Восток-1

Материал из «Знание.Вики»
Восток-1
Макет космического корабля «Восток-1» в павильоне «Космос» на ВДНХМакет космического корабля «Восток-1» в павильоне «Космос» на ВДНХ
Общие сведения
Страна  СССР
Полётные данные корабля
Название корабля «Восток-1»
Ракета-носитель Восток 8К72К
Орбитальный модуль Восток 3KA
Стартовая площадка космодром Байконур, площадка № 1
45°55′00″ с. ш. 63°20′00″ в. д. / 45.91667° с. ш. 63.33333° в. д. / 45.91667; 63.33333 (G) (O) (Я)
Запуск 12 апреля 1961 года
06:07 UTC
Посадка корабля 12 апреля 1961 года
07:55 UTC
Место посадки к северо-западу от деревни Смеловка, Саратовская область, РСФСР
51°16′14″ с. ш. 45°59′50″ в. д. / 51.270682° с. ш. 45.99727° в. д. / 51.270682; 45.99727 (G) (O) (Я)[1][2]
Длительность полёта 1 час 46 минут
Количество витков 1
Пройденное расстояние 40 868,6 км
Наклонение 65,0°
Апогей 327 км[3][4]
Перигей 181 км[4]
Период обращения 89,2 минуты
Масса 4725 кг
NSSDC ID 1961-012A
SCN 00103

«Восток-1» («Восток») — советский пилотируемый космический корабль из серии «Восток», первый в мире космический аппарат на котором 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире пилотируемый космический полёт.

Старт космического корабля состоялся с космодрома «Байконур» в 9 часов 7 минут по московскому времени (06:07:00 UTC). Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 53 минуты (07:53:00 UTC) в районе деревни Смеловка Саратовской области. Продолжительность полёта составила один час сорок восемь минут (108 минут)[4][5].

История

Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью носителя «Восток»
Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва
Скафандр Ю. А. Гагарина в ОАО «НПП Звезда»

Советский Союз стал первой страной, которая запустила в космос искусственный спутник Земли «Спутник-1» запущенный на орбиту 4 октября 1957 года (во время Международного геофизического года). Это вызвало огромный интерес со стороны мирового сообщества и привело к началу космической гонки между Советским Союзом и США. В этой ситуации запуск космического корабля с человеком на борту стал одним из ключевых направлений советской космической программы. В 1958 году была создана рабочая группа под руководством Сергея Королёва, которая занималась разработкой и подготовкой инфраструктуры для первого полёта человека в космос. Исследования показали, что для этого нужен корабль специальной конструкции. В результате рабочей группой был создан космический корабль «Восток», ставший основой для одноимённой космической программы[6][7][8].

Весной 1957 года Сергей Павлович Королёв в рамках своего ОКБ организовал специальный отдел № 9, предназначенный для проведения работ по созданию первых искусственных спутников Земли. Отдел возглавил соратник Королёва Михаил Клавдиевич Тихонравов. Вскоре, параллельно с разработкой искусственных спутников, в отделе начали выполняться исследования по вопросу создания пилотируемого корабля-спутника. Ракетой-носителем должна была стать королёвская «Р-7». Расчёты показывали, что она, оснащённая третьей ступенью, могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около пяти тонн. В апреле 1957 года был подготовлен план проектных исследований, предусматривающий, помимо прочего, создание пилотируемого корабля-спутника. В период с сентября 1957 по январь 1958 годов проводились исследования различных схем спускаемых аппаратов для возвращения с орбиты ИСЗ. Сферическая форма спускаемого аппарата, являющаяся простейшей и наиболее изученной симметричной формой, являлась результатом выбора баллистической концепции возвращения с орбиты. Её значительным плюсом было то, что сфера обладает стабильными аэродинамическими свойствами при любых возможных скоростях и углах атаки. Смещение центра масс в кормовую часть сферического аппарата позволяло обеспечить его правильную ориентацию во время баллистического спуска. Подготовка конструкторской документации была начата осенью 1958 года, в этом же году началась постановка конкретных технических заданий для различных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов страны[6][7][9][10][11].

