Исаев, Алексей Михайлович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Алексей Михайлович Исаев
Aleksei Isaev (1978 env).jpg
Дата рождения 24 октября 1908(1908-10-24)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 25 июня 1971(1971-06-25) (62 года)
Место смерти Москва
Научная сфера моторостроение
Место работы Главный конструктор ОКБ № 2 (КБХМ имени А. М. Исаева) с 1952 по 1971 годы
Альма-матер Московский горный институт
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Известен как конструктор ЖРД
Награды и премии

Герой Социалистического Труда — 1956

Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1956 Орден Ленина — 1961 Орден Ленина — 1968
Орден Октябрьской Революции — 1971
Ленинская премия — 1958 Сталинская премия — 1948 Государственная премия СССР — 1968 Алексей Михайлович Исаев на Викискладе

Алексе́й Миха́йлович Иса́ев (11 [24] октября 1908, Санкт-Петербург, Российская империя — 25 июня 1971, Москва, СССР) — советский инженер-изобретатель, главный конструктор ракетно-космических двигателей. Соавтор самолёта БИ-1. Изобрёл ЖРД закрытого цикла, доктор технических наук (1959), профессор. Герой Социалистического Труда.

Биография

Родился 11 (24) октября 1908 года в Санкт-Петербурге, в семье приват-доцента юриспруденции Петербургского университета Михаила Михайловича Исаева. Семья Исаевых жила в Петербурге до 1918 года. Переехали в деревню Мстера Владимирской губернии — родное место няни детей.[1] Образование Алексей Михайлович получил в школе-интернате, организованной его отцом, в которой преподавали известные педагоги — физик Г.И. Фалеев, математик А. Н. Колмогоров, писательница В. Е. Беклемишева. Встреча с такими педагогами стала своеобразной жизненной удачей. Он получил фундаментальные знания по математике и физике. После окончания школы в 1925 году по настоянию отца он поступил в Московскую горную академию. В декабре 1931 года защитил дипломный проект в Московской академии, преобразованной в горный институт, после чего в работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате.[2]

Место работы и должность

В октябре 1934 года был принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».[1]

С этого времени начался взлёт Алексея Михайловича Исаева как авиационного инженера, конструктора, волею судьбы, обстоятельств и личных качеств превратившегося в конструктора ракетной и космической техники. С 1939 года работал в роли ведущего конструктора опытного самолёта «И».[2]

С июля 1940 года КБ В. Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1» — первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), на котором 15 мая 1942 года лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи поднял его в небо с аэродрома Кольцово в посёлке Билимбай под Свердловском, куда в 1941 году было эвакуировано конструкторское бюро под руководством В. Ф. Болховитинова. А. М. Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолёта (предоставленного НИИ-3), позднее — над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта. РД-1 — первый двигатель, созданный Алексеем Исаевым. В октябре 1944 года были успешно завершены государственные испытания РД-1. В том же году А. М. Исаев был назначен главным конструктором КБ.[3]

В период с 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии для изучения немецкой ракетной техники в составе межведомственной комиссии особого назначения, в которую вошли С. П. Королёв, Л. А. Воскресенский, В. П. Мишин, Б. Е. Черток, Н. А. Пилюгин, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, М. С. Рязанский, В. П. Глушко и др. В 1946 году по идее А. М. Исаева в его КБ была испытана цельносварная камера сгорания ЖРД, обеспечившая значительно более надёжную работу двигателя, чем применявшиеся ранее камеры.[1]

После возвращения из эвакуации в подмосковные Химки в мае 1943 года приказом В. Ф. Болховитинова от 21 июня 1943 года в структуре завода был создан отдел двигателей, начальником которого был назначен А. М. Исаев.

С подразделения, образованного 21 июня 1943 года на авиационном заводе № 293 (руководитель В. Ф. Болховитинов), выросшего впоследствии в коллектив, главным предназначением которого стало создание ЖРД, ведёт свое начало современное Конструкторское бюро химического машиностроения.

18 февраля 1944 года, в соответствии с Постановлением Государственного комитета обороны, завод № 293 вошёл в качестве филиала в состав НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.[1]

Научно-технические достижения и разработки

В мае 1948 года подразделение А. М. Исаева было переведено в НИИ-88 и стало называться отделом № 9 ОКБ. В этот период ОКБ Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».

В 1950—1952 годах под руководством А. М. Исаева впервые в СССР были созданы газогенераторы, работавшие на двухкомпонентном ракетном топливе с большим избытком горючего или окислителя. Газогенераторы такого типа нашли применение в вытеснительных системах подачи топлива (жидкостном аккумуляторе давления), для привода турбин ТНА и наддува топливных баков, а также в РД замкнутых схем, предложенных Исаевым.[1]

Успехи Исаева вызвали заинтересованность С. П. Королёва, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования ЖРД КБ Исаева на флотских ракетах, даже после передачи этой тематики от Королёва в СКБ-385 В. П. Макеева.[3] В 1952—1958 годах работы ОКБ-2 по созданию ЖРД продвигались успешно, необходимость в дублировании работ по созданию ЖРД отпала, и в декабре 1958 года по приказу Госкомитета по оборонной технике ОКБ-2 и ОКБ-3 были объединены в одно подразделение во главе с A.M. Исаевым. Оно сохранило наименование ОКБ-2.

16 января 1959 года ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.

C 1954 года разрабатываются новые ЖРД с ТНА для второй ступени ракет ЗРК С-75 и четырёхкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

17 июня 1961 года за образцовое выполнение правительственных заданий предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 году ОКБ-2 получило наименование «Конструкторское бюро химического машиностроения».

В 1968 году было завершено строительство производственно-лабораторного корпуса и корпуса № 301 филиала КБХМ (испытательная станция в поселке Фаустово, Московской области), а в марте 1971 года — инженерного корпуса (КБ).

Исаевский двигатель КРД-61 устанавливался на возвращаемых с Луны ракетах, которые взлетали к Земле с поверхности Селены, используя КТДУ- 417 как стартовую площадку.[3]

Под руководством А. М. Исаева при взаимодействии с ОКБ-1 созданы жидкостные реактивные двигатели и двигательные установки для космических кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», космических аппаратов серий «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Полет», «Космос», орбитальных станций «Салют» и др.[1]

Награды и звания

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года «За успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты» Алексею Михайловичу Исаеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

  • Сталинская премия 3-й степени (1948),
  • Ленинская премия (1958),
  • Государственной премия СССР (1968).
  • орден Ленина (16.09. 1945, 20.04. 1956, 17.06. 1961, 1968),
  • орден Октябрьской революции (09.06. 1971),

В 1965 году А. М. Исаеву присвоено звание Почётного гражданина города Калининград (ныне — Королёв), Московской области.[2]

Смерть

Выдающийся учёный и создатель космической техники, стоявший у истоков отечественной космонавтики Алексей Михайлович Исаев скоропостижно скончался 25 июня 1971 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище (уч. № 4, ряд № 47, место № 18).[2]

Увековечивание памяти

Имя Алексея Михайловича Исаева носит одна из центральных улиц города Королёв, Московской области. В Королёве на доме № 2 по улице, носящей его имя установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска установлена на доме № 14 по улице Лесной, в котором жил А. М. Исаев с 1949-го по 1955 год.

Конструкторскому бюро химического машиностроения в 1991 году было присвоено имя Алексея Михайловича Исаева.

Его именем назван кратер на Луне.[1]

Галерея

Примечания

Ссылки