Бабель, Исаак Эммануилович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Исаак Эммануилович Бабель
Исаак Эммануилович Бабель
Исаак Эммануилович Бабель
Имя при рождении Исаак Маньевич Бобель
Род деятельности прозаик, переводчик, драматург, сценарист, журналист, военный корреспондент, редактор
Годы творчества 1921—1939
Жанр проза, рассказ, очерк, пьеса
Язык произведений русский

Исаа́к Эммануи́лович Ба́бель (первоначальная фамилия Бо́бель; 30 июня (13 июля) 1894, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя — 27 января 1940, Москва, РСФСР, СССР) — русский советский писатель, переводчик, сценарист, драматург, журналист и военный корреспондент. Автор сборников рассказов и новелл «Конармия» и «Одесские рассказы»[1].

Биография

Исаак Бабель родился 13 июля 1894 года в Одессе. Отец, Эммануил Бабель, был торговцем, мать — Фейги Бабель. Первоначальное образование Исаак получал дома. В 1904 году поступил в Николаевское коммерческое училище им. С. Ю. Витте, но уже в 1905 году семья вернулась в Одессу. Иссак был зачислен в Одесское коммерческое училище имени Николая I. Мальчик занимался музыкой. По настоянию отца брал уроки скрипки у Петра Столярского. Также молодой человек увлекался французской литературой, изучал древнееврейский язык. Первые свои произведения Бабель написал на французском языке, но они не сохранились. Исаак активно участвовал в любительских спектаклях и создавал пьесы. После окончания обучения переехал в Киев и поступил в Коммерческий институт. В студенческие годы будущий писатель активно интересоваться историей и продолжил изучение иностранных языков: немецкий, английский и французский.

Одесса, где прошли его детство и юность, послужила источником вдохновения для цикла «Одесские рассказы». Главными героями были кучеры, грузчики, грабители и воры. Литературный дебют Исаака Бабеля состоялся в 1913 году в киевском журнале «Огни» с публикацией рассказа «Старый Шлойме»[2].

В 1916 году Бабель переехал в Петроград и поступил в Петроградский психоневрологический институт, параллельно с учёбой начал активно писать и издавать свои произведения. Его рассказы «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла» были опубликованы в журнале «Летопись» и вызвали интерес как у читателей, так и у правоохранительных органов, которые хотели привлечь его к ответственности за сомнительное содержание произведений. Однако Февральская революция спасла его от суда, который был назначен на март 1917 года. В течение следующих 7 лет Бабель путешествовал по стране меняя профессии. Исаак Эммануилович работал корреспондентом в газете «Красный кавалерист», отправился воевать на фронт во время Первой мировой войны, участвовал в продовольственных экспедициях, писал статьи для газет в Тбилиси и Петрограде.

В годы Гражданской войны он отправился в Ростов-на-Дону (1920), где вступил в первую конную армию под командованием Семена Будённого. Бабель участвовал в боевых действиях и вёл дневник, который послужил основой для цикла рассказов под названием «Конармия». По замыслу Исаака Бабеля, в конармейском цикле рассказов предполагалось опубликовать 50 рассказов, но с 1923 по 1937 год он написал 37. Будённый был недоволен содержанием этих рассказов и требовал защиты от клеветы, которую, по его мнению, использовал Бабель, описывая людей с классовой ненавистью. Однако Максим Горький заступался за Бабеля, отмечая, что его описание бойцов первой конной армии было более живым, чем описание казаков Николаем Гоголем[3].

В 1920-х годах Исаак Бабель сотрудничал с газетой «Маяк», где редактурой материалов занимался Константин Паустовский. Он рассказывал, что побаивался давать на проверку своё произведение: отдав свой текст однажды, Бабель отозвался о рассказе Паустовского довольно сдержанно, а многочисленные фрагменты были названы «рахат-лукумом». «Я проверяю свежесть и точность всех образов, сравнений, метафор… Сравнение, например, должно быть точным, как логарифмическая линейка, и естественным, как запах укропа»[4].

