Главные стили в искусстве ХХ века

Материал из «Знание.Вики»

Главные стили ХХ века — фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, метафизическая живопись, поп-арт, оп-арт, акционизм, лэнд-арт и стрит-арт.[1]

Большинство течений в искусстве были откликом художников на исторические события, политические и общественные настроения, на развитие философских идей. ХХ век был насыщен разными знаковыми событиями — от появления фотографии, научно-технического прогресса в целом и до глобальных исторических катаклизмов. Цель данной статьи заключается в том, чтобы сформировать представление об основных характерных чертах отдельно взятого стиля, указать его отличия от других, а также выделить знаковые фигуры в искусстве ХХ века.

Фовизм (1904—1908)

Фовизм[2] (от фр. fauve — дикий) — течение в искусстве, получившее своё название благодаря французскому арт-критику Луи Вокселю, который в своей статье о Парижском Осеннем салоне 1905 года охарактеризовал фовистов как «дикие звери», а их творения — «оргией цветов».

Особенности стиля. Художников данного стиля объединяет любовь к цвету. Они используют яркие, чистые, контрастные цвета и чёрный контур. Задача цвета заключается в выражении эмоций, настроения. Художники-фовисты отказались от линейной перспективы и светотени, что привело к исчезновению объёма; характер рисунка стал плоскостной. Фовисты не видели смысла в классическом, академическом рисунке. Главное — спонтанность творчества, экспрессия, эмоциональная насыщенность. Видение художника доминирует над реальностью: не важно как выглядит и какого цвета предмет на самом деле, главное то, как его видит творец. Фовистские полотна наполнены буйством красок, дикой энергетикой. Сюжеты картин у фовистов не новы, отчасти банальны. Популярные жанры живописи — пейзаж, натюрморт, портрет. Главные инструменты выражения эмоций у живописцев данного течения — это цвет и форма.

Знаковые фигуры фовизма: Анри Матисс[3] (глава группы), Андре Дерен[4], Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Жорж Руо и другие. В Русском искусстве в стиле фовизма работали Наталья Гончарова, Михаил Ларионов[5].

На фовизм повлияли постимпрессионизм[6] (Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн), неоимпрессионизм (Поль Синьяк, Жорж Сёра), символизм[7] (Гюстав Моро).

Рассвет фовизма — 1904—1908 годы. Далее дороги художников разошлись, каждый из них продолжил экспериментировать, искать иные формы творческого самовыражения. Как течение фовизм локален, считается почти полностью французским. Несмотря на непродолжительное существование, фовизм оказал влияние на развитие последующих течений в искусстве.

Экспрессионизм (1905—1920)

Экспрессионизм[8] (от англ. expression — «выражение») — течение в искусстве, характерное прежде всего для Германии, и Австрии; возникло накануне Первой мировой войны, в период массового роста революционных настроений в обществе как реакция на капитализм, дисгармонию между человеком и миром. Экспрессионисты раньше других почувствовали приближение страшной катастрофы, ощутили несовершенство и противоречивость окружающего мира.

Особенности стиля[9]. Для экспрессионизма характерно трагическое мировоззрение, осмысление человека в мире, последствий урбанизации. Для реализации творческих замыслов использовались новаторские методы: искажение форм и линий, неестественные яркие цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения. Экспрессионисты стремились вызвать у зрителя шквал эмоций. Основная идея экспрессионизма сводилась к демонстрации бездушия современного мира, а созерцание произведений данного направления вызывает у зрителя депрессию, трагическое ощущение жизни, психологическую напряжённость, тревогу, боль.

Знаковые фигуры экспрессионизма:

Предшественниками экспрессионизма можно назвать некоторые работы Эль Греко и Маттиаса Грюневальда, которым была присуща предельная эмоциональность. Сильные выражения чувств, принцип упрощения перспективы присутствуют на картинах Винсента Ван Гога, Анри Матисса, А. Тулуз-Лотрека.

Значение в искусстве. С приходом к власти Гитлера, экспрессионисты подверглись гонениям. Их искусство официально объявили «дегенеративным», работы массово уничтожались, выставки были под запретом. Падение интереса к экспрессионизму начался в период стабилизации в послевоенной жизни людей. Люди устали от негатива, по этой причине воспринимать художественные произведения экспрессионистов было тяжело, возникла потребность в более оптимистичном творчестве. Экспрессионизм прошёл тернистый путь от полного неприятия и нападок до современного мирового признания.

Кубизм (1907—1914)

Кубизм (от фр. cubisme) — узнаваемый геометрический стиль.

Особенности стиля[12]. Для кубизма характерно[13] использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты), деформация, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Все объекты часто изображаются в виде плоских прямоугольников. Цветовая гамма приглушена, правила перспективы и светотени не используются. Кубисты и их последователи отрицали трёхмерную реальность. В результате творческих экспериментов появляются новые формы, линии, контрасты.

Выделяются три фазы кубизма[14]: сезановский, аналитический и синтетический. Сезановский кубизм (1907—1909 г.) — предтеча кубизма, для которого характерно увлечение абстракцией и упрощением форм предметов. Аналитический кубизм (1909—1912) характеризуется необычными переливами цветов. Цвета становятся полупрозрачными, когда плоскости пересекаются. Художники экспериментируют с расположением предметов в пространстве. Картины кажутся монохромными за счёт снижения контрастов фактуры и цвета. Синтетический кубизм (1912—1914) ещё называют коллажным кубизмом. Полотна напоминают аппликацию или лоскутные одеяла. Синтетический кубизм отличается красочным исполнением, на полотнах появляются ноты, цифры и буквы. В России кубизм был переходным явлением. Художники остановились на сезановском этапе и его переосмыслении. К.С. Малевич и В. Е. Татлин стремительно переметнулись к кубофутуризму.