22 мая 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569—264 , которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полёта человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 во главе с главным конструктором Сергеем Королевым. Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов, система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым. Было создано две версии корабля, получившие обозначение: 1К (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик — 2К. Всего в программе по подготовке полёта человека в космос, получившей название «Восток», было задействовано более ста организаций[5][6][7][9][10][11].

Постановлением Правительства от 10 декабря 1959 года «О развитии исследования космического пространства» была определена задача осуществления первых полётов человека в космическое пространство. Постановлением Правительства от 4 июня 1960 года «О плане освоения космического пространства» установлены сроки запуска кораблей-спутников: май 1960 года — двух спутников без теплозащиты и жизнеобеспечения (1КП), до августа 1960 года — трех спутников «Восток-1» (1К) для отработки систем корабля и аппаратуры фото и радиоразведки и сентябрь — декабрь 1960 года — спутника «Восток-3» для отработки аппаратуры и системы жизнеобеспечения. Постановлением Правительства от 11 октября 1960 года предписано осуществить подготовку и запуск космического корабля «Восток» (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 года и считать это задачей особого значения. В апреле 1960 года в ОКБ-1 был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток-1» с изложением основных материалов по экспериментальному кораблю-спутнику (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутникаразведчика «Восток-2» (для маршрутной съемки и радиоразведки средств ПВО) и спутника «Восток-3» (для полёта человека)[6][7][9][10][11].

Запуски кораблей «Восток» осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноимённой ракеты-носителя. На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название «Спутник». Первый запуск состоялся 15 мая 1960 года. 28 июля на был совершён неудачный полёт на корабле Спутник-5-1 в результате которого погибли Лисичка и Чайка. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка. Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 года, в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле — манекен человека. Программа полёта была выполнена: спасательный аппарат с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлёт, один виток вокруг Земли и посадка[6][7][9][10][11].

30 марта 1961 года в записке в ЦК КПСС, подписанной заместителем председателя Совета министров СССР Дмитрием Устиновым и руководителями ведомств, ответственным за ракетно-космическую технику, предлагалось в сообщениях ТАСС называть пилотируемый корабль «Восток» (по документам: «Восток-3КА»)[5].

Технические характеристики

Корабль «Восток» состоял из двух основных отсеков: сферического спускаемого аппарата (объем — 5,2 кубических метров), служащего одновременно кабиной космонавта; приборного отсека (объем — 3 кубических метра) с бортовой радиоэлектронной аппаратурой и тормозной двигательной установкой. Отсеки механически соединены между собой с помощью металлических лент и пиротехнических замков. Снаружи корпус сферического спускаемого аппарата покрыт тепловой защитой. Длина корабля — 4,3 метра; максимальный диаметр — 2,43 метра; масса корабля на старте — 4,73 тонн; спускаемого аппарата — 2,46 тонн, его диаметр 2,3 метра[4][5][6][7].

Корабль «Восток» имеет системы автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной — на Землю, жизнеобеспечения и терморегулирования. Снабжён радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности. Атмосфера внутри кабины — смесь кислорода с азотом при давлении 760 миллиметров ртутного столба. Система жизнеобеспечения корабля рассчитана на продолжительность полёта до десяти суток. В полёте постоянно функционировали средства обеспечения жизнедеятельности космонавта, поддерживался требуемый температурный режим в кабине и в приборном отсеке, обеспечивалась возможность постоянной двухсторонней радиосвязи с центром управления полётом[4][5][6][7].