В середине 1930-х годов Исаак Бабель частично приостановил писательскую деятельность, уделяя больше времени сбору материалов для будущих произведений и практически не публикуясь. В это время он уехжает во Францию, потом в Бельгию. Одним из важных произведений этого периода стала пьеса под названием «Мария». В 1936 году была опубликована его последняя сборка новелл. Также в этом же году был выпущен рассказ под названием «Ди Грассо». Бабель также объявил о завершении работы над пьесой о Григории Котовском и сценарием «Старая площадь», но ни одно из этих произведений не было опубликовано при жизни автора[5].

15 мая 1939 года Исаака Бабеля задержали на его загородном участке в Переделкино по подозрению в связях с троцкистами, и обвинению в террористической деятельности и шпионаже в интересах французских и австрийских спецслужб. Во время ареста у него были изъяты несколько папок с литературными произведениями, которые так и не были найдены. Под угрозой наказания Бабель был вынужден признать себя виновным, однако на суде отказался подтвердить свои показания. Исаака Эммануиловича Бабеля расстреляли 27 января 1940 года. Его тело было кремировано в Донском монастыре, местонахождение праха — неизвестно. Реабилитирован посмертно в 1954 году[2].

«Конармия»

Исаак Бабель писал цикл рассказов, будучи командированным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» осенью 1920 года. Во время сопровождения армии Бабель вёл дневники и заметки для некоторых будущих рассказов, но некоторые из них были безвозвратно утеряны. Цикл рассказов выходит с 1923 по 1924 годы в нескольких литературных газетах газетах: «Известия», «Леф» и «Красная новь». Через два года издаётся полноценная книга, которую он дополнял. В цикле последними были написаны рассказы «Аргамак» и «Поцелуй»[6].

«Конармия» это описание реальных событий, которые наблюдал Исаак Бабель, но тем не менее они не соответствуют исторической объективности. Есть в ней фактические неточности, например, сдвиги во времени, погрешности в географии, потому что автор писал по памяти. Главной задачей его произведение была попытка разобраться в людях, которых он видел и слушал, какое они несут будущее, какой личный опыт они имеют, переживая войну[7].

Стиль «Конармии» производит впечатление эклектичности, смешанности, поскольку в рассказах описываются события, которые происходят во время революции и гражданской войны. Бабель перерабатывал книгу несколько раз, последнее прижизненное издание вышло в 1933 года. После расстрела в 1940 году его произведения оказались под запретом и только после 1955 года переиздания возобновились. «Конармия» была переведена на 20 языков[6].

Максим Горький, Владимир Маяковский, Александр Воронский (главный редактор «Красной нови») высоко оценили произведения и поддерживали Исаака Бабеля. Один из руководителей Всероссийской ассоциации пролетарских писателей Г. Лелевич в журнале «На посту» писал, что в бабелевских рассказах имеются «все признаки огромного таланта и мастерства: изумительный лаконизм, умение немногими словами дать законченный, навсегда врезывающийся в память образ, яркая оригинальность, полное неразрывное соответствие между содержанием и формой, несравненный, красочный, сочный, выразительный народный язык...». Тем не менее такая поддержка не спасла Бабеля от преследований, командиры 1-й Конной Будённый и Ворошилов были оскорблены. Скандал сошёл на нет к 1928, когда он вновь разгорелся после книги[7].

Семья

Отец писателя умер в 1924 году, после этого мать Бабеля и его сестра Мария с мужем эмигрировали, жили в Бельгии.

Память

Памятник Исааку Бабелю (Одесса)
  • В 1968 году группа альпинистов-одесситов покорила на Памире безымянный пик высотой 6007 метров и назвала его Пиком Бабеля. Название было утверждено два года спустя.
  • В 1989 году одна из улиц Молдаванки была названа в честь Бабеля.
  • Торжественное открытие памятника писателю состоялось 4 сентября 2011 года. Автор памятника народный художник РФ Георгий Франгулян. Монумент установлен на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где он когда-то жил. Скульптурная композиция представляет собой фигуру писателя, сидящего на ступенях, и катящееся колесо, на котором начертано «Исаак Бабель». Территория вокруг памятника выложена традиционной одесской брусчаткой. Памятник был сооружен по инициативе Всемирного клуба одесситов на средства спонсоров со всего мира.
  • На улице Ришельевской, 17 в Одессе, где жил писатель, установлена мемориальная доска. Дом был построен по проекту Самуила Гальперсона в начале XX века, является памятником архитектуры. Квартира семьи Бабеля находилась на четвертом этаже, балкон выходил на улицу Ришельевскую. Владелец квартиры, отец писателя Эммануил Бабель, был предпринимателем. В 2015 году были завершены работы по капитальной реконструкции здания. Дворик украшен изображениями достопримечательностей Одессы и сюжетов из ее истории.
  • В честь Исаака Эммануиловича Бабеля назван астероид (5808) Бабель, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 27 августа 1987 года[8].

