Малевич, Казимир Северинович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Казимир Северинович Малевич
польск. Kazimierz Malewicz
Фотография ок. 1912 года
Фотография ок. 1912 года
Дата рождения 11 (23) февраля 1879(1879-02-23)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 15 мая 1935(1935-05-15) (56 лет)
Место смерти Ленинград, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Жанр художник,
теоретик искусства,
педагог
Стиль футуризм, супрематизм
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Казими́р Севери́нович Мале́вич (польск. Kazimir Severinovich Malevich; (11) 23 февраля, 1879 — 15 мая, 1935) — русский и советский художник-авангардист; также педагог, теоретик искусства и общественный деятель.

Является основоположником супрематизма — одного из направлений абстракционизма.

Биография и творчество

Родился 11 февраля (23 февраля по новому стилю) 1879 года в Киеве[1], где и был крещён 1 марта (13 марта по новому стилю) 1879 года. Отец — Северин Антонович Малевич (1844—1902) и мать — Людвига Александровна (1858—1942, в девичестве Галиновская) имели польские корни; у них в семье родилось четырнадцать детей[2]. Казимир свободно говорил на польском и русском языках.

Свои детские годы Казимир провёл в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Конотопе (1894—1895 годы). В 1895—1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу, где учился у академика Императорской Академии художеств Николая Пимоненко[3].

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, здесь Казимир работал чертёжником в управлении Московско-Курской железной дороги и организовал художественный кружок. В 1899 году он женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc)[4][5], дочери курского пекаря; венчание состоялось 27 января 1902 года в Курске в католическом храме.

Товарищество художников Курска, 1911 год (Малевич стоит пятый слева)

В Курске прежнее увлечение рисованием переросло в серьёзное желание заняться живописью, и в августе 1905 года Казимир Малевич подал прошение о приёме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Но, будучи не принятым в него, возвращаться в Курск к семье он не пожелал и поселился в художественной коммуне в Лефортово. Когда кончились средства для существования, Малевич весной 1906 года вернулся в Курск и к прежней службе на Московско-Курской железной дороге. Летом 1906 года он повторил попытку поступления в МУЖВЗ, и опять его не приняли.

В 1907 году в Москву переехала мать Казимира Малевича, которая через несколько месяцев, сняв большую квартиру, пригласила семью сына переехать из Курска в Москву. С 1907 до 1910 года Малевич работал в московской студии Фёдора Ивановича Рерберга. В этот период времени, в 1909 году, он развёлся со своей первой женой и женился во второй раз на писательнице Софье Рафалович (польск. Zofia Rafałowicz), у которой отец владел домом в деревне Немчиновка в Подмосковье, где начал жить и работать Малевич.

Ещё в 1907 году в Москве Малевич принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Затем стал регулярно представлять свои работы на выставках, участвуя во многих художественных объединениях. В 1910 году показал работы на первой выставке «Бубнового валета» — творческого объединения раннего авангарда. В феврале 1911 года экспонировался на первой выставке общества «Московский салон» и весной этого же года участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи». В 1912 году снова участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника», а также представил более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост»[2], одноимённого художественного объединения в Москве, в которое он входил.

В 1914 году Казимир Малевич снова принимал участие в выставках «Бубнового валета», а также Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок»[6], выпускавшим открытки и плакаты, иллюстрировал книги Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова[7]. В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В», проходившей в Петрограде. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 своих работ под общим названием «Супрематизм живописи», в числе которых был представлен его знаменитый «Чёрный квадрат»[8].

Казимир Малевич, «Супрематизм II»

Малевич принимал участие во многих собраниях художников, на некоторых выступал с докладами. В 1916 году принял участие в выставке «Магазин» и снова на выставке «Бубновый валет», где экспонировал 60 супрематических полотен. В 1915—1916 годах он организовал общество «Супремус»[9], объединившее русских художников, увлечённых супрематизмом. Летом 1916 года был призван на военную службу, откуда демобилизовался в 1917 году. В мае этого года он был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев Москвы[10]. В августе стал председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой и разрабатывал проект Народной академии искусств[11]. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 года московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины[12] и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Московского Кремля[13].

В ноябре 1919 года Малевич переехал в Витебск, руководил мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал[14]. В этом году в Москве состоялась его первая персональная выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». К 1920 году вокруг Малевича сложилась группа учеников, названная УНОВИС («Утвердители нового искусства») — русское авангардное художественное объединение. В этом же году от второй жены у него родилась дочь, которую Малевич назвал Уной[15] в честь этой художественной группы. В 1921 году Казимир Малевич опубликовал манифест УНОВИС в витебском журнале «Искусство» и в следующем году закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».