Космонавт в скафандре размещался в катапультируемом кресле. Для осуществления посадки включалась тормозная двигательная установка, уменьшающая скорость корабля при переходе с орбиты на траекторию спуска, затем спускаемый аппарат отделялся от приборного отсека. После торможения спускаемого аппарата в атмосфере, на высоте семь киллометров космонавт катапультировался из кабины и приземлялся на парашюте. Была также предусмотрена возможность приземления космонавта в спускаемом аппарате (без катапультирования). В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до десяти километров. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918. При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полёта спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории[4][5][6][7].

Предполётная подготовка

После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидатов в космонавты осталось двадцать человек. В 1959 году была создана первая группа космонавтов из двадцати аспирантов Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и Юрий Гагарин был одним из семи кандидатов, отобранных для обучения полёту в космос. Каждый из космонавтов проходил обучение в нескольких областях науки, таких как медицина, физика, астрономия, инженерия и другие дисциплины, которые были необходимы для осуществления полёта. Тренировки проходили в условиях, максимально приближенных к реальным космическим условиям. Обучение включало симуляторы и тренировочные полеты на самолетах и вертолетах. Сначала Гагарин и другие космонавты прошли серию воздушных полётов на реактивных самолётах, которые помогли им освоить навыки управления космическим кораблём. Затем были организованы полевые тренировки в экстремальных условиях, где космонавты учились работать в реальных условиях и применять знания и навыки, полученные в процессе обучения. Кроме того, Гагарин и другие космонавты прошли медицинское обследование и получили соответствующие знания и навыки в области медицины и биологии. Они совершали прыжки с парашютом и тренировались в гидролабораториях, чтобы освоить навыки работы в невесомости[12].

В первом отряде космонавтов обозначились три лидера — Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. 3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Никита Хрущёв. По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Дмитрия Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Николая Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Германа Титова утвердить как запасного космонавта[13]. 8 апреля 1961 года состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике Константин Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное Сергеем Королёвым и Николаем Каманиным[6][7][9][10][11]:

Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта

Старт

Перед стартом: первый космонавт Юрий Гагарин, маршал Москаленко и академик Королёв
Гагарин перед стартом полёта
Траектория полёта «Восток-1»

Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждёт первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника. И сам Юрий Гагарин отлично понимал, что ему предстоит опасное путешествие. Поэтому за пару дней до старта он составил прощальное послание для своей жены и двух дочерей. Его должны были передать семье в случае катастрофы корабля. В нём Юрий Гагарин просит супругу позаботиться о дочерях, устроить свою личную жизнь и по возможности не забывать про его родителей:

Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость[14]

Изначально запуск был запланирован на начало апреля 1961 года, но его пришлось отложить в связи с плохой погодой. В ночь на 12 апреля погода улучшилась и запуск был назначен на 6:07 утра по московскому времени. Космонавты, присутствовавшие на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года, заранее записали три предполётных обращения к советскому народу. Первое подготовил Юрий Гагарин, два других — его дублеры Герман Титов и Григорий Нелюбов. Специально для этого они ездили в Дом радио за девять дней до старта, ещё не зная, кого из них выбрали для миссии[14].

Когда Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов. Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю. До старта оставались считанные минуты, а отменять полёт было крайне нежелательно. Инженеры с ошеломляющей бытротой сняли больше трёх десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Долматовского «Родина слышит»[14].

Титов, Хрущёв и Гагарин, 20 ноября 1961

Полёт Юрия Гагарина начался 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» в 9 часов 7 минут по московскому времени. Корабль «Восток-1» был запущен на орбиту земли с помощью одноимённой ракеты-носителя со стартовой массой 287 тонн вывела корабль на околоземную орбиту с высотой в перигее — 181 километр и в апогее — 327  километр и и двигался со скоростью более 27 000 километров в час. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководили Сергей Королёв, Анатолий Кириллов и Леонид Воскресенский. Полет первого космонавта продолжался 108  минут[6][7][9][10][11]. Гагарин не подозревал о том, что будет происходить с кораблём при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути на Землю он заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока» и в центр управления полётом он отправил послание: «Я горю! Прощайте, товарищи». На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу[14]. Приземление произошло в 10 часов 55 минут на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Саратовской области[6][7][9][10][11].

