Бармин, Владимир Павлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Павлович Бармин
Файл:Бармин Владимир Павлович.jpg
Дата рождения 4 марта 1909(1909-03-04)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 17 июля 1993(1993-07-17) (84 года)
Место смерти Москва
Научная сфера Ракетная техника
Альма-матер МГТУ имени Н. Э. Баумана
Учёная степень доктор технических наук (1959)
Учёное звание академик АН СССР (1966)
академик РАН (1991)
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1956
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Кутузова I степени
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За оборону Москвы»
SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Thirty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Forty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Медаль «Ветеран труда» SU Medal 50 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg SU Medal 60 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg SU Medal 70 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg
SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Сталинская премия — 1943 Ленинская премия — 1957 Государственная премия СССР — 1967 Государственная премия СССР — 1977 Государственная премия СССР — 1985

Влади́мир Па́влович Барми́н (4 (17) марта 1909 года, Москва, Российская империя — 17 июля 1993 года, Москва, Российская Федерация) — советский учёный, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Один из основоположников советской космонавтики. Академик АН СССР1966 года, с 1991 года — академик РАН), Герой Социалистического Труда (1956). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР[1].

Биография

Владимир Павлович Бармин родился 4(17) марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году он поступил в Московское реальное училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступил на механический факультет Московского высшего технического училища (в 1930—1943 гг. — Московский механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана, ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), который окончил в 1930 году по специальности «инженер‑механик по холодильным машинам и аппаратам»[1].

Начиная с 1931 года В. П. Бармин ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н. Э. Баумана, где читает курс термодинамики и курс «Расчет и конструирование поршневых компрессоров», кроме этого он руководит курсовыми и дипломными проектами в Военной инженерной академии[2]. Работал на заводе «Компрессор» в Москве инженером-конструктором (1930—1931), старшим инженером-конструктором (1931—1932), руководителем компрессорной группы (1932—1940). С 1940 года — главный конструктор завода «Компрессор». За время работы в предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Вот некоторые из них: ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности (1933—1935), первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов (1934), первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов (1934), углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В. И. Ленина (1935), передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации (1935). В 1935—1936 годах находился в длительной производственной командировке в США, откуда привез много полезных знаний. Вернувшись, он за 10 лет прошел путь от молодого специалиста до главного конструктора завода[3].

С началом Великой Отечественной войны с июля 1941 года — главный конструктор завода «Компрессор» и главный конструктор специального конструкторского бюро при этом заводе. СКБ и завод стали головными организациями по разработке и производству серийных образцов многозарядных пусковых установок реактивной артиллерии, широко известных как «катюша»: БМ-13, БМ-8, БМ-8-36, БМ-8-48, БМ-31-12 и другие. Всего за годы войны под руководством Бармина разработано 78 типов пусковых установок реактивных снарядов и их модификаций, из них 36 приняты на вооружение Сухопутных войск и ВМФ[4].

С 1946 года В. П. Бармин становится начальником и главным конструктором ГСКБ «Спецмаш» — головного предприятия по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов. В. П. Бармин становится членом Совета главных конструкторов, созданного С. П. Королевым для координации работ по созданию ракетной техники. Начиная с 1947 года, под руководством В. П. Бармина в короткие сроки были разработаны стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет конструкции С. П. Королева: Р-1, Р-2 (1948—1952 гг.), Р-11, Р-5 и первой стратегической ракеты с ядерным боезарядом Р-5М. В 1957 году были завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая вывела на орбиту Земли первый спутник Земли и первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина[2].

С 1947 года под руководством Бармина в короткие сроки были разработаны надёжные передвижные и стационарные стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет Р-1 (1948), Р-2 (1952), Р-11, Р-5 и Р-5М (1954—1956). Одновременно в его КБ были начаты работы по решению проблемы запуска ракет из шахт. Сконструированная для этих целей шахтная пусковая установка «Маяк» (1960) позволила провести серию научно-исследовательских испытаний, в результате чего в период 1958—1963 годов разработана большая группа шахтных ПУ, что стало важным звеном в создании ракетного щита страны[4].

Под руководством Бармина были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракет-носителей УР-500 («Протон») и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран».

Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ под руководством Бармина были сконструированы автоматические грунтозаборные устройства. С помощью одного из них была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра и обеспечена доставка его на Землю. С помощью другого был осуществлен забор образцов грунта в трех точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о его химическом составе[1].

Наряду с конструкторской деятельностью, В. П. Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации. С 1959 по 1989 годы он возглавлял кафедру «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». В МВТУ им. Н. Э. Баумана В. П. Бармин являлся почётным президентом Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, членом Международной академии астронавтики[2].

В. П. Бармин жил в городе-герое Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10)[4].

Многие годы дело отца на посту генерального конструктора КБ общего машиностроения продолжал Игорь Владимирович Бармин, ныне член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, президент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского[3].

Почётные звания и награды

Память

Его имя присвоено НИИ стартовых комплексов, созданному путем объединения КБ общего машиностроения и КБ транспортного машиностроения. На здании, где находилось КБОМ и где сейчас расположена Госкорпорация «Роскосмос», в 2016 году открыта мемориальная доска. Астероид № 22254 назван в его честь «Владбармин». Имя академика Бармина носят улицы в Москве и на Байконуре[3]. Имя академика В. П. Бармина носит средняя школа в 6-м микрорайоне города Байконур[6].

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!