Памятная табличка на галерее почёта Ижевского мотозавода (вторая слева).
Серге́й Алекса́ндрович Афана́сьев (30 августа 1918, Клин, Московская область — 13 мая 2001, Москва) — советский государственный деятель, министр общего машиностроения СССР (1965—1983), министр тяжёлого и транспортного машиностроения СССР (1983—1987), дважды Герой Социалистического Труда (14 февраля 1975, 29 августа 1978). Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии и Государственной премии СССР. Депутат Верховного Совета СССР: Совета Союза 7-11 созывов (1966—1989) от Свердловской области[1][2][3][4][5], Совета Национальностей 6 созыва (1962—1966) от Чечено-Ингушской АССР[6]. В Верховный Совет 9-го созыва избран от Свердловской области[3]. В 1961—1989 годах был членом ЦК КПСС.
Биография
Родился в городе Клин Московской области. В 1930 году семья переехала в Москву. В 1936 году окончил среднюю школу, а в 1941 году — Московский механико-машиностроительный институт. Одновременно с учёбой в институте работал старшим наладчиком станков-автоматов на автозаводе имени Сталина. После окончания института работал мастером и инженером-конструктором на артиллерийском заводе № 8 (город Королёв, Московская область). После начала Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Свердловск, а Афанасьев начал работать на заводе № 172 в городе Молотов, который занимался разработкой противотанковых кумулятивных снарядов[7].
После окончания войны начал работать в Техническом управлении Министерства вооружения СССР (министерство в 1953 году было реорганизовано в Министерство оборонной промышленности СССР), где прошёл путь от старшего инженера до начальника Технического управления. Был куратором работ по строительству атомного ледокола «Ленин». В 1961 году стал председателем Совета народного хозяйства РСФСР и заместителем председателя Совета Министров РСФСР. На этих должностях курировал среднее и тяжёлое машиностроение страны, которые были прямо связаны с советской космической программой[7].
В марте 1965 года был назначен министром общего машиностроения СССР. Под его руководством все научно-исследовательские институты и конструкторские бюро страны, работавшие над созданием ракетно-космической техники, были объединены под единым началом. В годы его руководства министерством был достигнут паритет ракетно-ядерных сил между СССР и США. Были созданы самые передовые межконтинентальные баллистические ракеты для наземного и подводного базирования. В ведении министерства также находились разработки орбитальных космических станций, в частности, орбитальная станция «Мир»[7].
В 1983 году Афанасьев стал министром тяжёлого и транспортного машиностроения СССР. Он осуществлял руководство созданием и производством металлургического оборудования, дизелестроением, тепловозостроением, вагоностроением, горным машиностроением и подъёмно-транспортным машиностроением. С марта 1988 года работал консультантом при Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, а с 1992 года — главным научным консультантом Ракетно-космической корпорации «Энергия». Скончался 13 мая 2001 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище[7].
Память
Бюст Афанасьева установлен в его родном городе Клин. На московском доме, где он жил, установлена мемориальная доска[7].
Примечания
Ссылки