Футуризм

Материал из «Знание.Вики»

Футури́зм (лат. futurum «будущее») — течение авангардного искусства конца 1910-х — начала 1920-х годов, в поэзии и живописи Италии и России[1].

Течение в литературе, представляющее модернизм, возникло в начале XX века. Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти стал автором этого термина. В 1909 году он издал «Первый манифест футуризма», в котором заявил о том, что новое искусство должно прийти на смену устаревшему и стать спасением для мира. В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни»[2].

Возникновение

Создателем термина и основоположником данного направления является итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само слово символизирует культ будущего и презрение к прошлым и настоящим эпохам. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» он опубликовал «Манифест футуризма», обращённый к молодым итальянским художникам. В этом манифесте Маринетти отмечал:

«Среди нас самые старые — тридцатилетние; у нас есть 10 лет, чтобы исполнить свою миссию, прежде чем новое поколение выбросит нас на свалку…» В манифесте он утверждает «телеграфный стиль»

.

Литературный футуризм отвергает традиционные грамматические нормы, предоставляет поэту свободу в написании, словотворчестве, акцентирует внимание на скорости и ритме. Художники посвящали свои произведения поездам, автомобилям и самолётам, отражая современные технические достижения (например, аэроживопись). Мотоцикл считался более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Маринетти утверждал: «Жар от металла или дерева волнует нас больше, чем слёзы или улыбка женщины», добавляя, что «новое искусство требует насилия и жестокости». Футуристы восхваляли динамику и постоянные изменения, обращая внимание на войны и революции, как на источники обновления для угасшего мира. Футуризм можно воспринимать как синтез идей Ницше и «Манифеста коммунистической партии». Их цель заключалась в замене статичности скульптур, картин и портретов движением. Фотоаппарат и кинокамера должны были стать превосходящими по сравнению с живописью и человеческим восприятием[3][4].

Русский футуризм

Одна из характерных черт русского футуризма заключается в его прочной, почти неизменной связи с неопримитивистской, а иногда и экспрессионистской эстетикой. Именно эта связь придавала русскому футуризму странные и неприемлемые для итальянских футуристов «архаические» оттенки. Корни русского футуризма в неопримитивизме могут также объяснять его нефутуристическое свойство, проявляющееся в настороженном, а иногда даже враждебном отношении к новой машинной реальности. Русские футуристы стремились создать естественный образ нового культурного явления, основываясь на принципах живого организма, а не машины. Итальянская концепция сверхприродной, сверхчеловеческой культуры осталась инородной для будетлян.

В русской живописи футуризм никогда не был единственным представителем авангарда и не занимал ведущих позиций. Он оставил лишь краткий след в искусстве с 1912 по 1914 годы. В этот период созданы главные футуристические произведения, такие как «Точильщик» Казимира Малевича (1912—1913), «Велосипедист» (1913) и «Электрическая лампа» (1913) Натальи Гончаровой, а также «Прогулка. Венера на бульваре» Ларионова (1913). Также стоит отметить работы Ольги Владимировны Розановой, включая «Фабрика и мост» (1913) и «Пожар в городе» (1913), а также «Итальянский натюрморт» Любови Сергеевны Поповой (1914) и «Аллегорическое изображение войны 1812 года» Аристарха Васильевича Лентулова (1912), а также «Поворот автомобиля» Михаила Васильевича Ле-Дантю (1913—1914)[5].

Основные течения и группы футуризма в России

Кубофутуризм

Кубофутуризмом называется кратковременное направление в русской авангардной живописи, существовавшее примерно с 1911 по 1915 годы. Это движение во многом опиралось на открытия французских кубистов и итальянских футуристов.

Работы кубофутуристов отличались сложными композициями, состоящими из различных геометрических форм, в которых прослеживалось стремление передать дух движения и постоянные изменения, переход от естественных ритмов к механическим ритмам индустриального мира. Художники работали над «изобретением» нового художественного языка, что сближало их с поэтами из группы «Гилея», такими как Алексей Кручёных, Велимир Хлебников, Елена Гуро и Владимир Маяковский. Примечательной особенностью русской версии этого течения было стремление к алогизму, уходящее корнями в неопримитивизм. «Логика абсурда» нашла своё отражение в западных искусствах, а в России ей стало сопутствовать название «заумный реализм»[6].

Эгофутуристы

Эгофутуризм — русское литературное течение 1910-х годов, развившееся в рамках футуризма. Для эгофутуризма характерны:

  • культивирование рафинированности ощущений;
  • использование новых иноязычных слов;
  • показное себялюбие.

Литературное движение, которое основал в 1909 году знаменитый его представитель Игорь Северянин, привлекло внимание нескольких поэтов из Петербурга. В 1911 году они учредили кружок под названием «Ego». Затем Северянин выпустил брошюру «Пролог (Эгофутуризм)», которую разослал во все газеты. В этом произведении он попытался разъяснить суть эгофутуризма. Литературное течение быстро обрело популярность и успех. Среди его представителей в тот период были Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин и Иван Лукаш. Основав общество, эти поэты утверждали, что эгофутуризм является новым направлением в современной литературе, которое должно кардинально отличаться от всех предыдущих течений[7].

«Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение «Мезонин поэзии» было основано в 1913 году московскими эгофутуристами. В его состав вошли такие личности, как Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалев), Сергей Третьяков, Константин Большаков и несколько других молодых поэтов.

Основным идейным вдохновителем и самым активным участником этой группы стал Вадим Шершеневич. Он проявил себя как талантливый организатор, эффективный издатель, искусный редактор и проницательный критик, а также способный поэт. Тем не менее, он так и не смог обнаружить свое собственное поэтическое «я»[8].

Группа «Центрифуга»

Обзор поэтических направлений Серебряного века не будет полным без упоминания московской футуристической группы «Центрифуга», созданной в январе 1914 года из ряда поэтов левого крыла, ранее сотрудничавших с издательством «Лирика».

Ключевые фигуры вновь образованной группы — Сергей Бобров, Борис Пастернак и Николай Асеев — были знакомы друг с другом задолго до её формирования. Сергей Бобров, поэт, художник и литературовед, на тот момент был, вероятно, наиболее значительной личностью среди них. Его реферат «Русский пуризм» вызвал значительный интерес и обсуждение, так как в нём он отстаивал идеи пуризма как реакцию на усложнение общественной жизни[9].

Литература

  • К проекту футуристического театра в Москве // Театр в карикатурах. 1913. № 1;
  • Лучисты и будущники // Манифесты и программы русских футуристов. Под ред. В.Маркова. Мюнхен, 1967.;Источник: Энциклопедия русского авангарда

Примечания

  1. Обухова Г.Г. Футуризм// Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М.,: Советский художник, 1961. — С. 179. — 190.
  2. Футуризм. Культура.РФ. Дата обращения: 19 октября 2024.
  3. Футуризм как литературное течение. Литература в школе. Дата обращения: 19 октября 2024.
  4. Бобринская Е. А. Футуризм. — М.,: Галарт, 2000. — 192 с. — ISBN ISBN 5-269-00931-5.
  5. Футуризм. Энциклопедия русского авангарда. Дата обращения: 19 октября 2024.
  6. Пухачёв С. Кубофутуризм // Введенская сторона : журнал. — 2011. — 9 марта.
  7. Игорь Северянин Кто такие эгофутуристы?. levelvan.ru. Дата обращения: 19 октября 2024.
  8. Мезонин поэзии. Слова. Дата обращения: 19 октября 2024.
  9. Поэтическое объединение «Центрифуга». Поэты Серебряного Века. Дата обращения: 19 октября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!