажи, говорящие с закрытыми глазами, чтобы передать безапелляционность, или принимающие демонический вид, когда проявляют гнев. В смешных ситуациях могут использоваться пиктограммы, такие как «капельки пота» или «вздувшиеся вены», возникающие над головой героя, или появляющиеся в рамке над ней, чтобы показать несерьезность эмоций[4].

Производство и распространение

Аниме, как правило, создается в малых анимационных студиях, финансируемых более крупными компаниями. Сроки на создание телесериалов обычно короткие, поэтому мелкие ошибки аниматоров не всегда исправляются. При работе над полнометражной анимацией контроль качества более серьёзный, но сроки на производство более гибкие. Продюсеры формируют заказы на конкретное аниме. Режиссёр занимается художественным оформлением, выбирает актёров для озвучивания и разрабатывает режиссёрскую раскадровку, описывающую ключевые моменты. Режиссёр-аниматор координирует работу аниматоров. Дизайнер персонажей отвечает за образы персонажей, и часто является главным аниматором[7].

Частота кадров в японских мультсериалах обычно составляет 8-12 кадров в секунду, но в более сложных проектах используется 24 кадра в секунду. При работе со графикой студии активно используют компьютерные технологии. Существует более 430 аниме-студий в Японии, и некоторые из них работают вместе для повышения эффективности[4].

Аниме и манга являются неотъемлемой частью японской популярной культуры с 1950-х годов, когда домашние телевизоры стали доступны практически каждому японцу. Первым анимационным сериалом был Tetsuwan Atom, созданный Осаму Тэдзукой. Ежегодно в Японии создается около 50 новых аниме, а телевизионные каналы транслируют около 80 аниме еженедельно. Аудитория зрителей составляет большинство населения Японии. C 1990-х годов аниме стало широко распространяться по всему миру[8].

Примечания

  1. Аниме. Большая российская энциклопедия. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 13 марта 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Mark W. MacWilliams. Japanese Visual Culture: Explorations in the World of Manga and Anime. — Routledge, 2014-12-18. — 446 с. — ISBN 978-1-317-46699-4.
  3. 3,0 3,1 Andrea Baricordi, Protoculture (Firm). Anime: A Guide to Japanese Animation, 1958-1988. — Protoculture, 2000. — 311 с. — ISBN 978-2-9805759-0-7.
  4. 4,0 4,1 4,2 Boris Ivanov. Введение в японскую анимацию. — Фонд развития кинематографии, Регионалный общественный фонд "Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры", 2001. — 335 с. — ISBN 978-5-901631-01-0.
  5. 5,0 5,1 Крис Стакманн. Anime World. От «Покемонов» до «Тетради смерти»: как менялся мир японской анимации. — Litres, 2021-06-04. — 747 с. — ISBN 978-5-04-349166-4.
  6. Netflix снимают мультсериалы с DreamWorks | Новости | Мир фантастики и фэнтези. Дата обращения: 13 марта 2023.
  7. Как создают аниме: детали и интересные факты | rdd.media © 2023 (рус.) ?. rdd.media (12 июня 2022). Дата обращения: 13 марта 2023.
  8. Леонид Кудрявцев. Летающий остров аниме. — Litres, 2022-05-15. — 25 с. — ISBN 978-5-457-43116-4.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!