Циолковский, Константин Эдуардович
Константин Эдуардович Циолковский | |
---|---|
Дата рождения | 5 сентября 1857 |
Место рождения |
Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 19 сентября 1935 (78 лет) |
Место смерти | Калуга |
Гражданство | Российская империя → СССР |
Род деятельности | теоретическая космонавтика, аэронавтика, ракетодинамика |
Награды и премии | |
Автограф | |
Медиафайлы на Викискладе |
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (17 сентября 1857, Ижевское — 19 сентября 1935, Калуга) — российский и советский инженер и учёный, пионер космонавтики[1].
Теоретически обосновал многие аспекты космических полётов и ракетного движения. Считается отцом космических полётов и первым человеком, задумавшим космический лифт. Самой известной его работой стало «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованное в 1903 году и которое считается первым академическим трудом по ракетной технике. Его работа заложила основу будущей советской космической программы и впоследствии оказала влияние на учёных-ракетчиков по всему миру. Его исследования стали основой успеха Советского Союза в космических полётах в 1950-х и 1960-х годах[2].
Наследие Константина Эдуардовича Циолковского состоит из более чем 500 научных работ, в основном связанных с изучением авиации, воздухоплавания и межпланетных путешествий, а также распространяющихся на самые разнообразные проблемы естествознания и техники, астрономии и небесной механики, энергетики и астробиологии, физики и геохимии, философии. Все эти работы были направлены на решение ряда взаимосвязанных проблем, которые Циолковский считал фундаментальными: совершенствование человеческого рода, полная победа человека над силами природы, покорение человеком космоса, создание новых условий для жизни человека, соответствующих новой, более высокой ступени его развития[3].
В 1932 году Циолковский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1954 году была учреждена Медаль им. Циолковского. В 1961 году в честь учёного был назван кратер на Луне, а в 2015 году — город при строящемся космодроме «Восточный»[4].
Биография
Детство и ранние годы (1857—1879)
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Циолковского. Семья была многодетная, у Константина было ещё четверо братьев и две сестры. Отец Константина Эдуардовича Циолковского, Эдуард Игнатьевич Циолковский, происходил из польско-литовской шляхты, был лесником. Он отличался строгостью и дисциплиной, воспитывал своих детей в соответствии с традиционными ценностями и требованиями того времени. Мать Константина, Мария Ивановна Юмашева, являлась дочерью священника. Она была умной и образованной, увлекалась литературой и музыкой. Мария Ивановна поддерживала интересы сына в науке и образовании, несмотря на финансовые трудности семьи[5].
В 1868 году отец потерял работу, и семья перебралась в Вятскую губернию, в город Киров, где жили его братья. С их помощью снова получил должность лесничего. Циолковские поселились в купеческом доме, ранее принадлежавшем Шуравину. В 1869 году Костя и его брат начали обучение в мужской «Вятской гимназии». Костя учился с трудом, преподаватели строго спрашивали с учеников, предметы казались ему очень сложными. Циолковский рос болезненным ребёнком, в возрасте девяти лет он перенёс скарлатину, после которой почти полностью потерял слух. Это сильно повлияло на его жизнь и обучение, поскольку он вынужден был учиться самостоятельно, используя книги и самообразование[6].
Родители Циолковского оказали большое влияние на его личность и развитие. Строгий отец привил сыну дисциплину и стремление к знаниям, а мать поддерживала его увлечение наукой и искусством. Их поддержка и понимание помогли Константину преодолеть трудности, связанные с его глухотой, и стать выдающимся учёным и мыслителем. Константин проявлял интерес к наукам с детства, особенно к математике и физике. В свободное время он занимался конструированием моделей летательных аппаратов и проведением экспериментов. В четырнадцать лет подросток обладал большими инженерными способностями. Он соорудил своими руками токарный станок, благодаря которому начал мастерить разные вещи[6].
Эдуард Игнатьевич отправил юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что во время получения образования жить сын будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности юноша обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв в Немецкий (Бауманский) проезд, он снял комнату, не пошёл в училище, а продолжил самообразование[6]. Однако из-за финансовых трудностей и болезни отца Циолковскому пришлось вернуться домой. Впоследствии он продолжил своё образование самостоятельно, изучая науки по книгам и журналам. Циолковский зарабатывал, занимаясь репетиторством. Чтобы подтвердить свою квалификацию и иметь разрешение на обучение детей, Циолковский сдал необходимые экзамены в Первой гимназии. После получения свидетельства его распределили в Боровск, куда он и отправился на государственную службу. Циолковский оказался талантливым педагогом: его уроки пользовались большой популярностью. Он умел просто рассказывать о сложном[7].
