Тихонравов, Михаил Клавдиевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Михаил Клавдиевич Тихонравов
Mikhail Tikhonravov.jpg
Дата рождения 16 (29) июля 1900(1900-07-29)
Место рождения город Владимир
Дата смерти 4 марта 1974(1974-03-04) (73 года)
Место смерти Москва
Страна  Российская империя
 СССР
Научная сфера Ракетостроение
Альма-матер Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1961
Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны II степени Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Ленинская премия — 1957 ZDNT RSFSR.jpg

Михаи́л Кла́вдиевич Тихонра́вов (16 [29] июля 1900, Владимир, Российская империя — 4 марта 1974, Москва, СССР) — советский инженер, конструктор космической и ракетной техники, сподвижник С. П. Королёва. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Член-корреспондент Академии артиллерийских наук.

Биография

Детство и юность

Родительский дом М. Тихонравова. Владимир, 2-я Никольская улица, 8
Plaque to MK Tikhonravov.jpg

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире. Родители его были учителями. Отец, Клавдий Михайлович, закончил в 1910 году юридический факультет университета в Санкт-Петербурге, затем служил коллежским асессором в Александровском «Комитете о раненых» до его упразднения во время революции, в феврале 1917 года. Мать, Александра Николаевна, окончила Санкт-Петербургские высшие Бестужевские курсы, затем училась в техническом училище рисования А. Л. Штиглица, готовившем преподавателей для художественно-промышленных школ. Когда Михаилу было полтора года, его родители переехали в Санкт-Петербург, где учился он в третьей классической мужской гимназии, которая находилась в Соляном городке, недалеко от места проживания семьи. Вспоминал Тихонравов о гимназии с большой благодарностью к учителям. Кроме общих предметов, французского и немецкого языков в этой гимназии преподавались ещё латинский и греческий языки. Он в совершенстве владел латынью и читал в подлиннике античных авторов, знал французский язык.[1]

Увидев самолёт на петербургском ипподроме, «заболел» авиацией. Книги, которые ещё в 1914 году ему дарила тётя, — «Прошлое, настоящее и будущее Вселенной», Клейна, книги Жюля Верна и других писателей, по словам самого Михаила Клавдиевича, — «оставили некоторый след в его душе…» Последние три года учёбы в гимназии пришлись на войну 1914 года и революцию 1917 года. В конце 1918 года Тихонравов вступает в комсомол, тогда это был ещё Петроградский социалистический союз молодежи. «Аттестат зрелости» получил 23 марта 1918 года.[1]

После переезда семьи в Переславль-Залесский, Михаил начал работать курьером в народном суде, но вскоре перешёл в Райвоенкомат и работал там агитатором. Стал одним из организаторов комсомола города.[1]

В 1919 году он вступил добровольцем в ряды Красной Армии, откуда, по направлению командования был направлен на учёбу в Москву, где в 1920 году, открылся институт инженеров Красного воздушного флота, преобразованный затем в Военно-воздушную Академию имени Н. Е. Жуковского. Он решил посвятить всю свою жизнь созданию летательных аппаратов.[1]

Увлечение планеризмом

С 1921 года Тихонравов начал работать над новыми конструкциями планеров. В течение нескольких лет Тихонравовым, вместе с группой друзей, любителей планерного спорта, были разработаны и построены пять оригинальных машин, успешно прошедших лётные испытания. Планеры «Змей-Горыныч», «Жар птица», «Комсомольская правда», «Гамаюн», «Скиф» неоднократно участвовали во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле, на них были установлены различные Всесоюзные рекорды. После окончания Академии, в 1925 году, начинает работать в самолётостроительном КБ под руководством крупнейшего конструктора Н. Н. Поликарпова. Увлеченно работая в течение пяти лет, Тихонравов внёс свой творческий вклад в создание известных в то время конструкций самолётов: У-1, И-3, Р-5, И-6 и др.[1]

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками[2].

В ракете АвиаВНИТО (слева, первый запуск 6 апреля 1936) использована конструкция Тихонравова. Ракета «604» (в центре)

Место работы и должность

В январе 1932 года было организовано собрание московского ГИРД-а и с мая этого же года Тихонравов приходит работать в ГИРД, но до 1933 года, как совместитель. В ГИРД-е он возглавил вторую бригаду, решив заниматься постройкой ракетных двигателей на жидком топливе и ракет на основе идеи, выдвинутой ещё К. Э. Циолковским. Авиационный опыт, знания и умение организовать работу в бригаде позволили Тихонравову в кратчайшие сроки построить ракету собственной конструкции, установить на неё сконструированный двигатель, работавший на смеси бензина с канифолью и кислороде. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.[1]

С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш»[2].

В 1944 году был создан специальный Научно-исследовательский институт — НИИ-1, который вёл все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники — газовых турбин, воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей, реактивных самолётов и специальной аппаратуры для реактивной техники. М. К. Тихонравов был назначен на должность Начальника лаборатории НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.[3].