Сочинения

  • Исаак Бабель. Любка Козак. — М.: Огонек, 1925.
  • .Исаак Бабель. Рассказы. — М.: Огонёк, 1925. — 32 с.
  • Исаак Бабель. Рассказы. — М.—Л., ГИЗ, 1925. — 112 с.
  • Исаак Бабель. Беня Крик. — М.: Круг, 1926.
  • Исаак Бабель. Либретто кинофильма «Беня Крик». — Вироб Одеської фабрики ВУФКУ 1926 року. Киев, 1926. — 8 с. — 5000 экз.
  • Исаак Бабель. Блуждающие звезды. — М.: Кинопечать, 1926.
  • Исаак Бабель. История моей голубятни. — М., Л., ЗИФ, 1926. — 80 с.
  • Исаак Бабель. Конармия. — М.—Л., ГИЗ, 1926.
  • Исаак Бабель. Рассказы. — М.—Л., ГИЗ, 1926.
  • Исаак Бабель. История моей голубятни. — Париж, 1927.
  • Исаак Бабель. История моей голубятни. — М.—Л., ЗИФ, 1927.
  • Исаак Бабель. Конармия. — М.—Л., ГИЗ, 1927.
  • Исаак Бабель. Конармия. — М., ФОСП, 1927.
  • Исаак бабель. Конец св. Ипатия. — М.—Л., ЗИФ, 1927.
  • Исаак Бабель. Рассказы. — М.—Л., ГИЗ, 1927. — 64 с.
  • Исаак бабель. Рассказы. — М.—Л., ГИЗ, 1927. — 128 с.
  • Исаак Бабель. Закат. — М., «Круг», 1928. — 96 с. — 5 000 экз.
  • Исаак Бабель. Конармия. — М.Л.: ГИЗ, 1928.
  • Исаак Бабель. История моей голубятни. — М., ГИЗ, 1930.
  • Исаак Бабель. Конармия. — М.—Л., ГИЗ, 1930.
  • Исаак Бабель. Одесские рассказы. — М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931. — 144 с. — 10 000 экз.
  • Исаак Бабель. Конармия. — М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931.
  • Исаак Бабель. Рассказы. — М., Федерация, 1932.
  • Исаак бабель. Конармия. — М., ГИХЛ, 1933.
  • Исаак бабель. Рассказы. — М., Гослитиздат, 1934.
  • Исаак Бабель. Мария. — М., Гослитиздат, 1935. — 66 с. — 3 000 экз.
  • Исаак Бабель. Рассказы. — М., Гослитиздат, 1935.
  • Исаак Бабель. Избранные рассказы. — М.: Библиотека «Огонёк», 1936, 2008. — 40 с. — 40 000 экз.
  • Исаак Бабель. Рассказы. — М., Гослитиздат,, 1936.
  • Исаак Бабель. Избранное / Предисл. И. Эренбурга. — М., Гослитиздат,, 1957.
  • Исаак Бабель. Избранное / Вступ. ст. Л. Поляк. — М.: Художественная литература, 1966.
  • Исаак Бабель. Избранное / Предисл. И. Эренбурга, составление и подг. Г. Мунблита, худ. Г. Ефремова . — Кемерово, 1966.
  • Исаак Бабель. Конармия. Избранные произведения / Послесл. В. Звиняцковского, Илл. Г. Гармидера.. — Киев, Дніпро, 1989. — 350 с.
  • Исаак Бабель. Пробуждение: Очерки. Рассказы. Киноповесть. Пьеса / Сост., подг. текстов, вступ. статья, примеч., хронологич. указатель У. М. Спектора. — Тбилиси: Мерани, 1989. — 432 с.
  • Исаак Бабель. Избранное / Сост., предисл. и коммент. В. Я. Вакуленко. — Фрунзе: Адабият, 1990. — 672 с.
  • Исаак Бабель. Рассказы разных лет. Воспоминания, портреты, статьи. — М.: Правда (Библиотека журнала «Знамя»), 1990. — 480 с. — 400 000 экз.
  • Исаак Бабель. Сочинения: В 2 т. / сост. А. Пирожкова, вступ. ст. Г. Белой, прим. С. Поварцова. — М.: ИХЛ, 1990.
  • Исаак Бабель. Одесские рассказы. — Одесса: Добровольное общество любителей книги, 1991. — 221 с. — 20 000 экз.
  • Исаак Бабель. Сочинения в двух томах. — М., Терра, 1996. — 15 000 экз.
  • Исаак Бабель. Дневник 1920 (конармейский). — М.: МИК, 2000.
  • Исаак Бабель. Конармия. — Москва: Детская литература, 2001.
  • Исаак Бабель. Собрание сочинений: В 2 т. — М., 2002.
  • Исаак Бабель. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост., прим., вступ. ст. И. Н. Сухих. — М.: Время, 2006.
  • Исаак Бабель. Собрание сочинений: В 3 т. / Сост., прим. вступ. ст. И. Н. Сухих. — СПб.: Азбука, 2012. — 2000 экз.
  • Исаак Бабель. Рассказы / Сост., подг. текстов, послесловие, коммент. Е. И. Погорельской. — СПб.: Вита Нова, 2014. — 1000 экз.
  • Исаак Бабель. Письма другу: Из архива И. Л. Лившица / Сост., подг. текстов и коммент. Е. Погорельская. — М.: Три квадрата, 2007. — 3000 экз.
  • Исаак Бабель. Конармия / Издание подготовила Е. И. Погорельская. Отв. редактор Н. В. Корниенко.. — М.: Наука, 2018. — 470 с. — (Литературные памятники).