1880—1916 годы
Женой Константина Эдуардовича Циолковского стала Варвара Евграфовна Соколова[6]. Они познакомились в Боровске, где Циолковский преподавал в школе. Варвара работала там же учительницей. Варвара была младше Константина на шесть лет и обладала сильным характером. Пара поженилась в 1880 году. Варвара играла важную роль в жизни Циолковского.. Она занималась хозяйством, воспитанием детей и поддержкой научной деятельности мужа. У Циолковских было семь детей, пятеро из которых умерли в детском возрасте. Это стало большим испытанием для семьи[8]. В предсмертных мемуарах Циолковский так описывал свой брак[9]:
Я женился <…> без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть. Будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась. Такая подруга не могла истощить и мои силы: во-первых, не привлекала меня, во-вторых, и сама была равнодушна и бесстрастна. У меня был врождённый аскетизм, и я ему всячески помогал. С женой мы всегда и всю жизнь спали в отдельных комнатах, иногда и через сени. <…> До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены. Мне совестно интимничать, но не могу же я лгать. Говорю про дурное и хорошее. Браку я придавал только практическое значение.
Первые научные работы Циолковского были посвящены теоретической механике и аэродинамике. В 1884 году он опубликовал работу «Теория аэростата», в которой предложил конструкцию дирижабля с металлической оболочкой. Эта работа получила признание среди специалистов и положила начало его научной карьеры.
В 1897 году Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой впервые изложил основы теории ракетного движения. В этой работе он предложил идею использования жидкого топлива для ракет и разработал теорию движения ракеты в пустоте. Также Циолковский активно занимался вопросами аэродинамики и проектированием летательных аппаратов. В 1903 году он опубликовал работу «Исследование аэропланов, или Планеров», в которой рассмотрел вопросы аэродинамики крыла и предложил конструкцию самолёта с гибким крылом. Работы Циолковского внесли значительный вклад в развитие авиации и космонавтики, и многие его идеи нашли применение в последующих научных исследованиях и технических разработках[6].
Во время Первой мировой войны Циолковский продолжал заниматься научными исследованиями и разработками, несмотря на сложные условия военного времени. Одной из его главных задач было создание проекта поселения на Луне[6]. Циолковский предлагал построить на Луне город-коммуну, где люди могли бы жить и работать в условиях невесомости. Он считал, что такая колония могла бы стать первым шагом к освоению космического пространства и созданию новых форм общества. Циолковский разрабатывал подробные планы этого поселения, включая архитектуру зданий, системы жизнеобеспечения и транспортные средства для перемещения по поверхности Луны. Он также рассматривал возможность использования солнечной энергии для питания инфраструктуры колонии. Хотя эти проекты были утопическими и не получили практического воплощения во время жизни Циолковского, они отражали его веру в прогресс и потенциал человечества для преодоления земных границ и создания нового мира в космосе[6].
Константин Эдуардович Циолковский провёл большую часть своей жизни в Калуге, начиная с 35 лет и до конца своих дней. Вместе с ним в город переехали его коллеги из Боровска, включая С. Черткова, Е. Казанского и В. Ергольского. Помощь в поиске жилья оказал учитель географии из Боровска Е. Еремеев, благодаря которому Циолковский смог арендовать квартиру на Георгиевской улице в доме Тимашовой. С 1892 года Циолковский начал работать учителем арифметики и геометрии в уездном училище. В 1893 году в Калуге родился его младший сын Леонтий, а семья вскоре переехала в более удобную квартиру на той же улице. В этом доме родились и младшие дочери Циолковских. Циолковский поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Курносовым, уездным предводителем дворянства в Боровске, и летом 1893 года провёл время в его имении, занимаясь в качестве репетитора с его детьми. Однако в его отсутствие годовалый сын Леонтий скончался от коклюша[6].
Во второй половине 1890-х годов основное внимание Циолковского было сосредоточено на его работе над металлическим аэростатом и строительстве аэродинамической трубы. Из-за тяжёлой работы и болезни осенью 1897 года у него развился перитонит, который едва не привёл к смерти. Однако благодаря усилиям врачей В. Н. Ергольского и И. А. Казанского, операция прошла успешно, и Циолковский выжил, хотя, возможно, перенёс клиническую смерть[6].
