Вечная Россия (картина)

Материал из «Знание.Вики»
Илья Глазунов
Вечная Россия. 1988
Холст, Масло. 298 × 598,5 см
Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, Москва

«Ве́чная Росси́я» («Сто веко́в») — картина Ильи Глазунова. Написана к 1988 году и посвящённая тысячелетию Крещения Руси[1]. Отражает русскую историю, выраженную с многочисленных персоналиях и объектах историко-культурного наследия. В настоящее время находится в Московской государственной картинной галерее Ильи Глазунова[2].

Создание картины

Илья Глазунов

В 1988 году Илья Глазунов заканчивает картину «Сто веков», позднее переименованную в «Вечную Россию». Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси[1]. Картина отразила весь жизненный опыт художника, его многолетние раздумья о судьбе России[3].

История России — это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения. Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее...Илья Глазунов

Москва, улица Волхонка. Картинная галерея Ильи Глазунова.

Объединив в нескончаемом крестном ходе тысячи лиц, художник показал лицо своего народа. И среди множества властителей и полководцев, художников и композиторов, писателей и учёных, а также неоднозначных исторических личностей вроде Пугачёва или Троцкого, главное место занимают православные святые[4].

Картина находится в музее, созданном при поддержке столичного правительства[5]: Московской государственной картинной галерее Ильи Глазунова[2]. Вместе с картинами «Великий эксперимент» и «Мистерия XX века» входит в триптих, отражающий мнение автора об истории России, о большевиках и всем, что с этим связано[6].

Описание картины

В центральной части композиции — исторический путь России: от принятия христианства до начала XX века. Своеобразный крестный ход возглавляют реальными историческими личности, причисленные к лику святых. В их числе Сергий Радонежский, князь Владимир, патриарх Гермоген, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский. Рядом с ними — выдающиеся государственные деятели, полководцы, учёные, писатели и художники, прославившие страну в разные времена, — в целом около 300 исторических лиц. Левая часть — монгольский и домонгольский период. Правая часть — этапы революционного процесса, происходившего в Советской России.

Представленные на картине исторические фигуры и памятники можно распределить по следующим группам:

1. Деятели церкви, митрополиты, патриархи (святой апостол Андрей Первозванный, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, Аввакум, патриархи Тихон и Фотий, Ксения Блаженная и др.).

2. Русские князья (Игорь, Святослав, Олег, Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, княгиня Ольга и др.).

3. Российские цари, императоры и правители более позднего времени (Иван Грозный, Иван III, Михаил Федорович, Пётр I, Павел I, Николай II, Александр III, Троцкий и др.).

4. Полководцы, адмиралы, генералы, маршалы (Суворов, Александр Невский, Кутузов, Нахимов, Ушаков, Богдан Хмельницкий, Скобелев, Жуков, Багратион и др.).

5. Сражения и войны (триумф Золотой Орды, Куликовская битва, поединок Пересвета, Полтава, Бородино, Рейхстаг и т. д.).

6. Выдающие учёные (Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Пирогов, Ключевский и др.).

7. Русские философы (Бердяев, Соловьёв, Леонтьев).

8. Поэты и писатели (Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь, Толстой, Державин, Жуковский, Карамзин, Бунин, Блок, Маяковский, Грибоедов, Чехов, Есенин, Тургенев, Тютчев и многие другие).

9. Художники (Суриков, Васнецов, Крамской, Левитан, Нестеров, Репин и др.).

10. Русские театральные деятели, актёры (Волков, Станиславский, Ермолова).

11 Композиторы (Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов).

12. Сподвижники, меценаты (Третьяков, Дягилев).

13. Иконы (Троица А. Рублёва, Успенье Божьей Матери, Георгий Победоносец, Владимирская Божья Матерь, Казанская Божья Матерь и др.).

14. Храмы (Святой Софии в Константинополе, Святой Софии в Киеве, Святой Софии в Новгороде, Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного, Христа Спасителя, Кижи)[3].

Картина Глазунова (как и вся его плакатно-мистериозная живопись) воспринимается как масштабная фреска, построенная на фундаменте историко-документированных портретов. Основой её стал своеобразный сплав разных типов изобразительного искусства — плаката, иконописи и лубка, которые обращены к разным слоям сознания: к массовому советскому и сакральному. Они организованы в единую композицию, в которой центром является фигура распятия[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Платонов О. Глазунов Илья Сергеевич. Хронос. Дата обращения: 2 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Консон Г. Р. Живопись Ильи Глазунова сквозь призму методологии Сергея Эйзенштейна и Льва Выготского // Наука телевидения. — 2019. — Т. 15, № 1. — С. 30—105.
  3. 3,0 3,1 Костецкий В. Полотна Ильи Глазунова и изучение русской словесности, истории и культуры в школе // Русин. — 2006. — № 3 (5). — С. 14—23.
  4. Эпическая картина Глазунова «Вечная Россия»: каких святых на ней можно найти и почему?. Журнал "Фома" (10 июня 2020). Дата обращения: 2 августа 2023.
  5. Вечная Россия или Сто веков, выразительное название картины Глазунова. TopKartin.ru. Дата обращения: 2 августа 2023.
  6. Известные картины Ильи Глазунова. ProKartiny. Дата обращения: 2 августа 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!