Малевич, Казимир Северинович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Казимир Северинович Малевич
польск. Kazimierz Malewicz
Фотография ок. 1912 года
Фотография ок. 1912 года
Дата рождения 11 (23) февраля 1879(1879-02-23)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 15 мая 1935(1935-05-15) (56 лет)
Место смерти Ленинград, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Жанр художник,
теоретик искусства,
педагог
Стиль футуризм, супрематизм

Казими́р Севери́нович Мале́вич (польск. Kazimir Severinovich Malevich; (11) 23 февраля, 1879 — 15 мая, 1935) — русский и советский художник-авангардист; также педагог, теоретик искусства и общественный деятель.

Является основоположником супрематизма — одного из направлений абстракционизма.

Биография и творчество

Родился 11 февраля (23 февраля по новому стилю) 1879 года в Киеве[1], где и был крещён 1 марта (13 марта по новому стилю) 1879 года. Отец — Северин Антонович Малевич (1844—1902) и мать — Людвига Александровна (1858—1942, в девичестве Галиновская) имели польские корни; у них в семье родилось четырнадцать детей[2]. Казимир свободно говорил на польском и русском языках.

Свои детские годы Казимир провёл в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Конотопе (1894—1895 годы). В 1895—1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу, где учился у академика Императорской Академии художеств Николая Пимоненко[3].

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, здесь Казимир работал чертёжником в управлении Московско-Курской железной дороги и организовал художественный кружок. В 1899 году он женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc)[4][5], дочери курского пекаря; венчание состоялось 27 января 1902 года в Курске в католическом храме.

Товарищество художников Курска, 1911 год (Малевич стоит пятый слева)

В Курске прежнее увлечение рисованием переросло в серьёзное желание заняться живописью, и в августе 1905 года Казимир Малевич подал прошение о приёме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Но, будучи не принятым в него, возвращаться в Курск к семье он не пожелал и поселился в художественной коммуне в Лефортово. Когда кончились средства для существования, Малевич весной 1906 года вернулся в Курск и к прежней службе на Московско-Курской железной дороге. Летом 1906 года он повторил попытку поступления в МУЖВЗ, и опять его не приняли.

В 1907 году в Москву переехала мать Казимира Малевича, которая через несколько месяцев, сняв большую квартиру, пригласила семью сына переехать из Курска в Москву. С 1907 до 1910 года Малевич работал в московской студии Фёдора Ивановича Рерберга. В этот период времени, в 1909 году, он развёлся со своей первой женой и женился во второй раз на писательнице Софье Рафалович (польск. Zofia Rafałowicz), у которой отец владел домом в деревне Немчиновка в Подмосковье, где начал жить и работать Малевич.

Ещё в 1907 году в Москве Малевич принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Затем стал регулярно представлять свои работы на выставках, участвуя во многих художественных объединениях. В 1910 году показал работы на первой выставке «Бубнового валета» — творческого объединения раннего авангарда. В феврале 1911 года экспонировался на первой выставке общества «Московский салон» и весной этого же года участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи». В 1912 году снова участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника», а также представил более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост»[2], одноимённого художественного объединения в Москве, в которое он входил.

В 1914 году Казимир Малевич снова принимал участие в выставках «Бубнового валета», а также Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок»[6], выпускавшим открытки и плакаты, иллюстрировал книги Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова[7]. В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В», проходившей в Петрограде. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 своих работ под общим названием «Супрематизм живописи», в числе которых был представлен его знаменитый «Чёрный квадрат»[8].

Казимир Малевич, «Супрематизм II»

Малевич принимал участие во многих собраниях художников, на некоторых выступал с докладами. В 1916 году принял участие в выставке «Магазин» и снова на выставке «Бубновый валет», где экспонировал 60 супрематических полотен. В 1915—1916 годах он организовал общество «Супремус»[9], объединившее русских художников, увлечённых супрематизмом. Летом 1916 года был призван на военную службу, откуда демобилизовался в 1917 году. В мае этого года он был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев Москвы[10]. В августе стал председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой и разрабатывал проект Народной академии искусств[11]. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 года московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины[12] и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Московского Кремля[13].

В ноябре 1919 года Малевич переехал в Витебск, руководил мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал[14]. В этом году в Москве состоялась его первая персональная выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». К 1920 году вокруг Малевича сложилась группа учеников, названная УНОВИС («Утвердители нового искусства») — русское авангардное художественное объединение. В этом же году от второй жены у него родилась дочь, которую Малевич назвал Уной[15] в честь этой художественной группы. В 1921 году Казимир Малевич опубликовал манифест УНОВИС в витебском журнале «Искусство» и в следующем году закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».