Работы Циолковского по созданию цельнометаллического дирижабля привлекли внимание ведущих специалистов, включая Жуковского и Рыкачёва. Газета «Русское слово» даже организовала сбор средств для поддержки его исследований, собрав около 500 рублей, однако деньги так и не дошли до Калуги. По предложению Николая Жуковского, Циолковский был избран членом Общества любителей естествознания по физическому отделению в 1904 году. В 1906 году он был награждён орденом Святого Станислава III степени за педагогические заслуги. В конце того же года скончался его старший брат Александр, который достиг должности управляющего государственными имуществами Таврической губернии[10].
В течение следующего десятилетия Циолковский продолжал работать над аэродинамикой и сопротивлением материалов для цельнометаллических летательных аппаратов. Это привело его к оформлению патентов на свои изобретения. В 1909 году он подал заявку на подвижное соединение металлических листов обшивки дирижабля в Департамент торговли и мануфактуры Минфина. Подобные заявки были поданы в Германии, Великобритании, Бельгии, Швеции и Италии в течение следующих нескольких лет. Однако из-за высокой стоимости процесса оформления патентов, Циолковский не смог найти достаточного финансирования для завершения всех необходимых процедур[5].
Публикация его работ на французском языке в журнале «L’Aeronaute» привлекла дополнительное внимание к его исследованиям, и в 1913 году Циолковский встретился с Яковом Перельманом, который был заинтересован в его идеях о покорении космического пространства. Циолковский также пытался заинтересовать военное ведомство своим проектом дирижабля, участвуя в работе III Всероссийского съезда воздухоплавателей в 1914 году. Однако, несмотря на поддержку некоторых коллег, Николай Жуковский и Владимир Ветчинников дали отрицательное заключение на работы Циолковского, признав их нецелесообразными для дальнейшего финансирования[10].
1917—1932 годы
Советская власть была установлена в Калуге 27 ноября (по новому стилю 11 декабря) 1917 года. Из-за своей глухоты 60-летний Циолковский не участвовал в политических дебатах того времени, хотя в своей автобиографии утверждал, что его воспринимали как «большевика». В декабре, после открытия Народного университета, он выступил с лекциями о социальном устройстве будущего и философии знания. Жизненные условия стали крайне усложнены: нерегулярная пенсия не покрывала растущие цены, часто не хватало дров и керосина, а семья не страдала от голода лишь благодаря работе дочери Анны Константиновны в продовольственном отделе. 1 июля 1918 года старые учебные заведения закрыли, и Циолковский потерял возможность дополнительного заработка. В итоге он подал заявление в Социалистическую академию и стал её членом с зарплатой 300 рублей в месяц, а с 1 ноября его приняли учителем в Шестую советскую трудовую школу[11].
В феврале 1919 года Циолковский начал рассылать свои брошюры об аэростатах и самолётах, привлекая внимание Красного военно-воздушного флота, однако комиссия отклонила его проект дирижабля 30 мая. В январе-феврале 1921 года Калужский губсовнархоз вступил в контакт с главным управлением Рабоче-крестьянского красного воздушного флота. 9 апреля Циолковский был взят под «особую опеку», а также была образована инициативная группа Общества металлического дирижабля. 20 июня Циолковский получил должность техника-конструктора (в дальнейшем — консультанта) в губсовнархозе. С этого момента было направлено прошение в Наркомпрос о выделении ему академического пайка и персональной пенсии. 26 августа Циолковский получил единовременную помощь в размере 500 000 рублей, а 1 октября началось начисление академического пайка в двойном размере. 22 октября 1921 года он подал заявление об освобождении от должности преподавателя в калужской школе, а 1 ноября его окончательно уволили из трудовой школы по состоянию здоровья. 9 ноября Малый Совнарком принял решение назначить Циолковскому жизненную пенсию в размере 500 000 советских рублей[10].
В то время как решались бюрократические вопросы, 21 января 1922 года от туберкулёза скончалась его дочь Анна. 22 апреля губсовнархоз уменьшил его ставку, но отметил важность поддержки его проектов. С 1 мая ему начали выплачивать 25 миллионов инфляционных рублей ежемесячно. Власти проявили интерес к проекту металлического дирижабля, и 29 сентября 1922 года научно-технический комитет выделил Циолковскому 3000 рублей золотом для создания алюминиевой модели. После денежной реформы ему была установлена пенсия в 75 рублей золотом в месяц[10].
