Маяковский, Владимир Владимирович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Маяковский
Студийная фотография 1 января 1920 года
Студийная фотография 1 января 1920 года
Имя при рождении Владимир Владимирович Маяковский
Дата рождения 7 (19) июля 1893(1893-07-19)
Место рождения Багдати,
Кутаисская губерния,
Российская империя
Дата смерти 17 апреля 1930(1930-04-17) (36 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя
 Российская республика
Флаг РСФСР (1918-1954) РСФСР
 СССР
Род деятельности поэт, публицист, драматург, актёр, режиссёр, сценарист
Годы творчества 19121930
Направление кубофутуризм
русский футуризм
Жанр стихотворение, поэма, агитпроп, пьеса
Язык произведений русский
Премии Премия Ленинского комсомола — 1968
Награды Нагрудная серебряная медаль «За усердие» — 1917
Автограф Автограф
Произведения на сайте Lib.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Владимир Владимирович Маяковский (7 (19) июля 1893, Багдади, Кутаисская губерния — 17 апреля 1930 года, Москва) — русский советский поэт, футурист, драматург, киносценарист, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ». Признанный классик советской литературы[1].

Биография

Владимир Маяковский родился 7 июля 1893 года в Грузии, в селе Багдади[2]. Здесь его отец, обедневший дворянин Владимир Константинович Маяковский[3], служил лесничим. Род Маяковских происходил от запорожских казаков, прадед отца поэта был полковым есаулом Черноморских войск, что дало ему право получить звание дворянина[4] Позже семья переезжает в Кутаиси, где отец семейства также будет работать в местном лесничестве. У Владимира были две старшие сестры Людмила и Ольга, два брата, Константин и Александр, умерли в младенчестве. В Кутаиси будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования у единственного кутаисского художника Сергея Краснухи. Как и его родители, свободно владел грузинским языком. В поэме 1924 года «Владикавказ — Тифлис» он называет себя грузином. Ещё ребёнком участвовал в революционных митингах.

В феврале 1906 года умер его отец от заражения крови, укололся иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт тщательно следил за своей гигиеной, он начал страдать бактерофобией[5][6]. После смерти отца семья оказалась в очень тяжелом материальном положении. Распродав всё, что можно было, семья подалась в Москву.

Семья Маяковских, Кутаиси, 1905 год

В Москве будущего поэта приняли в четвёртый класс 5-й классической гимназии (позже московская школа № 19 на Поварской улице, здание ныне не сохранилось). Семья жила в бедности, и в марте 1908 года из-за неуплаты за обучение Маяковский был отчислен из 5-го класса[7].

Во время учёбы в московской гимназии Маяковский написал своё первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и напечатал его в нелегальном школьном журнале.

В Москве юный Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой. В 1908 году вступает РСДРП, становится пропагандистом партии.

В 1909—1910 годах его несколько раз арестовывали, из-за бунтарского характера в Бутырской тюрьме провёл 11 месяцев в одиночной камере. Находясь в тюрьме, Маяковской снова начал писать, но сам был недоволен написанным и вроде был благодарен надзирателям, что при выходе отобрали тетрадку. Несмотря на такое критическое отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего поэтического творчества.

После освобождения из тюрьмы в 1910 году Маяковский выходит из партии.

В 1911 году под влиянием художницы Евгении Ланг Маяковский решает заняться живописью.

В этом же году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, единственное учебное заведение, где не спрашивали бумажку о благонадёжности. Здесь он познакомился с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея». Позже произошло знакомство с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. От стихов Маяковского его товарищи были в восторге. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному духу».

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в подвале «Бродячая собака»[8].

В 1913 году вышел первый сборник стихов поэта из четырёх стихотворений, он был написан от руки, размножен литографическим способом в триста экземпляров. В сборник стихов 1916 года «Простое как мычание» эти стихи вошли первым разделом. Также его стихи появлялись в футуристических сборниках.

В. Маяковского интересовала не только поэзия и живопись. В 1913 году он поставил на сцене театра собственную трагедию «Владимир Маяковский» и сам же сыграл в ней.

Маяковский. Казань, 1914 г.