Экранизация и киновоплощение

Название Год Режиссёр В главной роли Примечания
«Беня Крик» / «Карьера Бени Крика» 1926 Владимир Вильнер Юрий Шумский немой фильм
«Биндюжник и король» 1989 Владимир Алеников Максим Леонидов
«Искусство жить в Одессе» 1989 Георгий Юнгвальд-Хилькевич Сергей Колтаков
«Закат» 1990 Александр Зельдович Виктор Гвоздицкий
«Жизнь и приключения Мишки Япончика» 2011 Сергей Гинзбург Евгений Ткачук

По сценарию Исаака Бабеля снят документальный фильм 1935 года «Одесса», он же читает в нём закадровый текст.

В сериале «Утёсов. Песня длиною в жизнь» роль писателя сыграл актёр Аркадий Гарцман[9].

Примечания


  1. Погорельская Е. И. Бабель Исаак Эммануилович. Большая российская энциклопедия (18 декабря 2023). Дата обращения: 20 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Биография Исаака Бабеля. РИА Новости (12 июля 2019). Дата обращения: 20 марта 2024.
  3. Исаак Эммануилович Бабель. Биограф. Дата обращения: 20 марта 2024.
  4. Алёна Дроздова. Исаак Эммануилович Бабель: Как не умертвить текст. Журналист (17 февраля 2019). Дата обращения: 22 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 Суровцева, Е. В. И. Э. Бабель и его письма властям. Издательство «Молодой учёный». Дата обращения: 20 марта 2024.
  6. 6,0 6,1 Елена Макеенко. «Конармия». Полка. Дата обращения: 22 июня 2024.
  7. 7,0 7,1 Вайскопф М. Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле. — М.: Книжники, 2017.
  8. Исаак Эммануилович Бабель. Открытый список. Дата обращения: 19 июня 2024.
  9. Исаак Бабель. Кинопоиск. Дата обращения: 19 июня 2024.