Исаев, Алексей Михайлович
Алексей Михайлович Исаев | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 24 октября 1908 | |||||
Место рождения | Санкт-Петербург | |||||
Дата смерти | 25 июня 1971 (62 года) | |||||
Место смерти | Москва | |||||
Научная сфера | моторостроение | |||||
Место работы | Главный конструктор ОКБ № 2 (КБХМ имени А. М. Исаева) с 1952 по 1971 годы | |||||
Альма-матер | Московский горный институт | |||||
Учёная степень | доктор технических наук | |||||
Учёное звание | профессор | |||||
Известен как | конструктор ЖРД | |||||
Награды и премии |
|
Алексе́й Миха́йлович Иса́ев (11 [24] октября 1908, Санкт-Петербург, Российская империя — 25 июня 1971, Москва, СССР) — советский инженер-изобретатель, главный конструктор ракетно-космических двигателей. Соавтор самолёта БИ-1. Изобрёл ЖРД закрытого цикла, доктор технических наук (1959), профессор. Герой Социалистического Труда.
Биография
Родился 11 (24) октября 1908 года в Санкт-Петербурге, в семье приват-доцента юриспруденции Петербургского университета Михаила Михайловича Исаева. Семья Исаевых жила в Петербурге до 1918 года. Переехали в деревню Мстера Владимирской губернии — родное место няни детей.[1] Образование Алексей Михайлович получил в школе-интернате, организованной его отцом, в которой преподавали известные педагоги — физик Г.И. Фалеев, математик А. Н. Колмогоров, писательница В. Е. Беклемишева. Встреча с такими педагогами стала своеобразной жизненной удачей. Он получил фундаментальные знания по математике и физике. После окончания школы в 1925 году по настоянию отца он поступил в Московскую горную академию. В декабре 1931 года защитил дипломный проект в Московской академии, преобразованной в горный институт, после чего в работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате.[2]
Место работы и должность
В октябре 1934 года был принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».[1]
С этого времени начался взлёт Алексея Михайловича Исаева как авиационного инженера, конструктора, волею судьбы, обстоятельств и личных качеств превратившегося в конструктора ракетной и космической техники. С 1939 года работал в роли ведущего конструктора опытного самолёта «И».[2]
С июля 1940 года КБ В. Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1» — первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), на котором 15 мая 1942 года лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи поднял его в небо с аэродрома Кольцово в посёлке Билимбай под Свердловском, куда в 1941 году было эвакуировано конструкторское бюро под руководством В. Ф. Болховитинова. А. М. Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолёта (предоставленного НИИ-3), позднее — над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта. РД-1 — первый двигатель, созданный Алексеем Исаевым. В октябре 1944 года были успешно завершены государственные испытания РД-1. В том же году А. М. Исаев был назначен главным конструктором КБ.[3]
В период с 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии для изучения немецкой ракетной техники в составе межведомственной комиссии особого назначения, в которую вошли С. П. Королёв, Л. А. Воскресенский, В. П. Мишин, Б. Е. Черток, Н. А. Пилюгин, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, М. С. Рязанский, В. П. Глушко и др. В 1946 году по идее А. М. Исаева в его КБ была испытана цельносварная камера сгорания ЖРД, обеспечившая значительно более надёжную работу двигателя, чем применявшиеся ранее камеры.[1]
После возвращения из эвакуации в подмосковные Химки в мае 1943 года приказом В. Ф. Болховитинова от 21 июня 1943 года в структуре завода был создан отдел двигателей, начальником которого был назначен А. М. Исаев.
С подразделения, образованного 21 июня 1943 года на авиационном заводе № 293 (руководитель В. Ф. Болховитинов), выросшего впоследствии в коллектив, главным предназначением которого стало создание ЖРД, ведёт свое начало современное Конструкторское бюро химического машиностроения.