В годы Первой мировой войны Маяковский состоял в авангардной группе «Сегодняшний лубок». Его участники — Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие — рисовали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

Маяковский хотел записаться добровольцем на фронт, однако его не взяли, посчитав неблагонадёжным. Тогда Маяковский написал стихотворение «Вам!», ставшее позже песней. В январе 1914 года участвовал в Первой олимпиаде русского футуризма в Крыму. Вскоре Маяковского и Бурлюка исключили из училища за публичные выступления.

29 марта 1914 года Маяковский в составе «знаменитых московских футуристов» с гастролями прибыл в Баку. Маяковский читал доклад о футуризме, подкрепляя его своими стихами[9].

В 1914—1915 годы поэт работал над поэмой «Облако в штанах».

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил как «радостнейшую дату». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой поэта, ей он посвящал все свои произведения, даже те, что были написаны до встречи с ней.

В 1915—1917 годах Маяковский по протекции М. Горького проходил службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам не разрешали печататься, тогда Осип Брик выкупил по 50 копеек за страницу поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» и напечатал. К этому времени относится и его антивоенная лирика — «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир».

В 1917 году выходит сборник «Поэтохроника».

В 1918 году Маяковский снимается в трёх фильмах по собственным сценариям. В фильме «Закованная фильмой» в главных ролях снялись сам Маяковский и Лиля Брик.

В этом же году, приуроченная к годовщине революции, в Театре музыкальной драмы В. Мейерхольда была поставлена пьесе «Мистерия-буфф», декорации в стиле авангард были подготовлены Казимиром Малевичем.

В марте 1919 года Маяковский переезжает в Москву и начинает сотрудничать как художник и поэт в РОСТА (1919—1921), оформил агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

В этом же году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919». Выступал в газете «Искусство коммуны», пропагандировал мировую революцию. Эта же тема отражена в поэме «150 000 000»[10].

В 1918 году Маяковский организовал «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство «МАФ» («Московская ассоциация футуристов»). В 1923 году организовал группу «ЛЕФ», толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). В нём печатались произведения Асеева, Пастернака, Осипа Брик, Шкловского и многих других.

В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924).

В 1922—1924 годы поэт совершил несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия, написал очерки о впечатлениях от Европы. В 1925 году состоялось его путешествие по Америке, он посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в городах США. По следам этих поездок были написаны стихи (сборник «Испания. -Гавана. -Мексика. -Америка») и очерк «Моё открытие Америки».

В 1925—1928 годах поэт много ездил по стране, выступая перед самой разной аудиторией. В феврале 1926 года Маяковский побывал в Баку, где выступал перед рабочими-нефтяниками. К этому времени относятся стихотворения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926), «По городам Союза» (1927)[9].

В 1927 году восстановил издание журнала «ЛЕФ» уже под названием «Новый ЛЕФ», но уже через год, разочаровавшись, ушёл из организации и журнала.

В ноябре 1928 года вышли в свет I и II том собрания сочинений.

В 1928—1929 годы Маяковский написал сатирические пьесы «Баня» и «Клоп». Обе пьесы были поставлены в театре В. Мейерхольда и вызвали ажиотаж среди публики. Одни увидели в пьесах сатиру на бюрократию, другие — критику советского строя. «Баня» была поставлена всего лишь несколько раз, а потом была запрещена. В следующий раз пьеса была поставлена только в 1953 году.

В 1930 году ему впервые не разрешили выезд за границу, его творчество подвергалось критике со стороны приближённых к власти критиков. Они называли поэта лишь «попутчиком», а не «пролетарским поэтом», каким он себя видел. Когда Маяковский решил провести выставку, посвящённую 20-летию его творчества, никто из представителей литературных организаций не пришёл, хотя зал для гостей был переполнен. Официальных поздравлений с двадцатилетием творческой деятельности тоже не было.

Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре состоялось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, но поэт до этого дня не дожил.

Личная жизнь

В течение многих лет, начиная с 1915 года и практически до конца жизни у Маяковского были отношения с Лилей Брик. Почти все свои произведения он посвятил ей. Супруги Брик были далёкие от литературы люди, занимались небольшим бизнесом[11]. Маяковский начал бывать у них дома, читал свои ещё не опубликованные сочинения, познакомил их со своими друзьями- футуристами. Квартира Бриков становится богемным салоном, который посещали не только футуристы, но и Горький, В. Шкловский, Р. Якобсон и другие известные на то время люди. В поэмах «Флейта-позвоночник» (1915), «Человек» (1916), «Лиличка. Вместо письма» (1916) нашли отражения их бурные взаимоотношения.