Экипаж корабля

Хронология запуска

Время (МСК) Событие Переговоры
Циклограмма запуска[10][11][15][9]
07:10 голос Гагарина появился в эфире. Гагарин («Кедр»): Как слышите меня?

Каманин («Заря-1»): Слышу хорошо. Как слышите меня?
Гагарин: Вас слышу хорошо.
Каманин: Приступайте к проверке скафандра. Как поняли меня?

07:11 Гагарин: Вас понял: приступить к проверке скафандра. Через 3 минуты. Сейчас занят.
Заря-1: «Кедр», я «Заря-1». Говорит с вами Руднев. Юрий Алексеевич, как у вас самочувствие?

Гагарин: «Заря-1», я «Кедр». Чувствую себя хорошо, к старту готов, настроение бодрое. В общем, всё в порядке. «Заря-1», как поняли меня? Приём.
Заря-1: «Кедр», поняли вас хорошо. Председатель вас слышал. У нас всё нормально идёт.

07:44 Королёв («Заря-1»): У нас всё идёт отлично. Как чувствуете?

Гагарин: Вас понял. У меня тоже идёт всё хорошо, самочувствие хорошее, сейчас будут закрывать люк № 1.

Заря-1: Юра, проверьте памятку, удобство пользования памяткой и видимость кодовой таблицы.

Гагарин: Понял вас правильно. Приём. Пользование памяткой и возможность считывания сигнала проверил. Всё нормально.
Заря-1: «Кедр», я «Заря-1». Понял вас. Всё отлично, молодец…

Заря-1: Юра, тебе привет коллективный от всех ребят, кто сейчас здесь. Как понял? Приём.

Гагарин: «Заря-1», я «Кедр». Понял вас. Большое спасибо. Передайте им всем самый горячий привет от меня. (насвистывает «Ландыши»)

07:58 Не замкнулся концевой контакт «Люк закрыт» одного из трёх датчиков люка Королёв: «Кедр», я «Заря-1». Юрий Алексеевич, у нас так получилось: после закрытия люка вроде один контактик не показал, что он прижался. Поэтому мы, наверное, сейчас будем снимать люк и потом его поставим снова. Как поняли меня?

Гагарин: Понял вас правильно. Люк открыт. Проверяют сигнализаторы.

08:05 Неисправность устранена Каманин: «Кедр», я «Заря-1». Объявлена готовность часовая. Продолжайте осмотр оборудования.
08:10 объявлена 50-минутная готовность.
08:25 Королёв: Герметичность проверили — всё в норме, в полном порядке. Как поняли?

Гагарин: Вас понял: герметичность в порядке. Слышу и наблюдаю: герметичность проверили. Они что-то там постукивают немножко.

08:30 объявлена 30-минутная готовность.
08:35 Каманин: Сейчас будут отводить установщик. Как понял?

Гагарин: Вас понял: будут отводить установщик.

08:37 Каманин: Стрела установщика отошла нормально. Как поняли?

Гагарин: Понял вас: стрела установщика отошла нормально.

08:41 Каманин: Вас слышу отлично. Пульс у вас 64, дыхание 24. Всё идёт нормально.
08:50 объявлена 10-минутная готовность. Вас понял — объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт. Все нормально, самочувствие хорошее, к старту готов.
Заря-1: Всё идёт нормально. Займите исходное положение для регистрации физиологических функций.

Гагарин: Вас понял. Всё идёт нормально. Занять исходное положение для регистрации физиологических функций. Положение занял.

