Анфимов, Николай Аполлонович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Аполлонович Анфимов
Анфимов, Николай Аполлонович.jpg
Дата рождения 29 марта 1935(1935-03-29)
Место рождения Москва
Дата смерти 29 октября 2019(2019-10-29) (84 года)
Место смерти Москва
Научная сфера механика
Место работы ЦНИИмаш, МФТИ
Альма-матер МФТИ
Учёная степень доктор технических наук (1972)
Учёное звание член-корреспондент АН СССР (1984)
академик РАН (1997)
Награды и премии

Никола́й Аполло́нович Анфи́мов (29 марта 1935, Москва — 29 октября 2019, Москва) — советский и российский учёный-механик, специалист в области аэродинамики, теплотехники, аэромеханики, аэрогазодинамики, теплообмена, теплозащиты, наземных испытаний ракет и космических аппаратов, системного проектирования космических транспортных систем, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии наук, член Международной академии астронавтики и Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского.

Биография

В 1958 году, после окончания Московского физико-технического института работал в Научно-исследовательском институте тепловых процессов, где прошёл путь от инженера до начальника отдела. В 1963 году стал кандидатом технических наук, а в 1972 — доктором технических наук[1].

В 1974 году Анфимов начал работать в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (ЦНИИМАШ). Начав путь на этом предприятии с должности начальника отдела, он в 2002 году дошёл до поста генерального директора ЦНИИМАШа. Он был ведущим специалистом страны в своей области, автором более 170 (200[2]) научных работ[1].

Анфимов был руководителем научно-исследовательских и экспериментальных работ, которые проводились в различных исследовательских и конструкторских центрах страны, направленных на разработку перспективных многоразовых космических транспортных систем. В ходе этих работ сопоставлялись различные концепции таких систем и выработка оптимальных вариантов. Николай Апполонович возглавлял российскую сторону в совместных работах Роскосмоса и Европейского космического агентства по научному сотрудничеству. Он представлял СССР и Россию на регулярных международных конференциях по гиперзвуковым летательным аппаратам и многоразовым космическим системам[1].

Многие годы Анфимов был членом редколлегии журнала «Известия Российской академии наук. Механика жидкости и газа» и главным редактором журнала «Космонавтика и ракетостроение». Был заместителем председателя научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, и членом совета по грантам для поддержки молодых учёных при Президенте России, членом президиума Российской академии наук, членом совета Российского фонда фундаментальных исследований[1]. С 2000 года возглавлял так называемую комиссию Анфимова — Стаффорда — экспертный и консультативный совет в составе совместной российско-американской независимой комиссии[3].

Награды и премии

За цикл работ по радиационной газовой динамике Анфимов был удостоен премии имени Н. Е. Жуковского. Цикл работ Анфимова, посвящённых обеспечению температурных режимов автоматических межпланетных космических станций, в 1980 году был отмечен Государственной премией СССР. Работы по обеспечению работоспособности и длительной эксплуатации орбитальных космических станций «Мир», «Салют» и входящих в их состав модулей в 1998 году были отмечены премией правительства Российской Федерации в области науки и техники[1]. В 2016 году в составе группы учёных Анфимов был удостоен Премии Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности «за организацию разработки и создания ракетно-космической техники, использования результатов космической деятельности на базе системы космических средств двойного назначения».

Также награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почётного легиона, медалями.

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!