Современный футуризм используется в рекламе спортивных и модных брендов, музыкальных событий и техники. В стиле кубизма создаются логотипы, привлекающие внимание людей.

Знаковые фигуры кубизма. Пабло Пикассо[15], Жорж Брак[16], Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис, Альбер Глез, Жан Метценже.

Футуризм (1909—1920)

Футуризм (от лат. future — будущее) — течение авангардного искусства, получившее распространение в Италии[17] и России[18]. Футуризм прославлял технологический прогресс, наступающую индустриальную эпоху. Футуристы предлагали создать новую модель устройства мира, основанную на урбанизации и технического прогресса.

Особенности стиля[19]. У фовизма футуризм позаимствовал буйство цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов. Форма — это основной предмет интереса футуристов, содержание произведений вторично. Художники-футуристы пытались изобразить предмет в движении, передать его динамику, скорость. Сюжеты картин имели философский подтекст, акцент делался на техническом прогрессе и теме войны. Новые признаки технической цивилизации преподносили как новые ценности, которые предопределят будущую модель мироустройства. Наиболее часто футуристы изображают поезда, автомобили, электричество. Стремились изобразить визуально звук.

Знаковые фигуры футуризма. Изначально футуризм возник в Италии. Итальянские футуристы в отличие от экспрессионистов с энтузиазмом встретили начало Первой Мировой войны, ушли на фронт добровольцами, поскольку в войне видели радикальный способ очищения мира от старого миропорядка[20]. Популярность итальянского футуризма быстро угасла к концу Первой Мировой войны. Известные итальянские футуристы: Джакомо Бела, Умберто Боччиони, Луиджи Русоло, Джино Северини, Франческа Балилла Прателла.

В других европейских странах футуризм не нашёл развития, однако, в России был воспринят с интересом. Давидом Бурлюком[21] была создана литературно-художественная группа «Гилея», куда вошли многие энергичные сторонники футуризма как среди художников, так и среди поэтов. Российские футуристы сделали попытку соединить живопись с литературой. Теме одиночества человека в современном мире придавалось особое значение. Футуризм в России просуществовал дольше, чем в Италии — до начала 20-х годов. Имена российских футуристов: Давид Бурлюк[22], Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Велимир Хлебников, в стиле футуризма также работал Казимир Малевич.

Абстракционизм (1910 — наше время)

Абстракционизм[23] (от лат. abstractio — отвлечение) — стиль в искусстве, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира.

Особенности стиля и знаковые фигуры абстракционизма. При первом взгляде на картину, создаётся впечатление хаоса из множества нагромождённых фигур, линий, пятен. При вдумчивом изучении изображения зритель начинает видеть целостную композицию, призванную вызвать определённые эмоции[24]. Различают два вида абстракции:

  • экспрессивная — характеризуется плавными текучими линиями, яркими цветами, музыкальностью. Художники стремились достичь эффекта, который производила бы на слушателя музыка.
  • геометрическая — ей присущи острые углы, космическое пространство вне времени, чёткие геометрические формы.

Внутри абстракционизма выделяют ещё ряд течений:

