Лозино-Лозинский, Глеб Евгеньевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Глеб Евгеньевич
Лозино-Лозинский
Lozino-Lozinsky.jpg
Дата рождения 25 декабря 1909(1909-12-25)
Место рождения Киев,
Российская империя
Дата смерти 28 ноября 2001(2001-11-28) (91 год)
Место смерти Москва, Россия
Страна  Российская империя
 СССР Флаг России Россия
Научная сфера авиаконструктор
Альма-матер Харьковский механико-машиностроительный институт
Учёная степень доктор технических наук
Награды и премии
Автограф Gleb E. Lozino-Lozinsky.png

Глеб Евге́ньевич Лози́но-Лози́нский (25 декабря 1909 — 28 ноября 2001) — один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий.

Биография

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился 25 декабря 1909 (7 января 1910) года в Киеве (Российская империя) в семье столбового дворянина, присяжного поверенного. Так как в документы никогда не вносили никаких изменений, своим днём рождения считал 25 декабря. Когда началась революция, Лозино-Лозинские жили в городе Кременчуге. Здесь Глеб окончил трудовую школу, причем пошёл сразу в седьмой класс. Затем два года проучился в профтехшколе, где получил специальность слесаря[1].

Свой творческий путь Г. Е. Лозино-Лозинский начал на Харьковском турбогенераторном заводе, где он начал работать инженером-расчетчиком после окончания в 1930 году Харьковского механико-машиностроительного института. Первой серьезной работой стало участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности[2].

С 1932 года Г. Е. Лозино-Лозинский работает в авиационной промышленности, разрабатывая в Харьковском авиационном институте паротурбинную двигательную установку для тяжелого бомбардировщика А. Н. Туполева.

Главной проблемой, с которой столкнулись конструкторы в 1940-х годах при увеличении скоростей полёта, стала неэффективность воздушного винта как основного движителя самолёта. Дальнейший прирост максимальных скоростей достигался непропорциональным увеличением мощности поршневого двигателя и прогрессирующими весовыми издержками. Это был тупик, из которого конструкторы лихорадочно искали выход: испытывались комбинированные двигательные установки, пороховые ускорители, появились первые самолеты с ЖРД. Предлагаемые технические решения позволяли получить кратковременный выигрыш в скорости за счет существенного снижения эффективности. Это был передний край инженерных изысканий, и именно здесь впервые проявился инженерный талант Г. Е. Лозино-Лозинского[3].

Перейдя в 1941 году на работу в ОКБ А. И. Микояна, Г. Е. Лозино-Лозинский занялся разработкой проектов различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. Энергетика самолетов стала основным его интересом на долгие годы. Под руководством и при непосредственном участии Г. Е. Лозино-Лозинского проходило освоение силовых установок нового типа, в том числе комбинированных (ПД+ВРД). Первая отечественная форсажная камера (и методы её расчета) была разработана именно для поршневого двигателя (форсажная камера располагалась в системе охлаждения радиатора с помощью вентиляторов), существенно улучшив его скоростные характеристики: в 1947 году в горизонтальном полете на опытном поршневом самолете была достигнута скорость 850 км/ч. Серьезные проблемы были решены при создании и отработке систем регулирования форсажной камеры[3].

Дальнейшим результатом работ Лозино-Лозинский стал МиГ-19 — первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель и заменивший его лучший истребитель своего времени МиГ-21 с максимальной скоростью 2М, оснащенный лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником[4].

Самолёт имел систему высотного коррелятора приемистости, служившую для поддержания оптимальных характеристик разгона двигателя на больших высотах. Система управления воздухозаборником вводила коррекции выдвижного конуса по углам отклонения стабилизатора в зависимости от углов атаки. На счету модификации МиГ-21 — Е-66 два абсолютных мировых рекорда скорости горизонтального полета в 1959—1960 годах и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961 году. Всего было разработано более 45 модификаций самолета МиГ-21, общее количество выпущенных машин (без учета производимых до настоящего времени в КНР) превысило 10352 штук[3].