В начале июня 1922 года Казимир Малевич с несколькими членами УНОВИС переехал в Петроград, где участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. В 1923 году в Москве состоялась его вторая персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры[16], который в 1924 году был переименован в Ленинградский государственный института художественной культуры (ГИНХУК). Осенью 1926 года Государственный институт художественной культуры был ликвидирован, влившись в состав Государственного института истории искусств. Казимир Малевич проработал в нём до увольнения в 1929 году.

Казимир Малевич являлся членом общественной организации «Объединение современных архитекторов», выступавшей с лозунгами конструктивизма и функционализма. В 1927 году он переехал в Киев и преподавал в Киевском художественном институте (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) по 1930 год. С началом репрессий против некоторых представителей интеллигенции снова вернулся в Ленинград. Сам Малевич 20 сентября 1930 года был арестован и вышел из заключения 6 декабря этого же года.[13][17] В последующие годы много работал и выставлялся. В 1932 году получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее[18].

В 1933 год году Малевич заболел (рак предстательной железы), но, несмотря на это, в 1934 году участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

Умер от рака в Ленинграде 15 мая 1935 года.

В завещании Казимир Малевич указал похоронить его с раскинутыми руками в гробу в форме креста. Но похороны состоялись в гробу прямоугольной формы; траурное прощание было оформлено в духе супрематизма со многими элементами его «Чёрного квадрата». Тело перевезли в Москву в вагоне, на котором также был нарисован черный квадрат. Останки великого художника кремировали в Донском крематории, и 21 мая урна с прахом была захоронена близ его любимого места — деревни Немчиновки. Над могилой был установлен деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, место захоронения до наших дней на сохранилось.

Семья

Казимир Малевич был трижды женат: первая жена — Казимира Ивановна Зглейц (1881—1942, в 1909 году они развелись)[5]; вторая жена — Софья Михайловна Рафалович (польск. Zofia Rafałowicz, умерла в 1925 году)[19]; третья жена (с 1927 года) — Наталья Андреевна Манченко (1902—1990)[20].

Дети: от первого брака — Анатолий (1902—1915) и Галина (1905—1973, в замужестве Быкова); от второго брака — дочь Уна (1920—1989, в замужестве Марицкая и Уриман)[15].

Память

Почтовая марка России, 2000

В честь Казимира Малевича во многих местах, где он жил и работал, установлены памятные доски. Также в его честь были выпущены почтовые марки и конверты Первого дня разных стран.

В Голосеевском районе Киева его именем названа улица.[21]

В США создано Общество Малевича (The Malevich Society)[22], которое поддерживает многие, в том числе российские, исследовательские проекты

В 2007 году компания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию лайнер Airbus A319 с бортовым номером VP-BFH, носящий имя художника[23].

В октябре 2020 года Минским часовым заводом была выпущена лимитированная коллекция часов «UNOVIS» с циферблатами и стрелками в стиле супрематизма[24].

В 2020 году в Одинцовском районе Московской области вблизи от деревни Раздоры, где художник жил последние годы жизни, и недалеко от поселка Немчиновка, в которой захоронен художник, основан Парк Малевича[25].

Примечания

  1. Запись о рождении в метрической книге римско-католического костёла св. Александра в Киеве, 1879 год // ЦГИАК Украины, ф. 1268, оп. 1, д. 26, л. 13об—14.
  2. 2,0 2,1 Казимир Малевич — знаковый художник и основатель супрематизма
  3. Myroslav Shkandrij. Reinterpreting Malevich: Biography, Autobiography, Art // Canadian-American Slavic Studies. — Vol. 36. — No. 4 (Winter 2002). — PP. 405—420.
  4. Судьбы людей и работ − Казимира Ивановна Зглейц
  5. 5,0 5,1 Казимира Ивановна Зглейц
  6. Маяковский и Сегодняшний лубок
  7. Слово как таковое. Литографическая иллюстрация к книге В. Хлебникова и А. Крученюка
  8. Как современники восприняли «Черный квадрат» Малевича
  9. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8.
  10. «„Декларация прав художника“ Малевича в контексте московского анархизма 1917—18 годов»
  11. Казимир Северинович Малевич
  12. Казимир Малевич: красный комиссар
  13. 13,0 13,1 Казимир Малевич
  14. Малевич и Шагал: два ребра одного Адама
  15. 15,0 15,1 Уна Казимировна Малевич
  16. Малевич со словарем
  17. Тюрьма
  18. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович — Виртуальный Pусский музей
  19. София Михайловна Рафалович
  20. Наталья Андреевна Манченко
  21. Вулиці Києва. Довідник / за ред. А. В. Кудрицького. — К. : «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1995. — С. 227. — ISBN 5-88500-070-0.
  22. The Malevich Society Homepage
  23. Новость на сайте «Аэрофлота»
  24. Лимитированная серия «UNOVIS»
  25. Дарья Горелова. Зеркало супрематиста // АРХИ.РУ : сайт. — 2022. — 11 января.

Ссылки