Глушко, Валентин Петрович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Валентин Петрович Глушко
Почтовая марка России (2008)Почтовая марка России (2008)
Дата рождения 20 августа (2 сентября) 1908(1908-09-02)
Место рождения Одесса
Дата смерти 10 января 1989(1989-01-10) (80 лет)
Место смерти Москва
Научная сфера Ракетная техника
Место работы ОКБ-456 («Энергомаш»), НПО «Энергия»
Учёная степень доктор технических наук (1957)
Учёное звание академик АН СССР (1958)
Награды и премии
Автограф Sign of Valentin Glushko.png
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Самолёт «Аэрофлота», носящий имя Валентина Глушко.
Монет России 2008 года номиналом 2 рубля.

Валенти́н Петро́вич Глушко́ (20 августа (2 сентября1908, Одесса — 10 января 1989, Москва) — советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники, Один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения.

Биография

В детстве Глушко увлёкся чтением романов Жюля Верна. Прочитав книги Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны» он решил посвятить свою жизнь освоению космоса[1]. Ещё в школьные годы начал переписываться с Константином Эдуардовичем Циолковским. В 16 лет написал книгу «Проблема эксплуатации планет», которую в издательстве не приняли. Тогда же опубликовал несколько статей[2].

В 1924 году окончил школу и поступил в Ленинградский государственный университет на физическое отделение физико-математического факультета. В 1929 году в своей дипломной работе разработал проект космического корабля с электрическим ракетным двигателем. После института работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) руководителем отдела разработки двигателей. За время работы в ГДЛ разработал целый ряд двигателей. Им был испытан ряд двигателей серии ОРМ, работавших на керосине и азотной кислоте[2].

В 1934 году Глушко был назначен руководителем Ракетного научно-исследовательского института при Народном комиссариате обороны. Одновременно он читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского[2].

В 1938 году был арестован. Под давлением следователей оговорил себя, назвавшись членом антисоветской организации, занимавшейся шпионажем в пользу Германии, но вскоре отказался от своих показаний. Был приговорён к 8 годам заключения. В заключении продолжал заниматься исследовательской и конструкторской работой, был главным конструктором КБ 4-го Спецотдела НКВД на Казанском заводе № 16. Как руководитель оборонного КБ имел право набирать сотрудников из числа заключённых. Пользуясь этой возможностью он сумел спасти тех своих бывших сотрудников и знакомых, которых к том времени не успели расстрелять[2].

В 1942 году в его КБ был переведён Сергей Королёв. В КБ был разработан ряд ракетных ускорителей для самолётов Пе-2, Як-3, Су-7 и Ла-7. Эти ускорители позволяли увеличить скорость самолётов на 200 км/ч. В 1944 году Глушко за свои заслуги был досрочно освобождён и реабилитирован, после чего он стал заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. После своего освобождения Глушко передал Иосифу Сталину список более 30 человек, которых просил освободить досрочно[2].

В 1945—1946 годах Глушко находился в Германии, где изучал трофейную ракетную технику и опыт немецкого ракетостроения. Свои выводы он изложил в докладной записке на имя министра вооружений Дмитрия Устинова. В 1946 году Казанское КБ, руководителем которого был Глушко, было переведено в Химки. Впоследствии оно было переименовано в НПО «Энергомаш», а в 1970-е годы в НПО «Энергия». В 1948 году состоялся запуск ракеты Р-1[2].

В 1953 году Глушко был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1957 году ему без защиты диссертации была присвоена степень доктора технических наук[2]. В 1958 году стал академиком Академии наук СССР. Он является автором более 250 научных работ и изобретений[1].

В 1960—1970 годах под руководством Глушко разрабатывались орбитальные пилотируемые станции, корабли многоразового использования, поселения на Луне, проекты освоения Венеры и Марса. Валентин Петрович создал более 50 различных двигателей, многие из которых используются до сих пор[2].

В 1972 году в США были начаты работы по разработке космической системы «Space Shuttle». Вскоре после этого в Советском Союзе началась разработка аналогичной системы «Энергия — Буран». Для этого проекта Глушко разработал самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-170. Запуск состоялся 15 ноября 1988 года. Беспилотный корабль совершил два витка вокруг Земли и совершил безупречную посадку в автоматическом режиме. 10 января следующего года Валентин Глушко скончался[2].

Память

В 1994 году именем Глушко назван кратер на видимой стороне Луны[2]. В его честь названы улицы в Москве, Казани, Калуге и Байконуре, проспект в Одессе. НПО «Энергия» было присвоено имя Глушко. На домах, в которых проживал Глушко в Одессе, Москве и Королёве установлены мемориальные доски. Лесовозу Северного морского пароходства присвоено название «Академик Глушко»[1].

Примечания

Ссылки