09:00 объявлена минутная готовность. Гагарин: (насвистывает «Летите, голуби, летите»)

Королёв: Минутная готовность, как вы слышите?
Гагарин: Вас понял — минутная готовность. Занял исходное положение…

09:01:51 команда «Минутная готовность»
09:03:00 команда «Ключ на старт»
09:03:06 команда «Протяжка-1»
09:03:16 команда «Продувка»
09:03:51 команда «Ключ на дренаж»
09:05:51 команда «Пуск»
09:06:41 команда «Протяжка-2»
09:06:51 команда «Зажигание»
09:07 включение зажигания Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».

Гагарин: Вас понял — даётся зажигание.
Королёв: Предварительная ступень… Промежуточная… Полный подъём!
По громкой связи космонавт кричит: Поехали!

09:07 Гагарин: «Заря-1», я «Кедр». Всё проходит нормально. Шум в кабине слабый. Самочувствие хорошее, чувствую перегрузку, вибрация, всё нормально.

Королёв: Я «Заря-1». Мы все желаем вам доброго полёта. Всё нормально?
Гагарин: Спасибо. До свидания. До скорой встречи, дорогие друзья! До свидания, до скорой встречи.

Полёт:
09:09 отделение первой ступени Гагарин: «Заря-1», я «Кедр». Закончила работу первая ступень. Спали перегрузки и вибрации. Полёт продолжается нормально. Приём.

Заря-1: Прошло разделение, всё нормально. Как чувствуете себя, приём.
Гагарин: Слышу вас хорошо. Разделение почувствовал. Работает стандарт три. Всё нормально.
Заря-1: Понял вас, хорошо.

Гагарин: «Заря», я «Кедр». Самочувствие отличное. Продолжаю полёт. Несколько растёт перегрузка. Вибрации. Всё переношу нормально. Самочувствие отличное. Настроение бодрое. В иллюминатор «Взор» наблюдаю Землю. Различаю складки местности, лес. Самочувствие отличное. Как у вас дела? Приём.

Заря-1: «Кедр», «Кедр», я «Заря». Молодец, отлично всё идёт, хорошо! Я «Заря», приём.
Гагарин: «Заря», я «Кедр». Наблюдаю облака над землёй, мелкие, кучевые. И тени от них. Красиво, красота! Как слышите, приём?
Заря-1: «Кедр», я «Заря», «Кедр», я «Заря». Слышим вас отлично. Продолжайте полёт.

09:18:07 Гагарин: Произошло разделение с носителем… Параметры кабины… Чувство невесомости переносится хорошо, приятно. Продолжаю полёт на орбите. Как поняли, приём.
09:22 Радиосигналы советского космического корабля запеленгованы американской радарной станцией Шамия
Корабль вышел на орбиту с угловой скоростью 2-3 градуса в секунду. Гагарин: Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полёт. Всё отлично проходит.
09:49 Кратковременный перерыв УКВ-связи С. П. Королёва с космонавтом при переходе космического корабля из зоны видимости Сары-Шаганского КИПа в зону видимости Колпашевского КИПа (Томская обл.). Гагарин: Землю не слышу. Нахожусь в тени.
09:51 Начало построения ориентации для схода с орбиты.
09:55 Завершение построения ориентации для схода с орбиты.
09:52 получение данных по полученным данным с борта космического корабля «Восток-1», космонавт, находясь над Южной Америкой, передал: «Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.»
09:57 Гагарин: Настроение бодрое, продолжаю полёт, нахожусь над Америкой.
Заря-3: «Кедр», я «Заря-3». Слышим вас хорошо, приборы работают нормально. Самочувствие нормальное. Что можете мне сообщить по полёту? Что сообщить мне можете? Приём. (Сильный шум.) «Кедр», я «Заря-3». Указание от двадцатого не поступает, не поступает. Всё нормально.

Гагарин: Понял вас. От двадцатого указание не поступает. Сообщите ваши данные о полете. Привет блондину!

