Королёв, Сергей Павлович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Павлович Королёв
Korolyov (1934).jpg
Дата рождения 12 января 1907(1907-01-12)
Место рождения Житомир
Дата смерти 14 января 1966(1966-01-14) (59 лет)
Место смерти Москва
Гражданство  СССР
Род деятельности космонавтика, ракетостроение
Отец Павел Яковлевич Королёв
Мать Мария Николаевна Москаленко (Баланина)
Награды и премии
Автограф Sergei Korolyov Signature.svg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Королёв и Гагарин перед стартом.
Памятник Королёву в Москве.
Марка Казахстана, 2007 год.
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв». Марка Украины, 1997 год.

Серге́й Па́влович Королёв (12 января 1907 года, Житомир — 14 января 1966 года, Москва) — советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР (1946—1966), академик Академии наук СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), кавалер трёх орденов Ленина, лауреат Ленинской премии (1957).

Биография

В 1924 году окончил архитектурно-строительное отделение Одесской профессиональной строительной школы. В 1927 году начал работать в авиационной промышленности. Выпускник аэромеханического отделения механического факультета Московского государственного технического университета имени Баумана 1929 года. Одновременно окончил Московскую шко­лу лёт­чи­ков-пла­не­ри­стов. В 1930 году работал в конструкторском бюро завода имени Менжинского, в 1931 году — в Центральном аэрогидродинамическом институте[1].

Был автором нескольких удачных проектов планёров («Кок­те­бель», «Крас­ная звез­да» и другие). Планёр «Крас­ная звез­да» был специально разработан для выполнения фигур высшего пилотажа. В 1930 году на этом планёре была выполнена мёртвая петля. Тогда же Королёв заинтересовался ракетными двигателями. В 1931 году совместно с Фридрихом Цандером Королёв создал Группу изучения реактивного движения (ГИРД), а на следующий год возглавил её. Под его руководством были осуществлены первые в стране пуски ракет на гибридном топливе (жидкий кислород и твёрдый бензин). В 1934 году им был опубликован его первый научный труд «Ракетный полёт в стратосфере»[1].

В 1933 году ГИРД и Газодинамическая лаборатория были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королёв был сначала назначен заместителем директора по научной работе, а на следующий год — начальником отдела ракетных летательных аппаратов[1].

В 1938 году Королёв был репрессирован, а в 1940 году — переведён в группу авиаконструктора Андрея Туполева[1], где принимал участие в проектировании самолётов Пе-2 и Ту-2. В 1942 году стал заместителем главного конструктора закрытого конструкторского бюро в Казани, которое занималось оснащением истребителей жидкостными реактивными двигателями. После победы в Великой Отечественной войне был командирован в Германию, где изучал трофейную технику. С 1946 года работал в Калининграде (Московская область) главным конструктором баллистических ракет в НИИ-88. В 1956 году стал начальником ОКБ-1[1].

4 октября 1957 года под руководством Королёва был запущен первый искусственный спутник Земли. В 1959 году были запущены три автоматические космические станции к Луне, при этом станция Луна-2 стала первой станцией, осуществившей посадку на другое космическое тело, а Луна-3 сфотографировала 70 % поверхности обратной стороны Луны. В 1961 году в СССР был произведён запуск первого в мире пилотируемого космического корабля Восток-1, на борту которого находился первый космонавт Юрий Гагарин. За организацию этого полёта Королёв был удостоен второй звезды Героя Социалистического Труда (указ о награждении, в силу засекреченности фигуры Генерального конструктора, опубликован не был).

Под руководством Королёва были созданы различные баллистические ракетные системы, как твердотопливные, так и жидкостные, морского и сухопутного базирования, геофизические ракеты, ракеты-носители космических аппаратов. С ним связаны главные события в освоении космического пространства: первый искусственный спутник, первые полёт к другим планетам Солнечной системы (Венере и Марсу), первая посадка на Луну, первый человек в космосе. Под руководством Королёва начались работы над запуском человека на Луну, пилотируемым полётом к Марсу, созданием орбитальной станции. Первые два проекта в силу ряда причин остались нереализованными. Проект орбитальной станции Союз был реализован после смерти Королёва[1].

Память

Дома-музеи открыты в Житомире (дом в котором родился знаменитый конструктор) и в Москве (дом, в котором он жил и работал в последние годы). В 1987 году в Житомире открыт Национальный музей космонавтики имени Сергея Королева[2].

Памятники Королёву открыты в десятках городов России, в Байконуре (Казахстан), в Житомире, на Музейной площади Национального технического университета Украины в Киеве (Украина), в Мадриде (Испания)[3].

Именем Королёва назван город в Московской области (бывший Калининград), где он работал главным конструктором НИИ-88, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид, улицы в десятках городов России, многие организации авиационной и ракетно-космической техники, станция монорельсовой дороги в Москве «Улица Академика Королёва».

Выпущены десятки почтовых марок с изображением Королёва (главным образом в СССР, России, Казахстане, на Украине).

Художественные и телевизионные фильмы

Примечания

Ссылки