В 1920-х годах он был привлечён к работе над проектом создания первой советской космической станции. Циолковский участвовал в разработке концепции этой станции и предложил использовать для её строительства металлические конструкции. В 1932 году Циолковский стал членом Академии наук СССР, что позволило ему получить поддержку и финансирование для своих исследований. В этот период он продолжал работать над проектами космических кораблей и ракетных двигателей[12].
Последние годы жизни
В 1935 году здоровье Циолковского резко ухудшилось[11]. Тем не менее, его выступление по радио во время первомайского митинга было передано сразу после речей высших должностных лиц государства. Речь содержала уверенность учёного в том, что люди вскоре начнут путешествовать в космос, и многие его слушатели станут свидетелями этого события, хотя основной акцент был сделан на воздухоплавании. 9 июля профессора Лурия и Герштейн провели осмотр Константина Эдуардовича и диагностировали у него рак желудка. Его здоровье стремительно ухудшалось, в дневнике его дочери Любови Константиновны за 4 сентября указано, что отец испытывал невыносимые мучения и говорил, что ему «просто надоело жить». Его доставили в Калужскую больницу, где ему была сделана операция. Состояние здоровья Циолковского находилось под контролем высших инстанций, а в газетах регулярно публиковались медицинские сводки о его состоянии[7].
19 сентября в 22 часа Циолковский ушёл из жизни. Журналист Петухов, узнав об этом из больницы, немедленно позвонил в Москву, и через 20 минут в эфир вышло сообщение ТАСС. Некролог в «Правде» составил Карл Радек. В похоронах Циолковского приняли участие около 50 тысяч человек — почти всё население Калуги. К. Э. Циолковский был похоронен 21 сентября в Загородном саду. В 1936 году на месте его захоронения (Циолковский парк) по проекту архитектора Б. Г. Дмитриева был возведён 12,5-метровый обелиск. Постамент украсили чугунные барельефы, авторами которых стали скульпторы И. М. Бирюков и Ш. А. Муратов. Также были установлены мемориальные надписи, отражающие его письмо Сталину[7].
Варвара Евграфовна Циолковская пережила своего мужа на четыре года и одиннадцать месяцев, скончавшись 20 августа 1940 года. Её могила на Пятницком кладбище утеряна. Младшая дочь Мария Константиновна Костина (умерла 16 декабря 1964 года) стала основным хранителем наследия отца и помогала специалистам при создании музея Циолковского, его заведующим долгое время был её сын Алексей Вениаминович Костин[8].
Научная деятельность
Основными открытиями Константина Эдуардовича Циолковского являются:
- Теория реактивного движения: Циолковский разработал основы теории реактивного движения, которая позволяет ракетам двигаться в пространстве. Эта теория была важна для развития космической техники и привела к созданию современных ракет. Концепция жидкостного ракетного двигателя. В частности, учёный определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»)[5].
- Концепция многоступенчатых ракет: Циолковский предложил использовать многоступенчатые ракеты, где каждая ступень отделяется после использования топлива и ускорения. Это позволило значительно увеличить дальность полёта и полезную нагрузку. Практические вопросы космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Циолковский предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива[6].
- Исследование атмосферы Земли: Циолковский проводил исследования структуры и свойств земной атмосферы, что важно для понимания влияния окружающей среды на движение летательных аппаратов.
- Разработка методик образования: Циолковский также занимался разработкой новых методик обучения, особенно в области естественных наук[13].
Дирижабль
В начале XX века, когда Константин Эдуардович Циолковский работал над своим проектом аэростата, уже существовали дирижабли, однако они имели ряд недостатков. Купола этих аппаратов были сделаны из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и выпускала взрывоопасный водород. Циолковский предложил революционную идею — использовать металлическую оболочку с гофрированными боковинами вместо ткани. Такая оболочка была гораздо прочнее и позволяла сохранять постоянную подъёмную силу при различных высотах полёта и температурах атмосферного воздуха. Учёный также предложил заменить водород на нагретый воздух[12].
Циолковский представил проект аэростата объёмом до 500 000 кубических метров, что было намного больше, чем у существующих дирижаблей того времени. Однако его идея не получила поддержки ни от правительства, ни от официальных представителей науки. В итоге проект остался нереализованным, хотя позднее инженеры подтвердили правильность теоретических предположений Циолковского[13].