  • лучизм[25](второе название течения — районизм, от фр. rayon — луч) — оригинальная художественная теория и течение живописи русского авангарда 1910-х годов. Формы на полотне образованы в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов. Характерные черты произведений лучистов — обилие косых линий, часто собранных в пучки, резкие контуры, острые углы, акцент на цвете, а не на форме. Возник в 1909 году и просуществовал одно десятилетие. Основоположники лучизма — Михаил Ларионов с Натальей Гончаровой. В стиле лучизма работали Владимир Бурлюк и Давид Бурлюк, Михаил Ле-Дантю, Сергей Романович.
  • орфизм[26] — авангардное течение в искусстве, получившее название от имени древнегреческого певца и музыканта Орфея. Согласно мифам, игра Орфея на лире зачаровывала животных, а его музыка способна была двигать камни. Главная цель орфизма — запечатлеть на холсте движение и музыкальность окружающего мира. Для её достижения использовали контрастные тона. Данное течение имеет много общего с кубизмом и футуризмом, но в отличие от них, цвет выходит на первое место, а форма остаётся позади. Основоположник орфизма Робер Делоне, его последователи: Соня Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа.
  • ташизм[27], 1940—1950-е годы (фр. tache — пятно) — живопись цветовых пятен. Художники, подчиняясь своему эмоциональному состоянию, настроению, наносили на холст хаотично яркие пятна краски. Если краски наносились кистью, цветными штрихами или небольшими мазками, то такой ташизм относится к абстрактному импрессионизму. Применение красочных брызг и капель, соскабливания слоя краски, элементов каллиграфии присуще лирической абстракции. Чаще всего пятна яркие, светлые, вызывающие приподнятые и лёгкие эмоции. Отдельные изображённые элементы ритмически повторяются. Родоначальником стиля считается Вольс. Художники-ташисты: Ханс Хартунг, Жорж Матьё, Асгер Йорн, Пьер Сулаж, Никола де Сталь.
  • супрематизм (от лат. supremus — главенствующий, наивысший) — одно из влиятельных направлений абстрактного искусства[28]. Супрематизм основан на философской концепции Казимира Малевича[29]. Согласно его философии, сущность высшей формы искусства — беспредметность, осмысленная через ощущения. Отказ художников от разумного восприятия мира даёт возможность попасть в «четвёртое измерение» и запечатлеть его с помощью супрематических знаков. Структура мироздания в супрематизме выражена в простых геометрических формах: линии, прямоугольнике, круге, квадрате. В отличие от предметного искусства, супрематизм призван передать сами ощущения в их чистом виде. Казимир Малевич свою знаменитую картину «Чёрный супрематический квадрат»[30] считал первоосновой, поскольку с помощью такой простой геометрической фигуры мог выразить любые чувства: покой и движение, мистические переживания, передать ощущение бездны, «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы. Последователя супрематизма были:Иван Клюн, Михаил Меньков, Ксения Богуславская. В теоретических основах К. Малевич выделял три стадии супрематизма:
  1. чёрный (круг, квадрат, крест) — переход от базисного элемента к рождению новой формы, а затем к движению;
  2. цветной — движение с ускорением;
  3. белый — формы растворяются и теряются на белом фоне, в результате — пустой холст как символ чистоты творчества.
  • неопластицизм[31] , 1917 год - художественное направление, основанное на философии дуальности мира. Дуальность мира создавалась в живописи с помощью базовых фигур — прямых линий, плоскостей и прямоугольников, исключительно чистых цветов спектра (красный, синий и жёлтый) и только на белом или чёрном фоне. Базовые элементы обязательно пересекаются под прямым угол друг с другом. Горизонтальные линии — это упрощённый образ оси Земли. Вертикальные линии — это оси Солнца. Последователи неопластицизма пытались раскрыть красоту через логику и упрощение форм. Основатель неопластицизма Пит Мондриан, последователи стиля — Де Стейл, Ван Дусбург, Геррит Ритвельд, Энтони Кок, Барт ван Дер Лек.
  • абстрактный экспрессионизм[32] (от лат. слов abstractio, expressio — «отвлечённое выражение») — направление в искусстве 1940—1950-х годов, для которого характерно спонтанное отображение художником своих переживаний и внутреннего мира. Художники данного направления полагаются целиком не бессознательное, свободное от логики и контроля разума. Творчество абсолютно беспредметное. В абстрактном экспрессионизме применяются разные техники, методы. Ряд произведений близки к экспрессионизму, иные — близки футуризму, кубизму или сюрреализму. Отличительные черты стиля: полное отсутствие на картинах предметов реального мира, сильная эмоциональная напряжённость произведений, огромные размеры картин. Особое развитие абстрактный экспрессионизм получил в Нью-Йорке, США. Знаковые фигуры стиля: Джексон Поллок[33], Виллем де Кунинг, Марк Ротко[34].

Значение абстракционизма в искусстве. Отголоски лучизма прослеживаются в конструктивизме и супрематизме. Идеи супрематизма нашли своё применение в интерьере, внешнем облике зданий и даже в модельером искусстве. Идеи неопластицизма нашли отражение в текстиле и моде, в интерьере, в архитектуре

Дадаизм (1916—1923)

Дадаизм[35] — название стиля происходит от слова «dada», которое может означать многое, и одновременно быть абсолютно бессмысленным, как детский лепет ребёнка. Данное слово по-разному переводится с разных языков мира:

  • dada — конёк, детская лошадка (итальянское);
  • dada — хобби, увлечение (французский);
  • dada — давать (португальский);
  • dada — никто (шотландский и ирландский) ;
  • daddy — папа (английский);
  • dado -данный, настоящий (испанский).

Дадаизм — авангардный стиль искусства, возник в годы Первой мировой войны в Швейцарии, государства, сохранившего суверенитет. Дадаистов объединяло неприятие войны и ненависть к агрессивной политике воюющих европейских государств. Войну воспринимали как порождение логики и рационализма. В своём творчестве пропагандировали разрушение эстетических канонов, цинизм, разочарованность, бессистемность и иррациональность.

Особенности стиля[36]. Дадаизм — это стиль, реализующий концепцию бессмысленности. Описать его можно словами абсурд, хаос, ирония. Коллаж — основной творческий метод художников. Для коллажа использовались различные материалы: лоскуты ткани, бумажные обрезки и прочие материалы. Выделяют три ветви дадаизма:

  • цюрихский (случайный) коллаж. Кусочки бумаги приклеивали на холст так, как они случайным образом упали. В основе случайного коллажа лежат абсурд и антихудожественность;
  • берлинский (манифестационный) коллаж и фотоколлаж. Отличительные черты стиля — использование фрагментов фотографий, мощная идейная насыщенность, антивоенный и антибуржуазный протест;
  • кёльнско-ганноверский (поэтический) коллаж — приверженцы данного стиля использовали противоположные друг другу материалы, тем сам как бы сталкивали чужеродные реальности. Только при столкновении разных миров может вспыхнуть поэзия.

Для дадаизма характерно использование типографики заглавными и прописными буквами, использование разных шрифтов, цвета. Даже без текста по коллажу можно прочитать основной посыл художника. Изображения размещаются на холсте хаотично: верх ногами, друг над другом, по диагонали, как угодно.