10:04 Гагарин: Нахожусь в апогее. "Работает «Спуск-1», работает солнечная ориентация (в апогее корабль проходил мыс Горн).
10:07 Гагарин: Некоторой облачностью закрыто… Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звёзды через «Взор», как проходят звёзды. Очень красивое зрелище. Продолжается полёт в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звёздочку, она так проходит слева направо. Ушла звёздочка, уходит, уходит….
10:09:15 Гагарин: Вышел из тени Земли… Пролетаю над морем… Через правый иллюминатор и «Взор» видно: сейчас появилось Солнце. Объект вращается. Очевидно, работает солнечный системный иллюминатор. …Наблюдаю Землю, пролетаю над морем.
10:15 получение данных пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток-1»: «Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо.»
10:18 Гагарин: Прошла вторая команда. Давление в системе ориентации 120 атмосфер. Давление в баллоне ТДУ 320 атмосфер. Самочувствие хорошее. Полёт проходит успешно. Как поняли, приём. Все системы работают хорошо.
10:25 Тормозной импульс. Преждевременное отключение ТДУ.
10:36 Разделение отсеков по резервному варианту от термодатчиков на высоте 130 км над Средиземным морем.

Восток-1 на почтовых марках

Литература

  • Восток Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Материалы по истории космического корабля "Восток" : К 30-летию первого полета человека в космич. пространство / АН СССР, Комис. по разраб. науч. наследия пионеров освоения космич. пространства; [Ред.-сост. Ю. В. Бирюков]. — Москва : Наука, 1991. — 214 с. — ISBN 5-02-000238-0
  • Вклад Академии наук в освоение Космоса / А.М. Сергеев, В.Г. Бондур.. — М.: Российская академия наук, 2021. — 348 с. — ISBN 978-5-907366-36-7.
  • Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Давыдов В. А.. — М. : Родина МЕДИА, 2011. — Т. 1. — 560 с. — ISBN 978-5-905350-01-6.
  • Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Давыдов В. А.. — М : Родина МЕДИА, 2011. — Т. 2. — 560 с. — ISBN 978-5-905350-02-3.
  • Человек. Корабль. Космос. : Сборник документов к 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина. — М. : Новый хронограф, 2011. — 888 с. : ил. — ISBN 978-5-94881-148-2.

Примечания

  1. на карте Google - Восток-1 высадка монумент. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  2. на карте Google - Восток-1 высадка монумент фотоснимок. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  3. Records file on the first space flight by the USSR citizen Youri Alexeyvich Gagarin. The USSR Central Aero Club. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Восток Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Советский космический корабль "Восток". Досье. ТАСС. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР / В. П. Глушко. — 2-е изд., доп. — Москва : Машиностроение, 1981. — 205 с
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 Пилотируемые космические корабли "Восток" и "Восход" / В кн. Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева (1946-1996) / Подгот. А. П. Александров и др.]. — [Королев] : Ракет.-косм. корпорация "Энергия", 1996. — 670 с. — с.20-118
  8. Восток-1: история полета первого космического корабля. «Цифровой океан». Дата обращения: 13 сентября 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 Материалы по истории космического корабля "Восток" : К 30-летию первого полета человека в космич. пространство / АН СССР, Комис. по разраб. науч. наследия пионеров освоения космич. пространства; [Ред.-сост. Ю. В. Бирюков]. — Москва : Наука, 1991. — 214 с. — ISBN 5-02-000238-0
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Давыдов В. А.. — М. : Родина МЕДИА, 2011. — Т. 1. — 560 с. — ISBN 978-5-905350-01-6.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Давыдов В. А.. — М : Родина МЕДИА, 2011. — Т. 2. — 560 с. — ISBN 978-5-905350-02-3.
  12. Восток-1: история полета первого космического корабля. «Цифровой океан». Дата обращения: 13 сентября 2024.
  13. Каманин Н. П. Скрытый космос (в 4-х кн.). — М.: Инфортекст-ИФ, 1995—1997.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов. РБК. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  15. Борисенко И.Г. Человек в космосе // На космических стартах и финишах. — М.: Знание, 1975. — 160 с.

Ссылки