Моноплан
В 1894 году Константин Эдуардович Циолковский опубликовал статью «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина», в которой описал конструкцию моноплана — самолёта с одним крылом. Он предложил использовать цельнометаллический корпус и изогнутое крыло, а также акцентировал внимание на улучшении обтекаемости фюзеляжа для достижения высоких скоростей. Эти идеи оказались пророческими, поскольку первые монопланы появились только спустя два десятилетия. Несмотря на это, российский научный мир не оценил потенциал проекта Циолковского, как и его другие инновационные идеи[13].
Луна
В 1887 году Константин Эдуардович Циолковский написал научно-фантастическую повесть «На Луне», где подробно описал лунную поверхность и окружающую среду. В тексте описывается сцена высадки на Луну и поведение астронавтов в условиях низкой гравитации и отсутствия атмосферы. Он также предсказал многие физические процессы, такие как поведение жидкостей и газов, испарение и кипение в таких условиях. За свои предсказания и подробное описание лунной поверхности Циолковскому посвятили кратер на обратной стороне Луны[13].
Прототип аэродинамической трубы и шасси
Константин Эдуардович Циолковский не только основал первую в России аэродинамическую лабораторию в своей квартире, но и самостоятельно сконструировал прототип аэродинамической трубы в 1897 году. Этот прототип послужил основой для создания первой настоящей аэродинамической трубы в 1902 году под руководством известного русского инженера Николая Жуковского в Московском университете. Жуковский сам признавал, что работы Циолковского по аэродинамике вдохновили его на создание трубы.
Циолковский также известен своими изобретениями в области авиастроения. Он придумал схему газотурбинного двигателя и предложил использование выдвижных шасси для самолётов[13].
Поезд на воздушной подушке
В 1927 году Константин Эдуардович Циолковский выпустил брошюру «Сопротивление воздуха и скорый поезд», в которой изложил свою теорию поезда на воздушной подушке. Согласно его концепции, давление воздуха под поездом уменьшает трение между рельсами и колёсами, что позволяет достичь высокой скорости передвижения.
Циолковский предположил, что достаточно небольшого избыточного давления воздуха под поездом, чтобы создать достаточную подъёмную силу. При этом работа по накачке воздуха будет сравнительно небольшой, что позволит снизить энергозатраты. Учёный также подчеркнул, что такой поезд не требует использования колёс и смазки, а тяга поддерживается за счёт вырывающегося из отверстий вагона воздуха. Теория Циолковского стала основой для создания транспортных средств на воздушной подушке, которые начали эксплуатироваться в Англии только в 1958 году[13].
Многоступенчатая ракета
Константин Эдуардович Циолковский внёс значительный вклад в развитие космонавтики, предложив концепцию многоступенчатых ракет. В своей книге «Космические ракетные поезда», опубликованной в 1929 году, он описал систему, где последовательно соединяются несколько ракет, каждая из которых выполняет свою функцию. По мере выгорания топлива отработавшие ступени отсоединяются и падают на Землю, а оставшиеся продолжают двигаться с возрастающей скоростью.
В 1935 году Циолковский в работе «Наибольшая скорость ракеты» показал, что для достижения первой космической скорости (11,2 км/с) необходимы многоступенчатые ракеты. Эти идеи подтвердились только в 1944 году, когда Германия запустила ракету «Фау-2», ставшей первым объектом, достигшим суборбитального космического полёта[13].
Космический лифт
В 1895 году Константин Эдуардович Циолковский предложил идею космического лифта, который мог бы доставлять людей в космос. Проект описывал башню длиной около 35 тысяч километров, достигающую высоты орбиты Земли. Вершина башни должна была двигаться со скоростью 11 километров в секунду, что позже стало известно как вторая космическая скорость. Конкурс на создание современного проекта космического лифта был объявлен NASA только в 2005 году[13].
Теоретические исследования космоса и возможности его освоения, проведённые Константином Эдуардовичем Циолковским, поражают своей глубиной и прозорливостью. Он не только описал невесомость и необходимость скафандра при выходе из ракеты, но и определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю. Циолковский также предсказал создание искусственных спутников Земли и орбитальных станций.
Многие из его идей касаются заселения Вселенной, разума атомов и бессмертия, и выходят далеко за рамки современной науки. Трудно сказать, насколько реальны эти гипотезы, но и опровергнуть их наука пока не может[13].