Знаковые фигуры дадаизма. Создателями стиля считаются Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. В Нью-Йорке (США) у истоков дадаизма стоял Марсель Дюшан[37], который ввёл понятие «рэди-мейд» (от англ. ready-made — готовый) для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода и представленные на выставке как отдельный объект искусства.

Значение в искусстве[38]. Просуществовал дадаизм недолго. В Германии он слился с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом. В настоящее время дадаизм используется креативными рекламными компаниями молодёжных брендов одежды, дизайна ивентов, создания визуального образа стартапов. Коллажи отлично подходят для плакатов, книжных обложек. Используется при создании логотипа компании, при оформлении визиток, сайтов, салонов красоты и кофеен, а также при разработке дизайна упаковок[39].

Метафизическая живопись (1910—1920)

Метафизическая живопись[40]— это направление в итальянском искусстве, фантастическая живопись, изображающая то, что невозможно увидеть. Возникла в период Первой мировой войны.

Особенности стиля. Отличительными чертами[41] метафизической живописи являются:

  • насыщенность картин символами и аллюзиями;
  • искажённость форм предметов и пространства;
  • нелинейная перспектива;
  • присутствие в картинах вместо живых людей манекенов и статуй;
  • удлинённые тени;
  • обилие классических архитектурных элементов;
  • нет динамики образов. Образы как будто застыли во времени

Знаковые фигуры метафизической живописи. Джоржо де Кирико[42] — основатель течения, Карло Карра, Филиппо де Пизис, Альберто Савинио, Джорджо Моранди, Феличи Казорати, Артуро Мартини.

Значение в искусстве. Метафизическая живопись быстро угасла, многие приверженцы стиля вернулись к реализму. Тем не мене, идеи метафизической живописи были подхвачены сторонниками сюрреализма.

Сюрреализм (1920—1970)

Сюрреализм[43] (от франц. surrealisme — сверхреализм) — это течение берёт начало от дадаизма. Дадаизм был направлен на разрушение всего, включая себя самого. В отличие от дадаизма, сюрреализм стремиться к созиданию через разрушение. Сюрреализм — это сон, он не реальный, но и не ирреальный. В стиле используются аллюзии и парадоксальное сочетание несочетаемого, реального и вымышленного, визуальный обман, галлюцинации. Твёрдые предметы на полотнах текучие, а вода наоборот твёрдая. В отличие от многих направлений в искусстве ХХ века, сюрреализм смог прожить пол века и стать знаменем эпохи, хотя за эти 50 лет своей жизни стилю довелось претерпеть не один кризис. В 70-е годы интерес к сюрреализму гаснет.

Особенности стиля[44]. Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах мастера Эпохи Возрождения, например, Иероним Босх, Джузеппе Арчимбольдо. На развитие сюрреализма огромное значение оказал психоанализ Зигмунда Фрейда. Сюрреалисты разделяли мнение психолога о важной роли подсознания. Сон — это продолжение реальности, объективной реальности, которая не ограничена цензурой и не навязана идеями сознания. Основоположник сюрреализма Луи Бретон говорил, что от гнетущей реальности некуда бежать, кроме как в детство, сон и фантазии. Научное обоснование своим идеям сюрреалисты находили в философии Фридриха Ницше. Сюрреалисты признавали главенство подсознания над сознанием и считали важнейшей ценностью свободу иррационального восприятия мира. С целью проникнуть в подсознание, художники обращались к гипнозу, алкоголю, наркотикам.

Характерные черты стиля:

  • сочетание реального и нереального (подсознательного);
  • эпатажность, вызов устоявшимся канонам;
  • частое обращение к эротическим и магическим мотивам.

Знаковые фигуры сюрреализма. Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнест, Рене Магритт[45], Пауль Клее, Ив Танги.

Значение в искусстве. Сюрреализм нашёл отражение в дизайнерском искусстве. Модельеры для повышения интереса обращаются к сюрреализму, в своих коллекциях используют необычные текстуры, формы, образы. Впервые метод сюрреализма в высокой моде использовала Эльза Скиапарелли, ей создавать коллекции помогал Сальвадор Дали. В современном мире с развитием цифровых технологий сюрреализм обрёл второе дыхание. Создание сюрреалистических репродукций с использованием элементов фотографии вылилось в новое направление компьютерного искусства. Сюрреалистические фотографии используются в рекламном бизнесе, поскольку способны вызывать у покупателя нужное продавцу ассоциативное восприятие.

Поп-арт (1950—1960)

Поп-арт (от англ. popular art популярное искусство) — это художественное движение зародилось в Великобритании, но широкое распространение получило в США. В 1952 году в Лондоне художники Э. Паолоцци и Р. Гамильтон создали объединение «Независимая группа» для изучения технологий рекламы и способов влияния на массовое сознание при помощи образов: эмблем, логотипов, фотографий знаменитостей. Поп-арт перенёс потребительскую культуру в область искусства[46]. Данный стиль наибольшее развитие получил в Америке (США), где массами овладела "американская мечта", по сути национальный потребительский идеал. Поп-арту предшествовали дадаизм и реди-мэйд Марселя Дюшана.

Особенности стиля[47]. Поп-арт основан на изображении лёгкого и поверхностного. Ведущую роль в развитии направления играли американская массовая культура: реклама, мода, тренды, иконы стиля[48]. В поп-арте большое внимание уделяли «эстетике банального» — упаковке, товарам массового потребления. С художественной точки зрения стиль апеллировал к вещности, к предметности, что противоположно абстракционизму. Поп-арт провозгласил возвращение к отображению на полотне конкретных предметов. Но в отличие от классического искусства, в качестве объектов художники изображали предметы и образы массовой культуры, предметы, ставшие мэмами[49]. Художники намеренно использовали яркие цвета, стилизовали свои работы под рекламу, афиши, плакаты, комиксы; вписывали в свои картины слоганы или создавали из мэмов коллажи.

