Челомей, Владимир Николаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Николаевич Челомей
RUSMARKA-1835.jpg
Дата рождения 30 июня 1914(1914-06-30)
Место рождения Седльце, Мазовецкое воеводство, Польша
Дата смерти 8 декабря 1984(1984-12-08) (70 лет)
Место смерти Москва
Научная сфера механика, процессы управления
Альма-матер Киевский авиационный институт
Учёная степень доктор технических наук (1951)
Учёное звание профессор,
академик АН СССР (1962)
Награды и премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Мемориальная доска на школе в Полтаве, где учился Челомей.

Влади́мир Никола́евич Челоме́й (17 (30) июня 1914, Седльце, Российская империя[1] — 8 декабря 1984, Москва, СССР) — советский конструктор ракетно-космической техники, учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963), лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР, кавалер пяти орденов Ленина, фактический руководитель Совета главных конструкторов в 1961—1964 годах, академик Академии наук СССР. Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов.

Биография

Владимир Челомей родился в городке Седлец Привисленского края во время Первой мировой войны. Вскоре из-за войны семья вынуждена была переехать в Полтаву (Украина). В 1926 году семья снова переехала, на этот раз в Киев, где Владимир начал учиться в семилетней трудовой школе. В 1929 году он окончил школу, а в 1932 году — Киевский автомобильный техникум и поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института. На следующий год на базе авиационного факультета был создан Киевский авиационный институт. Ещё в студенческие годы он начал активно заниматься наукой и опубликовал более 20 научных статей[2].

Челомей проходил практику на Запорожском моторостроительном заводе. Во время практики им был выполнен ряд работ, упростивших диагностику отказов двигателей. Тогда же ему пришла идея пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД), и, с разрешения начальства, он начал работы по исследованию его разработки и постройки[2].

Во время работы на моторостроительном заводе он прочёл курс лекций для инженеров завода. По оценкам специалистов, некоторые из этих результатов были новыми для своего времени и были включены в специальную литературу[2].

В 1937 году, усвоив программу обучения на год раньше остальных студентов, Челомей с отличием окончил Киевский авиационный институт. Учёный совет признал, что его дипломная работа по своему уровню соответствует кандидатской диссертации[2].

После института Челомей работал в Институте математики Академии наук Украинской ССР и учился в аспирантуре. В 1939 году он стал кандидатом технических наук, защитив диссертацию по теме «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций». В 1940 году, как особо выдающемуся молодому учёному, работающему над докторской диссертацией, ему была назначена Сталинская стипендия. Через год он защитил докторскую диссертацию, но из-за войны она не была утверждена. Повторная защита диссертации состоялась в 1951 году в МВТУ имени Баумана и Челомею было присвоено звание профессора[2].

В 1941 году Челомей стал начальником группы по исследованию реактивных двигателей в Центральном институте авиационного моторостроения, где продолжил работы по исследованию ПуВРД. На следующий год им был создан первый в стране ПуВРД, который впоследствии устанавливался на различные летательные аппараты[2].

В 1944 году он был назначен директором и главным конструктором завода № 51. На следующий год на заводе под его руководством был разработан беспилотный самолёт-снаряд 10Х, оснащённый ПуВРД, который не был принят на вооружение из-за недостаточной эффективности. В 1954 году Челомей вошёл в состав конструкторов завода № 500 (Тушино), которые занялись разработкой крылатых ракет следующего поколения по заказу Военно-морского флота СССР. В ходе разработки был использован целый ряд идей Челомея, которые позволили опередить США в этом направлении[2].

В 1955 году под начало Челомея был передан механический завод в Реутово (впоследствии Научно-производственное объединение машиностроения). Здесь было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности СССР. В 1959 году была принята на вооружение разработанная здесь крылатая ракета П-5, на базе которой впоследствии были созданы более десятка различных более совершенных модификаций. В 1964 году была принята на вооружение ракета П-6, а вскоре после этого — ракетный комплекс П-35. Далее были разработаны межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УР-500 (поступила на вооружение в 1965 году), МБР УР-100 (поступила на вооружение в 1966 году), первая в мире противокорабельная крылатая ракета с подводным стартом (1968 год), унифицированный противокорабельный комплекс П-120 «Малахит» (1972), первая сверхзвуковая крылатая ракета П-500 «Базальт» (1977), противокорабельная крылатая ракета П-700 «Гранит» (1983)[2].

Память

Именем Челомея назван астероид главного пояса, открытый в 1976 году. Его имя носят также улицы и площади в Москве и Реутове. Памятники конструктору установлены в Москве (рядом с МВТУ имени Баумана) и Байконуре. Мемориальные доски в честь учёного установлены в Киеве (на доме, где он жил и на здании авиационного института) и в Полтаве — на школе, где он учился. Учреждена медаль имени Челомея, которой награждают за выдающиеся успехи в развитии ракетно-космической техники[2].

Примечания

  1. С 1917 года город отошёл в состав Польши
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Кожухарь.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!