В 1965 году в ОКБ-155 А. И. Микояна началась разработка двухступенчатого воздушно-орбитального самолета (в современной терминологии — авиационно-космической системы — АКС) «Спираль». В июне 1966 года Лозино-Лозинский назначен на должность главного конструктора проекта, в 1967 году переведён на Московский машиностроительный завод «Зенит». По замыслу космические аппараты многоразового использования (орбитальные самолеты) должны были выводиться на орбиту специально разработанным гиперзвуковым самолетом-разгонщиком. Идея на много пережала свое время. В 1967 году орбитальный самолет, по предложению С. П. Королёва, должен был с помощью ракеты совершить облет Земли. Но в конце 60-х проект «Спираль» был заморожен, а в 1971 году приказом министра-обороны Гречко проект «Спираль» был закрыт[4].

В том же 1971 году Лозино-Лозинский был назначен главным конструктором сверхзвукового перехватчика, который впоследствии весь мир узнал как МиГ-31, принимал самое непосредственное участие и в создании фронтового истребителя МиГ-29.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1975 года за выдающиеся заслуги в создании и производстве новой техники Лозино-Лозинскому Глебу Евгеньевичу присвоено звание Герой Социалистического труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот»[4].

«Буран»

12 февраля 1976 года выходит секретное Постановление Правительства СССР N132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т». Впоследствии эта многоразовая космическая система получила названия «Энергия-Буран». Этот же документ открывал финансирование и определял основного заказчика (Министерство обороны СССР) и головного разработчика (НПО «Энергия»). В рамках этого Постановления головным предприятием в авиационной промышленности, ответственным за создание планера орбитального корабля и координацию работ всей кооперации авиационной промышленности, определялось специально созданное Научно-производственное объединение «Молния» во главе с Генеральным директором — Главным конструктором Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским[3].

Несмотря на предложение НПО «Молния» применить схему орбитального самолёта «Спираль» и в системе «Буран», головной разработчик системы НПО «Энергия» настоял на использовании компоновки, близкой к американскому «Шаттлу», с ракетоносителем. Тем не менее Опыт работы значительно облегчил и ускорил создание «Бурана».

В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю «Буран». В результате многолетней напряженной работы создан многоразовый космический корабль с уникальными характеристиками. Первый и единственный его полёт состоялся 15 ноября 1988 года[4].

Проект «Макс»

В 1980-е годы в научно-производственном объединении «Молния» под руководством Генерального конструктора Лозино-Лозинского начали разрабатывать многоцелевую авиакосмическую систему (МАКС) с использованием в качестве «летающего космодрома» сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрия».

Этот уникальный проект отличался от советского «Бурана» и американского «Шаттла» своей мобильностью и низкой стоимостью выведения полезных грузов на орбиту. Система должна базироваться на обычных аэродромах и «вписываться» в существующие средства наземного комплекса управления космическими полетами[5].

Система «МАКС» предназначена для решения широкого круга задач в космосе, в том числе: выведение на околоземную орбиту и возврат с орбиты различных полезных грузов, транспортно-техническое обеспечение космических объектов различного назначения, проведение аварийно-спасательных работ на орбите, решение научно-технических и технологических экспериментов в космосе и так далее.

Система «МАКС» представляет собой модификацию легендарного проекта «Спираль», главная особенность которого состоит в том, что орбитальный самолет с помощью ракетного ускорителя стартует не с космодрома, а с самолета-разгонщика[5].

В 1990-е годы Лозино-Лозинский продолжал руководить НПО «Молния». Под его руководством совместно с фирмой British Aerospace (Великобритания), АНТК «Антонов» (Украина) и институтами ЦАГИ и ЦИАМ (Россия) разрабатывается авиакосмическая система Interrim-Hotol, базирующуюся сверхтяжелом самолете на Ан-225 «Мрия», проекты пассажирских средне-магистральных самолётов схемы «триплан» — «Молния-100, −300 и −400». В 1994 году Лозино-Лозинский становится генеральным конструктором НПО «Молния» и оставляет пост Генерального директора НПО «Молния», сосредотачиваясь на конструкторской работе[4].

Г. Е. Лозино-Лозинский — один из основателей Российской инженерной академии, в он которой возглавлял секцию «Авиакосмическая», являлся научным редактором журнала «Авиакосмическая техника и технология», организатором регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса, заведуюшим кафедрой «Авиационно-космические системы» в МГТУ им. К. Э. Циолковского[5].

Жил и работал в Москве. Скончался 28 ноября 2001 года, на 92-м году жизни. Похоронен на Донском кладбище в Москве (участок 3).

Почётные звания и награды

Примечания

Литература

Ссылки