Знаковые фигуры поп-арта. Энди Уорхол[50], Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Роберт Раушенберг, Дэвид Хокни, Кит Харинг.

Значение в искусстве[51]. Поп-арт оказал влияние на развитие рекламы. Китч (от нем. kitsch — халтурка, безвкусица, дешёвка) стал полноценным художественным инструментом. Поп-арт подготовил почву для концептуализма и постмодернизма.

Оп-арт (вторая половина ХХ века)

Оп-арт[52] (оптическое искусство) — это художественное течение, использующее оптические иллюзии.

Особенности стиля. С помощью узоров, форм, цветов и материалов художники оп-арта стремятся создать явления, которые сбивают зрителя с толку и создают впечатление деформаций, скрытых изображений и движущихся или вспыхивающих узоров. Основной вопрос стиля: важнее восприятие или искусство? Искусство оп-арта воздействует на разум, а не на эмоции. Человек, рассматривая картину, решает сложную головоломку, соединяет разрозненные детали картины в единое целое.

Знаковые фигуры оп-арта. Виктор Вазарелли[53], Бриджет Райли, Хесус Рафаэль Сото, Джетулио Альвиани, Ричард Анушкевич.

Значение в искусстве[54]. Оп-арт хорошо прижился в моде. Монохромные геометрические принты идеально дополняли смелые силуэты. Соединение разнообразных цветов и трёхмерного изображения привлекали модниц[55]. Интерес к оптическим иллюзиям прослеживается в современном мире. Иллюзии часто применяются в архитектуре, в дизайне помещений.

Акционизм (1960—1970)

Акционизм[56] (от лат. actio — действие) — это направление в искусстве, для которого важен не результат, а художественный процесс. Несмотря на то, что акционизм может предполагать наличие сценария, элемент непредсказуемости сохраняется. Это опыт, проводимый впервые и всегда сопровождается психологическими рисками. Акционизм — искусственно созданная художником ситуация, которую он проживает и вовлекает в эту ситуацию зрителя. Как явление, акционизм существовал всегда и нельзя назвать точную дату его возникновения.

Различают следующие формы искусства, близкие к акционизму[57]:

  • хэппенинг[58] (от англ. happening — происходящее) основан на импровизации, не имеет чёткого сценария, предполагает вовлечение случайных зрителей. Хэппенинг — это спровоцированное действие, а не организованное. Большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям;
  • энвайронмент (от англ. environment — окружение, среда) — предполагает вовлечение зрителя в художественное действие, даже незаметно для него самого. Энвайронмент — это обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения;
  • перформанс[59] — это спланированная акция (действие), включающая в себя 4 элемента: время, место, тело художника и отношения художника со зрителем. Перформанс направлен на активизацию «коллективного бессознательного» у публики. Это некая форма спонтанного уличного театра;
  • инсталляция (от англ. installation — установка) — пространственная композиция, создаваемая художником из различных элементов. Необычные сочетания обычных вещей придают им новый символический смысл;
  • бодиарт - искусство тела. Представители бодиарта использовали своё тело как материал или объект для творчества. Бодиарт сблизился с такими явлениями, как тату, нудизм, сексуальная революция;
  • флешмоб (от англ. flash — вспышка, mob — толпа) — означает заранее спланированную акцию, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течении некоторого вида выполняют заранее оговоренные абсурдные действия и так же внезапно расходятся разные стороны. Флешмоб — это представление, рассчитанное на случайного зрителя.

Знаковые фигуры акционизма. В 1950-1960х основоположниками акционизма можно считать Джексона Поллока (он рисовал свои картины при скоплении людей путем разливания, разбрызгивания, растирания красок по холсту) и Ива Кляйна[60](он придумал глубокий синий цвет, который использовал для создания картин с помощью «живых кисточек» — обнаженных женских тел). Клас Ольденбург, Анатолий Зверев, Гюнтер Брус, Отто Мюль, Герман Нитч, Рудольф Шварцкоглер, Марина Абрамович[61], Олег Кулик, Мануэль Бастанте.

Значение в искусстве. Цель акционизма[62] заключается в том, чтобы показать зрителю абсурдность окружающего мира, истинную сущность вещей. Акция — это своеобразное зеркало для отражения реальности, интерактивная связь художника со зрителем. Акция способствует постижению сути происходящего, избавлению от иллюзорного мира.

Лэнд-арт (с 1960-х годов)

Лэнд-арт[63] — это интеграция художественных элементов в природный ландшафт, а также использование природных процессов как составляющей создаваемого художественного объекта. Работы в стиле ленд-арта обычно недолговечны и демонстрируются публике в определённые сроки. Часто произведения искусства возникают в местах, труднодоступных человеку. Добраться к произведению сможет только самый искушённый зритель, если ещё успеет. Для остальных зрителей произведения фиксируются с помощью фото- и/или видеосъемки и выставляются в обычных музеях.

Особенности стиля[64]:

  • произведения искусства неразрывно связаны с природным ландшафтом, взаимодействуют и сливаются друг с другом;
  • внимание к проблемам экологии;
  • использование художниками природных материалов (земли, камня, песка, воды и др);
  • на эстетику стиля повлияли архаические памятники, такие как Стоунхендж, рисунки Наска.