С лета 1918 года Маяковский и Брики начали жить вместе[11].

После смерти поэта весь его архив отошёл Брикам. Лиля Брик пыталась создать мемориальную книгу о поэте, но повсюду ей ставили бюрократические препоны, тогда она обратилась лично к Сталину. После того как Сталин наложил резолюцию на письмо, назвав Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи», только тогда завертелись колёса бюрократической машины. Маяковского начали издавать огромными тиражами, его именем назвали улицы и площади страны.

Несмотря на тесные отношения с Лилей Брик, Маяковский имел связи и с другими женщинами.

С художницей Лилей Лавинской поэт близко познакомился в 1920 году, когда он работал в «Окнах РОСТА». От этих отношений у Маяковского родился сын Глеб-Никита, будущий советский скульптор Глеб-Никита Лавинский (1921—1986)[11].

В 1926 году в Нью-Йорке русская эмигрантка Элли Джонс (Елизавета Зиберт) родила поэту дочь Элен-Патрисию (Елена Владимировна Маяковская) (1926—2016)[12].

Последней возлюбленной была молодая актриса МХАТа Вероника Полонская. У них были сложные отношения. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены ревности, требовал, чтобы она ушла от мужа и поселилась с ним, то успокаивался. После одного из таких объяснений Маяковский покончил с собой. Он оставил предсмертное письмо, в котором просил «товарища правительство»: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

Три дня нескончаемым потоком шли люди к Дому писателя попрощаться с поэтом. Десятки тысяч людей провожали железный гроб с телом поэта к Донскому кладбищу. Поэт был кремирован, а мозг был изъят для исследований Институтом мозга. Вначале прах находился в колумбарии Нового Донского кладбища. Только 22 мая 1952 года после настойчивых усилий Лили Брик и старшей сестры Людмилы прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище[13].

Примечания

  1. История русской литературы XX века (20-90-е годы) / Отв. ред. С. И. Кормилов. — М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. — С. 8. — 477 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-04125950-1. — ISBN 5-89042-036-4. Архивная копия от 13 июня 2021 на Wayback Machine
  2. До 1940 название села на русском языке писалось как «Багдади», в 1930−1990 (с 1961 — посёлок, с 1971 — город) — Маяковский.
  3. Владимир Владимирович Маяковский. Дата обращения: 18 марта 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
  4. Биография Владимира Маяковского. Дата обращения: 18 марта 2021. Архивировано 22 июня 2021 года.
  5. Lib.ru/Классика: Маяковский Владимир Владимирович. Я сам. az.lib.ru. Дата обращения: 28 ноября 2019. Архивировано 25 ноября 2019 года.
  6. Людмила Маяковская. О Владимире Маяковском. Из воспоминаний сестры. — М.: Детская литература, 1962. — С. 103.
  7. Валерий Краснов. Краснов В. Г Жуков. Маршал Великой империи. — ОЛМА Медиа Групп, 2005. — 850 с. — ISBN 978-5-224-04783-3. Архивная копия от 14 апреля 2022 на Wayback Machine
  8. Шерих Д. Ю. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда // К 290-летию Санкт-Петербурга. — СПб.: Петербург — XXI век. — 224 с. — ISBN 5-85490-036-X
  9. 9,0 9,1 Н. Агаев. Владимир Маяковский всю жизнь воспевал «нефтяную столицу мира» // Азербайджанские известия : газета. — 24 июля 2013. — № 131.
  10. Литературная энциклопедия : в 11 т. — [М.], 1929—1939.
  11. 11,0 11,1 11,2 Владимир Маяковский. Третий лишний — Скоро в эфире — Первый канал. Дата обращения: 21 марта 2015. Архивировано 22 июля 2013 года.
  12. Анастасия Орлянская. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» — OpenSpace.ru. os.colta.ru. Дата обращения: 28 ноября 2019. Архивировано 2 апреля 2019 года.
  13. Новодевичье кладбище - Московский справочник ритуальных услуг. Ритуальные услуги в Москве.. www.mos-ritual.ru. Дата обращения: 28 ноября 2019. Архивировано 10 апреля 2018 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!