В начале июня 1922 года Казимир Малевич с несколькими членами УНОВИС переехал в Петроград, где участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. В 1923 году в Москве состоялась его вторая персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры[16], который в 1924 году был переименован в Ленинградский государственный института художественной культуры (ГИНХУК). Осенью 1926 года Государственный институт художественной культуры был ликвидирован, влившись в состав Государственного института истории искусств. Казимир Малевич проработал в нём до увольнения в 1929 году.

Казимир Малевич являлся членом общественной организации «Объединение современных архитекторов», выступавшей с лозунгами конструктивизма и функционализма. В 1927 году он переехал в Киев и преподавал в Киевском художественном институте (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) по 1930 год. С началом репрессий против некоторых представителей интеллигенции снова вернулся в Ленинград. Сам Малевич 20 сентября 1930 года был арестован и вышел из заключения 6 декабря этого же года.[13][17] В последующие годы много работал и выставлялся. В 1932 году получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее[18].

В 1933 год году Малевич заболел (рак предстательной железы), но, несмотря на это, в 1934 году участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

Умер от рака в Ленинграде 15 мая 1935 года.

В завещании Казимир Малевич указал похоронить его с раскинутыми руками в гробу в форме креста. Но похороны состоялись в гробу прямоугольной формы; траурное прощание было оформлено в духе супрематизма со многими элементами его «Чёрного квадрата». Тело перевезли в Москву в вагоне, на котором также был нарисован черный квадрат. Останки великого художника кремировали в Донском крематории, и 21 мая урна с прахом была захоронена близ его любимого места — деревни Немчиновки. Над могилой был установлен деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, место захоронения до наших дней на сохранилось.

Семья

Казимир Малевич был трижды женат: первая жена — Казимира Ивановна Зглейц (1881—1942, в 1909 году они развелись)[5]; вторая жена — Софья Михайловна Рафалович (польск. Zofia Rafałowicz, умерла в 1925 году)[19]; третья жена (с 1927 года) — Наталья Андреевна Манченко (1902—1990)[20].

Дети: от первого брака — Анатолий (1902—1915) и Галина (1905—1973, в замужестве Быкова); от второго брака — дочь Уна (1920—1989, в замужестве Марицкая и Уриман)[15].

Память

Почтовая марка России, 2000

В честь Казимира Малевича во многих местах, где он жил и работал, установлены памятные доски. Также в его честь были выпущены почтовые марки и конверты Первого дня разных стран.

В Голосеевском районе Киева его именем названа улица.[21]

В США создано Общество Малевича (The Malevich Society)[22], которое поддерживает многие, в том числе российские, исследовательские проекты

В 2007 году компания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию лайнер Airbus A319 с бортовым номером VP-BFH, носящий имя художника[23].

В октябре 2020 года Минским часовым заводом была выпущена лимитированная коллекция часов «UNOVIS» с циферблатами и стрелками в стиле супрематизма[24].

В 2020 году в Одинцовском районе Московской области вблизи от деревни Раздоры, где художник жил последние годы жизни, и недалеко от поселка Немчиновка, в которой захоронен художник, основан Парк Малевича[25].

Примечания

  1. Запись о рождении в метрической книге римско-католического костёла св. Александра в Киеве, 1879 год // ЦГИАК Украины, ф. 1268, оп. 1, д. 26, л. 13об—14.
  2. 2,0 2,1 Казимир Малевич — знаковый художник и основатель супрематизма
  3. Myroslav Shkandrij. Reinterpreting Malevich: Biography, Autobiography, Art // Canadian-American Slavic Studies. — Vol. 36. — No. 4 (Winter 2002). — PP. 405—420.
  4. Судьбы людей и работ − Казимира Ивановна Зглейц
  5. 5,0 5,1 Казимира Ивановна Зглейц
  6. Маяковский и Сегодняшний лубок
  7. Слово как таковое. Литографическая иллюстрация к книге В. Хлебникова и А. Крученюка
  8. Как современники восприняли «Черный квадрат» Малевича
  9. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8.
  10. «„Декларация прав художника“ Малевича в контексте московского анархизма 1917—18 годов»
  11. Казимир Северинович Малевич
  12. Казимир Малевич: красный комиссар
  13. 13,0 13,1 Казимир Малевич
  14. Малевич и Шагал: два ребра одного Адама
  15. 15,0 15,1 Уна Казимировна Малевич
  16. Малевич со словарем
  17. Тюрьма
  18. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович — Виртуальный Pусский музей
  19. София Михайловна Рафалович
  20. Наталья Андреевна Манченко
  21. Вулиці Києва. Довідник / за ред. А. В. Кудрицького. — К. : «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1995. — С. 227. — ISBN 5-88500-070-0.
  22. The Malevich Society Homepage
  23. Новость на сайте «Аэрофлота»
  24. Лимитированная серия «UNOVIS»
  25. Дарья Горелова. Зеркало супрематиста // АРХИ.РУ : сайт. — 2022. — 11 января.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!