Знаковые фигуры лэнд-арта. Роберт Смитсон, Ричард Лонг, Джим Деневан, Элли Девис, Саймон Бек, Кристо Уолтер де Мария, Нил Доусон.

Значение в искусстве[65]. Лэнд-арт существует в реальном мире, а значит принадлежит всем. Невозможно представить объект лэнд-арта в частной коллекции или в стенах музея. Художники открывают для себя безграничные возможности природы. Современный лэнд-арт набирает популярность среди городских жителей.

Стрит-арт

Стрит-арт[66] (от англ. street art — уличное искусство) — это направление в современном урбанистическом искусстве, распространённые в местах общественного присутствия. Многие произведения стрит-арта имеют социальную направленность, выражают протест и призваны привлечь внимание людей к важным проблемам общества.

Особенности стиля[67]. Стрит-арт отличается идейным разнообразием и большим количеством жанров. Данный вид искусства доступен любому человеку, так как не прячется в стенах музеев и на выставках. Произведения стрит-арта могут иметь бунтарский характер, иметь цель пропагандирования определённой субкультуры, а также служить для украшения городского пространства[68]. Уличное искусство в ряде случаев граничит с вандализмом, выраженном в порче муниципального имущества. Стрит-арт имеет несколько видов:

  • надписи — это стилизованные художником надписи, отличающиеся между собой шрифтами, цветовым решением и прочими показателями;
  • рисунки — как правило, отличаются продуманным сюжетом;
  • трафареты — используются для многократного тиражирования изображений;
  • муралы — это огромные художественные композиции на стенах домов, заборов. Служат для украшения города. часто приветствуются местными властями.

История возникновения стрит-арта связана с появлением граффити.

Граффити[69](от итал. graffito — надписи или graffiare — царапать) — это разновидность уличной живописи, выраженная в раскрашивании стен вне зависимости от уровня профессионализма нанесения изображений. До сих пор не понятно относить ли граффити к искусству или считать актом вандализма.

Техники граффити:

  • writing — процесс нанесения граффити без привязки к стилю;
  • bombing — быстрое нанесение рисунка в экстремальных условиях;
  • tagging — подпись художника, его никнейм.

Стили граффити:

  • bubble-letter — использование больших букв и объемных форм;
  • throw-up — использование двух цветов и простых форм;
  • character — изображение персонажей в стиле автора-графист;
  • wild style — предполагает нанесение сложных рисунков, требует большого мастерства, является наиболее распространённым стилем;
  • 3D-style — изображение в стиле 3D , а также оптические иллюзии.

Знаковые фигуры стрит-арта. Артур Стейси, Кит Хэринг, Жан-Мишель Баския[70], Бэнкси[71], Шепард Фейри, С215.

Значение в искусстве. В современном мире красиво оформленные произведения стрит-арта, особенно муралы, украшают города, делают их яркими и привлекательными для жителей и туристов.