18 февраля 1944 года, в соответствии с Постановлением Государственного комитета обороны, завод № 293 вошёл в качестве филиала в состав НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.[1]
Научно-технические достижения и разработки
В мае 1948 года подразделение А. М. Исаева было переведено в НИИ-88 и стало называться отделом № 9 ОКБ. В этот период ОКБ Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».
В 1950—1952 годах под руководством А. М. Исаева впервые в СССР были созданы газогенераторы, работавшие на двухкомпонентном ракетном топливе с большим избытком горючего или окислителя. Газогенераторы такого типа нашли применение в вытеснительных системах подачи топлива (жидкостном аккумуляторе давления), для привода турбин ТНА и наддува топливных баков, а также в РД замкнутых схем, предложенных Исаевым.[1]
Успехи Исаева вызвали заинтересованность С. П. Королёва, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования ЖРД КБ Исаева на флотских ракетах, даже после передачи этой тематики от Королёва в СКБ-385 В. П. Макеева.[3] В 1952—1958 годах работы ОКБ-2 по созданию ЖРД продвигались успешно, необходимость в дублировании работ по созданию ЖРД отпала, и в декабре 1958 года по приказу Госкомитета по оборонной технике ОКБ-2 и ОКБ-3 были объединены в одно подразделение во главе с A.M. Исаевым. Оно сохранило наименование ОКБ-2.
16 января 1959 года ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.
C 1954 года разрабатываются новые ЖРД с ТНА для второй ступени ракет ЗРК С-75 и четырёхкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
17 июня 1961 года за образцовое выполнение правительственных заданий предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 году ОКБ-2 получило наименование «Конструкторское бюро химического машиностроения».
В 1968 году было завершено строительство производственно-лабораторного корпуса и корпуса № 301 филиала КБХМ (испытательная станция в поселке Фаустово, Московской области), а в марте 1971 года — инженерного корпуса (КБ).
Исаевский двигатель КРД-61 устанавливался на возвращаемых с Луны ракетах, которые взлетали к Земле с поверхности Селены, используя КТДУ- 417 как стартовую площадку.[3]
Под руководством А. М. Исаева при взаимодействии с ОКБ-1 созданы жидкостные реактивные двигатели и двигательные установки для космических кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», космических аппаратов серий «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Полет», «Космос», орбитальных станций «Салют» и др.[1]
Награды и звания
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года «За успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты» Алексею Михайловичу Исаеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
- Сталинская премия 3-й степени (1948),
- Ленинская премия (1958),
- Государственной премия СССР (1968).
- орден Ленина (16.09. 1945, 20.04. 1956, 17.06. 1961, 1968),
- орден Октябрьской революции (09.06. 1971),
В 1965 году А. М. Исаеву присвоено звание Почётного гражданина города Калининград (ныне — Королёв), Московской области.[2]
Смерть
Выдающийся учёный и создатель космической техники, стоявший у истоков отечественной космонавтики Алексей Михайлович Исаев скоропостижно скончался 25 июня 1971 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище (уч. № 4, ряд № 47, место № 18).[2]
Увековечивание памяти
Имя Алексея Михайловича Исаева носит одна из центральных улиц города Королёв, Московской области. В Королёве на доме № 2 по улице, носящей его имя установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска установлена на доме № 14 по улице Лесной, в котором жил А. М. Исаев с 1949-го по 1955 год.
Конструкторскому бюро химического машиностроения в 1991 году было присвоено имя Алексея Михайловича Исаева.
Его именем назван кратер на Луне.[1]
Галерея
Примечания
Ссылки
- /Военное обозрение/ А. М. Исаев. Укрощение огня
- / Космический мемориал/ Исаев Алексей Михайлович
- / ГКНПЦ имени М. В. Хруничева/ К 100-летию со дня рождения главного конструктора ракетно-космических двигателей М. В. Исаева
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 24 октября
- Родившиеся в 1908 году
- Умершие 25 июня
- Умершие в 1971 году
- Доктора технических наук
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Учёные по алфавиту
- Конструкторы ракетно-космических систем
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие в Москве
- Конструкторы СССР