Память
Яков Перельман, лично знавший К. Э. Циолковского, в 1937 году писал[10]:
Циолковского принято называть, за неимением иного определения, изобретателем. Он был, однако, изобретатель не в обычном смысле этого слова. Деятельность его не успела еще принести осязательных плодов, которые вошли бы в наш повседневный быт… Трудами Циолковского воспользуются будущие поколения. Он – творец смелых замыслов, замечательный технический мыслитель, один из величайших в нашем СоюзеЯков Перельман
- Развитию «культа» Циолковского в СССР способствовало «случайное» совпадение 100-летнего юбилея учёного в 1957 году и начало космической эры — запуск Первого в мире спутника на орбиту вокруг Земли.
- Во время исполнения программы «Союз-Аполлон» (1975 год) все книги К.Э Циолковского (прижизненные издания) побывали в космосе, о чём есть документальное подтверждение.
- В Архиве РАН хранится личный фонд К. Э. Циолковского № 555, включающий 5 описей; 100 % документов которого оцифровано[14].
- В честь К. Э. Циолковского установлены памятники в Москве (3), Санкт-Петербурге, Калуге, Боровске, Долгопрудном, Брисбон (Австралия); барельеф-портрет в парке Покорителей космоса имени Гагарина (Саратов).
- В честь К. Э. Циолковского названы: Российская Академия космонавтики; Государственный музей истории космонавтики; город на строящемся космодроме «Восточный»; улицы и площади во многих городах России; кратер на обратной стороне Луны, а также малая планета-астероид[12].
- В честь К. Э. Циолковского учреждены: Золотая медаль «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений»; «Знак Циолковского», высшая награда Федерального Космического Агентства; стипендии молодым талантливым учёным; постоянные ежегодные научные чтения в Калуге; почтовые конверты и марки.
- Фильмы, посвященные К. Э. Циолковскому: «Космический рейс» (1936 год); «Дорога к звездам» (1957 год); «Человек с планеты Земля» (1958 год); «Укрощение огня» (1972 год); «Взлёт» (1979 год)[5].
- В 1987 году в честь 130-летнего юбилея Циолковского на Ленинградском монетном дворе была выпущена памятная монета номиналом в 1 рубль. К 150-летию учёного Московский монетный двор в 2007 году отчеканил серию 2-рублёвых памятных монет[15].
- В 2021 году Банк России выпустил серебряную монету номиналом 3 рубля из серии: «Космос. Стремление к звёздам», посвящённую К. Э. Циолковскому[11][12].
Галерея
Примечания
- ↑ Циолковский Константин Эдуардович . Большая росийская энциклопедия. Дата обращения: 5 декабря 2022. Архивировано 5 октября 2024 года.
- ↑ Вселенная Циолковского // ВКС. — 2021. — № 2 (107).
- ↑ Федюлина Е. В. Идея бессмертия в «Космической философии» К. Э. Циолковского // Манускрипт. — 2017. — № 1 (75).
- ↑ Циолковский станет самым современным городом Приамурья . Российская газета (1 сентября 2021). Дата обращения: 5 декабря 2022.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Константин Циолковский . Культура. РФ. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Константин Циолковский: одержимый космосом . Комсомольская правда. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Арсений Замостьянов. Командир Вселенной: как калужский учитель стал отцом космонавтики . Известия. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Спутница жизни . Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ Демин В. Н. Циолковский. — М.,: Молодая гвардия, 2005. — 323 с. — ISBN 5-235-02724-8.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Перельман Я. И. Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды. — М.,: Государственное технико-теоретическое издательство, 1932. — 62 с.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Биография Константина Циолковского . РИА Новости. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 Циолковский, Константин Эдуардович . ТАСС. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 13,7 13,8 Александра Саливанова. Чудак, самоучка и отец космонавтики: изобретения Константина Циолковского . 5 ТВ. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ Увековечение памяти К.Э. Циолковского . Научные чтения памяти Циолковского. Калуга. Дата обращения: 20 октября 2024.
- ↑ Отец космонавтики на монетах и банкнтотах . Музей истории денег (17 сентября 2019). Дата обращения: 20 октября 2024.
Ссылки
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО со ссылкой на общие неоднозначности
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 5 сентября
- Родившиеся в 1857 году
- Умершие 19 сентября
- Умершие в 1935 году
- Умершие в Калуге
- Кавалеры ордена Святого Станислава 3-й степени
- Кавалеры ордена Святой Анны 3-й степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Конструкторы ракетно-космических систем
- Основоположники космонавтики
- Основоположники советской космонавтики
- Учёные Российской империи
- Механики по алфавиту
- Механики Российской империи
- Механики СССР
- Учёные-самоучки
- Космонавтика
- Рязань
- Калуга