Примечания

  1. Агратина Е. Е. Искусство ХХ века: учебник и практикум для вузов. — М.,: Юрайт, 2023. — 325 с. — ISBN 978-5-534-14730-8.
  2. Наталья Бродская. Фовисты. Из истории французской живописи ХХ века.. — СПб.,: Аврора-Паркстоун, 1996. — 290 с.
  3. Волькмар Эссерс. Матисс. — М.,: Арт-Родник, 2002. — 95 с. — ISBN 5888961124.
  4. Э. Жагун-Линник. Лучшие современные художники. Андре Дерен / под ред. С.Суворова. — М.,: ИД Комсомольская правда, 2016. — 72 с. — ISBN 978-5-4470-0171-1.
  5. Наталья Гончарова. Михаил Ларионов. Воспоминания современников. Серия: Жизнь художника. Мемуары.. — М.,: Галарт, 1995. — 168 с.
  6. Жукова А. В. Постимпрессионизм. Искусство понимать.. — М.: АСТ, 2022. — 192 с. — ISBN 978-5-17-114821-8.
  7. Норберт Вольф. Символизм / перев. Соколова Ю. Р.. — М.,: Арт-Родник, 2010. — 96 с. — ISBN 978-5-404-00110-5.
  8. Норберт Вольф. Экспрессионизм. — М.,: Арт-родник, 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0170-9.
  9. Маркин Ю. П. Экспрессионисты. Живопись. Графика. — М.,: РИП-Холдинг, 2015. — 369 с. — ISBN 978-5-903190-73-7.
  10. Экспрессионизм. Деятельность художественной группы "Мост" и объединения "Синий всадник". https://vuzlit.com/479336/ekspressionizm_deyatelnost_hudozhestvennoy_gruppy_most_obedineniya_siniy_vsadnik. Дата обращения: 28 июня 2023.
  11. Синий всадник / под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. — М.,: Изобраз. искусство, 1996. — 192 с.
  12. Шевченко А. В. Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времён и народов.. — М.,: В. Секачёв, 1913. — 26 с. — ISBN 978-5-4481-1187-7.
  13. Шевченко А. В. Принципы кубизма и других современных течений живописи.. — М.,: В. Секачев, 1913. — 26 с. — ISBN 978-5-4481-1187-7.
  14. Бродская Н. В. От импрессионизма до кубизма. — М.,: Медный Всадник, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-93893-492-4.
  15. Жюли Бирман. Пикассо. Графическая биография / под ред. Сиваевой А.. — М.,: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 344 с. — ISBN 978-5-00117-464-6.
  16. Морозова В. Жорж Брак. Лучшие современные художники. — М.,: Комсомольская правда, 2016. — 72 с. — ISBN 978-5-4470-0056-1.
  17. Итальянский футуризм: манифесты и программы 1909-1941 гг. В 2-х т.. — М.,: Гилея, 2020. — 777 с. — ISBN 978-5-87987-122-7.
  18. Марков В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ В. Кучерявкин, Б. Останин. — СПб.: Алетейя, 2000. — 414 с. — ISBN 5-89329-274-X.
  19. Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм: Европа. Россия.. — М.,: Галарт, 2000. — 174 с. — ISBN 5-269-00931-5.
  20. Футуризм-хвалебный гимн индустриальной эпохе и научному прогрессу.. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/futurizm-stil-v-zhivopisi. Дата обращения: 19 июня 2023.
  21. Поляков В. В. Художник Давид Бурлюк. — М.,: СканРус, 2016. — 392 с. — ISBN 978-5-4350-0111-2.
  22. Давид Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста. — СПб.,: Пушкинский Фонд, 1994. — 387 с. — ISBN 5-85767-064-0.
  23. Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи.. — М.,: Владос, 2020. — 208 с. — ISBN 978-5-906992-59-8.
  24. Абстракционизм: перевёрнутаЯ картина как предтеча нового стиля. Very important lot. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/abstrakcionizm-perevyornutaya-kartina-kak-predtecha-novogo-stilya. Дата обращения: 19 июня 2023.
  25. Very important lot https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/luchizm-prostranstvo%2C-pronzyonnoe-luchami-sveta. Лучизм-пространство, пронзённое лучами света. Дата обращения: 19 июня 2023.
  26. Крючкова В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. История живописи. ХХ век. Европа. Америка. Россия, 1906-1920. — М.,: Галарт, 2000. — 176 с. — ISBN 5-269-00991-9.
  27. Каган Ф. И., Белугина Г. К. Художественные тили, направления и течения второго тысячелетия. — Иваново: Ивановский государственный политехнический университет, 2016. — 44 с.
  28. К. Малевич. От кубизма и футуризма к супрематизму. — М.,: Секачёв В. Ю., 1916. — 36 с. — ISBN 978-5-4481-1009-2.
  29. Орлова Е. Казимир Северинович Малевич. — М.,: Рипол классик, 2014. — 37 с. — ISBN 978-5-386-07887-4.
  30. Малевич К. С. Чёрный квадрат / под ред. Качковской Л. Г.. — М.,: АСТ, 2018. — 512 с. — ISBN 978-5-17-109372-3.
  31. Дмитрий Глушков. Неопластицизм. История возникновения абстрактного искусства. https://probauhaus.ru/neoplasticism/. Дата обращения: 20 июня 2023.
  32. Абстрактный экспрессионизм-самый знаменитый американский стиль современной живописи. Very important lot, https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/abstraktnyj-ekspressionizm. Дата обращения: 20 июня 2023.
  33. Эммерлинг Леонард. Поллок / перев. Погосян Е. В. , под ред. Хлебновой Т. И.. — М..: Арт-родник, 2011. — 96 с. — ISBN 978-5-404-00006-1.
  34. Маттецци Франческо, Скарделли Джованни. Марк Ротко. Чудо живописи. Биография великого художника. / перев. Кузьмич Е.. — М.,: Бомбора, 2021. — 128 с. — ISBN 978-5-04-109544-4.
  35. Шаршун С. [file:///E:/BOOKS/Культура/Дадаизм.pdf Дадаизм] / Сост. и коммент. С. Шаргородского. — М.,: Salamandra P.V.V. — 115 с.
  36. Шевлякова И. А. Специфика дадаизма как отражение эстетических и художественных исканий эпохи // Мир науки. Социология, философия, культурология : журнал. — 2021. — Т. 12, № 4. — С. 1—10. — ISSN 2542-0577.
  37. Кро Каролин. Марсель Дюшан / Пер. с англ. О. Гаврикова. — М.,: Ad Marginem, 2016. — 207 с. — ISBN 978-5-91103-294-4.