В августе-сентябре 1944 года Тихонравов М. К. выполнял особое задание правительства в 60-й армии 1-го Украинского фронта в комиссии, возглавляемой Начальником НИИ-1 генерал-майором Петром Ивановичем Фёдоровым .В 1945 году М. К. Тихонравову было присвоено воинское звание «инженер-полковник»[4]

В декабре 1946 года Михаил Клавдиевич стал заместителем начальника НИИ-4 Академии артиллерийских наук по жидкостным реактивным снарядам.[4]

14 апреля 1947 года он был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению № 4 (отделение реактивного вооружения), и оставался им до 23 апреля 1953 года.[4]

В феврале 1950 года М. К. Тихонравов был снят с должности заместителя начальника НИИ-4, и понижен в должности до научного консультанта института по жидкостным реактивным снарядам.[4]

В 1953 году был назначен временно исполняющим обязанности академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства, утверждённую после ряда доработок в 1954 году.[4]

В декабре 1955 года инженер-полковник М. К. Тихонравов был уволен из Вооружённых сил в запас.[4]

С февраля 1955 года по декабрь 1973 года последовательно являлся начальником отдела, заместителем Главного конструктора (с 1961 года), Научным руководителем (с 1970 года) Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения в городе Калининграде (ныне — город Королёв) Московской области. Много лет доктор технических наук М. К. Тихонравов был профессором МАИ имени С. Орджоникидзе. В 1968 году он был избран членом-корреспондентом Международной академии астронавтики.[4][1]

Научные исследования

В процессе научно-исследовательской работы рассматривались и изучались различные методы охлаждения с разнообразными формами и размерами камеры двигателя и сопла. В результате исследований Тихонравовым было написано несколько статей в сборниках «Ракетная техника» и «Реактивное движение». Свои работы, посвященные ракетной технике, Тихонравов опубликовал в 1936 году — «Применение ракет для исследования стратосферы» и в 1937 году — «Кислородный реактивный двигатель». Труды К. Э. Циолковского и Ф. А. Цандера, подготовленные для печати под редакцией М. К. Тихонравова, были изданы в 1947 году.[1]

Коллектив отдела, руководимого Тихонравовым, бывшим вместе с тем председателем ячейки «АВИАВНИТО», в 1936 году создал во внеурочное время большую по тому времени ракету с пусковым устройством, названную «АВИАВНИТО» по имени добровольного авиационного технического общества, субсидировавшего постройку этой ракеты. Ракета «АВИАВНИТО» была успешно запущена первый раз в апреле 1936 года, а затем в 1937 году с многометрового вертикального пускового устройства. Ракета достигла высоты 3000 метров.[1]

1939 по 1941 годы он занимался расчётами для оценки устойчивости полёта и кучности стрельбы РС (реактивными снарядами) различного калибра. Научно-исследовательская группа Тихонравова в результате проведённых на полигоне многочисленных пусков ракет, выдала обоснованные рекомендации для улучшения устойчивости полёта РС, которые были учтены при постройке самоходных пусковых установок «Катюша», созданных перед войной в РНИИ.[1]

Перед началом войны участвовал в проектировании ракетоплана, которому был присвоен индекс «302». Эскизный проект этой машины разрабатывался в эвакуированном в Свердловск НИИ-3. Тихонравов возглавил проектную группу, выполнявшую сначала расчетно-теоретические работы, а с 1941 года занималась компоновкой самолёта.[1]

В течение многих творческих лет Михаил Клавдиевич был непосредственным инициатором и участником практической реализации Советской программы запусков искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций и пилотируемых космических полётов. М. К. Тихонравов внес неоценимый вклад в развитие теории и практики отечественной ракетной техники и космонавтики.[1]

Награды и титулы

  • медаль «Серп и Молот» (17.06.1961);
  • два Орден Ленина|ордена Ленина (21.02.1945, 17.06.1961);
  • два ордена Красного Знамени (03.11.1944, 15.11.1950);
  • орден Отечественной войны 2-й степени (18.11.1944);
  • Ленинская премия (1957);
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970);
  • член-корреспондент Академии артиллерийских наук (14.04.1947);
  • член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).

Память

Скончался Михаил Клавдиевич Тихонравов после тяжелой болезни в 1974 году в Москве.

Похоронен М. К. Тихонравов на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен бюст.[2]

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 А. П. Александров. «ГИРД Группа изучения реактивного двигателя». — Москва: «Виарт Плюс», 2020. — С. 420.
  2. 2,0 2,1 2,2 Военная энциклопедия. Дата обращения: 22 января 2010. Архивировано 6 октября 2010 года.
  3. Бажинов И. К., д.т. н. О работах группы М. К. Тихонравова в НИИ-4 Министерства обороны СССР Архивная копия от 28 сентября 2012 на Wayback Machine // «Космонавтика и ракетостроение» 2002 № 1, с.159-175.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 / Космический мемориал /Тихонравов Михаил Клавдиевич

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!