  38. Ханс Рихтер. Дада - искусство и антиискусство : вклад дадаистов в искусство ХХ века. — М.,: Гилея, 2014. — 356 с. — ISBN 978-5-87987-090-9.
  39. Дада: возвращение авангарда. WLB, https://welovebrands.com.ua/blog/dada-style/. Дата обращения: 28 июня 2023.
  40. Беликова М. А. Pittura metafisica и "новый человек" в немецком искусстве 1920-х годов // Художественная культура. : журнал. — 2020. — № 2. — С. 76—98.
  41. Метафизическая живопись — художественное направление в искусстве ХХ века: что такое метафизическая живопись, история её появления и отличительные черты. Самые известные художники представители метафизической живописи. Very important lot. Дата обращения: 3 июля 2023.
  42. Джоржо де Кирико. Воспоминания о моей жизни / Пер. Н. Тараканова. — М.,: Ad Marginem, 2017. — 368 с. — ISBN 978-5-91103-372-9.
  43. Луков В. А., Луков М. В., Луков А. В. Сюрреализм во французской художественной культуре // Проблемы филологии, культурологи и искусствознания. Знание, понимание, умение. — 2011. — № 3. — С. 173—181.
  44. Рауль Ванейгем. Бесцеремонная история сюрреализма / Переводчик: Лепилова Мария. — М.,: Гилея, 2014. — 188 с. — ISBN 978-5-87987-091-6.
  45. Паке Марсель. Рене Магрит, 1898-1967. Мысль, изображённая на полотне : (альбом) / переводчики: Лосев С. С., Тихонова Н. А.. — Арт-Родник: М.,, 2002. — 96 с. — ISBN 5-88896-098-5.
  46. Лифшиц М. А. Кризис безобразия: от кубизма к поп-арт. — М.,: Москва, 1968. — 200 с.
  47. Сибиряков В. Н. Поп-арт и парадоксы модернизма. — М.,: Изобразительное искусство, 1969. — 113 с.
  48. Клаус Хоннеф. Поп-арт / Пер. Граблёвская Т. А.. — М.,: Арт-родник, 2005. — 96 с. — ISBN 5-9561-0142-3.
  49. Поп-арт — стиль в живописи XX века. Very important lot//https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/pop-art-kich-ili-iskusstvo-kak-33-banki-supa-voshli-v-istoriyu. Дата обращения: 5 июля 2023.
  50. Энди Уорхол. Философия Энди Уорхола / Пер. с англ. Г. Северская. — М.,: Ad Marginem, 2016. — 267 с. — ISBN 978-5-91103-267-8.
  51. Зверева А. С. Место поп-арта в культуре ХХ века // Сумма философии : сборник статей Уральского федерального университета. — 2005. — № 4. — С. 65—67.
  52. Кузьмина М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство. — М.,, 1980. — 450 с.
  53. Хольцхай Магдалена. Виктор Вазарелли. 1906-1997 : чистое видение / Пер. с англ. А. В. Гусевой. — М.,: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0159-8.
  54. Белошейкина В. В. Оптические иллюзии в искусстве и дизайне // Академический вестник УралНИИпроект РААСН : журнал. — 2011. — № 4. — С. 92—95.
  55. Зелинг Ш. Мода: век модельеров. 1900-1999 / Пер. Ю. Бушуева, Г. Яшина. — Кёльн: Könemann, сор, 2000. — 655 с. — ISBN 3-8290-5414-9.
  56. Петро В. О. Акционизм в искусстве ХХ века : монография. — Саратов: Саратовская государственная консерваторияимени Л. В. Собинова, 2019. — 182 с. — ISBN 978-5-94841-409-6.
  57. http://urok-kultury.ru/akcionizm/. Акционизм. - Культура и искусство Уроки культуры. Культура и искусство.. Дата обращения: 6 июля 2023.
  58. Авдеева В. В. [file:///E:/BOOKS/Культура/Живопись%20ХХ%20века.pdf Зарубежное искусство ХХ в.: живопись, видеоарт, перформанс: учебно-методическое пособие]. — Екатеринбург: Уральского университета, 2021. — 72 с. — ISBN 978-5-7996-3180-2.
  59. Роузли Голдберг. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Пер. А. Асланян. Под ред. А. Извекова. — М.,: Аd Мarginem, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-91103-470-2.
  60. Hannah Weitemeier. Yves Klein. — Taschen, 2021. — 96 с. — ISBN 978-3-8365-5313-1.
  61. Марина Абрамович. Пройти сквозь стены / Пер. Ганюшина Е. Редактор Назарова Ю.. — М.,: АСТ, 2020. — 400 с. — ISBN 978-5-17-122035-8.
  62. Радикальное искусство: от Венского акционизма до наших дней — Моноклер. https://monocler.ru/radikalnoe-iskusstvo-aktsionizm/. Дата обращения: 6 июля 2023.
  63. Lailach Michael. Land art. — Köln: Taschen, 2011. — 96 с. — ISBN 978-3-8228-5613-0.
  64. Парфёнова Е. И. Искусство ленд-арт // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей "StudNet" : журнал. — 2020. — № 2. — С. 502—506.
  65. Ефимов А. В. Цвет+форма. Искусство 20-21 веков : живопись, скульптура, инсталляция, лэнд-арт, дигитал-арт : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Архитектура". — М.,: БуксМАрт, 2014. — 614 с. — ISBN 978-5-90619014-7.
  66. Маттанца Алессандра. Стрит-арт. От Бэнкси до Вилса / Пер. Горбатова А. А., Ред. Черкасова Е.. — М.,: АСТ, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-17-116609-0.
  67. Саймон Армстронг. Стрит-арт. — М.,: Ad Marginem, 2019. — 176 с. — ISBN 978-5-91103-489-4.
  68. Стрит-арт — стиль искусства XX века: суть стрит-арта, виды уличного изобразительного искусства, история развития street art. Примеры работ в стиле стрит-арт и известные художники направления. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/street-art. Дата обращения: 9 июля 2023.
  69. Граффити (Graffiti) – Что это такое: история, виды, райтеры. https://crossarea.ru/graffiti/graffiti-chto-jeto-takoe/. Дата обращения: 9 июля 2023.
  70. Баския Жан-Мишель. Basquiat-измы / Пер. Аксёнов М. Г.. — М.,: АСТ, 2023. — 176 с. — ISBN 978-5-17-119727-8.
  71. Юки Ёсиара. Бэнкси. Несущий любовь в полуразрушенный мир / Редактор Потапкина М. О.. — М.,: Бомбора, 2021. — 128 с. — ISBN 978-5-04-113263-7.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!